Обособленные члены предложения ( урок в 11 классе с профильным обучением, 3 часа в неделю)
план-конспект урока (русский язык, 11 класс) на тему

Остапенко Евгения Викторовна

Интегрированный урок русского языка и литературы предназначен для учащихся с профильным обучением, позволяет повторить  не только пунктуацию  при обособленных членах предложения, но и вспомнить  поэзию Серебряного века, выработать алгоритм  при решении заданий ЕГЭ, включает в себя  как групповую, так и индивидуальную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dlya_pechati.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе

по УМК Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина  

(3 часа  русского языка в неделю, профильный уровень).

Учитель русского языка и литературы  ГКФОУ МсСВУ

Остапенко Е.В.

Тема: обособленные члены предложения

Цели:

I)учебные:

1)повторить теоретический материал  постановки знаков препинания  при обособлении  второстепенных членов предложения;

2)подготовить учащихся к выполнению заданий А6, А21 ЕГЭ

II)образовательные:

1)развивать умения правильно  формулировать и высказывать мысль;

2)расширять кругозор учащихся

III)воспитательные:

1)прививать интерес к поэзии Серебряного века;

2)прививать учащимся нормы правильной  литературной речи

Оборудование:

1.Учебники под редакцией Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина  

2.Проектор

3.Раздаточный материал

4.Тестовые задания

Ход урока:

I.Оргмомент (1 мин.)

II. Работа над ошибками предыдущего задания ( проверка домашнего задания, 1-2 мин.)

III.Орфоэпическая разминка (1мин.)

В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

I.1)мусоропровОд

2)кремЕнь

3)мЕстностей

4)кранЫ

II.1)низведЁн

2)обзвонИт

3)клалА

4)бАнты

IV.Синтаксическая разминка (отработка заданий А 9, В 3, 2 мин.):

Какие слова являются грамматической основой данного предложения?

   На берегу  острова Крит недавно обнаружили минойский строительный материал и глиняную посуду вперемешку с округленной галькой, а также ракушками и прочными представителями микроскопической  морской  фауны.

  1. обнаружили материал и посуду
  2. строительный материал обнаружили
  3. материал обнаружили
  4. обнаружили

Определите тип односоставного предложения.

Определите тип подчинительной связи  выделенных словосочетаний(попутное повторение).

    V. Определяем тему урока (данные отрывки проецируются на доску) (знаки препинания в данных предложениях не проставлены, 3 мин.):

1.А здесь в глухом чаду пожара

Остаток  юности губя

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

                              (А. Ахматова)

2.Умирая  не скажу: была.

И не жаль и не ищу виновных.

Есть на свете поважней дела

Страстных бурь и подвигов

любовных.        

                        (М. Цветаева)

3.Моим стихам написанным так рано

Что и не знала я что я – поэт

Сорвавшимся как брызги из фонтана

Как искры из ракет…

                             (М. Цветаева)

                     

4.И убаюкан шагом конным

С отрадной грустью внемлю я

Как ветер звоном однотонным

Идёт – поёт в стволы ружья.

                             ( И. Бунин)

5. Я отрок  зажигаю свечи

Огонь кадильный берегу.

Она без мысли и без речи

На том смеётся берегу.

                               (А. Блок)

-Что общего в данных предложениях?

-Какие второстепенные члены предложения обособляются?

-Какую цель ставим на данном уроке?

Вывод (делают учащиеся):

1)обособляются определения, выраженные причастными оборотами;

2)обособляются обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами;

3)обособляются приложения;

4)обособляются уточняющие члены предложения;

5)обособляются сравнительные обороты

Записываем в тетрадь тему сегодняшнего урока: «Обособленные члены предложения»

VI.Закрепление материала (письменно, 4-5 мин.):

   1.Символ несущий

смысловую нагрузку не всегда однозначен.

2.Смысл символов  Блока лежащий в запредельном мире имеет своей основой окружающую действительность.

3.Идеал утверждающий надежду и веру на то что победит гармония – Прекрасная Дама.

Задание: расставьте недостающие знаки препинания.

Творческое задание: переделайте предложения так, чтобы получились сложные предложения  с придаточными определительными, запишите получившиеся предложения.

VII.Работа над заданием №А 6 (1-2 мин.):

   В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого  предложения нельзя заменить причастным оборотом? Объясните, почему придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом.

1)Маленький зайчонок, который был найден ребятишками в лесу, быстро осмелел и прыгал по всему  дому.

2)Боевой вылет эскадрильи, который был  намечен на утро, пришлось отменить.

3)Любовь к детям, которая окрыляла старую женщину, давала ей силу жить и надеяться  на скорую  встречу с ними.

4)Пугачёвский бунт, о котором так интересно писал А.С. Пушкин в своей «Капитанской дочке», по своим масштабам превзошёл все предыдущие  крестьянские войны.

(Ответ учащегося : В примере № 4 заменить придаточную часть нельзя, т.к. перед союзным словом стоит предлог; предложение записывается, предлог выделяется в ходе работы над заданием).

VII.Работаем в группе (класс делится на группы, каждая получает своё задание на карточках, 2 мин.)

Группа № 1

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На закате солнца (1) вытянувшись длинными полосами (2) летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло (3) кем-то  раскалённой(4) печи.

1)1,3     2)1,2   3) 3,4   4) 1,2,3,4

Группа № 2

Молодые мастера живописи(1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали (4) и организовали  «Артель художников» - первую общественную организацию художников России.

1)1,2,3,4   2) 2,3   3) 2,4   4) 3,4

Группа № 3

Все события (1) обдуманные (2) и пережитые (3) облекались Тютчевым в художественные образы (4) поднимающиеся на высоту философского обобщения.

  1. 1,3   2)2,3  3) 1,3,4   4) 4

Группа № 4

Перелистывая (1) книги из библиотеки Пушкина (2) и (3) изучая пометки на полях (4) невольно приходишь к выводу, что поэт был ещё и гениальным читателем.

  1. 2,3,4  2)1,2  3) 3,4   4) 4

Группа № 5

Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А. Римский – Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1)1,2,3,4    2)2    3) 3,4    4) 4

Группа № 6

Гора Талая (1) до самой вершины заросшая сосняком(2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев.

  1. 1   2) 1,2   3) 3,4   4) 1,2,3,4

Группа № 7

Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

  1. 1,2   2) 1,2,3   3) 3,4  

4)1,2,3,4

Группа № 8

Внезапно осины зашептались (1) с коротким шумом вздрагивая листьями (2) и заволновались, облако белых пушинок сорвалось с их серёжек и (3) словно сговорившись с ветром (4) весело понеслось в темнеющую чащу.

1)1   2) 1,2   3) 3,4   4) 1,2,3,4

VIII. Защита (7-8 мин.).Все задания  поочерёдно проецируются на доску

Один представитель группы объясняет  постановку знаков препинания.

VIII.Самостоятельная работа в формате ЕГЭ (10 мин.)

(по 5 заданий А5 каждому учащемуся, 8 вариантов на класс)

IX. Подведение итогов (2 мин.).

-Что повторили на уроке?

-Какую цель ставили, исходя из темы?

-Достигли ли этой цели?

IX.Задание на следующий урок (1 мин.):

Параграф 85, упр. № 384 + подчеркнуть грамматические основы во всех предложениях, обособленные определения графически выделить.

Литература:

1.Сборник «Поэзия Серебряного века»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков РЯ в 8 кл. ( «Обособленные члены предложения». Уроки "1,2)

Представлены первые четыре урока по теме "Обособленные члены" с использованием информационных технологий, материала для подготовки к ГИА и ЕГЭ. ...

Конспекты уроков РЯ в 8 кл.( «Обособленные члены предложения». Уроки №3,4)

Уроки разработаны с использованием информационных технологий, материала для подготовки к ГИА, ЕГЭ...

Урок русского языка по теме: «Обособленные члены предложения». 8-й класс (учебник М.М.Разумовской).

Урок - открытие в  изучении данной темы. Главная задача его – вызвать интерес, желание самостоятельно, творчески подойти к освоению новой ступеньки на пути к знаниям. Тематическое содержани...

ВИДЫ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В 7 КЛАССЕ

Как помочь учащимся не путать причастие и деепричастие.причастный и деепричастный оборот...

Обобщение изученного по теме "Обособленные члены предложения", урок русского языка в 8 классе

Технологическая карта урока и дидактический материал для урока русского языка в 8 классе по теме "Обобщение изученного по теме "Обособленные члены предложения"...

«Повторение по теме «Обособленные члены предложения» урок русского языка в 8 классе

Урок русского языка в 8 классе по теме «Повторение по теме «Обособленные члены предложения» - это урок развивающего контроля. Школьники работают в группе, распределяя роли, в парах, ...

Открытый урок в 8 классе Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения.

Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения....