Комплексная подготовка к ЕГЭ (урок русского языка в 11 классе)
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Колесникова Валентина Ананьевна

Комплексная подготовка к ЕГЭ ( Урок русского языка в 11 классе)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексная подготовка к  ЕГЭ  ( Урок русского языка в 11 классе)

Тип урока :  повторительно – обобщающий

Вид урока :  урок - практикум

Цели обучения  русскому языку  определяются через формирование коммуникативной  компетенции :

- понимать читаемый текст;

-определять тему и основную мысль текста , - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,

-аргументировать свою точку зрения,

-отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи

Комплексная работа с текстом с текстом для совершенствования языковой, лингвистической компетенции учащихся.

Метапредметные УУД –находить ответы на вопросы , используя жизненный опыт, учебник, текст, таблицы

-делать самостоятельные выводы , обобщать, сравнивать, наблюдать,

-называть последовательность шагов при выполнении действий , отличать новое от уже          известного с помощью учителя , понимать, что нужна дополнительная информация  ( знания) для подготовки и сдачи экзамена.

Ход урока :

Мотивация.

Порождение устного текста  -процесс естественный для каждого человека. По статистическим  данным  человек за день произносит 4,5 тысячи слов. Причем женщины  в 3,5 раза говорливее мужчин. Однако, такая словоохотливость весьма не показатель   качества речи , не показатель её красоты. Все знают, что не только дети, но и взрослые зачастую испытывают трудности в устной и письменной речи , трудности в общении, не могут сформулировать  или адекватно  истолковать чужую мысль.

-Как сделать так, чтобы речь людей, а сегодня, когда вам предстоит сдавать ЕГЭ, и совсем скоро вы уйдете за порог школы в самостоятельную жизнь, это особенно важно,  что сделать, чтобы речь была богата, образна, чтобы вы не допускали речевых ошибок и, конечно, чтобы успешно сдали экзамены ? Как вы думаете?

( пополнение лексического запаса слов

Постоянное чтение текстов  художественной литературы

Научиться грамотно произносить слова, не допускать речевых ошибок, употреблять слова с учетом их лексического значения, развивать речь,  на уроках закреплять знания орфоэпии, грамматики, лексики, синтаксических норм.

Уметь анализировать, сопоставлять , уметь работать с заданиями ЕГЭ, совершенствовать навыки анализа текста, продолжать работу по развитию речи.

 - КАК вы думаете , все нами перечисленные  условия  подготовки к экзаменам , могут являться задачами, которые мы поставим перед собой на урок?  

- Сформулируйте цель нашего урока   ( качественно готовиться к экзамену по русскому языку , да и по другим предметам, при этом : актуализировать  и систематизировать теоретические и практические знания по развитию речи , развивать  умение работать с заданиями ЕГЭ , умение  грамотно проводить комплексный анализ текста)

Для  реализации поставленных задач  мы выполнить различные виды работы,но начнем   с орфоэпичес кой разминки :задание 4 в ЕГЭ

Задание 1. Расставьте ударение в словах   ( опОшлить, недУг, красИвее, позвонИть, придАное, дОверху, добЫча, премировАть, Ивовый, обеспЕчение, договОр, водопровОд)

Проверка ( слайд)

Задание 2 (дайте лексическое толкование каждому слову)

(задание 3 ЕГЭ)

Задание 3 ( Актуализация  знаний лексических норм)

Слайд 2 ( слова: Гуманистический, гуманитарный, гуманный)

-Как называются эти слова ( задание  5 ЕГЭ) – Паронимы – слова,  схожие ро звучанию, близкие по произношению, но имеющие разное значение)

- Соотнесите эти слова с предложенными лексическими значениями   :

- Относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру( гуманитарный)

-Проникнутый любовью к человеку , уважение к человеческой личности( гуманный)

-Относящийся к гуманизму как к мировоззрению, свойственный гуманизму(гуманистический)

Задание 4 (Составить с данными словами словосочетания или предложения , учитывая их лексическое значение)

Задание 5

Отредактируйте предложение : исправьте  лексическую ошибку , исключив лишнее слово,запишите это слово:  ( задание 6 ЕГЭ)

Свое первое боевое крещение  стрелецкие полки    получили во время  отражения набега     крымского хана    Девлет –Гирея на Тулу в июне 1552 года.

Перед вами высказывание Л.Н.Толстого : «   Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий,  как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.»

Вопросы :1.Как вы понимаете  слова известного русского писателя?

2.Какова роль грамотной речи в жизни человека?

3.Уверены ли вы в том, что за вами будущее, что вы наш народ, наш язык, наша культура?

4.Какое средство выразительности языка в тексте? ( письменно, эссе)

Наш современник     Дмитрий Сергеевич Лихачев , ученый – филолог, истинный  российский интеллигент , блестяще владеющий  русским словом, в книге  «Письма о добром и прекрасном « писал? «Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому  ученому, инженеру ,экономисту- человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь , прежде всего  о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и дает легкость стиля. Я желаю вам легкости стиля.

-Дай бог нам прадедов наследие сберечь ,

Не притупить свой слух там, где ему всё ново,

И, выплавив строку, дождаться светлых встреч

С прозреньем Пушкина и красками  Рублева ( В.Рождественский)

Вопрос :  Так в чем же секрет хорошей речи?

(Слова на проекторе: Секреты  хорошей речи:

Ясность

Точность

Краткость

Выразительность

Самооценка

Рефлексия  (Что на уроке вызвало трудность, что удавалось легко, какие задания следует повторить на следующем уроке?  Цели, задачи, поставленные в начале урока , выполнены или предстоит еще немало поработать на следующих уроках, почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"

Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Доклад "Морфологический аспект как один из структурных компонентов комплексного анализа текста на уроках русского языка в 9 классе при подготовке к ОГЭ"

ull;Комплексный анализ текста – это вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи.   Работа с...

Конспект урока русского языка 11 класс Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста

Конспект урока русского языка в 11 классе для подготовик к ЕГЭ....