Использование инновационных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования.
статья по русскому языку

Инновационные технологии в обучении позволяют так организовать учебный процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. Именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx438.84 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования.

Каждый современный учитель мечтает, чтобы на уроке ученики работали добросовестно, с интересом, с увлечением, творчески. Ведь именно интерес, увлечение является стимулом деятельности его обучения.

В современном уроке не должно быть скуки, принуждения и лени, пассивности и страха,  ожидания получить двойку,  «неуда» на контрольной работе и желания увернуться от нее; зато должна быть радость от преодоленной трудности учения.

Инновационные технологии в обучении позволяет так организовать учебный процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. Может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Дискуссия

Этот инновационный метод особенно важно задействовать в обучении. По статистическим данным, в среднем на уроке ученик в лучшем случае разговаривает на протяжении трёх минут. Именно урок литературы как никакой другой дает возможность научиться говорить. Этот навык, формирующий основу деловых отношений, крайне важен для взрослого человека. Школьникам овладеть им помогут групповые дискуссии, обучающие речевым штампам, высказыванию и обработке возражений, аргументированию.

В рамках V Серпуховских Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: «Наследие и наследники» состоялся диспут "Проблемы современного русского языка". (подготовили учитель русского языка Гундарёва Н. А. и учитель истории Щербинкина Н. А.).

Мастерские

 Основополагающая идея этой технологии заключается в том, что человек изначально способен к самой разнообразной деятельности. Все зависит от того, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития. Этот метод характеризуется отношением учителя к ученику как к равному, использованием стратегии исследования, самостоятельным поиском ответов на вопросы. Мастерская — это ряд заданий, которые направляют работу школьников в нужное русло. Учащиеся каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, средств достижения цели, темпа работы.

В мастерской ребенок выстраивает свои знания самостоятельно, но в совместном поиске, процесс которого хорошо продуман мастером (учителем). Работа мастерской опирается на определенные принципы. Во время ее проведения: создается атмосфера открытости, доброжелательности, общения, сотворчества; в учебный процесс включается эмоциональная сфера ребенка путем обращения к его чувствам; мастер работает вместе со всеми, он равен ученику в поиске знаний, не торопится отвечать на вопросы, необходимую информацию подает малыми дозами, когда обнаруживает потребность в ней у учеников; исключается официальная оценка работы ученика (нет похвалы, порицания, не выставляются отметки в журнал), но через афиширование работ (публичное их представление) создается возможность для самооценки, самокоррекции; продумывается чередование индивидуальной и коллективной работы, что обеспечивает диалогический способ освоения знаний; осознается важность не только и не столько результата, сколько самого процесса обучения, в котором реализуются законы проблемного постижения истины.

В октябре 2018 года в рамках семинара для заместителей директоров по УВР, ВР, педагогов-организаторов, классных руководителей на тему "Система работы с одарёнными детьми в образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС" был проведен урок-мастерская в 5 классе по литературе «Поэзия: ритм, рифмы. Проба пера». (https://pedsovet.org/publikatsii/literatura/metodicheskaya-razrabotka-uroka )

Развитие критического мышления

Критическое мышление-это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Первая стадия-вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Она позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме, вызывает устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности. Побуждает ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить её, соотнести с уже имеющимися знаниями, искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.

https://pedsovet.org/publikatsii/literatura/urok-nravstvennosti-1

Чтение с остановками

Эффективным я считаю прием «чтение с остановками». Этот прием требует подготовительной работы. Я выбираю текст для чтения. Критерий отбора текста:

-он должен быть неизвестным для класса;

-динамичный, событийный сюжет;

-неожиданная развязка, проблемный финал. Данный приём часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения. Эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на данном этапе.

7 класс рассказ И.С.Тургенева «Бирюк»

2 часть: чтение с остановками.

У: Весь рассказ мы читать сразу не будем, а будем читать с остановками. ( чтение до слов: «…проводник остановился»)

1 остановка:

- С какими героям вы познакомились? ( Лесник, рассказчик)

- Где и когда разворачиваются события? ( В лесу во время грозы)

- Какое впечатление произвела гроза? Какими средствами создается это впечатление? (олицетворения, много глаголов – динамика.)

- Как рассказчик чувствует себя во время грозы? ( Неуютно: сгорбившись, терпеливо ждал конца ненастья.)

- В каких отношениях с грозой лесник? (Вырос из земли. Грозы не боится - богатырь.)

У: А соответствует ли жилье этому человеку?(Дети высказывают предположения). Давайте проверим.                      ( чтение отрывка до слов: «А, Бирюк!»)

2 остановка:

- Какое впечатление произвел интерьер избы?

-Что расскажет изба о хозяине? ( Тягостное впечатление, бедность, неуютно, человек мало заботиться о быте, жизнь его безрадостна.)

- Как зовут лесника? (Фома)

- Как он выглядит? За что получил свое прозвище? (Дети высказывают догадки). А как об этом говорит автор?          

( читаем до слов: « со двора не слышно»)

3 остановка:

- С чем связано удвоенное любопытство путника к хозяину? ( много слышал от других)

- Как мужики относятся к леснику? ( боятся как огня, мастер своего дела, ничем взять нельзя, собирались сжить со свету.)

- Как лесник объясняет свое поведение? ( должность свою справляю)

У: Изба показалась мне еще печальнее. Почему такой человек, наделенный силой, одаренный от природы, живет в таких условиях?( высказывание предположений).

( читаем до конца)

4 остановка:

- Почему выходят под дождь? ( в лесу рубят)

- Что заставило мужика воровать? ( с голодухи)

- Почему лесник живет в таких условиях? ( я человек подневольный)

-Почему же тогда крестьяне ненавидят? ( мешает воровать, наказывает, никому не понравится)

- Почему отпустил мужика? ( пожалел, хотя знает, что могут наказать)

-Ребята, а вы на чьей стороне?  На чьей стороне автор? Почему? ( литература почти всегда на стороне слабых.)

- В чем парадокс жизни? ( Крепостное право виновато в том, что лучшие качества человека – это инструмент угнетения себе подобных, обращенный во зло, а сам человек становится одиноким и несчастным – бирюком.)

? Вернемся к вопросу, заданному в начале урока. Оправдались ли наши ожидания?

3 часть: рефлексия

? О чем заставил задуматься этот рассказ? (высказывания детей)

Диалог с текстом

Человек, умеющий мыслить критично, ищет ответы на вопросы, которые у других могли не появиться в принципе, открывая новые пути решения задач. Здесь важно выработать привычку задавать вопросы, и в этом поможет такой инновационные приемы, как  диалог с текстом. Цель данной работы – осознать особенности строения текста; осмыслить логику движения мысли, сюжета; задуматься над выбором слова. Это нацеливает обучающихся на подготовку к изложениям  и сочинениям (сжатое изложение и сочинение-рассуждение пишут 9классники на экзамене ГИА). В учебнике-практике «Русский язык. 9 класс» Ю.С.Пичугова представлены упражнения такого типа. Например, о том, какие мотивы движут персонажами или как тот или иной поступок характеризует героя; такие вопросы заставляют вникать в прочитанное и высказывать предположения, основанные на собственном впечатлении от произведения.

C:\Users\1\Desktop\FullSizeRender (1).jpg C:\Users\1\Desktop\FullSizeRender.jpg

Использование мультимедиа

Задействование компьютера, проектора и аудиосистем – это самый очевидный способ сделать урок современным. Перечисленные системы многократно расширяют спектр возможных форматов преподнесения материала на уроке. Несколько вариантов того, как использовать мультимедиа на уроках литературы: Сопровождение слов учителя иллюстрациями; Выведение важных фраз на экран для записи без необходимости диктовать их и повторять по несколько раз; Демонстрация отрывков из фильмов, в том числе экранизаций изучаемых литературных произведений; Проведение тестирований (file:///C:/Users/1/AppData/Local/Temp/Rar$EXa2752.31361/rus-5-glasnyie-posle-shipyashhix-i-c.html

, опросов с использованием изображений и аудио- или видеофрагментов ( 7 класс М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

Проблемное обучение

Суть проблемного обучения – в творческом усвоении знаний, когда ученик на уроке проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний, выражение решения и творческое применение открытых знаний – на этапе воспроизведения.

В поисках решения учебной проблемы использую методы, которые, на мой взгляд, являются наиболее оптимальными. Это проблемное изложение (использую на уроках изучения нового материала), частично-поисковый метод ( проблемная ситуация разрешается учащимися с помощью учителя, прием- эвристическая беседа), исследовательский метод (использую на обобщающих занятиях), поисковый метод (ученики самостоятельно, без помощи учителя, открывают и усваивают новые знания).

Часто использую подводящий диалог. В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока. Этап формулирования темы урока русского языка в 5 классе «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».

На доске начерчены схемы:

1. *Ө, Ө = +

2. *Ө и Ө = +

3. *Ө, но Ө = ]

4. *Ө и Ө, Ө и Ө = +

5. *и Ө, и Ө, и Ө = ]

- На доске вы видите несколько схем. Что объединяет все эти схемы? ( Это схемы предложений с однородными членами, в частности с однородными подлежащими.)

- Как вы думаете, почему представлена не одна схема, а несколько? (Наводящий вопрос: «Как могут быть связаны однородные члены?»)

- В предложении однородные члены могут быть связаны разными способами: по смыслу и интонационно и при помощи союзов. Соответственно, схемы предложений будут разными.

- Над чем вы всегда задумываетесь, когда встречаете предложения с однородными членами?

- Как правильно расставить знаки препинания.

- Назовите ключевые слова нашего диалога.

- Однородные члены, знаки препинания.

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

- Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Проблемное преподавание литературы сегодня – это необходимость, так как оно направлено на творческое усвоение знаний основ литературоведения, приемов анализа произведений и приемов художественного отражения действительности, на формирование основных понятий этики, морали, социальных понятий, содержащихся в курсе литературы, на воспитание навыков самостоятельного оперирования логическими приемами и методами исследования в сочетании с приемами художественного отражения действительности.

Урок литературы в 7 классе

D. Лексическая работа (реализация домашнего задания)

Какова семантика слова память?

1 группа - по толковому словарюУшакова

Память. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления.

2 группа – по словарю Даля

ПАМЯТЬ ж. (мнить, мнети) способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. Память, относительно прошлого, то же. что заключенье, догадка и воображенье, относительно будущего.

3 группа – по современному толковому словарю русского языка Кузнецова

Способность запоминать, сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления.

Учитель: Словарь Ушакова вышел в свет в 1935 г., современный толковый словарь русского языка под редакцией Кузнецова напечатан впервые в 1994 г. Обратите внимание на толкование слова память в словаре Даля. В нем память соотносима со словом «душа». Детище Владимира Ивановича любителю словесности увидели в 1863-66гг. В 20 веке семантика слова больше связана с сознанием, мозгом, нежели с внутренним миром человека.

«Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Всё прямее, всё уже твои дороги, всё морочней обрез земли, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение. И реже путники встречь, которым хотелось бы поклониться, а воспоминания, необходимые живой душе, осыпаются осенним листом. Стою на житейском ветру голым деревом, завывают во мне ветры, выдувая звуки и краски той жизни, которую я так любил и в которой умел находить радости даже в тяжёлые свои дни и годы.

И всё не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу…» (В. Астафьев).

В наше время, когда мы на каждом шагу сталкиваемся с жестокостью, равнодушием, легко блудим в кромешной тьме безверия, очень важно иметь в жизни духовные ориентиры. В.П.Астафьев своими художественными творениями активно вмешивается в наше сегодня и завтра, восстанавливает в памяти прошлое.

С памятью обратимся к памяти.

F. Мини-викторина по произведениям В.П.Астафьева, изученным в 5 и 6 классах.

Вспомните, из какого рассказа отрывок? Кратко восстановите сюжет рассказа.Определите его тему и основную мысль. (Этот отрывок из рассказа «Васюткино озеро». Мальчик по имени Васютка отправился в тайгу за кедровыми шишками, но заблудился, провел один в лесу 4 дня, испугался, отчаялся выбраться, но вспомнив уроки деда, охотников, мамы, сумел выйти из тайги. Тема рассказа – как мальчик выжил в тайге, идея - спасли мальчика нравственные зарубки в памяти, во внутреннем мире.)

С этими произведениями Виктора Петровича мы знакомились в 5 и 6 классах. В них писатель утверждает воспитание в человеке чувства доброты, ответственности, становления и взросления человека, напоминает о последствиях «нарушения душевной связи людей».

Опять мы встают рядом слова «память» и «душа».

G. Составление ассоциативного ряда к слову «душа».

Запишем ассоциативный ряд со словом «душа». ( Доброта, внутренний мир, внутреннее состояние, способность помочь другому человеку, отзывчивость, неравнодушие, чувства…)

H. Формулирование детьми темы и целей урока.

Проблемы .?. в рассказе В.П.Астафьева «Бабушка с малиной».

Выдвиньте свои предположения о теме нашего урока.

Итак, тема нашего урока «Проблемы нравственности в рассказе В.П.Астафьева «Бабушка с малиной».

И поспешит твое перо

К той грамоте витиеватой,

Разумной и замысловатой,

И ляжет на душу добро.

Эпиграфом к уроку пусть станут стихотворные строчки Бэлы Ахмадулиной.

Опираясь на тему урока, сформулируйте цели, к которым вы будете стремиться. (Мы будем стремиться выявить, какие нравственные уроки преподносит Астафьев в своем рассказе, будем учиться анализировать текст, выражать свои мысли четко, доказывать их.)                

Перевернутый класс

Технология «Перевёрнутый класс» является одним из компонентов смешанного обучения. Она позволяет организовать  самостоятельную учебную деятельность обучающихся по освоению программного или дополнительного учебного материала. Данная модель отличается чередованием компонентов очного и дистанционного обучения. Последнее организуется вне школы посредством предоставленных учителем электронных ресурсов для изучения теории в домашних условиях. Учебное занятие посвящается практической деятельности. При этом увеличивается степень ответственности учащегося, создаются условия для развития активности, инициативности, а также метапредметных навыков.

На примере урока в 5 классе по теме «Способы словообразования» продемонстрирую возможности этой технологии.

Часть 1. (Слайд 8) Работа дома:

1)Просмотрите видео-урок, перейдя по ссылке: https://interneturok.ru/russian/5-klass/morfemika-orfografiya/sposoby-slovoobrazovaniya?seconds=0&chapter_id=1932

2) Зачертите опорную схему, отражающую основные способы словообразования русского языка.

3) На каждый способ приведите свои примеры.

Часть 2.(Слайды 9-16) Работа в классе. Представлены различные виды работы: групповая, парная, фронтальная, самостоятельная, творческая, коррекциооная.

Итак, предпочтительность использования инновационных методов обоснована и подкреплена следующими данными, полученными педагогами и психологами в результате опыта педагогической деятельности и экспериментов, из которых следует, что человек запоминает:

  • 10% того, что читает;
  • 20% того, что слышит;
  • 30% того, что видит;
  • 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях;
  • 80% когда обучающийся самостоятельно обнаруживает и формулирует проблему;
  • 90% когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, в выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования"

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решен...

Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования

Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования...

Опыт использования инновационных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы.

Технология ТРИЗСущность теории решения исследовательских задач (ТРИЗ)ТРИЗ – наука, вышедшая из технической среды, которая сегодня успешно реализуется в гуманитарной сфере и в первую очередь в образова...

Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе активно используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более ...

Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО

Современные педагогические технологии на урокахрусского языка и литературы в условиях реализацииФГОС ООО...