Причастный оборот
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)

Арсеньева Наталья Сергеевна

Матеиал может быть интересен для проведения урока по теме "Причастный оборот"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причастный оборот

Слайд 2

Давно считать меня не ново особой формою глагола. Рисовать рису ющ ий который рисует

Слайд 3

Причастие - это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию и отвечающая на вопросы Какой! Что делающий? Что делавший? Что сделавший? опа вш ие листья, седе ющ ий старик откры т ое окно, скош енн ая трава

Слайд 4

Причастие имеет особые суффиксы: - ащ /- ящ - енн - ущ /- ющ - нн - вш - ом/-ем -ш - им - т

Слайд 5

Я очень схож и с прилагательным. Так что, дружок мой, будь внимательным! Седой старик – седе ющ ий старик постоянный временный признак, признак связанный с его участием в действии

Слайд 6

Прочитайте текст. Установите, есть ли прилагательные и/ или причастия в этом высказывании. Тот, кто жизнью живёт настоящей, Кто к поэзии с детства привык, Вечно верует в животворящий, Полный разума русский язык. Н.Заболоцкий

Слайд 7

Игра «Четвёртый лишний» играющий, пляшущий, добытый, умный; 2. домашний, заснувший, привезённый плавающий; 3. пишущий, стеклянный, забывший, пересечённый; 4.оловянный, тыквенный, признанный, клюквенный.

Слайд 8

Причастие может быть зависимым словом главным словом (к которому задают вопрос) (от которого задают вопрос) люб ящ ее сердце вымощ енн ая кирпичом Какое? Чем?

Слайд 9

Друзей имея хоровод, я превращаюсь в оборот. Освещ ённ ые деревья качались. Освещ ённ ые солнцем деревья качались. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Какие? Чем?

Слайд 10

Распределите данные словосочетания на две группы : 1 ) прич. + сущ.; 2 ) прич. + сущ. Засеянное поле, засеянное горохом ; освещаемое лампочкой, освещаемый зал; увлекающийся музыкой, увлекающийся человек ; стелющийся над рекой, стелющийся туман; задержанный преступник, задержанный на улице.

Слайд 11

Проверим Причастие - зависимое слово Причастие – главное слово засеянное поле освещаемый зал увлекающийся человек стелющийся туман задержанный преступник засеянное горохом освещаемое лампочкой увлекающийся музыкой стелющийся на рекой задержанный на улице

Слайд 12

Повторим : Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Запомните! В причастный оборот не входит определяемое им существительное. В предложении причастный оборот является одним членом предложения – определением . Ярко пылающие искры были похожи на звёзды. искры – определяемое слово ярко пылающие – причастный оборот Какие? Что делающие?

Слайд 13

Внимание! Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова. Искры, ярко пылающие , были похожи на звёзды. Какие? Что делающие?

Слайд 14

Перестройте данные предложения, в предложения с причастным оборотом. Глядел я на кудрявый лес, который дышал весенней прохладой . Ландыш, который уже распустился , издавал нежный аромат весны. Рожь, которая золотилась на солнце , была похожа на безбрежное море. Бричка, которая въехала во двор , остановилась перед небольшим домиком.

Слайд 15

Бри́чка —лёгкая повозка для перевозки пассажиров. Кузов мог быть как открытым, так и закрытым. В бричку запрягали одну или пару лошадей . Кучер мог сидеть на козлах или рядом с пассажиром.

Слайд 16

В каком предложении нет причастного оборота? 1. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. 2. Сорванный ветром листок вертелся в воздухе. 3. Цветы, замёрзшие за ночь, постепенно оживали.

Слайд 17

Иногда главной сложностью является определение границ причастного оборота: с какого слова начинается и каким заканчивается. Солнышко нежно пригревающее просторные луга весело сверкало лучами.

Слайд 18

Чтобы определить границы причастного оборота, надо Найти в предложении причастие и подписать его. Солнышко нежно пригрева ющ ее (прич.) просторные луга весело сверкало лучами. 2.Найти главное (определяемое) слово, от которого к причастию задаётся вопрос Какой? Солнышко нежно пригрева ющ ее просторные луга весело сверкало лучами. Какое?

Слайд 19

3. Найти все слова, которые зависят от причастия, задавая вопросы. … нежно пригрева ющ ее просторные луга весело сверкало лучами . 4.Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то выделить его запятыми. Солнышко, нежно пригрева ющ ее просторные луга , весело сверкало лучами. Как? Что? Какие?

Слайд 20

Определите границы причастного оборота , если нужно, то поставьте запятые. Элли и Тотошка шли по дороге вымощенной жёлтым кирпичом. Первые два солдата полетели с площадки сброшенные вниз могучими руками Железного Дровосека. Среди жевунов немало ходило рассказов о страшных происшествиях случившихся в тигровом лесу. Урфин Джюс приказал жестянщику сделать несколько фляг с плотно завинчивающимися крышками.

Слайд 21

Объясните, почему в одном случае запятые стоят, а в другом – их нет. Железный Дровосек, весь сдела нн ый из железа , мечтал получить любящее сердце. Для роди вш егося в горах человека ничего не может быть милее скал и белоснежных вершин...

Слайд 22

Я Много видевший, много знавший, Знавший ненависть и любовь, Всё имевший, всё потерявший И опять всё нашедший вновь, Вкус узнавший всего земного И до жизни жадный опять, Обладающий всем и снова Всё боящийся потерять. Д. Кедрин

Слайд 23

Причастия <…> обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату ; мы говорим: которая скачет; который метёт и пр. – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом . А. С. Пушкин

Слайд 24

Изобразительные свойства причастного оборота. Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, которые растрепали сад, который по-осеннему опустел, и прибили к земле траву, которая вдруг почернела и от которой исходил, смешиваясь с влажным холодным воздухом, аромат, который был едва различим и напоминал о лете, которое бесследно ушло. И.Бунин Найдите в сложном предложении части со словом который и замените их (где это необходимо) причастным оборотом.

Слайд 25

Проверим Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, растрепавшие по-осеннему опустевший сад и прибившие к земле вдруг почерневшую траву, от которой исходил, смешиваясь с влажным холодным воздухом, едва различимый аромат, напоминавший о бесследно ушедшем лете. И.Бунин

Слайд 26

На весь его недолгий роздых Мы целый дом ему сдаём. Июль с грозой, июльский воздух Снял комнаты у нас внаём. Июль, таскающий в одёже Пух одуванчиков, лопух, Июль, домой сквозь окна вхожий, Всё громко говорящий вслух. Степной нечёсаный растрёпа, пропахший липой и травой, Ботвой и запахом укропа, Июльский воздух луговой. Б.Пастернак

Слайд 27

Домашнее задание: Напишите сочинение с использованием причастных оборотов на тему (по выбору): «Однажды на уроке» «Однажды зимой» «Однажды в дороге»

Слайд 28

Используемый материал: А.Т.Арсирий . В страну знаний с Дедом Всеведом . – М.: Дрофа, 2004. С.И.Львова . Русский язык. 6 кл .:Пособие для учащихся . – М.Дрофа , 2002. Р.Г.Тартаковская . Презентация. Интернет ресурсы: https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-teme-prichastie-prichastniy-oborot-obobschenie-i-sistematizaciya-1967142.html https://schoolfiles.net/1928259 https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/12/01/prichastnyy-oborot http:// открытыйурок.рф /статьи/557367/ https://www.metod-kopilka.ru/konspekt-otkritogo-uroka-po-teme-obobschenie-prichastiya-83372.html https://www.maam.ru/detskijsad/otkrytyi-urok-v-7-klase-po-teme-obobschenie-po-teme-prichastie.html



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Алгоритм нахождения причастного оборота в предложении

 

Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо:

1.Найти в предложении причастие ( и подписать над ним : прич.).

2. Найти главное ( определяемое) слово , от которого к причастию задается вопрос КАКОЙ?  (и поставить над ним крестик Х).

3. Найти все слова, которые зависят от причастия ( если они есть), задавая к ним вопрос от причастия.

4.  Подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией и отгородить от остальных слов вертикальными черточками с двух сторон .

5. Если причастный оборот стоит ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА, выделить его ЗАПЯТЫМИ.

                                            х

Листва, сорванная с деревьев , закружилась в вихре.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение 1.

Алгоритм нахождения причастного оборота в предложении

 

Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо:

1.Найти в предложении причастие ( и подписать над ним : прич.).

2. Найти главное ( определяемое) слово , от которого к причастию задается вопрос КАКОЙ?  (и поставить над ним крестик Х).

3. Найти все слова, которые зависят от причастия ( если они есть), задавая к ним вопрос от причастия.

4.  Подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией и отгородить от остальных слов вертикальными черточками с двух сторон .

5. Если причастный оборот стоит ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА, выделить его ЗАПЯТЫМИ.

                                             х

Листва, сорванная с деревьев , закружилась в вихре.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение 1.

Алгоритм нахождения причастного оборота в предложении

 

Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо:

1.Найти в предложении причастие ( и подписать над ним : прич.).

2. Найти главное ( определяемое) слово , от которого к причастию задается вопрос КАКОЙ?  (и поставить над ним крестик Х).

3. Найти все слова, которые зависят от причастия ( если они есть), задавая к ним вопрос от причастия.

4.  Подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией и отгородить от остальных слов вертикальными черточками с двух сторон .

5. Если причастный оборот стоит ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА, выделить его ЗАПЯТЫМИ.

                                            х

Листва, сорванная с деревьев , закружилась в вихре.



Предварительный просмотр:

Приложение 2   «Четвёртый лишний»

Зачеркните лишнее слово. Объясните свой выбор.

  1. играющий, пляшущий, добытый, умный;

      2. домашний, заснувший, привезённый плавающий;

      3. пишущий, стеклянный, забывший, пересечённый;

      4.оловянный, тыквенный, признанный, клюквенный.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение 2   «Четвёртый лишний»

Зачеркните лишнее слово. Объясните свой выбор.

  1. играющий, пляшущий, добытый, умный;

      2. домашний, заснувший, привезённый плавающий;

      3. пишущий, стеклянный, забывший, пересечённый;

      4.оловянный, тыквенный, признанный, клюквенный.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение 2   «Четвёртый лишний»

Зачеркните лишнее слово. Объясните свой выбор.

  1. играющий, пляшущий, добытый, умный;

      2. домашний, заснувший, привезённый плавающий;

      3. пишущий, стеклянный, забывший, пересечённый;

      4.оловянный, тыквенный, признанный, клюквенный.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение 2   «Четвёртый лишний»

Зачеркните лишнее слово. Объясните свой выбор.

  1. играющий, пляшущий, добытый, умный;

      2. домашний, заснувший, привезённый плавающий;

      3. пишущий, стеклянный, забывший, пересечённый;

      4.оловянный, тыквенный, признанный, клюквенный.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Распределите данные словосочетание на две группы

1) прич. + сущ.;     2) прич. + сущ.

     Засеянное поле, засеянное горохом; освещаемое лампочкой, освещаемый зал; увлекающийся музыкой, увлекающийся человек; стелющийся над рекой, стелющийся туман; задержанный преступник, задержанный на улице.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Распределите данные словосочетание на две группы

1) прич. + сущ.;     2) прич. + сущ.

     Засеянное поле, засеянное горохом; освещаемое лампочкой, освещаемый зал; увлекающийся музыкой, увлекающийся человек; стелющийся над рекой, стелющийся туман; задержанный преступник, задержанный на улице.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Распределите данные словосочетание на две группы

1) прич. + сущ.;     2) прич. + сущ.

     Засеянное поле, засеянное горохом; освещаемое лампочкой, освещаемый зал; увлекающийся музыкой, увлекающийся человек; стелющийся над рекой, стелющийся туман; задержанный преступник, задержанный на улице.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Распределите данные словосочетание на две группы

1) прич. + сущ.;     2) прич. + сущ.

     Засеянное поле, засеянное горохом; освещаемое лампочкой, освещаемый зал; увлекающийся музыкой, увлекающийся человек; стелющийся над рекой, стелющийся туман; задержанный преступник, задержанный на улице.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Распределите данные словосочетание на две группы

1) прич. + сущ.;     2) прич. + сущ.

     Засеянное поле, засеянное горохом; освещаемое лампочкой, освещаемый зал; увлекающийся музыкой, увлекающийся человек; стелющийся над рекой, стелющийся туман; задержанный преступник, задержанный на улице.



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Перестройте данные предложения, в предложения с причастным оборотом.

1.Глядел я на кудрявый лес, который дышал весенней прохладой.

2.Ландыш, который уже распустился, издавал нежный аромат весны.

3.Рожь, которая золотилась на солнце, была похожа на безбрежное море.

4. Бричка, которая въехала во двор, остановилась перед небольшим домиком.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Перестройте данные предложения, в предложения с причастным оборотом.

1.Глядел я на кудрявый лес, который дышал весенней прохладой.

2.Ландыш, который уже распустился, издавал нежный аромат весны.

3.Рожь, которая золотилась на солнце, была похожа на безбрежное море.

4. Бричка, которая въехала во двор, остановилась перед небольшим домиком.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Перестройте данные предложения, в предложения с причастным оборотом.

1.Глядел я на кудрявый лес, который дышал весенней прохладой.

2.Ландыш, который уже распустился, издавал нежный аромат весны.

3.Рожь, которая золотилась на солнце, была похожа на безбрежное море.

4. Бричка, которая въехала во двор, остановилась перед небольшим домиком.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Перестройте данные предложения, в предложения с причастным оборотом.

1.Глядел я на кудрявый лес, который дышал весенней прохладой.

2.Ландыш, который уже распустился, издавал нежный аромат весны.

3.Рожь, которая золотилась на солнце, была похожа на безбрежное море.

4. Бричка, которая въехала во двор, остановилась перед небольшим домиком

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Перестройте данные предложения, в предложения с причастным оборотом.

1.Глядел я на кудрявый лес, который дышал весенней прохладой.

2.Ландыш, который уже распустился, издавал нежный аромат весны.

3.Рожь, которая золотилась на солнце, была похожа на безбрежное море.

4. Бричка, которая въехала во двор, остановилась перед небольшим домиком



Предварительный просмотр:

Приложение 5.

Определите границы причастного оборота, если нужно, то поставьте запятые.

  • Элли и Тотошка шли по дороге вымощенной жёлтым кирпичом.
  • Первые два солдата полетели с площадки сброшенные вниз могучими руками Железного Дровосека.
  • Среди жевунов немало ходило рассказов о страшных происшествиях  случившихся в тигровом лесу.
  • Урфин Джюс приказал жестянщику сделать несколько фляг с плотно завинчивающимися  крышками.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Определите границы причастного оборота, если нужно, то поставьте запятые.

  • Элли и Тотошка шли по дороге вымощенной жёлтым кирпичом.
  • Первые два солдата полетели с площадки сброшенные вниз могучими руками Железного Дровосека.
  • Среди жевунов немало ходило рассказов о страшных происшествиях  случившихся в тигровом лесу.
  • Урфин Джюс приказал жестянщику сделать несколько фляг с плотно завинчивающимися  крышками.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Определите границы причастного оборота, если нужно, то поставьте запятые.

  • Элли и Тотошка шли по дороге вымощенной жёлтым кирпичом.
  • Первые два солдата полетели с площадки сброшенные вниз могучими руками Железного Дровосека.
  • Среди жевунов немало ходило рассказов о страшных происшествиях  случившихся в тигровом лесу.
  • Урфин Джюс приказал жестянщику сделать несколько фляг с плотно завинчивающимися  крышками.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Определите границы причастного оборота, если нужно, то поставьте запятые.

  • Элли и Тотошка шли по дороге вымощенной жёлтым кирпичом.
  • Первые два солдата полетели с площадки сброшенные вниз могучими руками Железного Дровосека.
  • Среди жевунов немало ходило рассказов о страшных происшествиях  случившихся в тигровом лесу.
  • Урфин Джюс приказал жестянщику сделать несколько фляг с плотно завинчивающимися  крышками.



Предварительный просмотр:

Приложение 6.

Изобразительные свойства причастного оборота. Найдите в сложном предложении части со словом который и замените их причастным оборотом.

     Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, которые растрепали сад, который  по-осеннему опустел, и прибили к земле траву, которая вдруг почернела и от которой исходил, смешиваясь с влажным холодным воздухом, аромат, который был едва различим и напоминал о лете, которое бесследно ушло.

И.Бунин

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Изобразительные свойства причастного оборота. Найдите в сложном предложении части со словом который и замените их причастным оборотом.

     Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, которые растрепали сад, который  по-осеннему опустел, и прибили к земле траву, которая вдруг почернела и от которой исходил, смешиваясь с влажным холодным воздухом, аромат, который был едва различим и напоминал о лете, которое бесследно ушло.

И.Бунин

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Изобразительные свойства причастного оборота. Найдите в сложном предложении части со словом который и замените их причастным оборотом.

     Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, которые растрепали сад, который  по-осеннему опустел, и прибили к земле траву, которая вдруг почернела и от которой исходил, смешиваясь с влажным холодным воздухом, аромат, который был едва различим и напоминал о лете, которое бесследно ушло.

И.Бунин

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Изобразительные свойства причастного оборота. Найдите в сложном предложении части со словом который и замените их причастным оборотом.

     Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, которые растрепали сад, который  по-осеннему опустел, и прибили к земле траву, которая вдруг почернела и от которой исходил, смешиваясь с влажным холодным воздухом, аромат, который был едва различим и напоминал о лете, которое бесследно ушло.

И.Бунин



Предварительный просмотр:

Тема: «Обобщение изученного по теме: "Причастный оборот".

Цели и задачи:

1. Образовательные: обобщить и систематизировать знания по теме «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте».

2. Развивающие: развивать  умение конструировать предложения с причастными оборотами, развивать навыки связной монологической речи, обобщать и делать выводы; вырабатывать навыки правильного использования  причастных оборотов.

     Развитие орфографической зоркости (указывать способ применения правила, выделять графически условия выбора орфограммы, пунктограммы); развитие навыков самоконтроля во время письма.

3. Воспитательные: воспитание чувства любви к русскому языку, бережного отношения к слову.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Сообщение темы и цели урока

- Обобщение изученного по теме «Причастный оборот».

Тема записана на доске.

1. Фронтальный опрос.

Для того, чтобы начать разговор о причастном обороте, надо вспомнить, что же такое причастие и какие характерные признаки помогут нам увидеть его в предложении или тексте.

- От какой части речи можно образовать причастие? (Глагола. Слайд 2)

- Что такое причастие? Каково его общее грамматическое значение? (Слайд 3)

- При помощи чего образуются причасти и что поможет нам узнать его в предложении, тексте? (Суффиксы. Слайд 4)

- Со словами какой части речи можно перепутать причастие? (Прилагательное. Слайд 5)

Как нам отличить причастие от прилагательного? (Прилагательное- постоянный признак, причастие – временный).

2. Задание. Прочитайте текст. Установите, есть ли прилагательное и/или причастие в этом высказывании. Объясните свой выбор.

            Тот, кто жизнью живёт настоящей,

            Кто к поэзии с детства привык,

            Вечно верует в животворящий,

            Полный разума русский язык.

Н.Заболоцкий

3. Игра «Четвёртый лишний». Объясните свой выбор.

1. играющий, пляшущий, добытый, умный;

2. домашний, заснувший, привезённый плавающий;

3. пишущий, стеклянный, забывший, пересечённый;

4.оловянный, тыквенный, признанный, клюквенный.(Слайды 6, 7)

- Причастие – признак предмета по действию, значит оно всегда зависимое слово? Не только. У причастия могут быть зависимые слова, то есть оно может быть главным (Слайд 8)

- Друзей имея хоровод, я превращаюсь в оборот!

- Что называется причастным оборотом? (Слайд 9)

4. Задание. Распределите данные словосочетания на две группы:

1) прич. + сущ.; 2) прич.+сущ.

Засеянное поле, засеянное горохом; освещаемое лампочкой, освещаемый зал; увлекающийся музыкой, увлекающийся человек; стелющийся над рекой, стелющийся туман; задержанный преступник, задержанный на улице. (Сдайд 10)

Проверяем (Слайд 11).

- Давайте ещё раз вспомним, что такое причастный оборот. Хочу обратить ваше внимание на то, что главное (определяемое) слово не входит в причастный оборот.

- Каким членом предложения является причастный оборот? (Слайд 12)

- Может ли причастный оборот выделяться запятыми? При каком условии? (Слайд 13)

5. Задание. Перестройте данные предложения, в предложения с причастным оборотом.

  • Глядел я на кудрявый лес, который дышал весенней прохладой.
  • Ландыш, который уже распустился, издавал нежный аромат весны.
  • Рожь, которая золотилась на солнце, была похожа на безбрежное море.
  • Бричка, которая въехала во двор, остановилась перед небольшим домиком.(Слайд 14)

- В последнем предложении нам встретилось устаревшее слово «БРИЧКА». Что, по-вашему, это такое? (Слайд 15)

Составьте с этим словом свое предложение. Будет замечательно, если вы ещё используете причастный оборот!

6. Задание. В каком предложении нет причастного оборота?

1.  На пожелтевшей траве лежали опавшие листья.

2. Сорванный ветром листок вертелся в воздухе.

3. Цветы, замёрзшие за ночь, постепенно оживали.  (1-е предложение лишнее!) (Слайд 16)

- Итак, мы повторили и обобщили теоретические сведения о  причастном обороте.

- Но иногда возникают трудности при определении границ причастного оборота.(Слайд 17)

- Давайте создадим памятку пошаговых  действий для определения границ причастного оборота. (Слайды 18,19)

7. Задание. Определите границы причастного оборота, если нужно, то поставьте запятые.

  • Элли и Тотошка шли по дороге вымощенной жёлтым кирпичом.
  • Первые два солдата полетели с площадки сброшенные вниз могучими руками Железного Дровосека.
  • Среди жевунов немало ходило рассказов о страшных происшествиях  случившихся в тигровом лесу.
  • Урфин Джюс приказал жестянщику сделать несколько фляг с плотно завинчивающимися  крышками.(Слайд 20)

- Ой, что-то я забыла, почему в одном случае ставим запятые, а в другом нет? (Слайд 21)

- А как вы думаете, для чего нам нужно уметь создавать причастные обороты, использовать их в речи? Ведь с ними так трудно! (Слайд 22). Давайте прочитаем стихотворение Дмитрия Кедрина «Я».

- Из каких оборотов преимущественно оно состоит? А как бы выглядело (и получилось бы) оно, если бы не было причастных оборотов?

Вот почему А.С.Пушкин говорил о причастиях, причастных оборотах так: «Причастия <…> обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метёт и пр. – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом». (Слайд 23)

8.Задание. «Корректор»

Изобразительные  свойства причастного оборота.

В следующем отрывке из произведения И.Бунина найдите части сложных предложений со словом который.

Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, которые растрепали сад, который по-осеннему опустел, и прибили к земле траву, которая вдруг почернела и от которой исходил, смешиваясь с влажным холодным воздухом, аромат, который был едва различим и напоминал о лете, которое бесследно ушло.

Ответ.

Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, растрепавшие по-осеннему опустевший сад и прибившие к земле вдруг почерневшую траву, от которой исходил, смешиваясь с влажным холодным воздухом, едва различимый аромат, напоминавший о бесследно ушедшем лете.

- Какой вариант более выразителен и емок? В чем причина?

(Данный вариант перенасыщен однотипными синтаксическими конструкциями, он громоздкий, тяжелый для чтения. Причастный оборот, совмещая значение признака и действия, является более лаконичной формой выражения мысли по сравнению с придаточными определительными со словом который. Причастные обороты обладают выразительной краткостью.) (Слайды 24, 25)

Слайд 26 Найдите причастные обороты. Роль какого средства выразительности выполняют они.

Домашняя работа.

Напишите небольшое сочинение, используя причастные обороты, на тему:

«Однажды на уроке»

«Однажды зимой»

Однажды в дороге»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причастный оборот. Обособление причастного оборота

Цели урока:  дать понятие о причастном обороте; формировать умения определять границы причастного оборота в предложении; рассмотреть условия обособления причастного оборота; показать роль п...

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте". Изучение новой темы....

Русский язык. 7 класс.Конспект урока "Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми"

Одним из главных методов достижения учебных целей  на уроке является, на мой взгляд, правильная и грамотная постановка целей в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся....

Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Сценарный план урока русского языка в 6 классе.  Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. УМК под редакцией С.И.Львовой....

Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми.

Цель урока: Закрепить навык выделения запятыми причастных оборотов. Умение конструировать предложения с причастными оборотами. Умение выразительно читать предложения с причастными оборотами. К уроку п...

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

Урок - закрепление изученного материала...