Программа "Лингвистический Олимп, или Почтительное отношение к слову"
учебно-методическое пособие по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Чернышова Ульяна Николаевна

Актуальность программы определяется тем, что развитие системы образования выдвинуло на первый план задачи укрепления позиций личносто- ориентированной педагогики, предполагающей создание условий для развития способностей каждого ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Баскаковская средняя общеобразовательная школа» Гагаринского района Смоленской области

C:\Users\HP\AppData\Local\Temp\РП печать.jpg

Лингвистический Олимп,

или

Почтительное отношение к слову .дополнительная образовательная программа

Автор: Чернышова Ульяна Николаевна,

 учитель русского языка и литературы

МБОУ «Баскаковская средняя школа»

2021 год

Содержание

1. Пояснительная записка                                                                   стр. 3

2.Использование технологии освоения концептов русской

культуры как требование современности при работе

 с одарёнными детьми.                                                                     стр. 5

3.   Планируемые результаты освоения программы                         стр.7

4. Содержание программы                                                               стр.8

5. Тематическое планирование занятий                                            стр.11

6. Библиография                                                                                стр.13

6. Приложения                                                                                   стр. 15

Пояснительная записка

    Актуальность программы «Лингвистический Олимп, или Почтительное отношение к слову» определяется тем, что развитие системы образования выдвинуло на первый план задачи укрепления позиций личностно - ориентированной педагогики, предполагающей создание благоприятных условий для саморазвития каждого ребёнка. Современные условия таковы, что  взрослеющему человеку нужно уметь адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, уметь видеть проблему и пути её решения. Очень важно уметь работать в команде и то же время решать многие проблемы самостоятельно. А значит, самостоятельность, творческие способности и в то же время высокие нравственные ориентиры крайне востребованы общественностью. Бережное, почтительное отношение к родному слову – одно из направлений ценностного ориентира работы с одарёнными детьми.

     Слово, по убеждению многих учёных, не только передаёт информацию, но и само является инструментом мысли и способно аккумулировать в себе культуру, культурные смыслы. Следовательно, и на уроке, и во внеурочной деятельности необходимо уделять больше внимания «внутренним» резервам слова,  знакомить обучающихся с динамикой слова, его цветовой гаммой и т.д. Подходить к слову необходимо не только со стороны лингвистики, но и со стороны мышления и логики как к концепту.     Обоснованность исследовательской и проектной деятельности в данном направлении: проекты, исследования  позволяют проследить связи между различными учебными предметами в контексте  проблем         реального                мира,        задействовать        у учащихся        благодаря        работе        с      основополагающими идеями, мышление высокого уровня, привлечь обучающихся в   активный                процесс        обучения.        

     Проблема. Известны слова  исследователя русского языка И.И. Срезневского: «Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа» То есть И.И. Срезневский утверждал: каждое слово. У нас есть уникальная возможность доказать в сотрудничестве с учениками: действительно ли каждое? Гипотеза: если каждое слово может открыть нам многие тайны культуры и искусства, то, стараясь разгадать загадки слова, мы находим путь к истокам нашей культуры, вступаем в диалог разных народов, разных культур. И это один из способов мотивации обучающихся, как бы заново открывающих для себя родной язык, погружающихся в него в качестве лингвистов, исследователей, творцов.

    Цели: 1)через технологию освоения концептов русской культуры, через проектную деятельность и эффективные средства и методы обеспечить развитие самостоятельной познавательной деятельности одарённых обучающихся при работе со словом           , текстом;

2)исходить из того, что каждое слово может открыть нам многие тайны культуры, истории, поможет вступить в диалог культур.

Задачи:

  • создавать условия для творческого развития обучающихся;
  • повысить качество обучения учащихся за счёт введения проблемных, поисковых, исследовательских и др. «увлекательных добавок».
  • использовать в общении с учащимися принцип трёх «П» - понимание, принятие и  поддержка личности ребёнка.

Предмет исследования на занятиях с одарёнными детьми: слово во всём его многообразии. Путь от слова к тексту и от текста к слову.

Методы и технологии, используемые учителем: через технологию освоения концептов русской культуры  исследование психолого-педагогической литературы по проблеме развития навыков самостоятельной деятельности учащихся как средства повышения качества образования; исследование литературы по работе со словом, создание семантических полей, создание портрета слова; наблюдение, создание и защита проектов, методы стимулирования и поддержки обучающихся.

2. Использование технологии освоения концептов русской культуры как требование современности при работе с одарёнными детьми.

     Как известно, время — форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения. Как ни в какой другой профессии именно временные отрезки измеряют нашу педагогическую деятельность: 45 минут урок, 10-15 минут перемена,   11 лет обучения в школе. А на сегодня это ещё и время, когда пришла пора поговорить о первых результатах ФГОС. Достаточно ли времени прошло для подведения первых итогов, какие условия и возможности для изменения мы получили - ответы на эти вопросы важные и явно не однозначные. Ведь для учителя время не только философское понятие, когда приходит время собирать камни, но и категория фундаментальная, метапредметная. Как и такие фундаментальные понятия: слово, число, пространство, бесконечность, информация, жизнь, смерть, апеллировать к которым должен каждый учитель, будь он физик или лирик, учитель начальной или старшей школы. И многое зависит от того, как будут работать (или не работать) эти метапредметные понятия, концепты, на школьном пространстве при работе с одарёнными детьми в рамках ФГОС.

  Учить и учиться по-новому – значит учить ответственности за каждую минуту, каждую секунду своего и чужого времени. Это касается не только ученика, но и учителя. Согласно идее ФГОС учитель только направляет, координирует деятельность учеников. Как показал мой собственный опыт и опыт многих моих коллег, это оказалось не такой простой задачей. Продолжить сказанную учеником фразу, перехватить инициативу - значит, казалось, сэкономить время на объяснение и закрепление материала. Но годы работы по ФГОС показали, что каждая минута, секунда, отданные ученику для самостоятельного анализа, синтеза, исследования, для работы в паре, группе, команде, рефлексивные паузы, способствуют воспитанию таких важных качеств как ответственность, коммуникативность, инициативность. Проектная, исследовательская деятельность, решение олимпиадных заданий, выполнение творческих работ, анализ текста, работа со словом – это время твоего развития, возможность новых открытий, обращения к прошлым знаниям, поэтому важно тратить это время с пользой - только с таким подходом можно мотивировать каждого ученика. Эти слова можно смело адресовать и учителю: каждая минута, секунда, отданные ученику для самостоятельного анализа, синтеза, исследования, для работы в паре, группе, команде, рефлексивные паузы, способствуют воспитанию таких важных качеств как ответственность, коммуникативность, инициативность. Это возможность новых открытий, обращения к прошлым знаниям, поэтому важно тратить это время с пользой - только с таким подходом можно мотивировать каждого ученика.

   Настоящее творчество не укладывается ни в какой сценарий. Но каждое занятие– это ещё и обязательная научная, исследовательская деятельность. Значит, и учитель, и ученик должны чётко формулировать цели и задачи своей деятельности, выдвигать гипотезы, анализировать неудачи. В то же время среди безбрежного океана методических пособий, педагогических сайтов не так и много таких, которые по-настоящему информативны, полезны самому учителю. Именно поэтому каждый педагогический  проект, программа для работы с одарёнными детьми – это не только крупицы опыта, но вклад в систему образования страны.

    У каждого учителя должна быть свобода творчества, свобода выбора, чтобы донести до каждого ученика живое слово. И это касается не только словесников. Слово как метапредметная категория была и будет всегда, на мой взгляд, основой формирования нравственности. Без нравственности не будет ни воспитания, ни обучения, ни страны. Важно, чтобы одарённые способностями дети были одарены и нравственными  началами, развивать которые мы считаем своим долгом.

 

   Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значение в процессе получения школьного образования.

-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

-достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- стремление проявить свои знания в творческих, исследовательских, проектных работах, олимпиадах по русскому языку и литературе.

Метапредметные результаты:

- понимание темы и идеи речевого произведения, умение разграничивать основную и дополнительную информацию;

- умение использовать разные виды чтения при работе с текстами;

- способность извлекать информацию из различных источников, включая Интернет, пользоваться словарями и справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- умение самостоятельно вести поиск информации;

- сопоставление и сравнение различных точек зрения;

- способность излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;

- составление различных видов плана, вопросов к тексту, пересказа;

- умение создавать тексты с учётом замысла;

- применение полученных знаний на межпредметном уровне ( на уровне литературы, истории, биологии и др.);

Предметные:  

Работа с текстом, речевая деятельность.

Обучающийся научится:

чтение и понимание текста. Понимать смысл научно-учебного, публицистического и художественного текста; находить в тексте разные виды информации (фактуальную, концептуальную, подтекстовую);

     определять тему, проблему, главную мысль  (концепт) текста, принадлежность к типу и стилю речи;

     сравнивать тексты со сходной фактуальной и различной концептуальной информацией;

составлять тезисный план; писать конспект;

Развитие воображения: опираться на воссоздающее и творческое  воображение при работе с чужим и собственным текстом.  

Развитие речи. Создавать устное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения;

подробно и сжато излагать письменно тексты разных типов; писать сочинения разных видов: рассуждения на лингвистические и морально-этические темы, сочинение на литературную тему и др..

Обучающийся получит возможность научиться:

 совершенствовать содержание и языковое оформление текста

Содержание  программы

Слово как концепт и слово как ключ к диалогу культур.

Лингвистический эксперимент «Баскаково… Что в имени твоём?»

Роль топонимики  в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.

Смоленщина в диалоге культур.

«Музыка жизни звучит?»:  путь от слова к тексту и от текста к слову.

«Люди хотят иметь души»: путь от слова к тексту и от текста к слову.

«И плыл лебедь. И больше ничего»: путь от слова к тексту и от текста к слову.

Что такое проект. Цели и задачи проекта по русскому языку .

Выбор темы проекта. Определение целей и задач каждого участника проекта.

Подбор справочников, словарей, в том числе электронных для реализации проекта.

Что такое портрет слова. Создание  семантических полей.

Велик ли словарный запас русского языка.

Цвет и звук в русской литературе.

Заполнение семантических полей.

Эксперимент «Как видят звук и цвет мои ровесники»

Какую тайну несут этимологические словари. Этимологические задачи в олимпиадах по русскому языку и литературе.

Как расцвечивают нашу речь синонимы и антонимы. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.

Как расцвечивают нашу речь  фразеологизмы. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.

Роль метафор в создании портрета слова. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.

Роль сравнения  в создании портрета слова. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.

Роль эпитетов в создании портрета слова. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.

Наблюдения над цветом и звуком в творчестве С.А. Есенина

Наблюдение над звуком и цветом  в творчестве И.А. Бунина

Как правильно оформить титульный лист проектной работы. Как  систематизировать собранный по проекту материал.

Занятие исследование «Баскаково… Что в имени твоём?»

Роль топонимики  в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу

Как  систематизировать собранный по проекту материал

Как  систематизировать собранный по проекту материал

Как правильно оформить список использованных источников.

Секреты ораторского искусства

Секреты ораторского искусства

Редактирование проектов и исследовательских работ.

Защита проектов и исследовательских работ

Тематическое планирование занятий

№пп

Тема занятия

Кол-во часов

Слово как концепт и слово как ключ к диалогу культур.

1

Занятие исследование «Баскаково… Что в имени твоём?»

1

Роль топонимики  в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу

1

Смоленщина в диалоге культур.

1

«Музыка жизни звучит?»:  путь от слова к тексту и от текста к слову.

1

«Люди хотят иметь души»: путь от слова к тексту и от текста к слову.

1

«И плыл лебедь. И больше ничего»: путь от слова к тексту и от текста к слову.

1

Что такое проект. Цели и задачи проекта по русскому языку .

1

Выбор темы проекта. Определение целей и задач каждого участника проекта.

1

Подбор справочников, словарей, в том числе электронных для реализации проекта.

1

Что такое портрет слова. Создание  семантических полей.

1

Велик ли словарный запас русского языка.

1

Цвет и звук в русской литературе.

1

Заполнение семантических полей.

1

Эксперимент «Как видят звук и цвет мои ровесники»

1

Какую тайну несут этимологические словари. Этимологические задачи в олимпиадах по русскому языку и литературе.

1

Как расцвечивают нашу речь синонимы и антонимы. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.

1

Как расцвечивают нашу речь  фразеологизмы. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.

1

Роль метафор в создании портрета слова. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.

1

Роль сравнения  в создании портрета слова. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.

1

Роль эпитетов в создании портрета слова. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.

1

Наблюдения над цветом и звуком в творчестве С.А. Есенина

1

Наблюдение над звуком и цветом  в творчестве И.А. Бунина

1

Как правильно оформить титульный лист проектной работы. Как  систематизировать собранный по проекту материал.

1

Занятие исследование «Баскаково… Что в имени твоём?»

Роль топонимики  в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу

1

Как  систематизировать собранный по проекту материал

1

Как  систематизировать собранный по проекту материал

Как правильно оформить список использованных источников.

1

Секреты ораторского искусства

1

Секреты ораторского искусства

1

Редактирование проектов, творческих и и исследовательских работ.

1

Редактирование проектов, творческих и  исследовательских работ.

1

Защита проектов и исследовательских работ

1

           

Библиография

Даль В. И. Толковый словарь великорусского языка. Т. 1-4, М., 1989.

Лихачёв Д.С. Концептосфера  русского языка.//Изв.РАН. сер. лит и яз. – 1993. – Т.52. -№ 1. – Сб.

Новикова Л.И. Работа со словом на уроках русского языка. //Русский язык в школе.- 2009.- №2. –с.7-11.
Мишитина Н.Л.Современная методика: инновационный путь развития.//Русский язык в школе.- 2009.- №2. – с.3-6.

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 1995

Русина Н.Ю. Обучение созданию лигвокультурологического  словаря к художественному тексту. .//Русский язык в школе.- 2009.- №2. – с.41-43.

 http://www.ug.ru/archive/35591

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://philologos.narod.ru/concept/stepanov-concept.htm

http://www.poskart.ru/drug.html

 http://www.razumniki.ru/poslovica_drugba.html 

http://www.poskart.ru/drug.htm

  http://metodisty.ru/m/events/view/setevoi_proekt

_ http://persona.rin.ru/view/f/0/26861/pifagorsamosskij

 http://metodisty.ru/chernyshova13

 http://metodisty.ru/walkman21099sozdaem_portret_slova

 http://www.gramota.ru   Словари для всех. – разделы информационно

http://ru.wikipedia.org/wiki/Срезневский,_Измаил_Иванович 

http://sufismru.files.wordpress.com/2010/04/200906171305321.jpg

 http://img104.imageshack.us/img104/5332/2fd286fe224e2c889931529.jpg 28 29

.                                                                                                                         Приложение 1

                  Пути реализации программы:

1.Выявление творческих и лингвистических способностей обучающихся

(планово-прогностический уровень). Метод проектов Л.С. Выготский, метод индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская, личностно- ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская, методика А. А. Лосевой (опросник для выявления одаренных школьников).

2. Практическая  и теоретическая деятельность по реализации программы:

2010-2011 гг. Создание элективного курса «Музыка жизни звучит?!.», публикации цикла статей по технологии освоения концептов русской культуры в «Учительской газете», ставших в дальнейшем основой программы «Лингвистический Олимп, или Почтительное отношение к слову»:

https://dlib.eastview.com/browse/doc/22193746

https://studylib.ru/doc/2462894/zapah-duhov-i-duh-slova

Чернышова, У.Н. Фундаментальные понятия. Случайность и закономерность / Учительская газета. 13 июля 2010 года.

Чернышова, У.Н. Фундаментальные понятия. Информация. / Учительская газета. 19 сентября 2010 года.

3.2011 -2012 уч. год: теоретическое обоснование, изучение психолого-педагогической литературы. Редактирование элективного курса «Музыка жизни звучит?!».

4.2013-2014 уч.год. Организация сетевого всероссийского проекта «Создаём портрет слова»

5.2015-2016 уч.г. Разработка и внедрение программы для курса внеурочной деятельности «Почтительное отношение к слову, или создаём портрет слова»

6. 2016-2017 уч.г. Разработка цикла внеурочных занятий по теме «Лексика, или Почтительное отношение к слову».

7. 2018 год. Обобщение собственного опыта по работе с одарёнными и детьми и создание программы «Лингвистический Олимп» на основе авторских программ «Баскаково, Мифы и реальность» (программа элективного курса), «Музыка жизни звучит?!,» (программа элективного курса),  «Создаём портрет слова» (педагогический проект).

8. 2018 -2021. год. Проектная и исследовательская деятельность по программе «Лингвистический Олимп, или Почтительное отношение к слову».

В течение всего времени: организация проектов, исследовательских, творческих работ, выполнение и анализ олимпиадных заданий по русскому языку и литературе  с одарёнными обучающимися по данному направлению.

                                                                                    Приложение 2.

            Диссеминация педагогического опыта по проблеме

2013 год Мастер-класс «Создаём портрет слова» на районной конференции для директоров школ на базе Баскаковской школы.

2014 год. Выступление на Международной научно-практической конференции

«Формирование культурного поля обучающихся средствами предметов гуманитарного цикла» с докладом «Сетевой проект как средство реализации культур ориентированного компонента в школе» (Итог: публикация в сборнике).

2015 год. Выступление с докладом «Сетевой проект как средство воспитания компетентной личности школьника в условиях реализации ФГОС» на Региональной научно-практической конференции «Формирование культурного поля обучающихся средствами предметов гуманитарного цикла» (публикация в региональном сборнике)

2015        год.        Выступление        с        докладом        на        региональных        августовских        

Чтениях «Формирование национальной идентичности через технологию освоения концептов русской культуры» (Благодарность СОИРО).

2016        год. Представление на региональный конкурс сценарий урока-проекта (итог: урок-победитель)

2017 год .Открытый урок «От слова к тексту и от текста к слову»

2018 год.        Мастер-класс в СОИРО        на семинаре «Мастер-класс как интерактивная форма диссеминации педагогического опыта»

2018 год –публикация в международном журнале «Наука через призму времени» статьи «Запах духов и дух слова» 

2018 год. Методическая разработка «Почтительное отношение к слову» рекомендована к размещению в Банке регионального педагогического опыта.

2018 год победитель районного конкурса педагогических проектов. Представлен  проект «Технология освоения концептов русской культуры, или Почтительное отношение к слову». Выступление по проблеме на районном семинаре для директоров школ и на заседание районного РМО.

2019 год . Победитель регионального конкурса методических разработок. Представлен классный час «Золото, золото сердце народное», в основе которого исследовательская деятельность учеников.

2020 год  открытое  занятие  «Полёт во времени вместе с пчелой: путь от слова к тексту».

                                                                                    Приложение 3

     Достижения учеников за последние три года:

1.Ежегодно участники, победители и призёры школьных, муниципальных и региональных олимпиад по русскому языку: https://nsportal.ru/albom/2018/03/19/chernyshova-ulyana-nikolaevna/gramoty-i-diplomy-moih-uchenikov.

В том числе, 2020/2021 год: Никанорова Амина - участник региональной олимпиады по русскому языку и призёр региональной олимпиады по литературе. http://gagarin-gazeta.ru/2021-01-19/shkola-regionalnyj-tur-pervaya-medal-gagarinczev/

2. Участие обучающихся в проектной и исследовательской деятельности 

2018- 2019 уч.г

Тема работы

К-во участников

Результативность

Уважительное отношение к слову лес. Лесными тропинками Смоленского края

11

В рамках проекта совместное мероприятие с

Кармановским и

Гагаринским лесничествами. Почётная грамота учителю от лесничества.

Мой памятник букве

11

Создан альбом «Мой

памятник букве»

Никола Зимний. От предания к милосердию.

20

Ежегодный Праздник Николы в Баскаковской школе.

Создаём портрет слова

22

Выступление на школьной  научно-практической

конференции. Создан

концептуальный словарь  слов.

Космический портрет слова яблоко

1

Дипломант Международных Гагаринских чтений

Звук и цвет Космоса

1

Дипломант Международных

Гагаринских чтений

Космические традиции

1

Дипломант Международных Гагаринских чтений

Читатель электронного века

11

Создан электронный альбом

Мы слышим звук

11

Альбом иллюстраций

Читаем детям о войне. «Словом можно полки за собой повести»

20

Участие в Международной акции «Читаем детям о войне». Грамоты учителю, родителям обучающихся, обучающимся.

Что такое доброта?

10

Участие во всероссийском

«Добром уроке».

Благодарность учителю и ученикам

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы гуманитарных наук», Москва, 2019

2

Диплом(3 место) и призёр

 

2020-2021 уч.г. Победитель Гусева С. (2 место) и участники  (Никанорова А., Юнг Е., Шушина А.) регионального конкурса в номинации «Создаём портрет слова».

Андреев Д. И Мойгатова Е. стали призёрами муниципального этапа Всероссийского конкурса «Без срока давности». https://schoolbas.edusite.ru/p25aa1.html

ВЫВОД: программа «Лингвистический Олимп, или Почтительное отношение к слову» востребована среди учеников МБОУ «Баскаковская школа», нашла всестороннюю поддержку со стороны родителей обучающихся, общественности. Через взаимодействие – к личностным результатам, через поиск ответов на поставленные вопросы - к решению проблемы, через ошибки и сомнения – к истине. Таков наш путь. Но самое главное – это

воспитание ценностного отношения к родному слову, родной культуре как источнику мира, добра и глубоким, прочным знаниям. Это наша формула будущего!

                                                                                        Приложение 4.

            Отзывы 

  1. В диссертации Сухой Н.В. дана высокая оценка занятию «Баскаково… Что в имени твоём», которое включено в программу по работе с одарёнными детьми. Приводится так же фрагменты из моих статей по технологии освоения концептов русской культуры и даются на них ссылки.

Сухая Наталья Викторовна. Формирование социально-ценностной направленности личности старшеклассника в урочной и внеурочной деятельности.

http://www.smolgu.ru/files/doc/D212_254_02/disser/Suhaya.pdf

  1. Идеи, заложенные в основе программы, опыт по созданию портрета слова используется коллегами из разных регионов.

Отзывы коллег об участии в сетевом всероссийском проекте «Создаём портрет слова», опыт участия в котором так же положен в основу моей программы.

https://socionet.ru/publication.xml?h=spz:cyberleninka:5324:15835367

https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-uchastiya-vo-vserossiyskom-internet-proekte-sozdaem-portret-slova.

https://znanio.ru/media/proekt_portret_odnogo_slova_7_klass-30463

https://present5.com/setevoj-proekt-sozdayom-portret-slova-slovo-v-slovare/

http://metodisty.ru/m/events/view/setevoi_proekt_-sozdaem_portret_slova

Интернет-ресурсы:

http://www.poskart.ru/drug.html

 http://www.razumniki.ru/poslovica_drugba.html 

http://www.poskart.ru/drug.htm

  http://metodisty.ru/m/events/view/setevoi_proekt

_ http://persona.rin.ru/view/f/0/26861/pifagorsamosskij

 http://metodisty.ru/chernyshova13

 http://metodisty.ru/walkman21099sozdaem_portret_slova

 http://www.gramota.ru   Словари для всех. – разделы информационно

http://ru.wikipedia.org/wiki/Срезневский,_Измаил_Иванович 

http://sufismru.files.wordpress.com/2010/04/200906171305321.jpg

 http://img104.imageshack.us/img104/5332/2fd286fe224e2c889931529.jpg 28 29

Литература:

1.Антонова И.Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 46-51.

2.Лемешевская М.А. Проблема выявления одаренных детей в школе / М. А. Лемешевская
// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 58-67. - Библиогр.: с. 67.

3.Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова
// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.
4.Редикульцева А.В. Одаренные дети - кто они? / А. В. Редикульцева
// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 74-83. - Библиогр.: с. 83.

 10 кл.-Львова С.И.. Львов В.В. Русский язык, 10 класс(базовый и углублённый уровни) М.: Мнемозина, 2019,11 кл. -Львова С.И.. Львов В.В. Русский язык, 11класс(базовый и углублённый уровни) М.: Мнемозина, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального отношения к значению слова в процессе разыгрывания этюдов у детей с общим недоразвитием речи

Развитие эмоционального отношения к значению слова в процессе разыгрывания этюдов у детей с общим недоразвитием речи.   Значительное место  занимает развитие эмоционального отношен...

Сочинение о бережном отношении к слову

Сочинение"о бережном отношении  к слову"...

Урок-проект "Почтительное отношение к слову. Лексика, или Создаём портрет слова"

Урок стал победителем регионального конкурса методических разработок. Был представлен на районном семинаре для директоров школ на базе МБОУ "Баскаковская средняя школа"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Создаём портрет слова, или Почтительное отношение к слову"

Курс направлен на подготовку и реализацию индивидуальных проектов обучающихся....

Сочинение о бережном отношении к слову

сочинение для 7-11 классов...

Занятие-презентация «Почтительное и уважительное отношение к старшим»

Занятие-презентация «Почтительное и уважительное отношение к старшим» по предмету "Азбука общения" адресовано дошкольникам старшего возраста. Почитание и уважение старших - это п...