Грамматические игры на уроках русского языка как средство повышения грамотности учащихся
статья по русскому языку

В современной методике  и  практике  обучения русскому языку в  школе  все большее внимание уделяется оптимальному сочетанию различных,  форм,  методов и  средств  обучения.  Это  позволяет  более  эффективно  решать   учебно-воспитательные задачи образовательной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Грамматические игры на уроках русского языка как средство повышения грамотности учащихся

В современной методике  и  практике  обучения русскому языку в  школе  все большее внимание уделяется оптимальному сочетанию различных,  форм,  методов и  средств  обучения.  Это  позволяет  более  эффективно  решать   учебно-воспитательные задачи образовательной программы.

Одним из  важнейших  условий  активизации  познавательной  деятельности  школьников на уроках русского языка,  развития  их  самостоятельности,  мышления,   является грамматическая игра.

Как писал Д.Б. Эльконин, «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир человека вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Так что нет ничего страшного, если на каком-то этапе интеллектуальная игра сочетается с трудом, ведь благодаря именно ей дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками» [1, с. 21-23].

Грамматические игры завоевывают популярность среди преподавателей русского языка, так как в них как нельзя лучше реализуется технологический подход к обучению.

Игры на уроках русского языка можно классифицировать по обобщенному признаку следующим образом:

- фрагментарные дидактические игры, когда в основе каждого фрагмента игры лежит решение одной педагогической задачи, связанной с конкретным элементом учебного материала;

- целостно-тематические дидактические игры, которые связаны с решением нескольких педагогических задач по теме;

- комплексные дидактические игры, в которых сочетается репродуктивная и продуктивная деятельность учащихся и решается комплекс образовательных и развивающих задач [2, с. 82-83].

Основные принципы организации игры:

  1. Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.
  2. Принципы развития игровой динамики.
  3. Принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей).
  4. Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.
  5. Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр – к играм-комплексам, от возрастных игр – к безвозрастным, «вечным».

При соответствующих методах педагогического руководства в дидактических целях процесс организации грамматической игры может быть упорядочен. На первых порах, т.е. в младший школьный возраст, игровые действия ребят носят развернутый характер и требуют материальной опоры (игрушки, игровые предметы). В дальнейшем, к периоду повзросления, сокращается и обобщается, идет их вербализация. В последствии они могут совершаться частично, или полностью в умственном плане и плане воображения. В подростковых классах некоторые виды игр полностью переносятся в умственный план, появляется идеальная игра воображения (творческие, сюжетно-ролевые игры).

Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать.

При применении элементов технологии дидактической игры на всех этапах урока можно использовать разнообразные формы грамматических игр: состязания, конкурсы, диктанты-молчанки, сигнальные карточки, игры-путешествия, викторины, загадки, шутки.

К примеру, для лучшего усвоения темы «Одушевленные и неодушевленные существительные» на уроках используются красочные рисунки, изображения разных предметов, читаются загадки, чтобы учащиеся отгадывали предмет.

Большой интерес учащихся вызывает проведение различных грамматических игр, построенных на решении логических задач. К примеру, игра "Четвертый лишний": среди названных слов надо найти "лишнее" существительное или прилагательное и объяснить, чем оно отличается от остальных. Например, диктуются слова:

плащ печь нож мышь

рожь тишь врач камыш

Игра "Кто наблюдательнее?" развивает внимание учащихся к слову, улучшает их речь. При повторении суффиксов прилагательных и существительных можно провести игру "Сложи слово". Ученики готовят дома чистые полоски бумаги. В классе на больших полосках записали корни слов: хозяйство, государство, общество, полотно, кожа, машина, на маленьких полосках записали суффиксы и окончания: енн-ый, ан-ый, ян-ый, ин-ый. Ученики  составляют слова из двух полосок.

 Можно использовать и такую форму, как диктант - молчанка. Учитель показывает картинки с изображением разных предметов, а учащиеся записывают слова: стакан, морковь, лестница, карандаш, огурец, заяц и т.д.

Важным стимулом в игре является элемент соревнования. В соревнованиях возрастает активность ученика, его воля к победе.

Игра помогает учителю сплотить ученический коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других людей. В играх учитель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из них. Игры сближают учителя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

В нашей практике применяются правила, следуя которым, можно сделать игровой урок увлекательным:

  1. Игра должна приносить радость ученику и учителю.
  2. Заинтересовать ученика игрой.
  3. Развивающие игры - игры творческие. Все задания ученику нужно выполнять самостоятельно.
  4. Успех в самом начале - обязательное условие.
  5. Не переоценивайте уровень развития учащегося.
  6. Создайте в игре непринужденную обстановку.
  7. Побудите учеников к соревнованию [3, с. 79].

Таким образом,  игру на уроке можно рассматривать как особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, как одно из серьезных средств педагогического воздействия на школьников, а главное, как средство увлекательной работы над повышением уровня грамотности учащихся. Но необходимо помнить, что игра - не самоцель, она не должна быть единственным средством обучения и воспитания; ведь, как гласит народная мудрость, лекарство отличается от яда только дозой, поэтому важно обеспечить сочетание игры с другими видами деятельности на уроке.

Список литературы

1.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

2. Баев П.М. Играем на уроках русского языка, М., Русский язык, 1989 г.

3.Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"

Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу,  что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...

Коррекционная работа на уроках русского языка,как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными способностями

Как правильно организовать коррекционную работу на уроках русского языка и повысить мотивацию к обучению у учащихся в коррекционных школах....

Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса учащихся

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением....

Коррекционная работа на уроках русского языка как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями.

 На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования и воспитания в соответствии с перспектив...