Элективный курс "Пишем изложение и сочинение- рассуждение" для 9 класса
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Чанцева Татьяна Владимировна

Элективный курс будет полезен учителям русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pishem_izlozhenie_i_sochinenie_-rassuzhdenie_9kl.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА ИРКУТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ИРКУТСКА  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28

Пишем изложение и сочинение-рассуждение

программа элективного курса по русскому языку

для учащихся 9-х классов

Составитель:

Чанцева Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

высшей  квалификационной  категории,

МБОУ г.Иркутска СОШ № 28

г.Иркутск 2019 г.

ПАСПОРТ

программы элективного курса по русскому языку

"Пишем изложение и сочинение-рассуждение"

I. Раздел (заполняется составителем программы).

а) Чанцева Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы, МБОУ

г. Иркутска СОШ № 28, г.Иркутск, ул.М.Конева, 22. Тел.30-05-30

(фамилия, имя, отчество составителя; должность, учреждение, адрес, телефон)

б)"Пишем  изложение и сочинение- рассуждение", филология, русский язык , 34 часа в год

(название программы, предметная область, кол-во часов)

в) Программа для 9-х классов, элективный курс

(для каких классов предназначена программа, направленность программы: спецкурс, факультативный курс, элективный курс, рабочая программа, модуль к программе, дополнительная общеразвивающая  программа)

г) Программа реализуется с сентября 2019 г. на базе МБОУ г.Иркутска СОШ № 28

(с какого времени реализовывается программа, на базе какого ОО)

д) Программа направлена на подготовку  учащихся к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения, решает  потребности  углублённой  подготовки учащихся, включённых  в процесс  гуманитарного  образования в сфере  функционирования языка. Соответствует требованиям ФГОС  при  формировании предметных  и метапредметных  результатов. Программа составлена на основе

(авторская оценка программы, на базе каких образовательных программ, пособий составлена)

II. Раздел (заполняется администрацией образовательной организации).

Программа обобщает опыт педагога  преподавания  русского языка, используется в общеобразовательных  классах для формирования умений  и навыков осмысленного чтения , интерпретации текста  и совершенствования речевой практики учащихся через работу с текстами.  Администрация МБОУ г.Иркутска СОШ № 28 предлагает внести программу в муниципальный банк программ для использования её педагогами г.Иркутска с целью повышения качества образования по предмету.

(оценка программы администрацией ОО, её востребованность  в ОО, рекомендации для  внесения в информационный банк муниципального уровня)

М.П.   Руководитель ОО: __________/________________ "____"______201__г.

III. Раздел (заполняется методической службой г.Иркутска)

Программа  зарегистрирована в МКУ ИМЦРО, дата регистрации ___________ регистр №_________.

Рассмотрено предложение ОО, программа рекомендована для включения в муниципальный банк  программ с целью использования в образовательной деятельности педагогическими работниками ОО г.Иркутска. Протокол НМС МКУ ИМЦРО № ________ от _________________.

Директор МКУ ИМЦРО ___________/ ____________,  "_____"__________201__г.

Рецензия

на элективный курс

"Пишем изложение и сочинение-рассуждение"

учителя русского языка и литературы

МБОУ г.Иркутска СОШ № 28

Чанцевой Татьяны Владимировны

          Программа  элективного курса по русскому языку "Пишем изложение и сочинение - рассуждение  учителя русского языка и литературы Чанцевой Татьяны Владимировны предназначена для обучающихся 9-х классов.

         Данный элективный курс  нацелен для школьников, которым  необходима углублённая подготовка при написании  сжатого  изложения и сочинения- рассуждения, что способствует совершенствованию навыков работы с текстами. Язык речевого развития - это и степень развития мышления, что является условием для успешной работы по всем  учебным  предметам.

Задачи:

- создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной форме;

- создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного  чтения, интерпретации текста;

- совершенствовать речевую практику учащихся;

- совершенствовать навык работы с тестами;

-воспитывать языковое чутьё;

-расширять лингвистический кругозор школьников;

-выявить одарённых в лингвистическом отношении учеников, воспитывать у слабоуспевающих учащихся веру в свои силы.

Осуществление этих задач ведёт к выполнению основной цели обучения в школе- развитию у обучающихся  интереса к русскому языку как к учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения  к богатствам языка, к слову и стремления настойчиво овладевать этими богатствами, воспитанию бережного отношения к русскому языку.

Заместитель  директора по НМР МБОУ г.Иркутска СОШ № 28 ___________ Н.Л. Власик

01.09.2019г.

Подпись Власик Н.Л. "заверяю" - секретарь МБОУ г. Иркутска СОШ № 28 __________  Ф.И.

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Пишем изложение и сочинение-рассуждение» для 9 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и авторской программы учителя русского языка и литературы Чанцевой Т.В.

Цель курса: создать условия для овладения русским языком как средством общения, подготовить учащихся к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения.

Задачи курса:

- создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной форме;

- создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации текста,

- совершенствовать речевую практику учащихся;

- совершенствовать навык работы с тестами.

Общая характеристика учебного курса

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа;
  • устойчивая познавательная мотивация к обучению, навыки анализа, работа в группе;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств;
  • учебное сотрудничество и совместная деятельность с учителем и сверстниками

Предметные:

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • опознавание и анализ единиц языка, грамматических категорий языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  • проведение   синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  Метапредметные:

  • владение всеми видами речевой деятельности :понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информацией);
  • восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
  • способность извлекать информацию из различных источников,
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способствовать к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения  их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов  с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

Место учебного предмета в учебном плане

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного учреждения.

На программу изучения факультативного курса в 9 классе выделяется 1 час в неделю. Общее количество часов за год обучения составляет 34 часа.

 Календарно – тематическое планирование курса

№ п/п

Тема  занятия

Количество часов

Дата

Раздел 1. Сжатое изложение  

 11

1

Как готовиться к написанию сжатого изложения. Работа с текстом, границы микротем исходного текста, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов.

1

2

Компрессия  текста.  Знакомство и отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

1

3

 Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

1

4

 Компрессия текста. Выполнение тренировочных упражнений.

1

5

Компрессия текста. Выполнение тренировочных упражнений.

1

6

Составление плана.

1

7

Как пишется сжатое сочинение.

1

8

Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения.

1

9

 Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения.

1

10

 Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения.

1

11

 Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения.

1

Раздел 2. Сочинение- рассуждение

17

12

Структура сочинения-рассуждения. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

1

13

Сочинение 15.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Алгоритм написания. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

1

14

Сочинение 15.1Речевые клише. Шаблон написания сочинения. Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.

1

15

Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему.

1

16

Сочинение 15.2. Структура сочинения. Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту.

1

17

Сочинение 15.2 Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Практическая работа.

1

18

Сочинение 15.2 Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту.  

1

19

Сочинение 15.3. Сходство и различие в структуре.

1

20

Сочинение 15.3. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.

1

21

Сочинение 15.3. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.

1

22

Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.

1

23

Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.

1

24

Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.

1

25

Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.

1

26-28

Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок.

3

Раздел 3. Задания с кратким  ответом

 4

 29-30

 Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2)

2

31-32

 Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3)

2

33-34

Контроль знаний

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс « Учусь писать сжатое изложение и сочинение по сентенции»

Современные темпы развития всех  сфер общества требуют компетентных, конкурентно способных специалистов, умеющих работать с людьми ,вести конструктивный диалог, аргументировано доказывать с...

Рабочая программа по элективному курсу «Различные виды сочинений» (11 класс)

Пояснительная запискаВ современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельнос...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По элективному курсу «Учимся писать сжатое изложение и сочинение». 10 класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   По элективному курсу «Учимся писать сжатое изложение и сочинение». 10 класс...

ПРОГРАММА элективного курса «Учимся писать сочинение» 10 класс

Элективный курс обучения сочинению тесно связан с программой по развитию связной устной и письменной речи....

Элективный курс по русскому языку в 7 классе Успешно пишем изложения и сочинения

Научиться правильно, выразительно красиво излагать свои мысли на бумаге в соответствие с коммуникативным замыслом   очень сложно. Именно на это направлен элективный курс «Успешно пишем...

Элективный курс по русскому языку в 7 классе Успешно пишем изложения и сочинения

Для успешного написания изложений и сочинений разработан элективный курс "Успешно пишем изложение и сочинение"...