Урок русского языка в 6 классе "Общественный смотр знаний"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Колесникова Валентина Ананьевна

Урок русского языка в 6 классе "Общественный смотр знаний".

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок  по русскому языку

«Общественный смотр знаний»

6 класс

Цели:

1. Проверка теоретических знаний, практических умений и навыков учащихся по русскому языку  по итогам пройденных тем.

2. Выявление степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умение проводить языковой анализ слов и предложений.

3. Проверка уровня сформированности общеучебных навыков самостоятельной работы.

4. Развитие познавательных интересов учащихся, их волевых качеств личности, саморефлексии успешности коллективного труда.

«Учите русский – годы кряду, с душой, с усердием, с умом.

Вас ждёт великая награда, и та награда – в нём самом»

ХОД ЗАНЯТИЯ

І. Вступительное слово учителя

Дорогие ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы в очередной раз отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

Отправляются в путешествие три команды. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать свои знания и умения. Вам предстоит пройти несколько этапов. Наблюдать за нашим научным поединком будет компетентное жюри .

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

З

Давайте познакомимся с нашими командами.

ІІ. Представление команд :  Название

Капитан команды ___________

Члены команды: ___________

Девиз команды (говорят хором)

 

І этап

Начнем мы с разминки.

. ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,

НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!

ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,

НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!

Разминка (вопросы задаются командам по очереди)

1.Раздел языкознания, изучающий части речи.
2. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей?
3. Предложение, в котором есть подлежащее и сказуемое.
4. Слова из активного повседневного употребления.
5. Слова с противоположным значением.                                            

6. Что изучает синтаксис?

7. Как называется словарь, в котором размещено лексическое значение слов

8. Раздел языкознания, изучающий расстановку знаков препинания?

9. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы Где? Куда? Как?

10. Слова, имеющие два корня.
11.Слова, имеющие одно лексическое значение.

12. Что изучает фонетика?

13. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.
14. О каком звуке мы говорим: ударный, долгий?
15. Слова, близкие по значению

16. Раздел языкознания, изучающий правильное написание слов.

17. Что изучает морфемика?

18. Слова, имеющие несколько лексических значений.

ІІ этап

  1. Орфоэпическая дуэль

Однажды известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитку, он сказал:

- Предоставляю Вам право выбора оружия.

- Превосходно, -  ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты!

Мы тоже вызываем вас на дуэль, только дуэль фонетическую. А впереди вас ждёт и орфографическая дуэль тоже. Ваша задача сейчас – совершить перевод из звуков в буквы.

( пэсна,  кавор, расток)

Текст Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком —
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком (Жюри оценивает работу каждой команды)

         2. Орфографическая дуэль

- Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.Куприн посмотрел меню и заказал:

- Шесть порций орфографических ошибок.

- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.                                    

 - Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, вам предстоит оформить грамотно меню. Вставьте пропущенные буквы.

1.Бул..он кур..ный
2. К..тлеты св..ные
3. П..льмени
4. Шамп..ньоны в масл..ном соусе
5. К..мпот груш..вый
6. К..сель клюкв..ый
7. П..рожное б..сквитное
8. Пиро..ки с печ..нкой

проверка

1. Бульон куриный

2. Котлеты свиные

3. Пельмени

4. Шампиньоны в масляном соусе

5. Компот грушевый

6. Кисель клюквенный

7. Пирожное бисквитное

8. Пирожки с печёнкой (Жюри оценивает работу каждой команды)

Загадки — шутки для зрителей.

Когда команды работают над выполнением заданий, зрителям можно предложить отгадать загадки.

  1. Что можно видеть с закрытыми глазами? \сон\
  2. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой. \тень\
  3. Чем больше берешь, тем больше она становится. \яма\
  4. Кто говорит на всех языках? \эхо\
  5. Сидит кошка на кошке, голова и хвост, как у кошки, но все же не кошка. Что это за зверь? \кот\
  6. Какая птица больше всех похожа на утку? \селезень\
  7. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? \огню\
  8. Чем кончается день и ночь? \ь\
  9. В каком слове сорок гласных? \сорока\
  10. Назовите женское имя, которое не оканчивалось бы ни на я, ни на а. \Любовь\
  11. Из названия каких двух букв можно приготовить еду? \каша\
  12. Какие ноты растут в огороде? \фа-соль\
  13. Как мышеловку написать пятью буквами? \кошка\
  14. Какая рыба носит имя человека? \карп\
  15. Какое слово состоит из 3 одинаковых букв? \три-о\
  16. В каком глаголе сто отрицаний? \сто-нет\
  17. В каком слове сто Й? \сто-й\.
  18. В каком слове семь гласных? \семь-я\
  19. Какие местоимения мешают автотранспорту? \я-мы\
  20. Какое начало жизни и какой её конец? \начало-буква Ж, а конец-Ь\
  21. Что находится между берегом и рекой? \буква И\
  22. Где свету конец? \в тёмной комнате\
  23. Чем кончается лето и начинается осень? \буквой О\
  24. В каком слове пять О? \опять\
  25. В каких словах 100 согласных? \стол, стон, стоп, стог…\
  26. «Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)
  27. Что такое ручкохранилище? (Пенал.)
  28. Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)
  29. Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)
  30. Как называется школьный известняк? (Мел.)
  31. Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)
  32. Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)
  33. Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)
  34. Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)
  35. Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)
  36. В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)
  37. Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)

  1. Поход в магазин

Представьте себе, что вы зашли в продуктовый магазин. Запишите названия продуктов, продающихся там, выраженные сущ., которые употребляются только в ед.ч. или только в мн.ч..

(МОЛОКО, МУКА. ПОВИДЛО, САХАР, ТВОРОГ, СМЕТАНА, КЕФИР, КРАХМАЛ, КОФЕ, КАРАМЕЛЬ, ШОКОЛАД, ВЕРМИШЕЛЬ, ДРОЖЖИ, СЛИВКИ).

4. Подбери к слову фразеологизм. Игра «Ты мне, я тебе»

Представители команд говорят команде-сопернице слово. Нужно заменить его фразеологическим оборотом.

Метко – не в бровь, а в глаз; неожиданно – как снег на голову; тесно – яблоку негде упасть; темно – хоть глаз выколи; опытный – стреляный воробей; мокрый – ни одной сухой нитки; молчать – держать язык за зубами; хвалить – возносить до небес; обманывать – водить вокруг пальца; бить – намять бока; исчезать – рассеивать как дым.

5. Прочитайте текст и запишите его без использования цифр

Вскоре 7я 40 сорок  сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы 40и  ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир…

(Вскоре семья сорок сядет за стол, блещущий чистотою. Сестрицы сороки ухитрились  предварительно приготовить обед, отыскать  вместо  осетрины  столько устриц , что предстоит целый пир..)

6. Конкурс капитанов

А сейчас, внимание! Конкурс капитанов! Для капитанов у нас есть конверты. По очереди вынимайте из них вопросы и отвечайте на них.

1 команда

  1. Может ли слог состоять из одного согласного звука? (нет)
  2. Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу (текст)
  3. Как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)
  4. Как называется слово, которое отвечает на вопрос: кто? что?
  5. Сколько букв в русском алфавите? (33)
  6. Сколько слогов в слове дорога? (три)
  7. Как пишутся имена собственные?

2 команда

  1. Как называется слово, которое обозначает действие?
  2. Какая буква не обозначает звука?
  3. Как пишется первое слово в предложении? (с заглавной буквы)
  4. Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)
  5. Главный член предложения, который обозначает действие (что делает?) называется…(сказуемым)
  6. Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
  7. Сколько слогов в слове прилагательное?(6)

3 команда

  1. Как пишутся названия городов?
  2. Если в конце предложения вопрос, то это…….предложение
  3. Часть речи, обозначает признак предмета, называется……
  4. Что такое грамматическая основа?
  5. Назовите звук, который всегда мягкий и звонкий?
  6. Сколько слогов в слове самопожертвование?(8)
  7. Не с глаголами пишется…

7. Составить текст-поздравление к Новому году 

8. А сейчас мы начинаем состязание знатоков народной мудрости

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе -  не беда.

И наша речь красна пословицей!

Ну что ж, приступим, господа?

 Запишите пословицы, поговорки, загадки, в которых есть имена числительные

9. «Черный ящик»

 Учитель  читает по одной подсказке лексическое значение этих слов. Если ребята сразу отгадывают, то получают балл

1. Из-за него начинается вражда. Когда тесно, то ему негде упасть (Яблоко)

2. Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью. По-немецки «брод» (хлеб)

3 Ее нужно съесть 16,38 кг, чтобы чему – нибудь научиться. Давным-давно она была на вес золота. Она была только у богатых (соль)

Подведение итогов

Вот и пришло время подводить итоги.  Награждение. Поздравление с наступающим Новым годом.

hello_html_4e76933b.jpg

hello_html_m6a29459e.jpg

hello_html_m6a29459e.jpg

hello_html_m6a29459e.jpg

hello_html_49adc47b.jpghello_html_49adc47b.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Конспект урока по химии 8 класс. Смотр знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами"

Документ содержит технологическую карту урока и описывает деятельность учителя и учащихся во время занятия...

урок русского языка "Повторение и обобщение знаний по разделу "Словообразование и орфография"

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тип урока - повторительно-обобщающий, форма урока - игра "Умницы и умники 5 класса".базовая технология - игроваяЦели урока:- закрепление получе...

урок русского языка по теме «Обобщение знаний по теме «Имя числительное»

Урок направлен на повторение и обобщение материала об имени числительном: знания о классификации числительных по значению, по составу,  склонение числительных, употребление их в речи....

Конспект урока русского языка по теме: "Повторение знаний о глаголе"

Цель: закрепить и обобщить знания о глаголе как о части речи, о временах глагола;развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание;воспитывать любовь к языку, к художественному слову А.С. Пу...

Статья в сборнике научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции Том. 2. Гуманитарные науки «Будущее науки – 2019»«Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка способ повышения качества знаний»

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении позволяет вы-являть и развивать задатки и способности обучающихся. Предлагаемыйматериал будет полезен учителя- словесникам общеобразовательныхшкол....