Конспект урока по теме "НЕ с причастиями"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Урок изучения нового материала 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока 41.88 КБ
Office presentation icon Презентация 1.59 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Крутовская средняя общеобразовательная школа»

г.о. Серебряные Пруды  Московской области

Конспект урока по русскому языку в 7 классе

на тему «Слитное и раздельное НЕ с причастиями»

Учитель: Федорова Ольга Владимировна

Тип урока: изучение нового материала

Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с признаками местоимения

Задачи:

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), коммуникативной.

Содержательная: познакомить учащихся с правилами написания НЕ с причастиями, вырабатывать навыки применения полученных знаний на практике ,условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями; обучить учащихся способам применения изученного правила.

Развивающая: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация. 

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования, развитие Я-компетенции и самооценки.

Метапредметные: уметь определять цель учебной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, перерабатывать и систематизировать информацию, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Предметные: сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причастиями; закрепить ранее изученные знания о причастии, правописании НЕ с другими частями речи; опознавать орфограммы и анализ написания не с причастиями; применять алгоритм выбора слитного и раздельного написания.

Базовый уровень: 3,5 часа в неделю

Оборудование и технические средства обучения: презентация, медиапроектор.

Дидактические материалы:

Приложение 1 Стихотворение

Приложение 2 Объяснительный диктант

Приложение 3 Таблица «Правописание НЕ с причастиями»

Приложение 4 Задания для закрепления материала

Приложение 5 Цифровой диктант

Автор учебника: русский язык в 2х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.

№ п/п

Этап урока, продолжительность

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность

Проверка готовности рабочих мест к началу урока.

Приветственное слово: Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке. Здравствуйте ребята! Я рада вас всех видеть на уроке русского языка.  Прошу занять свои рабочие места, мы начинаем урок русского языка

- Ребята, на своих столах вы видите листы самооценки, с которыми вы поработаете в конце урока. 

-А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа.  Оставьте одну строку для темы урока. 

 

Проверяют готовность рабочих мест.

Подготовка класса к работе.

2.

Синтаксическая пятиминутка 

- Запишите предложение, которое вы видите на интерактивной доске :

ЧЕЛОВЕК, (НЕ)ЖЕЛАЮЩИЙ МЫСЛИТЬ, ЗАКРЫВАЕТ ВХОД В БУДУЩЕЕ. 

 - Как вы понимаете эти слова? 

 - Выполните  синтаксический разбор предложения. 

 - Выполните  морфологический разбор причастия. 

 -Сравните свои записи с разбором на интерактивной доске. 

Записывают предложение

Отвечают на вопросы

Выполняют синтаксический разбор предложения и морфологический разбор причастия

Сравнивают с ответами

2.

Актуализация знаний

Цель этапа: пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения.

Слово учителя: В слове какой части речи нужно раскрыть скобки?  (Причастии). 

- Обладаем мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? (Нет) 

- Что надо знать, чтобы правильно написать это причастие? (Правило, как пишется НЕ с причастиями.) 

Назовите теперь  тему сегодняшнего урока. («Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».) 

Запишите ее на оставленной строке. (Записывают тему урока на оставленной строке.) 

Отвечают на вопросы

Сталкиваются с затруднением

Формулируют тему урока, работают в тетрадях, записывают дату и тему урока «НЕ с причастиями»

Работают в тетради, делают записи

3.

Постановка учебной задачи

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

Какой же будет цель урока? (Называют цель урока: (Изучить, как пишется НЕ с причастиями.) 

Формулируют цель и задачи урока

4.

Постановка проблемы.

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем)

Прежде чем мы приступим к новой теме, давайте вспомним о правописании НЕ с разными частями речи: с существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями и т.д.  

 Дополнительная информация 

Ученику было дано задание, найти что-нибудь интересное о частице НЕ 

Стихотворение:  

Побывал я однажды в стране, 
Где исчезла частица НЕ. 
Посмотрел я вокруг с доумением: 
Что за лепое положение! 
Но кругом было тихо-тихо, 
И во всём была разбериха, 
И на взрачной клумбе у будки 
Голубые цвели забудки. 
И погода стояла настная, 
И гуляла собака счастная 
И, виляя хвостом, уклюже 
Пробегала пролазные лужи. 
Мне навстречу без всякого страха 
Шёл умытый, причёсанный ряха, 
А за ряхой по травке свежей 
Шли суразные дотёпа и вежа. 
А из школы, взявшись за ручки, 
Чинным шагом вышли доучки. 
И навстречу им утром рано 
Улыбалась царевна Смеяна. 
Очень жаль, что только во сне 
Есть страна без частицы НЕ. 

 

- Интересная страна. А почему в этой стране такая неразбериха? В нашей стране знаний  порядок, потому что существует правило правописания  частицы НЕ. 

 

Дома вы должны были повторить его. 

Лингвистическая разминка 

 Объяснительный диктант: правописание не с различными частями речи. 

Запись на интерактивной доске 

Несколько незнакомцев, ничего не знаешь, ненавидеть  лень, невежественный человек, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить, нелепость, небрежный, негодовал, не широкая, а узкая река; невысокий дом, говорил не правду, а ложь. 

 

Не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется: невзлюбить, нездоровится. 

 

Вспомним о правописании НЕ с существительными и прилагательными. 

Слитно, если:                                                             - без НЕ не употребляется  

- можно заменить с синонимом без НЕ             

Раздельно, если: 

- есть противопоставление с союзом А

(неряха, невзгоды, небрежный); (не правда, а ложь; не добрый, а злой) 

- с существительными при отрицании 

или близким по значению выражением   (не волк); 

(неправда – ложь);                                              

- с краткими прилагательными (не могуч); 

                                                                              

 - есть слова далеко не, вовсе не, совсем не; 

                                                                              

 - зависимое слово – отрицательное  

                                                                                

местоимение (никому не интересный); 

                                                                             

 - прилагательное в сравнительной или  

                                                                               

 превосходной степени ( не громче,  

                                                                           

    не красивейший). 

Заполняют таблицу

Отвечают на поставленные вопросы.

Слушают  стихотворение

Записывают в тетрадь словосочетания, называют по очереди орфограмму

5.

 Этап изучения нового материала. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: построение проекта выхода из затруднения, получить новые знания о местоимении как части речи.

Теперь нам нужно узнатькак  пишется НЕ с причастиями

 

 Запись на интерактивной доске: 

Ощибка не замечена  Негодующий взгляд                                                            

Не замеченная, а пропущенная ощибка  Незамеченная ошибка                                    

Не замеченная учеником ошибка 

 

Анализируют написанное, делают выводы:( Не пишется слитно с краткими причастиями, с причастиями, которые без НЕ не употребляются. Раздельно- с полными причастиями, если  есть противопоставление с союзом А, зависимое слово.  В остальных случаях слитно.) 

 

Откройте учебники на странице  68.   Найдите правило о правописании НЕ с причастиями.     Читаем вслух. 

- Совпадают ли сделанные нами выводы с правилом? 

- Запишем полученные сведения в таблицу. Когда причастие пишется НЕ раздельно, когда –слитно. 

Слитно 

1.С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание)  

2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь)  

3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени (совершенно неподготовленный ответ) 

 

Раздельно 

1.Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание) 

2.С краткими причастиями (не прочитана книга)  

3.Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача)  

4.Когда есть противопоставление (не написанная, а напечатанная работа)  

 

А теперь снова обратимся к предложению, которое мы записали в начале урока. 

- Как нужно написать НЕ с причастием желающий

(Раздельно, так как у причастия есть зависимое слово) 

 

Анализируют написанное, делают выводы

Заполняют таблицу.

 Учатся давать определения.

Работают с теоретическим материалом учебника

6.

Физкультминутка

Цель: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.

Все ребята дружно встали,

Друг другу руки ы пожали,

Шаг вперед, один назад,

Поклонились без преград,

Влево, вправо посмотрели,

А потом опять присели.

7.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

Слово учителя:

Закрепим полученные знания на практикеПерепишите, раскрывая скобки, комментируя

Запись на интерактивной доске: 

(Не)собранные грибы; никем (не)собранные грибы; грибы (не)собраны; (не)пойманная рыба; (не)пришитая, а оторванная пуговица; мясо (не)поджарено; (не)пройденный путь; (не)мигающие на небе звёзды; книги (не)сложены; (не)слышимый шорох.  

 

-Выполните самостоятельно

Запись на интерактивной доске 

Воздух, еще (не) ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращаюшиеся дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхали за рекой. 

 

-Проверьте  друг друга в парах. Сравните  с эталоном на доске. 

 

Выполняют задание, записывают в тетрадь, по цепочке комментируют написанное

Выполняют задание, записывают в тетрадь, проверяют по парам, потом сверяют с ответами

8.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: развитие умения решать учебно- познавательные задачи

Цифровой диктант 

- Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1-раздельно; 2-слитно. 

 Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка;  трава не скошена; незакрытое окно; правило не вызубренное, а осознанное. 

 

- Проверьте себя по ключу. 

 Запись на интерактивной доске 

Читаю ключ вслух.    1,1, 2, 2,1, 1,2, 1. 

«5» - нет ошибок 

«4» - 1-2 ошибки 

«3» - 3-4 ошибки 

 -Поставьте себе оценку. 

- Если вас устраивает полученный результат, поставьте себе оценку в дневник. 

Выполняют цифровой диктант

Оценивают свою работу.

Ответы проверяют по ключу.

Сравнивают свою оценку.

9.

 Итог урока. Домашнее задание

Вопросы: Какое правило мы сегодня изучили на уроке? 

- Когда НЕ пишется раздельно с причастиями? А слитно? 

Домашнее задание: Запись на интерактивной доске: 

Всем: § 26 стр.68 – выучить правило  

ВЫБИРАЙ:  

   1.  Сочинить лингвистическую сказку о НЕ и частях речи. 

   2.  Упр.132 или упр. 134. 

   3.  Выписать из текстов русской художественной литературы 10 предложений, иллюстрирующих правописание НЕ с причастиями 

Ведут диалог, повторяют основные определения и правила, записывают домашнее задание

10.

Этап рефлексии учебной деятельности.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

Вопросы: Довольны ли вы уроком, своей работой на уроке?

А теперь подумайте и ответьте на вопросы в листах самооценки. 

Запись на интерактивной доске 

  • Сумели  Вы решить поставленную перед собой задачу? 
  • Доволен ты своим результатом или нет и почему? 
  • Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой? 
  • Что для меня самым полезным было на уроке? 
  • Что на уроке для меня было трудным? 
  • На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?          

Оценивают свою работу на уроке.

Оценивают работу класса

Материалы для учащихся к уроку «НЕ с причастиями"

Приложение 1

Стихотворение:  

Побывал я однажды в стране, 
Где исчезла частица НЕ. 
Посмотрел я вокруг с доумением: 
Что за лепое положение! 
Но кругом было тихо-тихо, 
И во всём была разбериха, 
И на взрачной клумбе у будки 
Голубые цвели забудки. 
И погода стояла настная, 
И гуляла собака счастная 
И, виляя хвостом, уклюже 
Пробегала пролазные лужи. 
Мне навстречу без всякого страха 
Шёл умытый, причёсанный ряха, 
А за ряхой по травке свежей 
Шли суразные дотёпа и вежа. 
А из школы, взявшись за ручки, 
Чинным шагом вышли доучки. 
И навстречу им утром рано 
Улыбалась царевна Смеяна. 
Очень жаль, что только во сне 
Есть страна без частицы НЕ.

Приложение 2

 Объяснительный диктант: правописание не с различными частями речи. 

Несколько незнакомцев, ничего не знаешь, ненавидеть  лень, невежественный человек, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить, нелепость, небрежный, негодовал, не широкая, а узкая река; невысокий дом, говорил не правду, а ложь. 

Приложение 3

Таблица «Правописание НЕ с причастиями»

Слитно 

Раздельно 

1.С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание)  

2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь)  

3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени (совершенно неподготовленный ответ) 

 

1.Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание) 

2.С краткими причастиями (не прочитана книга)  

3.Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача)  

4.Когда есть противопоставление (не написанная, а напечатанная работа)  

 

Приложение 4

Задания для закрепления материала.

(Не)собранные грибы; никем (не)собранные грибы; грибы (не)собраны; (не)пойманная рыба; (не)пришитая, а оторванная пуговица; мясо (не)поджарено; (не)пройденный путь; (не)мигающие на небе звёзды; книги (не)сложены; (не)слышимый шорох

Приложение 5

Цифровой диктант 

- Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1-раздельно; 2-слитно. 

 Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка;  трава не скошена; незакрытое окно; правило не вызубренное, а осознанное. 

 

- Проверьте себя по ключу. 

 Запись на интерактивной доске 

Читаю ключ вслух.    1,1, 2, 2,1, 1,2, 1. 

«5» - нет ошибок 

«4» - 1-2 ошибки 

«3» - 3-4 ошибки 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слитное и раздельное написание не с причастиями 7 класс учитель русского языка и литературы Федорова Ольга Владимировна

Слайд 2

Познакомить учащихся с правилами написания не с причастиями. Повторить написание не с разными частями речи. Развивать логическое мышление, внимание, орфографические навыки. Закрепить пунктуационные навыки, навыки синтаксического и морфологического разбора

Слайд 3

Человек, (не) желающий мыслить, закрывает вход в будущее.

Слайд 4

( Повеств., невоскл., прост., распр., осложн. прич. об.) 1. (Не)желающий – причастие (какой?), обозначает признак предмета по действию. 2. Н.Ф. – желающий. Пост.пр.: несов.в., действ., наст.вр.; непост.пр.: Им.п., ед.ч., м.р.. 3. Определение.

Слайд 5

Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица НЕ. Посмотрел я вокруг с доумением: Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И во всём была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная И, виляя хвостом, уклюже Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причёсанный ряха, А за ряхой по травке свежей Шли суразные дотёпа и вежа. А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом вышли доучки. И навстречу им утром рано Улыбалась царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы НЕ. С.Бондаренко

Слайд 6

(Не)сколько (не)знакомцев, (ни)чего (не) знаешь, (не)навидеть лень, (не)вежественный человек, (не) выполнил задание, (ни)чуть не интересный фильм, (не)кто в чёрном, (не) с кем поговорить, (не)лепость.(не)брежный,(не)годовал, (не) широкая, а узкая река; (не)высокий дом, говорил (не) правду, а ложь;

Слайд 7

Несколько незнакомцев, ничего не знаешь, ненавидеть лень, невежественный человек, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить, нелепость. небрежный, негодовал, не широкая, а узкая река; невысокий дом, говорил не правду, а ложь.

Слайд 8

Ошибка не замечена; не замеченная, а пропущенная ошибка; не замеченная учеником ошибка. Не годующий взгляд Не замеченная ошибка

Слайд 9

1. С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание) 2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь) 3 . Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени (совершенно неподготовленный ответ) 1. С краткими причастиями (не прочитана книга) 2. Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание) 3. Когда есть (или подразумевается) противопоставление (не написанная, а напечатанная работа) 4 . Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача) Слитно Раздельно

Слайд 10

(Не)собранные грибы; никем (не)собранные грибы; грибы (не)собраны; (не)пойманная рыба; (не)пришитая, а оторванная пуговица; мясо (не)поджарено; (не)пройденный путь; (не)мигающие на небе звёзды; книги (не)сложены; (не)слышимый шорох.

Слайд 11

Воздух, еще (не) ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращающиеся дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхают за рекой.

Слайд 12

Воздух, еще не ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут непрекращающиеся дожди. Молнии, не разъяренные, а обессиленные, полыхают за рекой.

Слайд 13

Ключ: 1,1, 2, 2,1, 1,2, 1. «5» - нет ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки.

Слайд 14

Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу? Доволен ты своим результатом или нет и почему? Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой? Что для меня самым полезным было на уроке? Что на уроке для меня было трудным? На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

Слайд 15

Всем: § 26 стр.68– выучить правило ВЫБИРАЙ: 1. Сочинить лингвистическую сказку о НЕ и частях речи. 2. Упр.133 или упр. 134. 3. Выписать из текстов русской художественной литературы 10 предложений, иллюстрирующих правописание НЕ с причастиями

Слайд 16

Спасибо за работу. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «ПОНЯТИЕ О ПРИЧАСТИИ»

план-конспект урока в 7 классе с использованием ЭОР...

Конспект урока по теме "Причастие как часть речи"

Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР....

Конспект урока по теме "Причастие как часть речи" с использованием ЭОР

Материал редставляет собой конспект   урока по русскому языку в 7 классе на тему "Причастие как часть речи". С использрванием электронных образовательных ресурсов. Урок является первым урок...

Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...

конспект урока по теме " Причастие"

урок по теме "Причастие" для 7 класса...