Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них" (в рамках проведения технологии "День единого текста")
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Шамсутдинова Гульнара Рифовна

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них" (в рамках проведения технологии "День единого текста")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_edinyy_tekst_severnyy_olen.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Однородные члены предложения и знаки препинания при них» (в рамках проведения технологии «День единого текста»)

Учитель

Шамсутдинова Гульнара Рифовна

Тема

Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

Цель

Закрепить умение находить в предложении однородные члены и  ставить знаки препинания при них.

Тип/Форма урока

Урок комплексного применения знаний и умений

Используемые ресурсы

(ЭОР,ЦОР,раздаточный материал, нетбуки,мультимедийные пособия, ноутбуки)

Ноутбук, мультимедийное оборудование

Планируемые результаты:

Предметные

• знать определение однородных членов предложения;
• знать об интонации перечисления в предложениях с однородными членами;
• находить однородные члены в предложениях;
• составлять предложения с однородными членами;
• знать условия постановки запятой между однородными членами;

• знать условие постановки двоеточия и тире в предложениях с однородными членами при обобщающем слове;
• знать схемы предложений с однородными членами;
• находить обобщающее слово для однородных членов.

Личностные

Личностные:
• осознавать ценность знаний о языке для учебной деятельности по другим предметам;
• расширять словарный запас и совершенствовать грамматический строй своей речи;
• проявлять интерес к познавательной аналитической деятельности.

Метапредметные

Познавательные УУД:

  • анализировать учебную информацию, целенаправленно использовать её, делать выводы;
  • вычитывать информацию, представленную в тексте;
  • выявлять основания для обобщения.
  • - ориентироваться в учебнике, тетради;
  • -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
  • - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
  • - проводить анализ учебного материала;
  • - проводить классификацию, указывая на основание классификации;
  • - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;
  •  уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  •  уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
  • владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • взаимодействовать в процессе учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

действовать в соответствии целью и учебной задачей;

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (1 мин)

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Я рада видеть вас и надеюсь, что наше общение сегодня на уроке принесет вам новые интересные открытия.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Отступите строчку для темы.

2.Актуализация знаний (5 мин)

- Ребята, перед вами загадка. Прочитайте ее. Перепишите, расставляя знаки препинания.

Словно царскую корону

Носит он свои рога,

Ест лишайник мох олений,

Любит снежные луга.

- Проверьте себя, правильно ли вы справились с заданием. Перед вами лежат оценочные листы, в которые вы будете фиксировать результаты своей работы. Если вы справились с первым заданием верно, поставьте себе плюс. Если не справились – минус.

- Объясните условие постановки запятой.

 Какие ОЧ нашли в предложении? Докажите.

- Вспомните, в каких случая еще обособляются однородные члены? В каких не обособляются?

- Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш урок? Запишите тему урока «Знаки препинания при однородных членах». Скажите, это тема будет новой для вас?

- Значит, мы будем с вами не изучать, а повторять и закреплять. А для чего необходимо повторение?

- Сформулируйте цели урока.

Самопроверка

Словно царскую корону

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох олений,

Любит снежные луга.

1.        Отвечают на один и тот же вопрос.

2.        Относятся к одному и ому же слову.

3.        Имеют интонацию перечисления.

4.        Являются одним членом предложения.

Перед союзами а, но.

 Если соединяются союзом и


3. Мотивация учебной деятельности (3 мин)

- Вы догадались, о ком идет речь в загадке?

Посмотрите на иллюстрацию фото оленя. Это северный олень.

- Что вы знаете об этом животном?

- Можете ли вы определить, какое из этих утверждений о северном олене ложное, а какое истинное? Напишите в тетради номера утверждений и рядом с цифрой поставьте + или -.

1) Северный олень может выдержать мороз в 40 градусов.

2) Средний вес северного оленя легче среднего веса человека.

3) В день северный олень может пробежать более 100 км в день.

4) Северный олень выносливее лошади.

5) Северные олени едят сено.

- Легко ли вам было определить, истинность или ложность данных утверждений? Почему?

Какую литературу необходимо прочитать, чтобы узнать об особенностях какого-либо животного?

- Об олене.

1)+

2)-

3)+

4)+

5)-

Не хватает знаний.

Научную (учебник, энциклопедию…)

4. Обобщение и систематизация (15 мин)

- Перед вами текст «Северный олень». Что отражено в заголовке: тема или основная мысль? Прочитаем внимательно текст и получим новые знания о северном олене.

Вернитесь к утверждениям, ответьте еще раз. Сколько у вас получилось несовпадений?

Проверим, насколько внимательны вы были во время прочтения текста. Перед вами карточки с вариантами ответов. После того, как я задам вопрос, выберите с соседом по парте карточку с правильным ответом и поднимите ее. Предлагаю поработать в парах.

- Молодцы. Если ваша пара верно справилась с заданием, в оценочном листе поставьте +.

- Может ли, по мнению автора текста, человек крайнего севера обойтись без оленя? Найдите предложение, в котором содержится ответ на вопрос, какими услугами оленя пользуется человек. Как это предложение соотносится с темой нашего урока? Запишите его, подчеркните однородные члены, объясните постановку знаков препинания.

- Найдите предложение, в котором содержится ответ на вопрос, чем любят питаться северные олени. Начертите схему однородных членов.

- Прочитайте отрывок из стихотворения нашего земляка, ненецкого поэта Леонида Лапцуя «Ковер тундры».

Не будь на севере оленя,

Что стало б с тундрою моей?

Гордится им как украшеньем

Она и смотрит веселей.

- Как вы считаете, какая основная мысль объединяет два текста.

- Запишите основную мысль. Мы составили предложение, в котором тоже присутствуют однородные члены. Какие?

Чтение текста

Отвечают на вопросы, выбирая карточку с правильным ответом.

1.        Чем питается северный олень?

1)        мхом      2) лишайником     3) сеном    

2.        Как часто северные олени сбрасывают рога?

1)        не сбрасывают   2) раз в год     3) два раза в год

3.        Какой вес у оленя?

1)        100 кг    2) 150 кг    3) 250 кг

4.        Сколько километров может пробежать олень в день?

1)        около 100 км    2) около 150 км    3) около 200 км

Оленье мясо, молоко, шкура, жир – все использует человек.

Любимое их кушанье – мох, ягель.

Северный олень очень важное, полезное животное для людей тундры.

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (выполнение самостоятельной работы) (4 мин)

- Вспомним, какие цели вы поставили в начале урока?

Повторили? Закрепили? Я думаю, что вы с легкостью выполните задания теста. Запишите в тетрадях слово «тест». Поставьте цифры от одного до трех и запишите букву правильного ответа.

Диагностика достижений планируемых результатов:

1.        Укажите предложение с однородными членами.

а)        Звезды тускнеют и тают в синем небе.

б)        В этом городе много мостов.

в)        Деревья расступаются, на поляну выезжают королевские сани.

2.        В каком предложении есть однородные члены, которые являются главными членами предложения?

а)        Начинался солнечный и ясный день.

б)        Поля были засеяны кукурузой и подсолнечником.

в)        В лукошке лежали подосиновики, подберезовики и сыроежки.

3.        Укажите предложение, в котором нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены).

а)        Тигры львы слоны живут в нашем зоопарке.

б)        В нашем зоопарке живут львы слоны тигры.

в)        В нашем зоопарке живут разные звери львы слоны тигры.

 

- Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте по ключам. Если нет ошибок, в оценочном листе, поставьте +.

Взаимопроверка

1.а)

2.в)

3.в)

Рефлексия учебной деятельность (2 мин)

- Знания по теме «Однородные члены предложения» нам помогут и при написании синквейна. (слайд). Какие однородные члены вы будете использовать?

На протяжении целого урока мы работали с текстом «Северный олень». Давайте завершим урок написанием синквейна по теме «Олень». Для этого объединитесь в группы и через пару минут представьте классу и гостям получившуюся работу.

 

Молодцы, ребята. Поставьте себе отметку за урок. Если в оценочном листе за выполнение всех заданий у вас три плюса, поставьте себе за урок «5». Если два плюса, поставьте себе «4». Если у вас один плюс, то поставьте себе «3».

Однородные определения, сказуемые.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин)

Опираясь на текст, составить 3-5 предложений с однородными членами, которые начинаются ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

по учебнику русского языка Т.А.  Ладыженской, 5 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

урок по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки"...

Урок по русскому языку 8 класс «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».

Предлагаю разработку урока русского языка для 8 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс ФГОС.

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе.Тема. Графика. Алфавит....

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Простые и сложные предложения "

Цель урока: формирование навыка распознавания простых и сложных предложений....