Открытый урок в 8 классе Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Фаррахутдинова Зиля Назимовна

Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кзыл-Ярская средняя общеобразовательная школа имени Ф.Г.Яруллина» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

Конспект урока русского языка в 8 классе

Повторение по теме: « Обособленные члены предложения»

                                                                          Выполнила работу: Фаррахутдинова Зиля

                                                                             Назимовна,  учитель русского языка и              

                                                                             литературы МБОУ «Кзыл –Ярская СОШ

                                                                             им.Ф.Г.Яруллина»                      

                    2020

   Тема урока: Повторение по теме: « Обособленные члены предложения»

        Цели урока:

1.Повторить  и систематизировать  знаний об обособленных членах предложения.

2.Формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

3. Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных и уточняющих членов предложения в  различных синтаксических конструкциях.
4. Подготовка к ОГЭ

       Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

       Оборудование: проектор, презентация, дидактический материал (карточки с вопросами и заданиями (для парной, групповой и индивидуальной работы)

Ход урока:

1.Организационное начало урока.

2. Вступительное слово учителя

        На протяжении нескольких уроков мы изучали большую тему в курсе русского языка 8 класса под названием «Обособленные члены предложения». (запись даты, темы урока в тетрадь) Сегодня на уроке мы обобщим полученные по этой теме знания, подведём итоги, что усвоено, что необходимо ещё закрепить, проверим ваше умение находить обособленные члены и правильно расставлять знаки препинания в предложениях.  А эпиграфом к нашему уроку я выбрала высказывание известного русского писателя А.П. Чехова: «Знаки препинания служат нотами при чтении». Как вы понимаете высказывание А.П. Чехова?

(Слайд 3)

(Знаки препинания служат для придания тексту большей выразительности. Ведь нередко от того, как ты прочитаешь предложение, будет зависеть его смысл. И вообще без знаков препинания было бы очень сложно).

3. Фронтальный опрос

-Что такое обособленные члены предложения?

(Обособленные члены предложения – это члены предложения, выделенные интонационно при произношении и при помощи знаков препинания на письме. (Слайд 4)

- Какие члены предложения обособляются?

(Обособляются определения, приложения, обстоятельства, обособленные уточняющие члены предложения.)

4. Работа в группах.

1- группа  на основе анализа предложений рассказывает об обособленных определениях.(Слайд 5)

А)Ему, печальному, не хотелось веселиться. Б) Сосна, растущая на холме, видна издалека. А) Летний воздух, сухой и теплый, навевал дремоту. Г) Привлеченные светом, бабочки летят на огонь.

2- группа  рассказывает об обособленных приложениях.(Слайд 6)

А) Он, интересный художник, оформил много книг.

Б)Иванов, оформитель многих книг, работает над новой серией иллюстраций.

В) Профессор, по фамилии Сидоров, принимал вступительные экзамены.

Г) Как опытный повар, Иванов был назначен ответственным за банкет.

Д) Его взяли на работу как корректора.

3- группа  рассказывает об обособленных обстоятельствах.(Слайд 7)

А)Укладываясь на ночлег|, шумно кричат вороны в роще.

Б)Я, |крадучись|, подобрался к двери.

В)Он слушал раскрыв рот.

Г)Он читал лежа.

Д)Он улыбался,| несмотря на плохое настроение|.

Е)|Вопреки предсказанию, погода прояснилась

4- группа  рассказывает об обособленных уточняющих членах.(Слайд 8)

А) На той стороне, за рекой, запевал соловей.

Б)Осенью, во время ненастья, лес имеет особенно унылый вид.

5. Работа над текстом.(Слайд 9)

Никогда не думала, что на старости лет пойду работать в дом ребёнка. Но, как видно, руки, огрубевшие за многие годы работы на стройке, и зачерствевшая душа вдруг пожелали смягчиться и очиститься. В душе стали просыпаться доселе неизвестные чувства и стремления, и особенно когда на глаза попадались статьи о  детях, брошенных родителями.

Счастье, которое ежедневно испытывает ребёнок в семье, несравнимо с одним счастливым днём ребёнка, воспитывающегося в детском доме. Как многого лишены наши сироты! Они как цветы, выращенные в теплице. Сколько здесь детей - маленьких разбитых сердец, настоящих человеческих трагедий. Хотелось что-то сделать для них, одарить каждого сердечной лаской и душевным теплом. (Ф.Яруллин «Былинка на ветру»)

- Обратите внимание на автора и название произведения? Что вы  знаете об авторе? (Слайд 10)

( Краткое выступление двух учащихся об авторе и об истории создания этого произведения.)

1-ученик

Поэт, прозаик,драматург Фанис Яруллин родился и вырос в нашем селе. Во время службы в армии, выполняя на турнике сложные упражнения, неудачно падает  и оказывается на всю жизнь прикованным к постели. В борьбе стяжёлым недугом, в каждодневном подвиге  в душе  Ф.Яруллина рождается настоящая поэзия. 1964 году выходит его первая книга. Проходти время . Он становится автором многочисленных, поэм, рассказов, повестей и драматических произведений. В 1978 году он получает республиканскую премию  имени Мусы Джалиля, а в 1995 году  он удостоин  Государственной премии Республики Татарстан  имени Г. Тукая. В 1984 году за успехи в области литературы  присвоено звание “Заслуженного работника культуры Республики Татарстан,  в 1988 году  награждён орденом “Дружба народов” В     году  был удостоин высокого звания Народного поэта  Республики Татарстан.

Жизнь  и творчество Фаниса Яруллина является примером жизненного подвига и героического труда для всех нас.

2-ученик

Повесть “Былинка на ветру” была опубликована в 1999 году. Герои этой книги – люди непростой судьбы. Им выпала  самая сильная и  неизбывная боль – боль сиротства. Однако  это жизненное испытание не сломило их. Первые уроки доброты ми сострадания  они получили от простой  трудолюбивой  татарской женщины. Знакомство с ней убеждает. Что есть узы покрепче кровного родства. Это доброе, человеческое отношение к людям.

Эта книга переведена на русский и английские языки и является настольной книгой в воспитании будущего поколения.

- Ребята, о чём этот текст?

- Что хотел сказать автор?

- Определите тип и стиль текста.

(Списать текст, расставив знаки препинания)

Проверка задания. (Слайд11)

1)Работа в группах. (Слайд 12)

1. Сделать транскрипцию слов: просыпаться, одарить.

2.  Выписать из текста слово с чередующимся гласным в корне(выращенные).

3. Заменить слово  зачерствевшая (предложение 1) стилистически нейтральным синонимом (загрубевшая).

4. Выписать три словосочетания по одному на каждый вид синтаксической связи.(зачерствевшая душа, неизвестные чувства, счастливым днём; брошенных родителями, лишены много, выращенные в теплице; испытывает ежедневно, доселе неизвестные).

2) Записать номера предложений, в которых есть обособленные члены предложения, объяснить способы обособления. (Слайд13)

3) Синтаксический разбор предложений. (Слайд 14)

Но, как видно, руки, огрубевшие за многие годы работы на стройке, и зачерствевшая душа вдруг пожелали смягчиться и очиститься. Хотелось что-то сделать для них, одарить каждого сердечной лаской и душевным теплом. (У доски)

- Как вы думаете, ребята, о каких чувствах говорится в этих предложениях?

- О доброте, о благородности, о сочувствии.

-А что такое доброта, благородность, сочувствие?

Словарная работа. (Слайд 15)

Доброта - духовно-нравственное качество личности, выражающее ее способность и умение делать людям благо, приносить радость, помогать, защищать.

Сострада́ниесочу́вствие, сопережива́ние — способность чувствовать чужое горе, уподобление эмоционального состояния субъекта чьему-либо эмоциональному состоянию.

Благоро́дство — высокая нравственность, самоотверженность и честность; великодушие, рыцарство, возвышенность, святость.

- Какие произведения можете привести в пример, где говорится об этих чувствах?

6. Составление предложений с использованием обособленных членов на тему доброта, благородство, сочувствие.

7.Задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ.(Слайды 16 -22)

1. Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленными членами. Напишите номер этого предложения.

(1) На Старице по берегам - песчаные дюны, заросшие чернобыльником и чередой.(2) На дюнах растет трава, ее зовут живучкой. (3) Это плотные серо-зеленые шарики, похожие на туго закрывшуюся розу.

2.Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным нераспространённым обстоятельством.

(1) Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. (2) Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (3) В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста.

3.Среди предложений 1-4 найдите предложение с распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» - одно из прекраснейших слов русского языка. (2) Это слово никогда не говорят громко. (3) Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. (4) Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева.

4.  В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Там горы (1) отступив немного назад (2) дали место неширокой полосе (3) покрытой ровными камнями (4) обточенными прибоем.

1)1,2 2)1, 3 3)1,2,3,4 4)3,4

8.  Подведение итогов урока

9. Заполнение учащимися листов самооценки.

(Слайд 23)

10. Домашнее задание.(Слайд 24)

1) Выписать из любого литературного произведения 6 предложений с обособленными членами предложения.

2) Написать сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?», используя предложения с обособленными членами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков РЯ в 8 кл. ( «Обособленные члены предложения». Уроки "1,2)

Представлены первые четыре урока по теме "Обособленные члены" с использованием информационных технологий, материала для подготовки к ГИА и ЕГЭ. ...

Конспекты уроков РЯ в 8 кл.( «Обособленные члены предложения». Уроки №3,4)

Уроки разработаны с использованием информационных технологий, материала для подготовки к ГИА, ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения.Обособленное определение""

Конспект урока  русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения. Обособленное определение"(1-ый урок)...

Обособленные члены предложения ( урок в 11 классе с профильным обучением, 3 часа в неделю)

Интегрированный урок русского языка и литературы предназначен для учащихся с профильным обучением, позволяет повторить  не только пунктуацию  при обособленных членах предложения, но и в...

Конспект открытого интегрированного урока по русскому языку и литературе: «Роль обособленных членов предложения в художественном тексте»

Интегрированный урок по русскому языку и литературе на материале рассказа Паустовского "Телеграмма"...

Презентация к уроку в 7 классе с элементами игры ЧГК. Обособленные члены предложений.

Презентация к уроку в 7 классе с элементами игры "Что?Где? Когда?" Обособленные члены предложений....

Обобщение изученного по теме "Обособленные члены предложения", урок русского языка в 8 классе

Технологическая карта урока и дидактический материал для урока русского языка в 8 классе по теме "Обобщение изученного по теме "Обособленные члены предложения"...