Задание ЕГЭ 19 русский язык теория и практика
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Бауэр Кристина Викторовна

Разбор выполнения задания 19 ЕГЭ по русскому языку.  Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Теория и практика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_i_praktika_zadanie_19_ege.docx237.71 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 19 ЕГЭ. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Алгоритм выполнения задания 19

1. Прочитайте предложение, выделите все грамматические основы.

2. Найдите главное предложение и определите, каким образом связаны с ним придаточные предложения, отметьте союзы и(или) союзные слова в придаточных предложениях.

3. Если СПП с одним придаточным предложением, необходимо поставить запятую на границе предложений.

Если придаточная стоит до или после главной части, то необходима одна запятая.

Если придаточная часть "разрывает" главное предложение, то необходимо поставить две запятые.

4. Если в СПП больше одного придаточного предложения, то лучше нарисовать схему, чтобы точно узнать тип подчинения (однородное, последовательное или параллельное). От этого зависит количество запятых.

Не забывайте о том, что придаточные предложения тоже могут быть однородными, могут быть связаны союзом или нет.

5. В соответствии с правилами расставьте запятые и проверьте еще раз схему предложения.

6. Внесите ответ в бланк.

На что обратить внимание при выполнении задания 19.

В СПП главное и придаточное предложения могут быть связаны как СОЮЗОМ, так и СОЮЗНЫМ словом.

Запятая НЕ ВСЕГДА ставится перед союзом, союзу или союзному слову могут предшествовать другие слова. Чаще всего это касается СПП с придаточным определительным.

Примеры:

Две обозначенные в траве колеи вели к полосатому шлагбауму, около которого прохаживался часовой в голубой форме. (С. Ястребов)

Самым заметным сооружением в местечке была древняя церковь, купола которой были видны издалека. (В. Быков)

Если перед подчинительными союзами в СПП стоят усилительно-ограничительные слова (частицы, союзы или их сочетания, вводные слова) особенно, даже, в частности, в том числе, в особенности, а именно, а также, как раз, лишь, исключительно, только, то между союзами и этими словами запятая не ставится.

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

СПП с несколькими придаточными имеют следующие типы подчинения:

1) Однородное подчинение придаточных

2) Неоднородное (параллельное подчинение придаточных)

3) Последовательным подчинение придаточных

 

При параллельном и последовательном подчинении придаточных запятой отделяется каждая придаточная часть.

При однородном подчинении придаточные части отделяются друг от друга в соответствии с правилами постановки знаков препинания при однородных членах простого предложения.

• Если между однородными придаточными нет сочинительных союзов, то между ними ставятся запятые.

Я не могу передать того, что думаю, что чувствую, но это все не то! (Н.П. Вагнер)

• Если два однородных придаточных соединены союзом И, ЛИБО, ИЛИ, ДА=И, между придаточными запятая не ставится.

Там, где из расщелин в каменьях сочилась вода и где раньше её не было видно, теперь образовались большие ледяные натёки (В. Арсеньев).

• Часто в таких предложениях бывает пропущен второй подчинительный союз. Его отсутствие не влияет на пунктуацию.

Когда дождик прошел и всё вокруг засверкало, мы по тропе, пробитой ногами прохожих, вышли из леса (М. Пришвин)

Пример решения задания 19.

Практика.

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.                                        Они были отданы по двенадцатому году в Киевскую академию (1) потому  что все почетные сановники тогдашнего времени (2) считали необходимостью дать воспитание своим детям (3) хотя (4) это делалось (5) с тем (6) чтобы после совершенно позабыть его.
  2. В полной уверенности (1) что он найдет вдоволь саламаты в казанах (2) он вытащил отцовский походный казанок (3) и с ним отправился к кашевару их куреня, спавшему у двух десятиведерных казанов (4) под которыми (5) еще тлелась зола.
  3. Андрий (1) робко оглянулся на все стороны (2) чтобы узнать (3) не пробудил (4) ли кого-нибудь из казаков (5) сонный бред Остапа.
  4. Другие же (1) которые (2) были посвежее (3) стали прибирать тела (4) и отдавать им последнюю почесть.
  5. Так вот какая моя речь: те (1) которым (2) милы захваченные татарами (3) пусть отправляются за татарами (4) а которым (5) милы полоненные ляхами и (6) которым не хочется (7) оставлять правого дела (8) пусть остаются.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный курс: "Готовимся к ГИА по русскому языку(теория и практика)"

Здесь учащиеся найдут таблицы и схемы, которые помогут сдать экзамен....

Элективный курс по русскому языку "Теория и практика сочинений разных жанров"

Данную работу можно использовать в 8-9 классах для дополнительных занятий с учащимися, для платных занятий, для ведения кружка по русскому языку....

Программа дополнительного образования по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку:теория и практика""

Программа  элективного курса  по  русскому  языку  предназначена  для  10-11  классов  и  ориентирована  на  развитие  речевой  ко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»

    Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов.      На изучение данного курса отводится 34 часа...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку  рассчитана...

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Теория и практика.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Теория и практика....

НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА. ТЕОРИЯ и ПРАКТИКА.

Морфологические нормы русского языка. Теоретический и практический материал к заданию № 7 ЕГЭГрамматические нормы русского языка. Теоретический и практический материал к заданию № 8 ЕГЭОрфоэпические н...