Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку

Мутыгуллина Александра Валерьевна

Самостоятельная работа учеников является одной из важнейших составляющих учебного процесса. В связи с этим планирование, организация и реализация самостоятельной работы учеников является важнейшей задачей обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mutygullina_vystuplenie.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Мутыгуллина Александра Валерьевна

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №128

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Мы живем в такое время, когда высокие требования к жизни, к организации образовательного процесса заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения и в соответствие с современными требованиями. В этом смысле особое значение приобретает проблема внедрения эффективных приемов самостоятельной работы в учебный процесс. Именно умение самостоятельно работать воспитывает у ребят уверенность в себе, они учатся быть самостоятельными, практичными. Несомненно, учащиеся на уроках приобретают очень много теоретических знаний, но не всегда умеют применять эти знания на практике, не умеют самостоятельно мыслить, принимать решения в результате практической деятельности.

Самостоятельная работа учеников является одной из важнейших составляющих учебного процесса. В связи с этим планирование, организация и реализация самостоятельной работы учеников является важнейшей задачей обучения в школе.

Самостоятельную работу учащихся можно использовать, практикуя самые разные формы обучения – фронтальную, групповую, индивидуальную. Задания для самостоятельной работы также могут быть разными, в зависимости от уровня подготовленности класса, задач и типа урока. Приведу примеры некоторых самостоятельных заданий.

  • Найти и выписать пословицы, в которых говорится о любви к Родине. В первый столбик сначала выписать пословицы со сравнительной степенью имен прилагательных, а во второй – со сравнительной степенью наречий. Выделить в сравнительной степени суффиксы.
  • Подобрать рисунки. По рисункам составить 10 предложений, добавить в каждое предложение деепричастный оборот, чтобы более точно описать основное действие.
  • Прочитать сведения о причастиях. Составить сложный план и подготовить сообщение о причастии как об особой форме глагола, приводя примеры из художественных произведений (можно взять любую изучаемую часть речи).
  • В журналах, газетах найти примеры статей, написанных в публицистическом стиле. По образцу написать мини-сочинение (тема свободная).
  • Послушать любимое музыкальное произведение (желательно классическое). Определить, какие чувства, мысли, настроение оно пробуждает? Слушая музыку, представить какие-либо картины? Написать вариант сочинения на тему: “Слушая…” Желательно использовать словари: “Словарь эпитетов”, “Словарь синонимов”.
  • В русском языке более 140 фразеологических сравнений. Составить небольшой текст в публицистическом стиле, используя фразеологические обороты. Обратиться за помощью к Школьному фразеологическому словарю, узнать этимологию сравнений и рассказать об этом в классе и дома.
  • Найти в 4 и 5 главах романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” такие сложные бессоюзные предложения, сравнительная часть которых начинается словом “так”. Записать их.
  • Задание: исправить ошибки при постановке знаков препинания (5 класс «Прямая речь»): А-«П». «П» - А. А: «п». «П», а. П: «А»
  • Работа по сравнению, сопоставлению, что приобщает детей к поисковой, исследовательской деятельности (сравнительные характеристики героев, сопоставление пейзажа, текстов, текстов с иллюстрациями…).

При планировании самостоятельной работы необходимо:

  • предусматривать ее место в структуре урока;
  • ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;
  • предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;
  • определять форму заданий;
  • устанавливать оптимальную длительность работы;
  • подбирать соответствующий дидактический материал;
  • предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

Развития самостоятельности можно достичь, побуждая ученика к самостоятельным поискам, к сознательному выбору того или иного действия, самооценке результатов своей работы. Развитие самостоятельности является важнейшим элементом учебной деятельности школьников, между тем, считаю, остаётся наиболее слабым местом в системе навыков учебного труда многих учеников. Поэтому целью моей педагогической деятельности является развитие у школьников потребности самообразования, критического отношения к результатам своей учебной деятельности. Самостоятельная работа, включающая использование различных форм самоконтроля и взаимоконтроля, интенсифицирует деятельность школьников, так как происходит активация разнообразных форм общения (общение друг с другом в процессе работы в парах, в группах, общение с помощником учителя – консультантом, с учителем, общение с учебником, словарём, справочником). Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики самостоятельной работы на уроке.

Таким образом, организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Мы должны понимать, что самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.


Список использованных источников

  1. Абдуллина Л.И. «Нетрадиционные уроки литературы», Москва, «Вако» 2011г.
  2. Божко Н.М., М.И. Кирсанова. Литература. Нетрадиционные уроки. 9-11 классы. Волгоград, «Учитель», 2009г.
  3. Бережная И.Д. Литература 7-11 классы. Уроки учительского мастерства. Волгоград. «Учитель», 2008г.
  4. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках.- М., 2001.
  5. Интернет-ресурсы: Pro.Школу.ру , http://www.uchportal.ru/ , http://fcior.edu.ruhttp://eor.edu.ru http://school-collection.edu.ru., http://lit.1september.ru/index.php, завуч. инфо, http://school-collection.edu.ru
  6. Юсупова Ф. И. Приемы организации процесса самостоятельной работы учащихся // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критичекого мышления.

Статья подробно рассказывает о стадиях и некоторых приёмах критического мышления, характерных для каждой из них. А также о влиянии приобретенных навыков на формирование высокоинтеллектуальной, социали...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Самостоятельный поиск информации является одним из ключевых навыков, необходимых для жизни в нашем обществе. Информация постоянно обновляется, поэтому, чтобы быть компетентным и востребованным, челове...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)...

"Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке" (из опыта работы учителя математики)

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке(из опыта работы учителя математики)...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Неотъемлемой частью современного урока является инициатива и мыслительная активность обучающихся, но проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и...

Статья "Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)"

Данная статья рассматриваает особенности формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке. Данные наблюдения зафиксированы в ходе моей работы на уроках  русского языка...