Мастер-класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Горячева Светлана Владимировна

Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя в основном координирующая. Данную технологию можно  использовать  как на уроках,  так и  во внеурочной деятельности. Часто мы с вами, уважаемые коллеги, сталкиваемся с низкой активностью учащихся на уроке и с их нежеланием учиться. Такое отношение к учёбе и учебному предмету может быть следствием  недопонимания учащимися заданий, предлагаемых учителем, отсутствия у учащихся умения работать с различными источниками информации. Использование  ТРКМ позволяет формировать у учащихся умение находить, систематизировать и перерабатывать информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_ispolzovanie_priyomov_trkm.docx124.71 КБ
PDF icon prezentatsiya_k_master-_klassu.pdf2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Автор:

учитель русского языка и литературы

филиала МБОУ многопрофильный лицей

 с. Малая Сердоба в с.Ключи

Горячева Светлана Владимировна

1 слайд

I.Подготовительно-организационный этап:

 Приветствие, вступительное слово.

Здравствуйте, те кто готов творчески работать!
Здравствуйте те, кто умеет мечтать...
Здравствуйте те, кто мечтает полетать!
Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей!

Рада всех  еще раз приветствовать!  Я очень рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много  положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.  И чтобы лучше себя чувствовать, я предлагаю пожелать здоровья друг другу на разных языках. Я дам несколько карточек с пожеланиями здоровья, кто получает карточку, приветствует всех громко, позитивно, не забывая называть, на каком языке приветствие, а мы хором отвечает на это же языке.

Я начну на русском:

- Здравствуйте!

- Нихао ! (Китай)

- Здравей! (Болгария)

-- Джечь буречь (Удмуртия)
-
Добры дзень! (Белоруссия)
Спасибо всем. И если, как говорят ученые, мысль материальна, то наше здоровье должно удесятериться. Я уже чувствую это. А как вы? Тогда приступим к серьезной части моего выступления.

2,3 слайды

2.Определение целей и задач мастер-класса.

Итак, уважаемые коллеги, тема моего мастер-класса «Использование приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Цель: распространение  опыта освоения и применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Задачи мастер-класса:

 1. Расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;

2.Создать условия для совершенствования своих умений;

3.Сфокусировать внимание учителей на результатах мастер-класса

4 слайд

Уважаемые коллеги, к нам сегодня в гости пожаловал домовёнок Кузя с мешочком судьбы. Сейчас мы поиграем в «Мешочек судьбы». Для деления на группы Вам нужно будет подойти и вытащить из «мешочка судьбы» свой номер с цифрой  и сесть на предопределённое место.

Основная часть мастер-класса

5 слайд

В качестве эпиграфа я взяла строчки из стихотворения, которые очень точно, на мой взгляд, определяют идею, которая раскрывает суть технологии развития критического мышления через чтение и письмо – это объединение мысли, а точнее, мышления и чувства.

Спор неизбежен порой между мыслью и чувством,
Но, разрешая его, они сходятся вместе.
К истине разны пути у науки с искусством,
Но озарение – разве не в их перекрестье?

6слайд
Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя в основном координирующая. Данную технологию можно  использовать  как на уроках,  так и  во внеурочной деятельности. Часто мы с вами, уважаемые коллеги, сталкиваемся с низкой активностью учащихся на уроке и с их нежеланием учиться. Такое отношение к учёбе и учебному предмету может быть следствием  недопонимания учащимися заданий, предлагаемых учителем, отсутствия у учащихся умения работать с различными источниками информации. Использование  ТРКМ позволяет формировать у учащихся умение находить, систематизировать и перерабатывать информацию.

Чтобы правильно построить  урок по данной технологии, надо соблюдать  три стадии. Каждая из них имеет свои цели и задачи:

  • Вызов

- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

- пробудить интерес, активизировать обучаемого;

-структурировать последующий процесс изучения материала

  • Осмысление

- получение новой информации; ее осмысление

- соотнесение новой информации с собственными знаниями;

-поддержание активности, интереса.

  • Рефлексия

-выражение новых идей и информации собственными словами;

- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем

Для каждой стадии характерны свои приёмы, вот некоторые из них

7 слайд

1этап – «ВЫЗОВ».

- На данном этапе можно применить  разные приёмы: верные и неверные утверждения, мозговой штурм, корзина идей. На своих уроках чаще всего использую  такой прием, как ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ. 

Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, используя «светофорики», выбирают "верные утверждения" из предложенных учителем.

Итак, у вас на партах лежат «светофорики». Я называю утверждения по теме «Самостоятельные и служебные части речи». Если вы согласны со мной, поднимаете зелёный «светофорик», если не согласны- красный, сомневаетесь-жёлтый.

- Глагол это служебная часть речи;

- Только к самостоятельным частям речи можно задать вопрос.

-Имя существительное обозначает признак предмета

8,9,10 слайды

2 этап «Осмысление»

На данном этапе используются разные приёмы ТРКМ. Расскажу о тех, которые я использую наиболее часто на своих уроках.

 Приём «Шесть шляп».

 Использую этот приём при работе с текстом, при подготовке к сочинению. Каждой паре даётся один и тот же текст.

Поскольку детей мало, то на  одном уроке могут быть использованы 1,2 «шляпы», на следующем уроке- ещё две. Если учеников двое, трое-один ученик-1 шляпа, второй-2 шляпа, 3 ученик-3 шляпа.

«Белая шляпа»-  найти в тексте только факты, извлечь  определённую информацию, предложенную учителем.

«Красная шляпа»-эмоциональная:  необходимо высказать свои эмоции, ощущения, переживания, которые возникли у вас при чтении текста.

«Чёрная шляпа» - критическая:  что  плохого вы увидели в поступках героев. Почему так не стоит делать.

«Жёлтая шляпа»- позитивная.  Что хорошего можно взять из произведения для себя.

«Зелёная шляпа»  - творческая, обратите внимание, что мы читаем рассказ без названия, подумайте, как можно озаглавить рассказ и почему. Придумайте продолжение сюжета.

 «Синяя шляпа» - аналитическая: составляет2-3  «толстых» вопроса к  тексту, определить тему и основную мысль отрывка.

Итак, уважаемые коллеги. У каждой группы на столах лежит один и тот же текст из ОГЭ.  1 группа- «Красная шляпа», 2 группа-«Жёлтая шляпа», 3 группа-«Зелёная шляпа», 4 группа –«Синяя шляпа»

Текст читается вслух, каждая группа выполняет задание. Затем следует выборочная проверка выполненного задания.

11,12,13  слайды

2. Приём «Фишбоун» (рыбная кость)  

(Голова – вопрос темы, верхние косточки- основные понятия темы, нижние косточки-суть понятий, хвост-ответ на поставленный вопрос.)

 Данный приём используется на этапе «Осмысление» Например, при подготовке к :  

а) сжатому изложению  

Итак, мы с вами рассмотрим способы сжатия текста, поясним каждый способ. На столах у каждой группы лежат памятки «Способы сжатия текста» и текст для изложения.  В тетрадях изображаются схемы(фишбоун). Кто-то из группы комментирует схему.

После составления схемы, каждая группа применяет к своему тексту один из способов сжатия:

1,2 группы - исключение, 3 группа-обобщение, 4 группа- упрощение. (Ответы записываются в тетрадях, либо делаются пометки в тексте).

                                                                   

        

б) Сочинение- рассуждение

Кроме того, с помощью данного приема можно  работать на уроках литературы.  Например при подготовке к написанию сочинения по повести Н.В.Гоголя. В начале урока   объявляю тему сочинения «Тарас Бульба – патриот Русской земли».  Сразу же даю проблемный вопрос: кто такой настоящий патриот? И предлагаю ребятам составить фишбоун на этот проблемный вопрос. Так как речь в сочинении пойдет о Тарасе Бульбе, то и части рыбьего скелета заполняем о нем.  Дети рисуют себе такой же у себя на листах. Сверху заполняем: отношение к Родине, отношение к товариществу, отношение к предателям. Разделила учащихся на три группы. Каждая группа заполняет только одну нижнюю косточку. Примеры берём  из текста повести. Потом все вместе составили вывод. В результате получился хороший план сочинения с опорными словами. Учащимся было намного проще писать сочинение. Результат – в сочинении стало меньше логических, фактических, речевых ошибок. Предложения получились более связанными.

в) Задание 9.3

1.Как вы понимаете слово мужество.(Голова)

2. Ассоциации – верхние косточки

3.Аргументы-нижние косточки

4.Хвост- вывод    

14 слайд

3. Приём «Шифровальщики»  Работа в группах.

Учитель: Ребята,  уже много раз мы с вами говорили о том, что село Ключи имеет богатое культурное наследие. На территории нашего села  построен единственный в мире музей имени Лидии Руслановой, имеется много исторических объектов. Один из них - старая мельница. Однажды там  был найден глиняный сосуд, в котором находилась   берестяная грамота, которая пролежала очень долго. Все надписи, кроме того, что они  зашифрованы, практически стёрлись от времени.  Сейчас я попрошу вас расшифровать  старинную грамоту.  Суть расшифровки   заключается в следующем: поставив согласные буквы в два ряда, употребляют в письме верхние буквы вместо нижних и наоборот, причём гласные и мягкий знак остаются без перемены.  

Т

В

Г

Д

Ж

З

К

Л

М

Н

Р

Щ

Ш

Ч

Ц

Х

Ф

Т

С

Р

П

К

Используя шифр, найдите спрятанные слова.

  Варежка (ШАКЕХТА)

Ш Ф Я К Т А       (взятка)

ШОСОТИЩА  (волокита) 

 ШЫРОЧАЩЕСЬЛЩШО   (вымогательство)        

( Каждая пара    составляет слово, объясняет изученные орфограммы, поясняет лексическое значение выделенного слова.Затем следует проверка выполненного задания.)

15,16 слайды

4 Приём «Скорлупки и ядрышки» чаще всего используется на уроках литературы в 5,6,7 классах при изучении устного народного творчества.

 Сейчас  каждая пара из  предложенных слов  составит пословицу или поговорку  и постарается объяснить её прямое значение (скорлупку) и найти скрытый смысл (ядрышко). 

  1. Там, родился, и, где, пригодился)

(Где родился - там и пригодился)

2.За,погонишься, не, двумя, поймаешь, зайцами, ни одного)

(За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)

Проверка выполненного задания.

17,18,19 слайды

5.Приём «Острова»:  Тема «Типы связи в словосочетаниях»

Первый «остров» - Согласование,  второй «остров»- Управление, третий «остров»- Примыкание. Задача каждой группы состоит в том, чтобы имеющиеся у вас на столах карточки распределить по «островам».

Проверка выполненного задания.

3 этап «Рефлексия»

 20,21,22 слайды

Прием «СИНКВЕЙН»

- Следующий этап работы - этап рефлекси

- Систематизацию полученных знаний  можно провести с помощью приема «Синквейн».

В переводе с французского, синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. 
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

- А я вам предлагаю составить синквейн, посвященный нашей встрече. Итак, тема «Критическое мышление».

(Проверка синквейнов, составленных учителями) 

Приём "Пять пальцев"   

Я предлагаю каждому высказаться (написать на ладошке) о сегодняшнем мастер-классе и о технологии развития критического мышления, используя технологию «Пять пальцев»:

М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, я сегодня получил.

Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг.

С (средний) - состояние духа: каким было сегодня мое настроение.

У (указательный) - услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал.

Б (большой) - бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие Приём «Притча»  

Учитель читает притчу о трех работниках.

Три человека ворочали камни. 
Одного из них спросили: – Что ты делаешь? 
Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь. 
Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь? 
Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю. 
Спросили у третьего: – А что делаешь ты?... 
Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю. 
Мораль истории: жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.

  Учитель. – Уважаемые коллеги, а как чувствовали себя вы во время нашего разговора?  Те, кто чувствовал себя так же, как первый человек, поднимают желтые фонарики. Зеленые фонарики будут у тех, кто чувствовал то же, что второй человек.  А кто чувствовал себя, как третий, поднимут красные фонарики.

Пожелания от присутствующих

  • - На мастер- классе я::.
  • - Самым интересным для меня сегодня было:
  • - В своей дальнейшей работе я:
  • - Я пожелал бы учителю:
  • - Я бы хотел посоветовать:

 Заключительный этап.

- В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу мы видим в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом нам помогают приёмы технологии развития критического мышления. Ещё Лев Толстой говорил:  «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью».

- Спасибо, уважаемые коллеги, за работу! Желаю вам творческих успехов!

Приложение

1 Приём «Шесть шляп мышления»

  1. Пять лет тому назад я последний раз видел родной дом. (2)Даже число запомнилось – 28 июля. (3)Ещё недавно наша улица была деревянной, а теперь от неё осталось два домика, окружённых девятиэтажными коробками.

(4)Я прошёлся по комнатам, вышел во двор. (5)От крыльца до сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги. (6)Когда-то эта узкая полоска между сараем и огородом служила нам футбольным полем, тут мы проводили и нашу дворовую олимпиаду. (7)Теперь она заросла высокими ромашками, одуванчиками.

(8)По одну сторону дорожки – кусты калины, которые были для нас тёмными зарослями – обителью диких ирокезов. (9)А на другом конце, у сараев, стояли шиферные вигвамы могикан. (10)Когда-то тут была большая рябина, но она подгнила и упала. (11)Мы обедали на кухне, как вдруг что-то тяжёлое ударилось о землю и стало светло. (12)Мы кинулись к окну, а рябины нет.

(13)Там, где разрослись кусты калины, – тёмный уголок. (14)Тень бросает ясень, свесивший свою могучую раскидистую крону на забор и сарай. (15)Сарай мы почему-то называли амбаром, хотя тут хранились лопаты, грабли, пилы, трёхлитровые банки, заигранные пластинки и тут же лежали подшивки старых журналов и   газет.   (16)В   этом   тёмном уголке – самодельные качели.

(17)К амбару пристроен курятник. (18)Кур, правда, тут давно нет. (19)При игре в прятки это было самым укромным местом, а вечером туда вообще заходить боялись.

(20)Налево от дорожки – огород. (21)Вернее, это был сад-огород. (22)Тут росли семь яблонь, чёрная смородина, крыжовник, клубника, огурцы, помидоры, картошка, лилии, гладиолусы, флоксы, тюльпаны и, может быть, что-нибудь и ещё. (23)В углу сада была беседка и старая кудрявая яблоня, одарившая нас своими ароматными плодами.

(24)Как счастливо жили мы в этом доме! (25)Я очень многое помню из той поры, самые мелкие детали. (26)Но с течением времени всё сильнее вкрадывается мысль: было ли это в яви или когда-то приснилось? (27)Конечно, дом – это воспоминание. (28)Это – детство.

  1. Теперь дом сломали – детство кончилось…
  2. Уезжая из родного города, где уже не было нашего старого дома, мы с братом дали обещание: когда вырастем, построим вместе дом, точно такой же, как тот, в котором прошло наше детство. (31)И чтоб сад был, и двор, и сараи такие же.

2 Приём «Фишбоун»

Памятка «Способы сжатия текста»

Способы сжатия текста:

ü исключение,

ü обобщение,

ü упрощение.

 Исключение - это  самый распространенный способ сжатия текста.  Исключаем второстепенную информацию – обособленные члены предложения, вставные конструкции (т.е. все, что выделено запятыми, скобками или тире), уточняющие члены предложения и т.д. Великолепным материалом для сокращения служат сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, обстоятельственными и др.

Но важно видеть, что иногда вводные слова выделяют главное,  помнить, что в придаточных изъяснительных главная мысль находится в придаточном предложении и что в сложносочиненных предложениях, как правило, важны обе части.

 Обобщение. Обобщать можно однородные понятия (однородные члены заменяем обобщающим словом).

Идти путем обобщения можно и при сжатии текста с одинаковыми предложениями (Пригрело солнышко. Запели птицы. Зазвенели ручьи… - Природа ожила).

 Упрощение – это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций (например, замене части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом и т.д.).

 При сжатии текста употребляются сразу несколько приемов (по принципу – «использую то, что мне удобнее»).

Текст  для сжатого изложения

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? - Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Почему мальчишки даже стесняются своей доброты? Ведь без доброты - подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, - невозможна душевная красота человека.

Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.

Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. 

  1. Приём  «Шифровальщики»

(Слова: шакехта, шфящка, шосотища, шырочащесьлщшо)

  1. Приём «Скорлупки и ядрышки»

  1. Приём «Острова»

Пример

1

Готовила обед

2

Скромный человек

3

Привозил из города

4

Читая книгу

5

Слушал читая

6

Красивые брови

7

Теснились ниже

8

Громко разговаривает

9

Забирал к себе

10

Молодой астроном

11

Благодаря брата

12

Не слышал звуков


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...

Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Презентация на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В презентации показаны методические приемы использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ  взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора инф...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах

Данная статья посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах и целесообразности методов и приемов преподавания русс...

Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не...

Обобщение опыта "Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Главной особенностью технологии развития критического мышления «является конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности».Система развития критическо...