Конспект урока "СПП с придаточным условия"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Баранова Наталья Владимировна

Конспект урока "СПП с придаточным условия" 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx22.68 КБ
Office presentation icon moy_urok.ppt192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока Барановой Натальи Владимировны, учителя русского языка и литературы МБОУ Вылковской СОШ Тюменцевского района Алтайского края

Тема: СПП с придаточным условия

Класс:9

Предмет: русский язык

Учебник: М. М. Разумовская, С. И. Львова «Русский язык» 9 класс

Цель урока: создать условия для достижения образовательных результатов:

-  личностных: развитие ответственного отношения к учебе; осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

- метапредметных: самостоятельно определять цели, умение работать с информационным материалом; умение грамотно строить устное монологическое высказывание;

-  предметных: получить представление об особенностях СПП с придаточными условия, научиться моделировать СПП с придаточными условия, научиться находить СПП с придаточными условия в тексте, научиться уместно использовать СПП с придаточными условия в своей речи

Тип урока: открытия новых знаний

Форма работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал

Ход урока:

  1. Этап мотивации

- Любите ли вы мечтать, как люблю это я? Сегодня на уроке я предлагаю вам побыть мечтателями. Почему именно ими, вы узнаете чуть позже.

- А сейчас я хотела бы поделиться с вами своей мечтой: я мечтаю, чтобы все вы сдали экзамены только на «4» и «5». Как воплотить эту, надеюсь, и вашу мечту в жизнь? (Подготовиться к экзамену)

- Не будем терять времени, приступаем к осуществлению нашей мечты.

- Запишите в тетради число и классная работа

2.  Этап актуализации знаний

- Какой раздел языкознания мы изучаем?  (Синтаксис)

- Что изучает синтаксис? (Словосочетание и предложение)

- Где вам могут пригодится знания о словосочетании? (На экзамене)

- Как звучит задание? (Подобрать синонимичное словосочетание)

 

- Выполните первое задание на листах, которые я вам раздала. Подберите к каждому словосочетанию синонимичное.

 

В шёлковом платье - в платье из шёлка

солдатские разговоры – разговоры солдат

сосновые шишки – шишки сосны

сильно ударил – ударил с силой

- Проверим.  Если вы подобрали верно синонимичные словосочетания, поставьте 1 балл напротив этого задания.

- Какие виды предложений мы с вами изучаем в 9 классе? (Сложные)

- Я прочитаю утверждение, если вы с ним согласны, поставьте 1, если не согласны - 0. Ответ запишите в строчку на листе в задании 2.

Сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ.

1

Сложные предложения делятся на союзные и сложноподчинённые.

0

Сложносочинённые предложения по значению и союзам делятся на предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами.

1

Сложносочинённое предложение – предложение, состоящее из нескольких простых предложений, соединённых сочинительными союзами и интонацией.

1

Сложноподчинённое предложение – это предложение, состоящее из нескольких простых предложений, соединённых подчиненными союзами или союзными словами

1

Сложноподчинённое предложение состоит из главного и второстепенного предложения.

0

Сложноподчинённые предложения по значению делятся на три группы: изъяснительные, определительные и обстоятельственные.

1

- Проверим. 1011101. Если верно, поставьте 1 балл напротив этого задания

-Исправьте неверные утверждения

- Как можно определить вид придаточного? (По вопросу)

- Можно ли по союзу определить вид СПП? (Нет.)

- В 3 задании. Определите вид придаточного, начертите схему.

- С чего начнете работу над этим заданием? (С грамматических основ)

- Начертите схемы на доске. Если верно выполнили это задание, поставьте 1 балл.

  1. Целеполагание

- Несколько шагов к осуществлению нашей мечты мы уже сделали.

     - Мечты бывают разные: высокие и приземлённые. Иногда странные. Прочитайте предложение и подумайте, над какими придаточными нам предстоит работать, сформулируйте тему урока.

Кабы не было зимы

В городах и селах,

Никогда б не знали мы

Этих дней веселых.

(СПП с придаточными условия)

- Запишите тему урока в тетрадь.  Подумайте, что сегодня на уроке вам нужно узнать.

- Что нужно сделать, чтобы добиться этой цели?

Где вы можете найти нужный материал? (В учебнике)

4. Этап решения поставленной проблемы

- Откройте учебник на стр. 140, прочитайте теоретический материал

- Что содержится в придаточных условия? (содержится указание на условие, от которого зависит осуществление)

- На какой вопрос отвечают придаточные условия? (При каком условии?)

С помощью каких союзов присоединяются? (Если, ежели, кабы, коли, когда, раз)

- Обратимся к высказываниям о мечте известных людей. В задании 4. Поясните, как вы их понимаете.

- Определите вид придаточного и найдите союзы, с помощь которых присоединяются придаточные, выделите их.  (Придаточные условия. Если, когда, коли, раз).

- Проверьте. Если выполнили верно, поставьте 1 балл.

5. Этап закрепления

- Прочитайте текст. (Раздаточный материал)

- Прочитайте выразительно текст, соблюдая нужную интонацию

О мечте

1.Мечта обладает и большой силой, и большой слабостью. 2.Если заберёте у человека мечту, жизнь окажется бессмысленной. 3.Мечта, как маяк, освещает весь путь нашей жизни.  4.Однако, коли быть объективным, мечта может оказаться и самым большим самообманом. 5.Попробуем в этом разобраться. 6.Типичная ситуация: человек молод, здоров, красив. 7.«Молод, здоров, красив» - никак им не оценивается. 8.Это дано от природы и воспринимается как нечто естественное, как что-то, что должно быть всегда. 9.То, что мы имеем, обычно мы не ценим, но зато хорошо чувствуем, чего у нас нет. 10.Нет денег, нет положения, нет образования и т.п. 11.А раз чего-то нет, значит, нет полноты жизни, нет основы для счастья, нет повода для радости. 12.Тогда появляется мечта. 13.Она предполагает, что все недостающее появится, а значит, появится и само счастье. 14.Счастлив тот, у кого есть мечта. 15.Если мечта сбылась, исчезает томительное, но сладкое, ожидание, исчезает сказка.  

17.Мечтайте, призываю я вас. 18.Мечта есть самое приятное, самое верное, самое интересное общество: оно делает течение времени незаметным.

- Какова идея текста?    (Мечтать нужно, иначе жизнь становится бессмысленной)

- Выпишите в тетрадь СПП с придаточным условия. Начертите схему.

- В листах в задании 5 укажите номера СПП предложений с придаточным условия.

Проверьте. Если выполнили верно, поставьте 1 балл. (2, 4, 11, 15)

- Сложите все баллы, итог запишите на листе.

6. Рефлексия

- Мечтатель - это хороший человек? При каком условии? (Если мечты направлены на созидание, а не на разрушение.)

- Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока.

- Мы эти задачи решили?

- На какие вопросы нашли ответы?

- Что для вас на уроке было легко?

-В чём вы затруднялись?

- Оцените свою работу на уроке

6. Этап объяснения домашнего задания

 - Дома выполните упр. 200

 - Или напишите сочинение-миниатюру из 10-12 предложений, размышляя по поводу

   «Если бы я был президентом страны…»

   «Если бы я был министром образования…»

 «Если бы я был директором школы…»

- Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать шестое января Классная работа

Слайд 2

Замените словосочетание «в шёлковом платье», построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление .

Слайд 3

Замените словосочетание «солдатские разговоры», построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление

Слайд 4

Замените словосочетание «сосновые шишки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление

Слайд 5

Замените словосочетание «сильно ударил», построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление

Слайд 6

Проверим В платье из шёлка разговоры солдат шишки сосны ударил с силой

Слайд 8

Цифровой диктант 1011101

Слайд 9

Кабы не было зимы В городах и селах, Никогда б не знали мы Этих дней веселых.

Слайд 10

СПП с придаточным условия

Слайд 11

Союзы Если Когда Коли Раз

Слайд 12

2, 4, 11,15

Слайд 13

Домашнее задание. упр. 200 Напишите сочинение-миниатюру из 10-12 предложений, размышляя по поводу «Если бы я был президентом страны…» «Если бы я был министром образования…» «Если бы я был директором школы…»

Слайд 14

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия

Урок русского языка в 9 классе. Лексическая тема "Моя малая родина"...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели"

Конспект урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели" - это урок объяснения и первичного закрепления знаний. В качестве материала для закрепления используются творчески...

Сложно-подчиненное предложение с придаточными условия и уступки

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия и уступки...

Предложения с придаточными условия I, II, III типа

Схемы для тренировки построения предложений с придаточными условия I, II, III типа...

Предложения с придаточными условия I, II, III типа

Схемы для тренировки построения предложений с придаточными условия I, II, III типа...