«Текст. Основная мысль текста»
статья по русскому языку

«Текст. Основная мысль текста»,

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachetnyy_urok._tekst.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РТ

ГАОУ ДПО «Институт развития образования РТ»

урок на тему

«Текст. Основная мысль текста»,

разработанный и защищенный учителями русского языка и литературы

Поповой Анной Владимировной МБОУ «Гимназия №12 с татарским языком обучения имени Ф. Г. Аитовой» Московского района г. Казани

и Фатхулиной Дамирой Салахетдиновной МБОУ «Кильдуразовская ООШ» Апастовского муниципального района

на курсах дополнительного профессионального образования по проблеме

«Современный урок русского языка и литературы с учетом требований ФГОС»

(21 сентября – 17 октября 2018г.)

Казань-2015г.

Методическая разработка конспекта урока по русскому языку

Тема урока: Текст. Основная мысль текста.

Класс: 6

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели:

Формировать:

  • понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве;
  • навык определять тему, основную мысль и микротемы текста;
  • умение работать с текстом, производить смысловой анализ, структурировать текст.

 Развивать:

  • мыслительно-речевую деятельность учащихся;
  • навыки самостоятельной работы с текстом, самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности
  • умение применять речеведческие понятия: текст, заголовок текста, тема текста, основная мысль текста, план, абзац;
  • нравственные качества: чувство товарищества, деликатность, дисциплинированность, ответственность, чувство патриотизма, гордости за свой народ.

Планируемые результаты:

  • Личностные – 
  • сохранение мотивации к учебе;
  • проявление интереса к новому учебному материалу;
  • развитие способности к самооценке.
  • Метапредметные –
  • воспринимать смысл предъявляемого текста;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение;
  • находить неточности и корректировать их;
  • учиться работать в паре, группе.
  • Предметные:
  • ученик получит опыт сравнения текстов;
  • научится анализировать композицию текста и его содержание,
  • научится определять основную мысль текста;
  • научится работать со словарной статьей.

Раздаточный материал: диагностическая карта, карточки с текстами для анализа.

Необходимое оборудование: учебник, интерактивная доска, проектор.

Демонстративный материал: слайды с эталонами выполняемых работ, иллюстрации народных промыслов.

Ход урока:

Конспект

УУД

1.     Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на этом занятии. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов.

 Посмотрите на доску.

Всякая работа мастера хвалит.

Всякому молодцу ремесло к лицу.

С ремеслом всегда хлеба добудешь.

Учитель: Что за высказывания записаны на доске?

Ученик: Пословицы.

Учитель: Давайте вспомним, что такое пословицы?

Ученик: Это жанр фольклора, краткие мудрые высказывания, в которых отражен многолетний опыт народа.

Учитель: Попробуем объяснить их смысл.

Ученик: Дети предлагают свои варианты ответа.

Учитель: Молодцы! Как вы заметили все пословицы о ремесле. Сейчас мы редко употребляем это слово в речи, поэтому мне интересно узнать, как вы его понимаете?

Ученик: Ремесло – это вид работы, когда мастер делает что-то руками.

Ремесло – устаревшее слово, сейчас мы говорим «профессия», а раньше говорили «ремесло».

Учитель: Вы правы. Ремесло – это профессиональное занятие — изготовление изделий ручным, не фабричным способом. Какие виды ремесел вы знаете?

Ученик: Резьба, плетение кружев, вязание, лепка и т.д.

Учитель: Верно. Сегодня мы с вами будем говорить о ремеслах, которыми издавна занимались на Руси. Мы совершим увлекательное путешествие в историю и откроем для себя удивительный мир народного промысла.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель:  Посмотрите на первый слайд. Прочитайте данные предложения. Можно ли назвать их текстом?

Ткачество – это процедура создания ткани из ниток посредством специальных машин.

На Руси ткацкие станки появились в 9-10 веке.

Ткачество было главным женским ремеслом в деревне.

Для производства ткани использовали шерсть, лен, крапиву и коноплю.

Учитель: Итак, что вы думаете?

Ученик: Да можно, эти предложения можно назвать текстом, потому что они объединены одной темой – ткачество.

Нет, нельзя – это отдельные предложения, а не единый текст.

3. Выявление места и причины затруднения.

Учитель: Мнения в классе разделились. Как вы думаете, почему? Ученик: Мы недостаточно знаем о тексте и его признаках.

Учитель: Кто догадался, какова тема нашего урока?

Ученик: Тема урока – понятие о тексте.

Учитель: Какую же цель мы поставим себе на этом уроке?

Ученик: Больше узнать о том, что такое текст и каковы его признаки.

4.  Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученик: Метод наблюдения. Нужно сопоставить данные предложения с текстом и найти отличия.

Учитель: Обратимся к следующему слайду.

5. Реализация построения проекта.

Учитель: Внимание. Подумайте, в какой половине слайда находится текст? Какие признаки его отличают?

Ткачество – это процедура создания ткани из ниток посредством специальных машин.

На Руси ткацкие станки появились в 9-10 веке.

Ткачество было главным женским ремеслом в деревне.

Для производства ткани использовали шерсть, лен, крапиву и коноплю.

Ткачество – один из древнейших видов ремесла в истории человечества. До XX века оно было самым распространенным домашним занятием для женщин на Руси.

Крестьянские женщины ткали нарядные сарафаны для себя, рубахи с узорами для мужей, платки, головные косынки, всевозможные изделия для домашних нужд. Узорными тканями украшали избы во время больших праздников – например, на свадьбу.

Искусно сотканные вещи говорили о мастерстве и трудолюбии хозяйки, а также о состоятельности семьи.

Учитель: Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели?

Ученик: В правом столбике представлен текст. Здесь предложения не только на одну тему, но каждое предложение дополняет предыдущее. Здесь есть абзацы.

Учитель: Хорошо! Вы сделали много важных наблюдений, которые действительно отличают текст от набора предложений по заданной теме. Пожалуйста, оформите их в виде схемы.

Учитель: Посмотрите на экран. Перед вами определение «текста».

Текст - это логическая последовательность предложений, построенная согласно правилам данного языка, объединенная единой темой (обозначенной в названии/заголовке) и обладающая определенной структурой/композицией.

Словарь лингвистических терминов

Учитель: Посмотрите, чем еще из этого определения можно дополнить нашу схему?

Ученик: Здесь сказано, что текст имеет структуру/композицию.

Учитель: А как вы это понимаете?

Ученик: У текста есть начало/вступление, основная часть, и конец/заключение.

Учитель: Хорошо. Молодцы! Но это еще не все признаки текста.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель: Прочитайте текст.

Гончарное ремесло считается одним из древнейших ремесел на земле. Находки археологов демонстрируют, какой длинный путь прошло гончарное искусство: от примитивной посуды до изысканных греческих амфор. Гончарство было самым почетным и важным промыслом. В умелых руках мастера бесформенная глина, как по волшебству, превращалась в посуду, украшения, скульптуры. С появлением гончарного круга стали появляться гончарные мастерские, имеющие свое «фирменное» клеймо. Изделия каждой мастерской отличались друг от друга по форме, размерам, технологии обжига. В наш век люди стали вновь испытывать интерес к гончарству. Изделия современных мастеров по-прежнему вызывают восторг и восхищение, а спрос на ручную керамику постоянно растет.

Учитель: Все ли слова в этом тексте вам понятны? Давайте обратимся к словарю и уточним значение некоторых слов.

(Один из учеников заранее был назначен ответственным за работу с толковым словарем. Он ищет и зачитывает толкование слов «гончарство», «амфора», «клеймо».

Учитель: Сколько смысловых частей  можно выделить в этом тексте? (фронтально)

Ученик: В тексте можно выделить три части: вступление, основную часть и заключение.

Учитель: Верно, в тексте три части. Поменяйтесь тетрадями  с соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания по эталону (проецируется на доске).

Эталон:

Гончарное ремесло считается одним из древнейших ремесел на земле. Находки археологов демонстрируют, какой длинный путь прошло гончарное искусство: от примитивной посуды до изысканных греческих амфор. 

Гончарство было самым почетным и важным промыслом. В умелых руках мастера бесформенная глина, как по волшебству, превращалась в посуду, украшения, скульптуры. С появлением гончарного круга стали появляться гончарные мастерские, имеющие свое «фирменное» клеймо. Изделия каждой мастерской отличались друг от друга по форме, размерам, технологии обжига. 

В наш век люди стали вновь испытывать интерес к гончарству. Изделия современных мастеров по-прежнему вызывают восторг и восхищение, а спрос на ручную керамику постоянно растет.

Учитель: Какие заголовки можно подобрать к данному тексту?

Ученик: «Гончарное ремесло», «Гончарное дело», «Искусство гончаров», «Гончарство».

Учитель: Хорошо. Вы справились с заданием. Теперь поработаем в парах. Перед вами карточки. Прочитайте и восстановите последовательность предложений в тексте. Проверьте себя по эталону.

(1)Перекрученные и переплетенные между собой нити образуют уникальный ажурный узор. (2)С давних времён изысканным украшением интерьера и одежды являлось кружево. (3)Родиной кружевоплетения обычно признают Италию. (4)Кружево, в отличие от вышитого рисунка, можно отпороть от ткани заменить другим. (5)Первоначально оно было предназначено для того, чтобы заменить вышивку. (6)Однако сейчас кружево часто делают из хлопчатобумажных нитей, а некоторые современные мастера делают кружева из тонкой медной или серебряной проволоки. (7)Традиционно для плетения кружев используются льняные, шелковые, золотые или серебряные нити.

Эталон (проецируется на экран): 2,1,5,4,7,6,3

С давних времён изысканным украшением интерьера и одежды являлось кружево. Перекрученные и переплетенные между собой нити образуют уникальный ажурный узор. Первоначально оно было предназначено для того, чтобы заменить вышивку. Кружево, в отличие от вышитого рисунка, можно отпороть от ткани заменить другим. Традиционно для плетения кружев используются льняные, шелковые, золотые или серебряные нити. Однако сейчас кружево часто делают из хлопчатобумажных нитей, а некоторые современные мастера делают кружева из тонкой медной или серебряной проволоки. Родиной кружевоплетения обычно признают Италию.

Учитель: Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик: Да, у нас возникали сомнения, но мы справились с заданием.

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель: Прочитайте текст.

Еще совсем недавно в селах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера — кисть из солнечных лучей.

Учитель: Что мы можем о нем сказать, опираясь на наши знания?

Ученик: Этот текст, т.к. все предложения последовательно раскрывают одну мысль – Производство дымковской игрушки. Он разделен на абзацы, к нему можно подобрать заголовок и в нем можно выделить структурные части.

Учитель: Все верно! Вы хорошо усвоили признаки текста и научились определять основную мысль. А можно ли выделить в тексте другие, более мелкие темы? Микротемы?

Ученик: Можно.

Учитель: Как это сделать?

Ученик: Можно выделить тему каждого абзаца.

Учитель: Пожалуйста, запишите микротему каждого абзаца.

Ученик: 

1.Легенда.

2. Мастер-иконописец.

3. Мечта мастера.

4.Секреты мастера.

5.Мастер живет в красках хохломы.

Учитель: Проверьте по эталону (проецируется на экране)

1.Легенда о возникновении хохломы.

2. Мастер-иконописец выбирает вольную жизнь.

3. Мечта мастера. Появление хохломских чашек.

4.Мастер передал секреты односельчанам.

5.Мастерство мастера не исчезло, он живет в хохломских красках.

Учитель: Ваши заглавия для абзацев могут немного отличаться, главное, чтобы вы верно нашли ключевое слово/понятие, которое раскрывает содержание этого абзаца. На что похожа получившаяся запись?

Ученик: Это план текста.

Учитель: Верно! Какой вывод мы можем сделать?

Ученик: Это значит, что, выделив в тексте смысловые части, можно составить к нему план. Для этого нужно найти ключевое слово в каждом абзаце, определить микротему и сформулировать название.

 8. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель: Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний?

Ученик: Мы можем отличать группу предложений от текста и составлять к нему план.

Учитель: А сейчас попробуем выполнить несколько тестовых заданий.

Задание. Прочитайте текст и выполните тестовые задания.

(1)… (2) Ими занимались мастера-кустари. (3) Инструкция одного из местных органов управления указывала, что под кустарем следует понимать более или менее опытного, искусного в своем деле мастера, который занимается своим промыслом дома, работает сам, при помощи своей семьи или наемных рабочих и готовит свои изделия на продажу. (4) Каждая губерния, каждый уезд имели свои промыслы. (5) Например, в Архангельской губернии было развито смолокурение, а в Московской и Вятской губерниях — производство мебели. (6) В Вологде плели кружева, которые славились на всю страну, а в Хохломе расписывали не менее знаменитые ложки, миски, чашки… (7) Центры народных промыслов представляли собой как бы государства в государстве со своими удивительными традициями и привычками.

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

  1. Развитию старинных народных промыслов немало помогли меценаты и благотворители.
  2. Московские предприниматели из купцов владели, как правило, текстильными фабриками и заводами.
  3. Многие крупные и мелкие промышленники вышли из крестьянства.
  4. В пореформенной России существовало огромное количество промыслов.

2. В каком варианте ответа верно передана главная информация текста?

  1. На Руси спокон веков существовали славные мастера-ремесленники.
  2. Каждая губерния славилась своим ремеслом.
  3. Кустарь – это опытный мастер, который работает на дому.
  4. Центры народных промыслов имели свои традиции и привычки.

3. Найдите предложение, которое соединяется с предыдущим с помощью лексического повтора.

Учитель: Проверьте себя по эталону.

Эталон: 1-D, 2-A, 3- пятое предложение.

Со всеми ли заданиями вы справились?

Ученик: Нет, вызвало затруднения третье задание.

Учитель: А это тема нашего следующего урока. «Способы связи предложений в тексте». Подумайте над ним дома, может быть вы найдете ответ самостоятельно.

Итак, мы проделали большую работу и многое узнали. А сейчас вернемся к пословицам о ремесле, с которых мы начали наш урок. Как вы считаете, можно ли назвать эти пословицы текстом?

Ученик: Нет, т.к. это одно предложение.

Учитель: А здесь вы неправы.. И в этом еще одна премудрость великого русского языка! Дело в том, что смысл пословицы настолько глубок, а их форма настолько совершенна и закончена, что ученые-языковеды, лингвисты определяют даже одну отдельную пословицу как текст. Помните об этом интересном факте.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: Чему был посвящен урок?

Ученик: Тексту и его отличительным признакам.

Учитель: Что нового вы узнали о тексте?

Ученик: Мы узнали, что текст это не просто предложения на одну тему, а определенная последовательность, которая имеет начало/вступление и конец / заключение.

Ученик: К тексту всегда можно подобрать заглавие.

Ученик: Большой текст можно разделить на абзацы и выделить микротемы.

Ученик: Иногда даже одно предложение можно считать текстом – это пословицы.

Учитель: Какие затруднения мы испытали?

Ученик: Мы не всегда верно выделяем смысловые части в тексте. Нарушаем границы абзацев. Неточно формулируем микротемы.

Учитель: А сейчас, подводя итог свой работы на уроке, пожалуйста, заполните лист рефлексии.

Продолжите фразы, характеризующие ваши личностные достижения на уроке (2-3 фразы)

Оцените свою деятельность на уроке

Мне было интересно….

Я научился…

Я хотел бы узнать…

Мне мешало в работе…

Мне нужно повторить…

«+» справился со всеми заданиями легко

«+/-» справился с большинством заданий, но возникали сложности

«-» не справился с большинством заданий

Учитель: Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Определите основную мысль текста, подберите заглавие, найдите ключевые слова.

Слово «ремесло» произошло от латинского «ремес» (плотник) и обозначало разные виды ручных работ. В толковом словаре Даля «ремесло» объяснялось как «умение, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда». Ремесло превращалось в промысел, когда мастера начинали создавать предметы по заказу и на продажу.

Природа народного искусства – коллективная, но это не умаляет значения творчества наиболее талантливых и ищущих мастеров. Становясь массовым, промысел воспроизводил однотипные предметы, но при этом не терял уже найденные образцы.

В наши дни народное искусство не исчезло, оно переродилось в декоративно-прикладное искусство. Слово «декор» означает «украшаю». Прикладное – значит предмет должен иметь свое назначение. Ремесло приобретает новое звучание – украшение быта, а это весьма актуально в современном мире.

2. Разделить текст на абзацы, выделить микротемы и составить план.

Для производства дымковской игрушки используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Её собирают весной после половодья на реке Вятке. Подготовка глины к работе не простое дело: её рубят лопатой, несколько раз переворачивают, заливают водой. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. Следы «примазки» при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме. Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушат, затем 3-4 часа обжигают в печи и остужают. Следующий этап работы, характерный только для Дымкова, – «отбеливание». Игрушки погружают в раствор мелкого молотового мела, разведенного на молоке, ставят на сквозняк. Молоко быстро скисает, на поверхности изделия образуется пленка, и постепенно красная глина превращается в белую, вполне пригодную для росписи.

3. Продолжите текст по предложенному вступлению. Докажите его соответствие признакам текста.

Тесно связано с деревом такое мастерство, как роспись. По времени росписи возникли значительно позднее, нежели резьба по дереву. Говорят, роспись – это «почерк» народа, его живой образный язык.

4. Задания для умников и умниц!

Прочитайте текст. Обратите внимание на выделенные слова и предложения. Как вы думаете, почему они выделены жирным шрифтом? Отредактируйте текст.

На протяжении XIV—XV вв. ширились русские города. В наиболее большущих из них проводились работы по благоустройству.

Основную часть обитателей городов составляли ремесленники. Промеж них видную роль играли кузнецы. Помаленьку из кузнечного производства выделилось слесарное и оружейное. Крымский хан Менгли Гирей ставил доспехи русских наторелых мастеров выше сирийских, турецких, итальянских и просил Ивана III прислать ему «панцыри и мелкий доспех».

В XIV в. поправилось литейное дело, пришедшее в упадок в связи с набегом монголов. Дознанным видом сего ремесла было литьё колоколов. Судя по упоминанию летописи, в 1382 г. на Руси уже были пушки.. В 1483 г. русский мастер Яков отлил в Москве 16-пудовую пушку.

Учитель: Спасибо. Хорошего дня!

Коммуникативные:

учатся формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения.

Познавательные:

Строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные:

Адекватно оценивать собственные знания и возможности;

ставить учебные цели и задачи.

Регулятивные:

Выбирать способы и приемы достижения цели.

Познавательные:

сопоставлять, анализировать языковой материал.

Регулятивные:

умение обобщать знания, преобразовывать их в схему

Познавательные:

умение структурировать текст, включая выделение главного, умение подбирать заглавие, отражающее тему текста.

Коммуникативные:

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

строить монологическое контекстное высказывание

Познавательные:

осуществлять информационную переработку текста, составлять план.

Познавательные:

давать определения понятиям, обобщать знания.

Коммуникативные:

отображать в речи содержание совершаемых действий.

Познавательные:

делать выводы и умозаключения на основе выполненных мыслительных операций: анализа, сравнения.

Регулятивные:

осуществлять констатирующий контроль, оценивать правильность выполнения действий, планировать траекторию коррекции знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема текста. Основная мысль текста.

В каждом классе изучается определенный объем речеведческой теории, которую необходимо усвоить детям. В 5 классе дети изучают лишь базовые речеведческие понятия. По программе Л. З. Шакировой, Н. Н. Фат...

Урок русского языка в 5 классе "Текст. Основная мысль текста"

Урок русского языка в 5 классе по программе "Алгоритм успеха". Урок ознакомления с новым материалом. Цели: расширение  и обобщение знаний обучающихся о тексте, закрепление умения распознавать тек...

5 класс . ТЕКСТ. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА

Презентация составлена к готовому конспекту урока из интернет-источника(без претензии на авторство)...

Текст. Основная мысль текста.

Текст. Основная мысль текста....

3-Текст. Тема текста. Основная мысль текста.

laquo;Разработки конспектов уроков русского языка для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС по разделу «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем»...

Урок-презентация с конспектом по ФГОС Технологическая карта . Урок русского языка в 5 классе. Текст. Основная мысль текст.

Урок русского языка в 5 классе с презентацией, конспектом и технологической картой на тему "Текст. Основная мысль текста"...

Текст. Основная мысль текста

Презентация  к уроку...