Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя существительное»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Богданова Ольга Николаевна

Урок рекомендовано проводить в 5 классе . Предполагается использование презентации на уроке с аудированием словарных слов. Работа ведется на листках-слайдах.  Урок  в контексте требований ФГОС с использованием технологии смыслового чтения и работы с текстом; технологии проблемного обучения.

Формы работы: работа в парах, индивидуальная, диалоговая  и самостоятельная работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_sushchestvitelnoe_5.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по программе Т. Ладыженской.

Тема: Повторение и обобщение изученного  материала по теме «Имя существительное»

Тип урока: обобщение пройденного материала, проект-презентация урока

Автор: учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №2 г. Нефтегорска  Богданова Ольга Николаевна

Оборудование: листы-слайды, презентация, лист-подсказка

Аннотация: Урок рекомендовано проводить в 5 классе . Предполагается использование презентации на уроке с аудированием словарных слов. Работа ведется на листках-слайдах.  Урок  в контексте требований ФГОС с использованием технологии смыслового чтения и работы с текстом; технологии проблемного обучения.

Формы работы: работа в парах, индивидуальная, диалоговая  и самостоятельная работы.

Цели: .

 1.Личностные. Проверить усвоение учащимися изученного материала в 6 класс; создать условия для формирования и развития исследовательских способностей              учащихся.      

 2.Метапредметные. Развивать  умение доказывать и объяснять правила  употребления и склонения   имен существительных;  формировать умение работать самостоятельно и  в  парах.

 3.Предметные. Воспитывать интерес к русскому языку; прививать интерес к предмету через  использование нетрадиционной формы урока.

Этапы урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Подготовка учащихся к уроку.

-Давайте , друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы? Тогда за работу,

Удачи желаю всем вам!

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, мы проведем урок-презентацию, поэтому нам не понадобятся тетради. Все записи мы будем проводить на листочках-слайдах (лежат на партах). К концу урока у каждого из вас будет свой проект-презентация урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II.Формулирование темы урока, постановка цели.

СЛАЙД 1 (презентация-толкование  по словарю Т.Ф.Ефремовой)

 

СЛАЙД 2-4 (От чего зависит правописание слов?)

СЛАЙД 5 (тема урока)

Слова-подсказки на доске: расширить, повторить, познакомиться, научиться, закрепить)

СЛАЙД 6

(Определение цели.)

Презентация -это публичное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного (книги, журнала, организации и т.п.).

Предполагаемые ответы учеников:

1.Собственное или нарицательное

2.От рода и склонения.

3.От падежной формы.

-Повторили морфологические признаки имен существительных.

Запись темы в листок-слайд.

Запись цели в листок-слайд.

-Что такое презентация с вашей точки зрения ?

- От чего зависит правописание слов?

1.сок- р.Сок

 

2.золотая рожь- футбольный мяч (род, склонение)

3.встретил в лесу -на опушке леса (падеж)

-Морфологические признаки какой части речи повторили?

-Можно ли назвать информацию, представленную на слайдах новой, неизученной?

-Следовательно, какую тему предстоит рассмотреть на уроке?

-Запишите тему урока в 1 свой слайд.

-Какую цель каждый из вас поставил бы на уроке? Чего хотели вы достичь, добиться?

-Запишите цель урока во 1 слайд-листок, используя слова-подсказки-Какие вы цели записали? (ответы учащихся)

-А теперь познакомьтесь с моими задачами, они повторяют ваши цели.

 Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.

 

Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: .целеполагание

III. Изучение нового

СЛАЙД 7-8

Самостоятельная работа учащихся с последующей самопроверкой.

1.Тест-самопроверка изученного материала.

-Для начала я предлагаю проверить ваши знания об имени существительном за курс 5 класса. На 2 слайде у вас представлен тест из 10 вопросов. Даю вам 1 минуту, чтобы вы выбрали правильные ответы.

-Оцените свой ответ самостоятельно.

 Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование.

. Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий

IV. Закрепление  нового

Работа по учебнику у доски.

СЛАЙД 9 (колибри-выписка из толкового словаря)

СЛАЙД 10

СЛАЙД 11 (Устная лингвистическая разминка)

СЛАЙД 12.

(Существительные мн.ч)

СЛАЙД13.

(Существительные в Р.п.)

СЛАЙД 14-16 (работа с текстом)

-Склонение подразумевает изменение слова по падежам.

3 ученика работают у доски, находят из каждого ряда «лишнее» слово.

1 столбик-колибри(двуродовое)

2 столбик- драчунья(ж.р)

3 столбик-семья (ж.р.)

Ученики составляют предложения и записывают в свой 4 слайд-листок.

Ученики устно комментируют правописание личных окончаний имен прилагательных и глаголов, которые зависят от рода существительных.

Задание по рядам. Ученики работают в парах.

1 ряд определяет правильный вариант ответа.

2 ряд определяет правильный вариант ответа

3 ряд определяет правильный вариант ответа.

Запись выделенных слов в слайд-листок.

Дети предлагают варианты предложений про свой класс.

2. Склонение имен существительных.

-Что подразумевается под словом «склонение»?

-Переходим к повторению разделов, изученных в 6 классе.

Обратимся к материалу учебника на стр.186  (задание 3)

«Какое слово «лишнее»?»

 

-Составьте предложение с любым словом и запишите в свой 3 слайд.

Задание 2.

Зимой, чтобы не простудиться, нужно надевать тёпл… пальто.

 Мы проснулись, а на кухне нас уже ждёт горяч… кофе.

Кто-то играл на пианино, котор…  стоял… в большой комнате.

Исход игры решил  досадн.. пенальти.

В комнате отдыхал…  пожил…   мадам.

3.Употребление имен существительных

-Что значит «употребление»?

-Какое слово употреблено правильно?  

Офицеры-офицера

Торты-торта

Договоры-договора

Докторы-доктора

Повара-повары

 -Какое слово употреблено правильно?  

Носок-носков

Валенок-валенков

Помидор-помидоров

Монгол-монголов

Сплетен-сплетней

1.В нашем классе учатся несколько русских, армян(ов), татар(ов).

2.Мы любим праздники чаепития, которые не обходятся без конфет, фруктов:яблок(ов),мандарин(ов).

3.Среди нас растут будущие доктор(а,ы),бухгалтер(а,ы), мастер(а,ы) на все руки.

4.Скоро нам исполнится 14 лет, и многие из нас получат паспорт(а,ы).

5.Пройдут год(а,ы),мы разъедемся, поменяем номер(а,ы) сотовых телефонов, но всегда будем помнить наш дружный класс!

-Запишите только выделенные слова.

-Напишите 1 предложение про ваш дружный класс! Подведите итог.

 Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

 Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Физминутка.

СЛАЙД 17

V.Контролирующее задание.

Работа по учебнику.

СЛАЙД 18

(с  аудированием  слов)

Записывают слова в 6 слайд.

Проводят взаимопроверку и самооценивание работ.

4. Произношение имен существительных.

-Обратимся снова к материалу учебника на стр.186 (задание 1) .Внимательно прочитайте слова, запишите их в 5 слайд и расставьте ударения.

Алфавит, договор, процент, квартал, портфель, каталог, нефтепровод, мусоропровод, километр, досуг, арбузы, торты, жалюзи, щавель.

 

-Проведите взаимопроверку и оцените работу «соседа».

 Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;  выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

 Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

.

Ученики рисуют тучки-недочеты на слайдах.

-Вы славно поработали сегодня, остается подвести итог вашей работы.

-На вашем последнем слайде изображено солнышко. Это результат продуктивной работы. Нарисуйте тучки-недочеты, которые вам встретились на уроке.(сколько ошибок- столько и тучек)                      

   -Как вы себя оцените?

 Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

 Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.

Домашнее задание.

СЛАЙД 19

-Ваша домашняя работа тоже представлена на слайде. Отработайте самостоятельно -она является завершающим этапом проекта.

1.Исправьте ошибки в тексте.

2.Определите род и склонение имен существительных.

3. Составьте текст, используя всего не менее 5 несклоняемых существительных, существительны хв форме Р.П.,мн.ч.

  Как-то рано по утру

 С другом сели мы в метру

 И поехали в метре

 Фильм смотреть о кенгуре.

 Вот сидим мы с ним в кине

 Без пальта и без кашне,

 А вернее, я и ты

 Без кашна и без пальты.

Богданова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №2 г. Нефтегорска  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: повторение и обобщение знаний по теме «Давление»

Данный урок проводится, чтобы проверить знания физических явлений и их признаки, физические величины и единицы измерения, законы и формулы; выявить трудности освоения знаний по теме "Давление"...

урок-игра с использованием ИКТ и технологии дифференцированного обучения на тему : Обобщение материала по теме "Имя существительное". 6 класс.

Это урок-игра , в котором используется ИКТ, игровая технология и технология дифференцировааного обучения. Урок обобщение материала. Урок-путешествие. Ребята делятся на команды и отвечают на вопросы. 1...

Конспект урока-викторины по теме: «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цели и задачи: Образовательные: закрепить и обобщить знания о синтаксисе и умения расставлять знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, вводных словах, сравнительных оборотах.Раз...

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс

Данный урок разработан с целью систематизации и обобщения изученного по теме "Имя существительное", для повторения основных признаков имени существительного как части речи, на закрепление  основн...

Урок русского языка в 5 классе по теме: Повторение и обобщение материала по теме "Имя прилагательное"

Данный урок разработан     по учебнику  "Русский язык. 5 класс" под редакцией С.И.Львовой...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС. Тема: Повторение и обобщение изученного по теме "Лексика"

В данном материале представлена технологическая карта урока русского языка в 5 классе (ФГОС) по теме " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика". По УМК: Ладыженская Т.А,, Барано...

Урок по теме " Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»" (презентация к уроку)

Урок  «Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»    проводится в 5 классе.    Основная дидактическая цель урока: Обобщить знания уч...