Таблица основных технологий,применяемых на уроках русского языка и литературы
учебно-методическое пособие по русскому языку (8, 9, 10, 11 класс)

В данной таблице представлены основные педагогические технологии с описанием приемов,используемых на различных этапах урока.Возможно будут интересны рекомендации по формированию УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_tehnologiy.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Таблица технологий

Название технологии

Название приема

Описание приема

Этап урока, когда надо применять

Пример применения

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Кейс-технология


Удивляй!

Обыденные и повсеместные явления, события, предметы могут стать странными, если на них посмотреть с другой точки зрения. Поэтому учитель удивляет, чтобы вызвать познавательный интерес

Организационный момент, объявление темы урока

Урок географии. Учитель задает вопросы ученикам: 1.Как изменился бы климат России, если бы Уральские горы «выросли» на один километр? 2. Как изменилась бы территория России, если бы уровень Мирового океана повысился на 100 метров?

 Определять аспект анализа и синтеза, то есть устанавливать точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта

Алгоритм наблюдения:
1. Определите высоту Уральских гор. 2. Определите климатические особенности местности.
3. Сформулируйте предположение, как повлияет высота гор на течение воздушных масс, климат местности

Учитель предлагает группе учеников выполнить эксперимент, используя знания климатических особенностей Уральских гор и влияние высоты гор на изменение климата

Ученики в группе выполняют эксперимент: анализируют информацию, которая известна, устанавливают существенные признаки объекта и делают вывод

2

Кейс-технология

Философы

Ученики лучше подготовят реферат или запомнят любой материал, если его разложить на семь единиц. Этими единицами могут быть философские категории:
особенности;
общее;
единичное;
содержание;
форма;
явление;
сущность.
В зависимости от особенностей и сложности материала учитель может выделить другие категории. Побеждает ученик, который полностью справился с заданием. Конспект обсуждают все ученики в классе

Работа с текстом

Урок литературы в 11-м классе Тема «Художественные особенности творчества М. Цветаевой и А. Ахматовой». Учитель предлагает ученикам сопоставить стихи Цветаевой и Ахматовой по 7 категориям. Стихи на анализ:
«Стихи растут...» и «Мне ни к чему одические рати».
«Клонится, клонится лоб тяжелый...» и «Сжала руки под темной вуалью»

 Составлять реферат по определенной форме

Инструкция:
1. Прочитайте текст.
2 Составьте таблицу-конспект по теме «Художественные особенности творчества М. Цветаевой и А. Ахматовой».
3. В таблицу включите разделы:
«Особенности стихов двух авторов»;
«Общее в поэзии»;
Единичное или индивидуальное в поэзии»;
«Содержание стихов»;
«Форма: стихотворный размер и ритм».
4. На основе таблицы-конспекта сформулируйте темы рефератов для себя и пять тем для своих одноклассников.
5. Составьте план своего реферата и рефератов для одноклассников.
6. Расскажите о творчестве поэтов в соответствии с темой реферата и планом, которые сформулировали для себя, а также с помощью таблицы-конспекта

Учитель предлагает ученикам за определенное время прочитать текст и разложить весь материал по названным категориям, создав своеобразную таблицу-конспект

Ученики читают текст, составляют таблицу-конспект и пересказывают прочитанное, пользуясь ею

3


Технология творческих мастерских

Создай диктант

Аналогично приему «Создай тест» учитель предлагает школьникам создать диктант. При этом диктанты могут быть двух видов:
понятийный, который представляет собой список понятий, терминов, словосочетаний;
связный текст, который состоит из связанных между собой предложений

Самостоятельное творческое использование сформированных компетенций

Урок русского языка.
Учитель предлагает придумать диктант на определенное правило

. Осуществлять пометки, выписки, цитирование письменного текста

Правила, чтобы составить диктант:
1. Определите цель диктанта. Например, проверить, как пишутся -ТСЯ и -ТЬСЯ в неопределенных глаголах.
1. Определите, какие умения будете проверять с помощью диктанта. Диктанты бывают орфографическими и пунктуационными.
3. Подберите текст в зависимости от того, что вы хотите этим диктантом проверить. Текст ищите в художественной литературе. В тексте на проверяемое правило должно быть минимум 6 слов.
4. В диктанте не должно быть слов и предложений на орфографические и пунктуационные правила, которые вы и ваши одноклассники не изучали на уроках

Учитель дает задание составить диктант, озвучивает правила его составления, анализирует работы учеников

Ученики составляют диктант, следуя инструкциям учителя

4


Технология проблемного обучения


Цепочка

Ученики читают текст. Каждый по очереди должен составить вопрос к тексту. И одновременно ответить одним словом на заданный ему вопрос. Выигрывает тот, кто предложит интересный ему вопрос и даст удачный ответ. Первый вопрос ставит учитель. Затем первый ученик отвечает на вопрос и предлагает вопрос другому ученику и т. д.

Работа с текстом

Урок литературы.
Тема «Илья Обломов и его усадьба».
На уроке проходит анализ отрывка «Сон Обломова». Варианты вопросов:
К какому сословию принадлежит Илья Обломов?
Что постоянно обдумывает Обломов, лежа на диване?
Сколько крепостных крестьян принадлежат Обломову?
Сколько раз ели в Обломовке?
Откуда приехал отец Штольца в Россию?
Кем была мать Штольца?

Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планировать совместные действия, обсуждать процесс и результаты деятельности, интервью, дискуссии и полемики

Инструкция:
1. Прочитайте текст.
2. Составьте к нему вопрос, ответ на который можно дать одним словом.
3. Постарайтесь ответить на вопрос учителя одним словом.
4. Если вы ответили на предыдущий вопрос, предложите свой вопрос однокласснику или однокласснице

Учитель предлагает прочитать текст и составить к нему по одному вопросу, первым задает свой вопрос одному из учеников

Ученики читают текст, составляют вопросы и отвечают на них по цепочке

5

Технология модерации

Одной строкой

Учитель предлагает внимательно прослушать одну фразу или цитату и на ее основе предположить, как она связано с темой урока

Актуализация знаний в начале урока или в процессе его по мере необходимости

Любой учебный предмет.
Урок можно начать с пословицы-поговорки, высказывания великих и/или любого другого эпиграфа

3.3.1. Осуществлять индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному), то есть определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения

Индуктивное обобщение осуществляется по следующему алгоритму:
1. Актуализируйте существенные признаки объектов обобщения.
2. Определите общие существенные признаки объектов.
3. Зафиксируйте общность объектов в форме понятия или суждения

Учитель предлагает внимательно прослушать высказывание и на его основе предположить, как оно может быть связано с темой сегодняшнего урока

Ученики слушают учителя, обсуждают в парах прослушанное высказывание, выдвигают предположения о тематике урока

6

Технология формирующего оценивания

Пометки на полях

Обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» – знал;
«!» – узнал новый материал;
«?» – хочу узнать

Рефлексия учебного содержания

Урок русского языка.
Учитель и школьники изучают новые правила. Когда начинают их отрабатывать, то педагог предлагает в конце урока отметить каждому школьнику на полях в тетради восприятие материала: что знал, что нового и что хочется узнать. Для пометок на полях ученик использует специальные знаки

1.12. Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по  заданному алгоритму

Инструкция:
1. По команде учителя пролистайте все, что успели записать по ходу урока в тетрадях.
2. Проанализируйте, что из этого было вам известно с начальной школы и отметьте на полях плюсом.
3. Отметьте восклицательным знаком, что оказалось совершенно новым.
4. Допишите на полях то, что вы хотели бы еще узнать по данной теме, и отметьте вопросительным знаком

Учитель инструктирует учеников по работе с изученным материалом

Ученики следуют инструкции учителя и делают соответствующие отметки на полях

7

Технология формирующего оценивания

Речевые образцы

Учитель периодически дает ученикам речевые образцы (выражения, подсказки), чтобы строить ответ. Речевой образец педагог предъявляет в письменной или устной форме. Ответ ученика – в устной форме. С помощью речевых образцов педагог анализирует уровень, на котором ученики понимают основные идеи, принципы, логику выполнения задания

Оценка (рефлексия) в ходе урока

Урок литературы.
Варианты речевых образцов:
1. Основной идеей рассказа является…, потому что… и т. д.
2. Я считаю, что поступок главного персонажа…, потому что и т. д.

1.21. Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами

Инструкция:
1. Прочитайте все речевые образцы, которые предлагает учитель.
2. Выберите образец, который вам поможет подготовить ответ на уроке.
3. Сформулируйте ответ по речевому образцу

Учитель анализирует понимание учениками основных идей, принципов и логики построения монологического высказывания на заданную тему

Ученики учатся делать монологические высказывания на заданную тему, обосновывать высказанное мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в выработке основных компетенций школьников на уроках русского языка и литературы

В этой работе я постаралась обобщить свой опыт по применению компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы; рассмотреть, какие компетенции при этом вырабатываются у учащихся....

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Основные приёмы работы на уроках русского языка и литературы в 5 классах (по внедрению ФГОС).

Приводятся примеры видов, приёмов, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы в 5 классе....

Технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы.

Технология "Уровневая дифференциация"1. Конспект урока "Союз как часть речи", 7 класс.2. Фрагменты уроков литературы по теме  "М.Пришвин "Кладовая солнца".6 кла...

Педагогические технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы

-Ассоциативные образы в преподавании литературы, основанные на идеях академика Н.В.Масловой.- Коллективный способ обучения по В.К.Дьяченко.- Использование информационно-коммуникативных технологий- тех...

Проблемы реализации основных требований ФГОС на уроках русского языка и литературы

Главная задача педагога – помочь человеку в умении действовать, подготовить школьника к саморазвитию, воспитывать и развивать свободную, жизнелюбивую, талантливую личность с научными знания...