Памятка К7 - К8 ( материал к ЕГЭ по русскому языку, задание 27 - написание сочинения по предложенному тексту)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8, 9, 10, 11 класс)

 В памятке указаны ошибки, не влияющие на оценку грамотности. Разновидности графических ошибок. Варианты пунктуационного оформления предложения, вызванные наличием в языке переходных явлений. Грубые и негрубые ошибки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_k7-k8.docx36.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА  К7 – К8

НЕ ДОЛЖНЫ ВЛИЯТЬ НА ОЦЕНКУ ГРАМОТНОСТИ
(исправляются, но не учитываются при проверке):

  1) нарушение правил, не включённых в школьную программу или обусловленных явлениями языковой переходности:

употребление прописной буквы в составных географических наименованиях

площадь Никитские ворота, страна восходящего солнца

в собственных именах, употребленных в переносном значении

Обломовы и обломовы

 в именах и фамилиях с первыми частями дон, ван, сент…

дон Педро и Дон Кихот 

написание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, образованных от двувидовых глаголов

слова: завещать, обещать, казнить, родить, крестить

написание сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум

ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город, пресс-папье,

НО! бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант

пунктуационное оформление предложений с вводным словом, стоящим в начале или в конце обособленного оборота (в этом случае вводное слово никаким знаком от оборота не отделяется)

Посреди поляны росло большое дерево, судя по всему[,] вяз. (вторая запятая не нужна)

отсутствие обособления сравнительного оборота, если ему предшествует отрицание не или частицы совсем, совершенно, почти, именно, прямо и т.п.:

Было светло, почти как днем (запятая не нужна)

  2) выбор одного из двух написаний или способов пунктуационного оформления синтаксической конструкции, предусмотренных правилами и словарями. Примеры правил, которые допускают вариативность[1]:

слитное и раздельное написание не 

(в некоторых случаях возможно двоякое толкование высказывания и, как следствие, двоякое написание)

ср.: Эта задача нетрудная    и

Эта задача не трудная,

Перед нами необычное явление     и

Перед нами не обычное явление

употребление тире между подлежащим и сказуемым – сравнительным оборотом, присоединяемым словами как, словно, вроде, точно и под.

ср.: Пруд как блестящая сталь       и

      Огни – как нити золотых бус

употребление тире между подлежащим это и сказуемым, выраженным существительным в им. п.

ср.: Это очень интересная книга      и

      Это – очень интересная книга

употребление тире в неполном предложении

ср.: Вокруг месяца – бледные круги    и 

           А в доме стук, ходьба

обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным

ср.: Доктор, со шпагою в руке, вбежал в спальню

и 

Продавец в чистом белом халате и синей шапочке обслуживал клиента

употребление тире в неполном предложении

ср.: Вокруг месяца – бледные круги 

и    А в доме стук, ходьба

обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным

ср.: Доктор, со шпагою в руке, вбежал в спальню   и Продавец в чистом белом халате и синей шапочке обслуживал клиента

обособление ограничительно-выделительных оборотов

ср.: Кроме зарплаты они получали премиальные и Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков;

пунктуационное оформление сложноподчиненного предложения с придаточными изъяснительными, условными и уступительными

ср.: Что Вася говорил про эту встречу, совершенно забылось       и

Что Вася говорил про эту встречу – совершенно забылось;

вариативные написания:

бивак и бивуак; фортепьяно и фортепиано; травмопункт и травмпункт; тоннель и туннель; двускатный и двухскатный 

в передаче авторской пунктуации

ошибки в переносе слов

  3) графические ошибки – разновидность ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности языка, фиксирующими отношения между звуками устной речи и буквами, которыми они обозначаются.

      К числу наиболее распространенных графических ошибок обычно относят:

пропуск букв

например: весь роман стоится на этом конфликте (следует: строится)

перестановка букв

например: новые наименования пордуктов (следует: продуктов)

замена одних буквенных знаков другими

лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное)

добавление лишних букв

 Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях... (следует: даже).

   4) написания, для которых менялись орфографические рекомендации, например:

бог / Бог

водноспортивный / водно-спортивный

вторая мировая война / Вторая мировая война

деланный / деланый (в знач. неестественный, ненатуральный: делан(н)ая улыбка)

естественно-научный / естественнонаучный

заполдень / за полдень

заполночь / за полночь

зорянка / зарянка (птица)

как-то / как то (перед перечислением, напр.: Острогою бьется крупная рыба,

 как(-)то: щуки, сомы, жерехи, судаки.)

лироэпический / лиро-эпический

масленица / Масленица

масс-медиа / массмедиа

мелочовка / мелочевка

народнопоэтический / народно-поэтический

Народнохозяйственный /народно-хозяйственный

не сегодня-завтра / не сегодня завтра

невзирая на лица / не взирая на лица

непрошеный / непрошенный

первобытнообщинный / первобытно-общинный

плащевка / плащовка

плейер / плеер

рождество / Рождество

интернет / Интернет

розыскник / разыскник

розыскной / разыскной

считанный / считаный (в знач. малый по количеству: считан(н)ые минуты)  

церковнославянский /церковно-славянский

черно-бурый / чернобурый

5) написания, регулируемые орфографическими правилами, в которые были внесены изменения, например:

Правила русской орфографии и пунктуации : Утв. Акад. наук СССР, М-вом высш. образования СССР и М-вом просвещения РСФСР. – М. : Учпедгиз, 1956. (А также издания 1957 и 1962 гг.)

Правила русской орфографии и пунктуации : полный академический справочник / РАН, Отделение историко-филол. наук, Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М. : Эксмо, 2006. (А также последующие издания.)

§ 40. В сущ.  мужского и среднего рода в предл. пад. и в сущ. женского рода            на -а (-я) в дат. и предл. пад. ед. ч. пишется в неударяемом положении и только в том случае, если ему предшествует тоже и, например: о гении, о Кии, в «Вии», по реке Бии… 

§ 71, п. 2. Немногочисленные сущ. на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание   -е. Перечень таких слов: змий — о зми́е, кий — о ки́е (вариант: о кие́), Кий (легендарный основатель Киева) — о Кие, чий (растение) о чие, «Вий» — в «Bue», … Бия (река) — по Бие…

§ 79, п. 14. Примечание 1. Между определяемым словом и стоящим перед ним однословным приложением, которое может быть приравнено по значению к прилагательному, дефис не пишется, напр.: красавец сынишка.

§ 120. Следующие разряды сущ. и сочетания сущ. пишутся через дефис

<…>

в) сочетания с однословными приложениями, предшествующими определяемому слову, напр.: старик-отец, красавица-дочка, умница-сын, герой-лётчик…

6) варианты пунктуационного оформления предложения, вызванные наличием в языке переходных явлений

разграничение фразеологизмов, которые не требуют знаков препинания, и свободных сочетаний слов, которые необходимо обособлять или внутри которых необходимы знаки

ср.: труслив как заяц     и 

трУсит(,) как заяц;

 Болтает, не знаю что   и

Делай что хочешь;

разграничение некоторых вводных слов и омонимичных им не вводных (показательны некоторые фрагменты словарных статей из «Справочника пунктуации» В.М. Пахомова, В.В. Свинцова, И.В. Филатовой):

На первый взгляд…

Зачастую трудно определить, является ли сочетание «на первый взгляд» вводным. В спорных случаях решение о постановке знаков препинания принимает автор текста

Правда…

Союз со значением уступки (обычно в начале предложения или части сложного предложения). То же, что «хотя и, однако, но». Вопреки пунктуационным правилам союз «правда» обычно выделяется запятыми, сближаясь по значению с вводным словом». С тех пор в своем бобыльском хозяйстве Дубчик обходился топором, правда, тоже старым и заржавленным, с неудобным расшатанным топорищем. (В. Быков. Народные мстители) «Ну как заказчики?» – интересовался ночью Колька, и похлопывал жену по мягкому телу, и смеялся – не притворялся, действительно смех брал, правда, нервный какой-то смех. (В. Шукшин. Жена мужа в Париж провожала) Погуляли хорошо, правда устали»;

Главным образом…

В некоторых источниках, например в справочнике по пунктуации Д.Э. Розенталя, содержатся рекомендации обособлять сочетание «главным образом» как вводное, служащее для выделения, оценки чего-либо, а также выступающее в знач. «самое главное». Однако примеры из художественной литературы свидетельствуют о том, что слова «главным образом», не входящие в состав присоединительного оборота, обычно не обособляются»);

различение омонимичных частиц и междометий

ср: О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? и    О, дорогой мой, как это прекрасно!

разграничение сравнительных оборотов, которые можно заменить творительным сравнения, и тех, которые такой замене не поддаются

ср: Как кошка (кошкой) Генка забрался на чердак и Атвуд, как курок (курком?), взвел левую бровь

           и при этом 

Но в это время, как гром, тарарахнул выстрел

 и        В гневе он как гром загремел…;

Как град посыпалась картечь   и 

Потом в стенку вагона застучали, как град, пули

примеры предложений, которые допускают двоякое объяснение их синтаксической структуры

 Во всем – и в природе, и среди полей – чувствовалось что-то незаконченное, недовершенное    и 

Во всем: и в природе, и среди полей – чувствовалось что-то незаконченное, недовершенное;

 Самые скороспелые грибы, например: березовики и сыроежки – достигают полного развития в три дня    и

 Самые скороспелые грибы, например березовики и сыроежки, достигают полного развития в три дня;

Я не понимаю, какая муха тебя укусила    и 

Я не понимаю: какая муха тебя укусила?

На оценку сочинения распространяются положения о негрубых, повторяющихся и однотипных ошибках, изложенные в рекомендательных документах и скорректированные с учётом формата экзаменационной работы.

          Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

в написании фамилий, имён автора и героев произведений и автора анализируемого (исходного) текста

Ошибка в инициалах и фамилии автора исходного текста и/или автора литературного произведения является фактической ошибкой. Но описка: Лиходеев (Вместо Лихачёв в исходном тексте) при условии соседства с правильным написанием

в написании большой буквы в составных собственных наименованиях

Международный астрономический союз

в слитном и дефисном написании сложных прилагательных, написание которых противоречит школьному правилу, например (слова даны в неискаженном написании):

 глухонемой, нефтегазовый, военно-исторический, гражданско-правовой, литературно-художественный, индоевропейский, научно-исследовательский, хлебобулочный

в трудных случаях разграничения сложного прилагательного, образованного сращением наречия и прилагательного, и прилагательного с зависимым наречием

 (активно)действующий, (сильно)действующий, (болезненно)тоскливый;

в необоснованном написании прилагательных на -ский с прописной буквы

Шекспировские трагедии; шекспировские стихи;

в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой (кроме постановки запятой между подлежащим и сказуемым)

в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

       Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

! Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

ПОМНИМ!!! 

 Если в конце предложения не поставлена точка, а следующее предложение написано с БОЛЬШОЙ (ПРОПИСНОЙ) буквы, пунктуационную ошибку НЕ ВЫНОСИМ.


[1] Здесь и далее примеры приведены преимущественно из пособий Д. Э. Розенталя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения по предложенному тексту в формате ЕГЭ ( часть С).

Ни для кого не является секретом, что наибольшую трудность для учащихся при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку представляет написание сочинения по предложенному тексту. В данной методической раз...

Выступление на заседании ШМО учителей русского языка. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Обучение написанию сочинения-рассуждения. Система уроков по обучению написанию такого вида работ с определением каждого этапа работы. Формирование умения написания сочинения-рассуждения от простого из...

Готовимся к ЕГЭ. Подготовка к написанию сочинения по предложенному тексту (Н.В. Гоголь "Значение болезней")

Цель урока: 1)Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях; 2)Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи по определенной теме; 3)Продолжить р...

Открытый урок по русскому языку. Обучение написанию сжатого изложения по тексту В. Ю. Драгунского «Друг детства»

Познакомить учащихся со способами сжатия текста на этапе подготовки к написанию сжатого изложения.Предметные цели: освоение и совершенствование знаний о тексте, его структуре, проблематике, особенност...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 2. Средства связи предложений в тексте. ПРАКТИКА.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15688991","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"272","width":"450"}}]]...

Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери» с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс"

Урок русского языка«Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери»с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс» Цель урока: п...

Открытый урок на РМО. Урок-практикум по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения–рассуждения 9.3»

Структура написания сочинения (написание определения, первого и второго аргументов в сочинении 9.3)...