Статья "Краткая характеристика технологии коллективного способа обучения (КСО)"
статья по русскому языку (10 класс)

Данная статья будет полезна не только учителям русского языка, но и педагогам, преподающим другие предметы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkaya_harakteristika_kso.docx13.36 КБ

Предварительный просмотр:

Краткая характеристика технологии коллективного способа обучения (КСО).

        На протяжении всего XX века педагоги всех стран для решения своих учебных и воспитательных задач пытаются привлекать самих школьников, организуя между ними взаимопомощь и сотрудничество, однако без сколько-нибудь стабильного успеха. Теоретические и экспериментальные исследования А.Г. Ривина и В.К. Дьяченко показали, что наиболее эффективной формой такого сотрудничества становится взаимодействие в парах сменного состава, которое они назвали коллективным способом обучения (КСО). Как подчеркивает В.К. Дьяченко: "В этом случае школьники разных классов (и даже взрослые) могут по очереди сотрудничать друг с другом, выступая то в роли обучаемых, то в роли обучающих. В результате каждый может продвигаться вперед в овладении изучаемым материалом, используя свои способности или, согласно терминологии Л.C. Выготского, в соответствии со своей "зоной ближайшего развития". Последовательный и целеустремленный переход к коллективным способам обучения означает отказ от классно-урочной технологии обучения и освоения педагогической технологии, в принципе обеспечивающей не только более высокий уровень общего разбития учения, но и более высокий уровень интеллектуального развития. Для практического решения этой задачи А. Г. Ривиным и В.К. Дьяченко совместно со многими педагогами были разработаны и апробированы различные методики сотрудничества "по горизонтали", при котором учащиеся взаимно обучают друг друга и находятся как бы на одном и том же уровне.
        Также были предложены и проверялись способы сотрудничества по "вертикали", когда обучение происходит только "сверху вниз": тот, кто быстрее и лучше осваивает материал, выполняет роль обучающего того, кто несколько отстает.

        В условиях группового способа обучения (ГСО) педагог учит одновременно в среднем 20-30 учеников. При этом он может, если позволяет квалификация и опыт, на высоком профессиональном уровне преподавать свой предмет, применяя технические и наглядные средства обучения, а также разные методы и приемы. Но он не может и никогда не сможет:
1. Каждого ученика своевременно проверить по каждой изученной теме.
2. Своевременно корректировать усвоение программного материала.
3. Непосредственно на уроках удовлетворять повышенные интересы успевающих и преуспевающих учеников.
4. Систематически приобщать учеников к самостоятельной работе с новым учебным материалом, готовить их к самообразованию.
5. Успешно решать проблемы воспитательного характера.

Особенности методики КСО в сравнении с ГСО.

ГСО (групповые способы обучения)

КСО (коллективные способы обучения)

Организационные

-четкость, упорядоченность

-говорит один

-общение учащихся отсутствует

-молчание

-постоянное рабочее место

-отсутствует

-говорят все

-все общаются

-рабочий шум

-смена

Дидактические

-обучает профессиональный педагог

-весь материал - сразу и для всех

-мало самостоятельности

-сотрудничество отсутствует

-усвоение и применение - разнесены

-обучают ученики

-разные темпы и материал

-полная самостоятельность

-сотрудничество - основа обучения

-максимально приближены

Развивающие

-ученик - объект

-уравниловка, усреднение способностей детей

-систематический характер обучения

-не учатся выступать

-не умеют объяснять

- ученик - субъект + объект

-в соответствии с индивидуальными особенностями

-спонтанный характер

-учатся выступать, рассуждают, доказывают

-развитие педагогических способностей

Воспитательные

- каждый работает на себя

-отношения - не коллективные

-на себя и на других

-отношения ответственной зависимости: коллективистские

        Коллективный способ обучения (КСО) — это образовательная технология, направленная на активизацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся при овладении рациональными способами обучения с учётом индивидуальных особенностей каждого участника посредством взаимодействия друг с другом в диалоге.

        Организация обучения в диалоге может быть:

  • Индивидуальной;
  • Работа в парах сменного состава (ПСС);
  • Работа в парах постоянного состава (ППС);
  • Работа в малой группе;
  • Работа в большой группе.

        Целевые ориентации КСО:

  • усвоение знаний, умений и навыков;
  • развитие коммуникативных качеств личности при работе в диалоге.

Одна из важнейших задач – придание позиции ученика в учебном процессе статуса субъекта познания, формирование ценностных ориентаций:

- учение для ученика приобретает личностный смысл;

- ученик сам определяет цели своего учения (содержание, уровень);

- каждый ученик обладает свободой выбора и возможностью принимать собственные решения в области вариативного содержания, форм учения, самообразования, темпа, сотрудничества и взаимопомощи, передвижения по классу и  так далее;

 - каждый ученик имеет возможность реализовывать в учебном процессе потребность в творческой деятельности, то есть поощряются собственные оригинальные решения, идеи, оформление и т.д.

- каждый ученик имеет возможность сам оценить свои учебные достижения, высказать любое собственное оценочное суждение;

- ответственность за результаты учения и за любую другую учебную деятельность ученик берёт на себя;

- ученик осознаёт свои пробелы и достижения и сам принимает решения и программу самосовершенствования.

        Согласно теории Дьяченко в основу коллективного способа обучения (КСО) должны быть заложены следующие восемь принципов:

1. Завершенность: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;

2. Интернационализм: обучение должно происходить на языках, представители которых принимают участие в учебном процессе. При этом происходит взаимное проникновение культур на базе предметного изучения того или иного языка;

3. Дифференциальный подход: каждый из обучаемых может работать согласно своим возможностям и способностям;

4. Всеобщее сотрудничество и взаимопомощь: любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;

5. Разновозрастность и разноуровневость: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;

6. Разделение учебного труда: с одной стороны, чем будет большее разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;

7. Педагогизация населения: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, этому необходимо учиться в самом процессе обучения;

8. Безотлагательная и непрерывная передача знаний: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.

        Существенно меняется роль учителя в учебном процессе: его главная задача теперь – обеспечить условия для оптимального удовлетворения вышеназванных запросов учащихся и помогать становлению их личности:

- учитель становится организатором отношений и взаимоотношений в учебном процессе;

- осуществляет мотивационное управление учением школьников;

- создаёт ситуацию успеха, оказывает помощь и поддержку;    

-демонстрирует полное доверие ребёнку, веру в его возможности;  

- откровенно высказывает собственную позицию.

        В принципе, в корне меняется деятельность учеников и деятельность преподавателя. На коллективных занятиях каждый ученик становится учителем. Конечно, это происходит не мгновенно, но происходит обязательно, как только ученики начинают работать в парах сменного состава. Все обучают всех. При групповом способе обучения учитель все делал сам, при коллективном все делает коллектив. У педагога, наконец, время для изучения новейших достижений науки, методики, передового опыта.

        Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи.

        В процессе обучения происходит усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. В результате ученик после окончания школы готов продолжить свое образование самостоятельно, имеет навыки систематически и интенсивно заниматься самообразованием.

Актуальность использования технологии КСО в условиях ФГОС

Этапы урока КСО

Этапы урока по ФГОС

I Подготовка к выполнению задания в диалоге.

1 Орг. Момент

2 Повторение пройденного

3 Постановка познавательной задачи или создание проблемой ситуации; инструктаж

1 Орг. Момент

2 Актуализация знаний

3 Самоопределение к деятельности

II Работа в диалоге.

1 Работа в ПСС

2 Работа в малых группах

Учебно-познавательная деятельность (обучение)

III Заключительная часть.

1 Сообщение о результате работы в группах

2 Решение проблемы, поставленной в начале урока

3 Творческое задание

4 Рефлексия

Учебно-познавательная деятельность (обучение)

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Рефлексия

        Технологию коллективного способа обучения можно использовать на уроках всех дисциплин при изучении любой темы, где целесообразна совместная деятельность. Главное – первые задания давать такие, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия, умению общаться друг с другом, называть диалогическую и монологическую речь. Для этого учитель должен подготовить памятки, карточки- опоры, примерные диалоги общения по темам для облегчения общения детей при их совместной деятельности.

        Внедрение технологии КСО предполагает исключение методов принуждения к учению и использования лишь тех методов, которые вовлекают детей в общий труд учения, вызывая чувства успеха, движения вперед, развития.

        В условии применения технология коллективного способа обучения каждый обучаемый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе.

        У него повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, формируется самооценка личности, своих возможностей, достоинств и ограничений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная педагогическая технология "ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ Пары сменного состава "

Normal style=\'text-align:justify\'>Целевые установки рассматриваемой технологии: Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности в ЧС)Развитие коммуникативн...

Модель современного урока. Применение технологии "Коллективный способ обучения" на уроках русского языка

Вашему вниманию предлагается описание технологии "Коллективный способ обучения" и её практического применения на уроках русского языка в 7 и 8 классах по темам: "Правописание гласных в корне слова" , ...

Использование технологии «Коллективный способ обучения по Ривину – Дьяченко» на уроках русского языка

1. Введение.2. Теоретическая часть:1) концептуальные основы технологии;2) особенности содержания и сущностные характеристики КСО;3) методики технологии КСО;3. Практическая часть:1) конспект урока русс...

Открытый урок математики для 6 класса по технологии коллективного способа обучения.

Данная разработка  была создана для участия в 4 межшкольной научной сессии " Развитие образовательноq среды" в марте 2014 года.Математика 6 класс, тема урока " Длина окружности и площадь кру...

Использование технологии коллективного способа обучения на уроках английского языка Зайцева С.Г.

Использование технологии  коллективного способа обучения на уроках английского языка  (методические рекомендации)  Выполнила:Зайцева С.Г.учитель английского языкаМОУ «СОШ № 7...

Система уроков по тема "Сумма углов треугольника" с использованием технологии коллективного способа обучения (А. Г. Ривина)

Система уроков по тема "Сумма углов треугольника" с использованием технологии коллективного способа обучения (А. Г. Ривина)...

Технология коллективных способов обучения и их реализация на уроках изобразительного искусства

Важность и необходимость своих предметов в школе знает каждый учитель, но часто открытым остаётся вопрос, «где пригодятся знания, умения, полученные на уроках?»  Разговоры же о том, что «каждый о...