Открытый урок комплексного анализа текста по русскому языку в 10 классе. Тема: "Правописание гласных и согласных в разных морфемах"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Данный урок был проведен в рамках  регионального методического семинара "Использование технологии дифференцированного обучения как средство повышения качества образования".

 На данном уроке  с использованием технологии Д.О.было проведено обобщение по разделу "Морфемика" путем комплексного анализа текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: « Систематизация и обобщение изученного по теме «Правописание   гласных и согласных в разных морфемах »  

(для комплексного анализа  взят отрывок из п-ти Ф.А. Искандера «Созвездие Козлотура»).

Цель урока:  Совершенствование навыков  аналитической работы с текстом.

Задачи урока:

  1. Обобщить  и повторить  знания по  орфографии пунктуации и другим разделам  русского языка;

    2.Продолжить  работу по  формированию умения  выполнять  

       комплексный анализ текста;

     3. Осмыслить понятия из семантического ряда « Отчий дом ».  

Тип урока :Совершенствование умений и навыков работы обучающихся с текстом.

Вид урока: урок-практикум.

Технологии: 1. На диалоговой основе.

                      2. Дифференцированное обучение.

Оборудование: компьютер, проектор,  презентация, раздаточный материал, учебники.

Структура урока

1. Оргмомент.

2.Переход к целеполаганию урока.  

3.Сообщение цели урока.

Сегодня на уроке мы путем комплексного анализа текста мы повторим и обобщим знания по пройденной теме и продолжим работу над формированием умения выполнять аналитическую работу над связным текстом.

4.Работа с текстом.

1.Прочитайте   текст.

 (1)Сейчас где бы я ни  жил у меня нет и в помине той жаркой радос..ной тяги в город которая была в юности. (2)Наоборот, я всё чаще и чаще чу…твую что мне не хватает дедушкиного дома.

     (3)Может быть потому, что дедушкиного дома уже нет – старые ум…рли, а молодые переехали в город или (по)ближе к нему. (4)А когда он был ,всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё ост…влял про запас. (5)И вот теперь там никого нет и мне каж..тся что я ограблен что какой(то) мой главный корень обрубл…н. (4)

    (6)Даже если я там бывал ре…ко, самой своей жизнью, своим очажным дымом , доброй тенью своих деревьев(1) он помогал мне издали, делал меня смелее и увере(н, нн)ей в себе. (7)Я был почти (не)уязвим, потому что часть моей жизни, моё начало шумело и жило в горах. (8)Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней распол…гает своей жизнью и его труднее ограбить, потому что не все свои богатства держ…т при себе.

   (9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зелёным двором, со старой яблоней (обнимая её ствол лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зелёным шатром грецкого ореха.

   (10)Сколько (не)дозрелых яблок по(с,з)бивали мы с нашей старой яблон…, сколько (не) дозрелых орехов покрытых толстой зелёной к…журой с ещё нежной скорлупой, с ещё (не)загустевшим ядрышком внутри!(5)

   (11,)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с её земля (н, нн)ым полом с большим жарким очагом с дли(н,нн)ой тяж…лой скамьёй стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бе..конечные охотничьи ра..сказы или ра..сказы о разрытых кладах в старых кр…постях.

  (13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.

(14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!

(15)Я всё чаще и чаще чу…твую,  что мне не хватает дедушкиного дома.

                                                                                             ( по Ф. А. Искандеру)

5. Комплексный анализ текста.

Задание для всего класса.

Выполните следующие задания:

1.Определите тему данного текста.

2.В каком предложении раскрывается основная мысль текста? 1)-1;  2)-5;  3)-7;  4)-8

3. Определите стиль и тип речи текста. Ответ обоснуйте.

4. Назовите  ключевые слова и словосочетания, которые отражают тему текста.

5 .Определите способ связи предложений  в тексте.

6.Какова, по- вашему, роль   второго и последнего   предложений  текста?

Что хотел подчеркнуть автор?

6 .Групповая работа.

Задание для всех групп. Сверка с эталоном сразу после выполнения

  1. Группа 1.  Задание 1

безударная гласная в корне,

проверяемая ударением

   звонкие и  глухие    согласные

Задание № 2.

 Затранскрибируйте слово  деревьев

Задание 3.

Из предложений 1-6 выпишите антонимическую пару имен существительных.

2. Группа 2. . Задание № 1

чередующиеся гласные в корне слова

   непроизносимые согласные

Задание № 2

Выполните морфемный разбор : слов дедушкиного, разрытых.

Задание № 3

Выполните синтаксический разбор предложения № 15

3 Группа

Задание № 1 

безударная гласная в личном окончании глагола

 правописание Н-НН  в суффиксах имен прилагательных

Задание № 2

Среди предложений 1-6 найдите СПП с параллельным подчинением придаточных частей.

Укажите номер предложения.

Задание № 3

Выпишите из текста примеры эпитетов, развернутой метафоры, экспрессивного повтора .

7. Рефлексия.

1.  Попробуем сформулировать  основную  проблему текста.

Какие вы предлагаете варианты?

1) проблема памяти о родине, о родном доме (надо ли человеку помнить о тех местах, где он родился и вырос? Зачем? Как меняется это чувство с годами?);

2) проблема памяти о детстве (что даёт человеку память о детских годах?).

 2. А теперь попытаемся сформулировать авторскую  позицию.

1. Когда человек помнит о тех местах, где началась его жизнь, он правильнее живёт и чувствует себя менее уязвимым, как будто сам дом помогает человеку; чувство тоски по родному дому с годами становится сильнее; родной дом как главный корень, питающий человека всю жизнь.

2. Детские впечатления, память о тех людях, которые были рядом с тобой в детстве, делают человека увереннее, помогают ему сохранить свою душу.

3. Назовите пословицы и поговорки об отчем доме

- Как вы понимаете пословицу :  

8. Давайте подведем итоги.

С поставленными  задачами по анализу текста мы справились.

2.Выставление и комментирование оценок.

9. Домашнее задание: Группа 1, 2.

 Синтаксический анализ предложения № 9 + морфологический разбор причастия  загустевшим  или  написать сочинение- рассуждение на тему: « Отчий дом – начало всех начал…»

 Группа 3

Написать сочинение- рассуждение на тему: « Отчий дом – начало всех начал…»

 (обязательное)

                               

Дополнительные задания.

  1. Решение  лингвистических задач.

1.Надо любить учиться  и развлечения

 выбирать умные, которые разовьют наши

способности, нужные нам в жизни.

 Задание:  Можно ли   трансформировать придаточную часть СПП в обособленное определение.  Ответ обоснуйте.

2. Мы вступаем в век, в котором знания будут играть определяющую роль в судьбе человека

Задание:  Можно ли   трансформировать придаточную часть СПП в обособленное определение.  Ответ обоснуйте.

3. Мы вступили в век, который  требует от нас прочных знаний в избранной  сфере деятельности.

Задание:  Можно ли   трансформировать придаточную часть СПП в обособленное определение.  Ответ обоснуйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста по русскому языку. 5 класс.

Комплексный анализ текста как эффективный способ подготовки к последующей сдаче  ГИА и ЕГЭ....

Игровой урок-эстафета по русскому языку в : классе. Тема: Правописание суффикса ЧИК-ЩИК в именах существительных.

В  школе  особое  место  занимают   такие   формы   занятий,   которые обеспечивают активное участие в уроке каждого  ученика,...

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"

Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана  с учетом требований адаптированной основной...

Спецкурс " Комплексный анализ текста" по русскому языку, 9 класс

Спецкурс рассчитан на подготовку учащихся к ОГЭ...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...