Технологическая карта учебного занятия, реализующего развитие УУД. Тема "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Корнилович Ольга Ефремовна

Знакомство с правилом   написания одной и двух Н в суффиксах прилагательных;, а также первичное закрепление новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия, реализующего развитие УУД

Предмет

 Русский язык

Класс

6

Авторы УМК

 Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А.  Тростенцова  и др.   –М.: Просвещение, 2020.

Тема учебного занятия

 Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

Тип учебного занятия

Открытие новых знаний

Цель занятия

Знакомство с правилом   написания одной и двух Н в суффиксах прилагательных; первичное закрепление новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формирование навыков  написания одной и двух Н в суффиксах прилагательных

Коммуникативные:

К1:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определять свои действия; взаимодействие в группе.

К2: критически относиться к собственному мнению;

К3:умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, сотрудничать и взаимодействовать с одноклассниками.

Регулятивные:

Р1организация своей учебной деятельности; целеполагание; определять необходимые действия.

Р2: анализировать существующие и планировать  будущие образовательные результаты; формирование готовности к самообразованию; оценивать свою деятельность.

Р3: определять затруднения и находить средства для их устранения.

Познавательные:

П1:  умение классифицировать предложенные задания (объединить в группы по существенному признаку); П2:  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

П3: умение структурировать знания,  оценка процессов и результатов деятельности.

Л1:готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Л2:уважительное отношение к другому человеку

Л3: формирование ценности здорового образа жизни

Технологии обучения

Личностно-ориентированное обучение

Проблемно-поисковая технология

Здоровьесберегающая технология

Методы обучения

Частично-поисковый

Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный

Средства обучения

 Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А.  Тростенцова  и др.   –М.: Просвещение, 2020.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

компьютер, проектор.

Дидактические разработки

Презентация

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развиваемые УУД

I. Организационный этап.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

К1:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Л1: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Р1: организация своей учебной деятельности

II.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Выяснение причин невыполнения задания отдельными учениками. Формирование чувства долга, настойчивости в достижении цели, дисциплинированности.

При необходимости идет обсуждение д/з.

Обмениваются работами, проверяют их, сверяясь с ответами на доске.

Определяют ошибки.

К2: критически относиться к собственному мнению.

Л2: уважительное отношение к другому человеку.

Р2:  анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты

III.  Мотивация учебной деятельности обучающихся. Определение темы урока. Постановка цели и задач урока.

Предлагается карточка с заданием.
Задание. Прочитайте предложения.

1.По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха.

2.Средняя Россия стала для меня священной землей, и я часто видел ее, покрытую драгоценным покровом серебряной осенней паутины.

3.Прошло лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях.

Какова роль прилагательных в тексте? (Имена прилагательные украшают нашу речь, делают ее яркой, привлекательной).

В тексте подчеркнуты некоторые прилагательные. Прочитайте их.

Почему в одних словах в суффиксах пишется одна буква н, а в других – две?

А почему вы испытали затруднения в данных словах?

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

Читают предложения, отвечают на вопросы

Ребята объявляют тему урока и записывают в тетради:  «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».

Формулируют цель: знакомство с написанием одной и двух Н в суффиксах прилагательных.

Формулируют задачи: . Сформировать умения верного определения условий, регулирующих выбор одной или двух н в суффиксах прилагательных; изучить материал учебника по этой теме

К3 : умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Л1: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Р1:  целеполагание.

IV. Этап изучения нового материала

      Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых они образовались:  

1)сонный(сон) станционный(станция), солома-(соломенный);

 2) комариный ( комар), -серебряный (серебро),   песчаный (песок ).

 При помощи каких суффиксов образовались данные  прилагательные?

Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных?

Посмотрите на группы этих слов и попробуйте сформулировать    правописания н-нн в суффиксах прилагательных.

Правило  

  правописания н-нн

в прилагательных:

Одно н пишется: 1) в прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ан-, -ян-, -ин

Два н (нн) пишется: 1) в прилагательных, образованных с помощью суффикса -н- от существительных с основой на н: весна - весенний; 2) в прилагательных, образованных с помощью суффиксов -онн-, -енн-:

Все ли слова подчиняются этому правилу?

  Запишите  прилагательные в свои тетради:  синий, зеленый, павлиний, бараний, тюлений, фазаний.

Почему в этих словах пишется Н?

 

Почему в словах оловянный, стеклянный, деревянный всегда пишется две буквы н?

А почему в слове ветреный пишется  одна буква н?

Сколько н пишется в суффиксах кратких прилагательных?

Составить алгоритм написания буквы н в суффиксах прилагательных:

Алгоритм:

1.Определить, от какой части речи образовано слово.

2.Если образовано от существительного:

а) с помощью суф. -ан, -ян, -ин: пиши -н-

(кроме - оловянный, стеклянный, деревянный);

б) с основой на -н-: пиши -нн-

в) с помощью суф. -онн-. -енн- : пиши -нн-

(кроме -ветреный-).

 Слова написаны на доске. Ученики произносят слова , записывают их в тетрадь,   выделяют суффиксы, комментируя вместе с учителем  

Отвечают на вопросы

 

Дети формулируют правило  

  правописания н-нн в суффиксах

 прилагательных.

Записывают  слова  тетради,  объясняют их написание:

В этих словах Н входит в состав корня

Читают теоретический материал  на стр.29-30 уч-ка.

 Это слова-исключения, которые нужно запомнить.

Слово -исключение

Находят новую информацию.

Предлагают варианты  алгоритма написания буквы н в суффиксах прилагательных

Слушают, задают вопросы, если что-то непонятно.

 Записывают в тетрадях выводы

К1:  учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л1: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Р 3: определять затруднения и находить средства для их устранения

Физкультминутка.

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

(Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 10). 


К1: взаимодействие в группе

Л3:  формирование ценности здорового образа жизни

Р1: определять необходимые действия 

V. Первичное усвоение новых знаний.

Давайте наши выводы и правило написания буквы н в суффиксах прилагательных   проверим.

 Записываем в тетрадях с комментариями с места и на закрытой доске (с самопроверкой).

 Используя  правило написания, выполните

упр.411,

упр.412,

 

 Выполнить упражнения  в парах

 упр.413,

упр.414

 

 Составляют

алгоритм  написания буквы н в суффиксах прилагательных.

Записывают в тетрадях, один из учеников комментирует  написание буквы н  с места, проговаривая правило,  и на закрытой доске (с самопроверкой).

Работают в парах над поставленными задачами.

 Осмысливают и применяют новое  правило на практике.

 Делают записи в тетрадь.

К3: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, сотрудничать и взаимодействовать с однокассниками

Л1:  готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Р2: формирование готовности к самообразованию; оценивать свою деятельность

VI. Информация о домашнем задании

Записывает на доске домашнее задание и даёт комментарий к домашнему заданию.

Д/з:

 (на выбор) упр. 416  или  Описать  зимний день, используя прилагательные с одной и двумя  н  в суффиксах.

П. 67 выучить

Обучающиеся записывают в дневники задание.

VII. Рефлексия (подведение итогов урока)

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

 А теперь подведем итоги: Что мы хотели узнать? Что мы узнали?

- Итог урока каждый из вас подведет с помощью телеграммы, то есть в виде одного краткого предложения, которое выразит ваше отношение к уроку.

1. Проводят самоанализ, отвечают на вопросы; вспоминают правила.

2. В конце своей работы каждый ученик пишет телеграмму. По желанию зачитывают на весь класс

К1: определять свои действия

Л1:г отовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Р2: анализировать образовательные результаты,

оценивать свою деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству в 5Р классе по теме: "Древние образы в современных народных игрушках"

В технологической карте  учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Древние образы в современных народных  игрушках" представлены: ТДЦ, методы обучения, оборудование и материал...

Технологическая карта учебного занятия по теме «Who does what»

Коспект занятия представлен в виде технологической карты. Цели урока:  - формирование знаний об образовании вопросительных и отрицательных предложениях в настоящем простом времени.-   формир...

Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью

Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью...

Технологическая карта учебного занятия английского языка в 5 классе "Учебные предметы. Расписание уроков."

Технологическая карта урока изучения нового материала по теме "Учебные предметы. Расписание уроков" в 5 классе, УМК "Английский язык" Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Гренджер К....

Технологическая карта учебного занятия. Имя прилагательное как часть речи

Консрект урока по русскому языку для 5 класса по теме "Имя прилагательное как часть речи"....

Технологическая карта учебного занятия на учебно-опытном участке

Предметные области данной разработки -география, биология, экология, химия...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ тема занятия: «Строение электронных оболочек атомов химических элементов с 1 по 20»

Технологическая карта учебного занятия  по теме «Строение электронных оболочек атомов химических элементов с 1 по 20»...