презентация Лексикология
презентация к уроку по русскому языку (10 класс)

Арсеньева Наталья Сергеевна

Материал для обобщающео урока по Лексикологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksikologiya.10_klass.pptx138.12 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лексикология

Слайд 2

Лексикология - раздел языкознания, изучающий слово как единицу языка (лексики) и всю лексическую систему языка. Лексикография – наука о составлении словарей.

Слайд 3

Слово - это языковая единица, которая служит для обозначения (наименования) предметов, признаков и отношений и при этом характеризуется фонетической и грамматической оформленностью . Фонетическая оформленность – это звуковая последовательность, которая может ограничиваться паузами и ударением. Грамматическая оформленность – это принадлежность слова определённой части речи с присущими этой части речи грамматическими признаками.

Слайд 4

Слово Лексическое значение слова – это то, что позволяет нам объединить все реалии (признаки), называемые данным словом, и отделить их от реалий, называемых другими словами. Например, столом называют предметы разного размера, формы и назначения, а мы отвлекаемся от индивидуальных особенностей конкретных предметов и сосредотачиваем внимание на их основных чертах признаках.

Слайд 5

Слово В значении слова отражаются не все признаки обозначаемой реалии, а только самые существенные, позволяющие отличить данную реалию от других, называемых другими словами. Например, прозрачная, бесцветная жидкость, образующая ручьи, реки, озёра, моря… Вода

Слайд 6

Слово Следует различать лексическое и грамматическое значения слова. Например, вещь. Лексическое значение: всякий отдельный предмет бытового обихода, трудовой деятельности и т.д. Грамматическое значение: раз это предмет , то относится к разряду имён существительных: ж. р., ед.ч ., И.п ., неодуш . Значения подобного рода относят к грамматическим.

Слайд 7

Слово Итак, слово – единица языка, обладающая лексическим и грамматическим значением. Грамматическое значение возникает у слова в предложении, а значит изменяться у большинства слов, в отличие от лексического. Мы купили мяч . Мы играли мячом. А у нас нет мяча .

Слайд 8

Слово Слова, имеющие одно лексическое значение, называют однозначными . Верфь – предприятие для постройки и ремонта судов. Партер – нижний этаж зрительного зала (в театре) с местами для публики.

Слайд 9

Слово Слова, имеющие несколько значений, называют многозначными . Они имеют общую смысловую базу. Инициатива : почин, внутреннее побуждение к делу; руководящая роль в каких-л. действиях; определённый порядок проведения чего-л.; место, расположение какого-л. предмета в перспективе; способ рассмотрения чего-л., точка зрения.

Слайд 10

Слово Итак, слова бывают однозначными многозначными

Слайд 11

Слово Многозначные слова имеют прямые и переносные значения. Выделяют главное (основное, исходное, первичное - прямое ) значение слова и производные ( переносные ) значения. Переносное значение возникает у слова в результате переноса наименования (внешней звуковой оболочки слова) с одного предмета действительности на другой: золотое кольцо – золотые руки открыть окно – открыть душу

Слайд 12

Задания. 1. Определите лексическое значение слов. Беллетристика, иерархия, иллюминация, ландшафт, свежий, ветер, дом. 2. Определите грамматическое значение слов. Городской, (на) реке, приготовьте, завершила. 3 . Назовите однозначные слова. Синонимы, весна, ясность, лететь, суффикс, гипотенуза, жизнь, умение, цилиндр, окружность, корабль, любовь, фонетика.

Слайд 13

Задания. 4. Назовите словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении. Старуха зима, лисья хитрость, заячий хвост, железный занавес, стальные нервы, хрустальный бокал, медный таз, хрустальный голос, изумрудное ожерелье, вишнёвое варенье, изумрудные листочки, медвежьи зубы, жемчужные зубы.

Слайд 14

Омонимы Основной вид омонимов – лексические омонимы , слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание, написание, грамматическое оформление , но разное значение. гриф (птица) – гриф (печать) – гриф (гитары) мешать (перемешивать) – мешать (быть помехой)

Слайд 15

Омонимы Фонетические омонимы ( омофоны ) различно пишутся, но одинаково произносятся: код – кот, пруд – прут. Грамматические омонимы ( омоформы ) – разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах, например, лететь и лечить совпадают в форме 1л., ед.ч ., наст.вр . - лечу

Слайд 16

Омонимы Графические омонимы ( омографы ) – слова, одинаково пишущиеся , но различно произносящиеся за счёт различия в ударении: зАмок – замОк , мУка – мукА , пАрить – парИть Омонимия употребляется как средство языковой игры – каламбура: Говорят, у сов есть... совесть. Никогда не буду сов есть!

Слайд 17

Синонимы Лексические синонимы – слова, пишущиеся по-разному, но имеющие близкие или совпадающие значения, обозначающие одно понятие: свобода – независимость – воля. Стилистические синонимы – слова, обозначающие одно понятие, но различающиеся стилистической окраской и сферой употребления: ложь, враньё, выдумки, враки.

Слайд 18

Синонимы Контекстуальные синонимы – слова, вступающие в синонимические отношения только в о пределённом контексте (смысловая сочетаемость слов к конкретном тексте): Грузное тело его исполнено гибкой , звериной грации ( М.Шолохов ). Меня поразила хрустальная , родниковая красота незнакомки ( Г.Андреев ). Только кочки и буераки указывали направление тропы . Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко.

Слайд 19

Синонимы Не являются синонимами слова, обозначающие родо – видовые отношения: дерево – берёза, собака – болонка, птица – воробей; слова, обозначающие смежные понятия : дом, квартира.

Слайд 20

Задания. 1. Определите, в каких рядах все слова являются синонимами. А) Большой – громадный, огромный, колоссальный, величественный, несоизмеримый. Б) Доброта – великодушие, добродушие, мягкосердечие, кротость, спокойствие. В) Грусть – печаль, тоска, страдание, злоба. Г) Постоянный – неизменный, вечный, стабильный.

Слайд 21

Задания. 2. Назовите слово, которое будет первым, доминирующим в этом ряду. Огромный – большой – колоссальный – громадный; обиталище – берлога – логово – жилище; раскрыть – открыть – отворить – распахнуть; бояться – опасаться – пугаться – робеть – страшиться – трусить – ужасаться. 3. Подберите синонимы к словам. Тонкая натура, тонкий слух; крепкий мороз, крепкий сон; глубокие чувства, глубокие познания, глубокое озеро; пустой чемодан, пустая книга, пустой разговор.

Слайд 22

Антонимы слова одной и той же части речи, имеющие соотносительные друг с другом противоположные значения: молодой – старый, умный – глупый, хорошо – плохо, смелость – трусость, взлетать – приземляться, от – к. Не все слова имеют антонимы, а лишь те, которые имеют в своём значении качественный или количественный признак . Нет антонимов у конкретных существительных (дверь, телевизор), числительных, большинства местоимений, имён собственных.

Слайд 23

Антонимы По структуре антонимы подразделяются на однокоренные и разнокоренные : гармония – дисгармония, порядок – беспорядок злой – добрый, утро – вечер. Антонимы, как и синонимы могут быть контекстуальными , если вступают в антонимические отношения только в определённом контексте, например: Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Слайд 24

Антонимы Редким, но интересным случаем является так называемая внутренняя антонимия, когда противоположный смысл имеют разные значения многозначного слова: одолжить (взять в долг) – одолжить (дать в долг). В тексте антонимы создают приёмы выразительности: антитеза и оксюморон . Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая… М. Цветаева мёртвые души, живой труп, взрослые дети

Слайд 25

Задания. 1. Подберите антонимы к словам. Мягкий, свежий, холодный, сильный; отказаться, отвернуть, завершить. 2. Укажите, какие пары не являются антонимами. Любовь – ненависть, холодный – горячий, амортизатор – ароматизатор , ласковый – приветливый, луг – лук, кот наплакал – куры не клюют, бал – балл, слепой – глухой, близкий – далёкий, кривой – хромой, космический – косметический, печально – радостно.

Слайд 26

Задания. 3. Найдите антонимы в приведённых предложениях. Определите контекстуальные антонимы. Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь. Не знаю, долог ли был сон, но странно было пробужденье. Жизнь человека делится на будни, которых у неё много, и на праздники, которых в ней мало. Они сошлись: волна и камень, стихи проза, лёд и пламень не столь различны меж собой.

Слайд 27

Паронимы это слова со схожим, но не тождественным звучанием и разным значением. В отличие от омонимов, паронимы никогда полностью не совпадают ни в произношении, ни в написании. невежа (невоспитанный человек) – невежда (необразованный человек) надеть (на себя) – одеть (кого-то) освоить (научиться пользоваться) – усвоить (хорошо запомнить, понять) экономичный (не требующий больших затрат) – экономный (тратящий много) – экономический (относящийся к экономике)

Слайд 28

Паронимы Правильное употребление паронимов позволяет говорящему более точно выразить свою мысль, сравните: рыбный суп – рыбий плавник экономная хозяйка – экономическая газета. Кроме того, паронимы используются как средства выразительности, например: И прежний сняв венок , они венец терновый, увитый лаврами, надели на него… М.Лермонтов Служить бы рад – прислуживаться тошно А.Грибоедов .

Слайд 29

Задания. 1.Укажите, какие пары являются паронимами. Обхватить - охватить, сыскать – снискать, белый – чёрный, работа – занятия, патриотический – патриотичный, туш – тушь, битва – сражение, поступок – проступок, мирный – мировой, всеобщий – глобальный, искусный – искусственный, тёмный – светлый. 2. Составьте словосочетания. Абонент – абонемент (аккуратны, театральный, городской, библиотечный); белеть – белить (снег, платье, стены, потолок); двойной – двойственный (рама, чувство, польза, натура).

Слайд 30

Задания. 3. Вместо точек вставьте один из паронимов. Дама в новом платье выглядела весьма… (эффектно, эффективно). Деканат регулярно… (проводит, производит) собрания студенческого актива. Лучшему работнику предприятия должны… (представить, предоставить) внеочередной отпуск. Результаты научного исследования должны быть … (апробированы, опробованы). Сегодня очень холодно, придётся … (одеть, надеть) варежки. Обувь должна быть не только красивой, но и … (практичной, практической). Мы так давно не виделись, что я его не… (узнал, признал).

Слайд 31

Происхождение лексики русского языка. Словарный состав языка складывался на протяжении столетий и включает в себя различные лексические пласты: индоевропейский пласт ; общеславянскую лексику , слова , появившиеся в общевосточнославянский период (древнерусский) , собственно русские слова – исконно русские слова; заимствованные слова.

Слайд 32

Исконно русские слова: общеславянские. Эти слова можно объединить в группы: - названия сельскохозяйственных и иных орудий: борона, серп, коса, копьё, лук, щит и др.; - названия растений и продуктов питания: рожь, овёс, пшеница, берёза, дуб, хлеб, каша, сыр, масло и др.; - название отрезков времени и явлений природы: день, ночь, век, дождь, роса, солнце и др.; - названия частей тела: рука, нога, нос, бровь и др.;

Слайд 33

Исконно русские слова: общеславянские. - названия животных, птиц, рыб: волк, медведь, коза, овца, ястреб, дятел, окунь, щука и др.; - названия абстрактных понятий: гнев, воля, добро и др.; - имена числительные: один, два, три и др.; - глаголы: идти, спать, уметь и др.; - имена прилагательные: сильный, крепкий, добрый и др.; - местоимения, наречия, служебные слова: я, ты, там, тогда, высоко, над, да, по и др.

Слайд 34

Собственно русские слова возникли после XIV века. Это почти все слова с суффиксами –чик-/- щик -, - тельств , - лк (а), - ность , и многими другими и сложносокращённые слова: бабушка, лётчик, пароход, МГУ . Слова, изменившие своё первоначальное значение, например, красный : хороший, красивый на значение цвета .

Слайд 35

Заимствованные слова. Слова заимствованные из других языков: - греческого: ангел, алфавит, грамматика и др.; - латинского: аксиома, легион, арена, литература и др.; - тюркских языков: арбуз, барсук, вишня, деньги и др.; - французского: абажур, акварель, ателье, вестибюль и др.; - английского: вокзал, лидер и др.; - немецкого: аппетит, армия, автобус и др.

Слайд 36

Заимствованные слова. В период преобразований Петра I многие слова были заимствованы из голландского и немецкого языка. В XVIII – XIX веках большие заимствования были из французского, итальянского, испанского, польского языков. В XX веке основным источником заимствований стал английский язык. Заимствования происходили и из скандинавских, и их восточных (китайский, японский ) языков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные дидактические материалы к разделу языкознания "Лексикология"

Предлагаемые вниманию коллег электронные дидактические материалы по разделу "Лексика" могут быть использованы и на уроке, и на дополнительном занятии (например, со слабоуспевающими детьми), и на лингв...

"Лексикология бүлеген йомгаклау"

5 нче сыйныфта татар теленнән дәрес үткәрү өчен методик эшкәртмә. Фән укытучысына файдалы һәм кызыклы булыр дип уйлыйм. Укучыларны эшләтә, уйлата торган дәрес....

"Ребята, давайте жить дружно!" Урок- путешествие в страну «Лексикология».

Данный урок по русскому языку предназначен для учащихся 5 класса. На уроке идёт закрепление темы "Слово  и его лексическое значение". Урок помогает учащимся увидеть неповторимость, значимост...

Лексикология һәм сөйләм культурасы бүлеген кабатлау. Презентация.

"Лексикология  һәм сөйләм культурасы бүлеген кабатлау" темасына презентация....

Презентация "Лексикология и фразеология"

Презентация "Лексикология и фразеология (повторение)" (6-9 кл.)...

Презентация к уроку "Повторение по теме "Лексикология"

Презентация к уроку "Повторение по теме "Лексикология"...

"Лексикология" темасына презентация

"Лексикология" темасына презентация (5 сыйныф)...