Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в старших классах
статья по русскому языку (10 класс)

В сознании обучающихся старших классов наиболее сформировано такое понятие, как правильность речи, соотносящееся с нормами ударения и произношения.   Богатство, логичность, точность речи выделяются далеко не всеми старшеклассниками. Систематическая работа по формированию речевой компетенции обучаемых  позволяет за короткий промежуток времени сформировать у них положительную мотивацию, потребность совершенствовать свою речевую грамотность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кудряшова Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы

МОУ Гимназии № 5 Ворошиловского района Волгограда.

Формирование коммуникативной компетенции  на уроках русского языка в старших классах

Содержание курса русского языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций. В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций должно происходить в тесной взаимосвязи.

 Однако изменение научной парадигмы лингвистики, которое выражается в переносе центра исследовательских интересов в коммуникативную область и лингвистическом антропоцентризме, не может решить проблему формирования  коммуникативной грамотности  в целом, если обучающимся 10-11 классов  будут предложены   тематические блоки из области русской словесности или стилистики, культуры речи.

В итоге такого структурирования в сознании обучаемого не может сформироваться общее поле русского речеведения как альтернативной системному языкознанию науки – языкознания с коммуникативной доминантой. Системное языкознание передается целостно, речеведение -  дробно и далеко не полно.

В сознании обучающихся старших классов наиболее сформировано такое понятие, как правильность речи, соотносящееся с нормами ударения и произношения.   Богатство, логичность, точность речи выделяются далеко не всеми старшеклассниками. Систематическая работа по формированию речевой компетенции обучаемых  позволяет за короткий промежуток времени сформировать у них положительную мотивацию, потребность совершенствовать свою речевую грамотность.

На первом этапе обучения  проводится тестирование речевых навыков обучающихся, в том числе дается анкета, предлагающая самостоятельно оценить свою речь и указать, какие ее качества требуют совершенствования с их точки зрения. Анкета предполагает следующие вопросы: 1) Как вы считаете, нуждается ли ваша речь в совершенствовании? 2) Если «да», то чтобы вы хотели в ней улучшить?

Анализ ответов показал следующее:

99% опрошенных считают, что их речь нуждается в совершенствовании (ответы однозначные);

64% считают, что в совершенствовании нуждается прежде всего такое качество речи, как правильность: («Мне нужно научиться правильно произносить некоторые слова», «Хочу сделать свою речь грамотной»);

36 % участвующих в анкетировании указывают на такое качество речи, как богатство («Мне часто не хватает нужных слов»);

25% полагают, что необходимо совершенствовать чистоту своей речи («Мне надо избавиться от слов-паразитов»);

23% указывают на такое качество речи, как логичность, не называя при этом сам термин («Я выражаю мысли разбросанными фразами»);

0,5 % указывают на выразительность речи («Хочу сделать свою речь более яркой»).

Обработка результатов анкетирования определяет темы практических занятий, актуальные именно для данного контингента обучающихся. Основная работа на практических занятиях ведется в области совершенствования культуры устной и письменной речи, орфографической и стилистической грамотности, а также в сфере формирования навыков делового общения в профессиональной деятельности.

Концептуально значимой позицией курса «Русский язык» в старшем звене должна быть  опора на понятие «язык» и триаду «язык - речь- текст». Общее движение в подаче материала определяется выявлением тех аспектов языка в коммуникации, которые определяют предмет коммуникативной лингвистики, а далее – описанием ключевых проблем и опорных классификаций данной науки. При этом вначале всякий раз воспроизводится опорная смысловая диада: язык – внелингвистическая данность, за счет чего постепенно создается набор конкретных коммуникативных аспектов в рамках речеведения.  Примером таких опор могут служить следующие пары: язык и виды деятельности; язык и цель общения; язык и культура, язык и социум, язык и внутренний мир говорящего, язык и неформальное общение, язык и эстетика.

Необходимо учитывать, что в рамках учебной дисциплины «Русский язык» в контексте современного образования выделяется обязательная «риторическая составляющая» как важнейшая часть общегуманитарной подготовки.

Курс «Русский язык» на углубленном уровне  в старших классах позволяет уделить внимание основным специфическим (не применяемым в системном языкознании) понятиям риторики. Среди них такие понятия, как «коммуникант», «концепт», «стратегия и тактика речевого общения», «речевая компетенция», «жанр общения», «языковая личность» и другие. Отражаются также наиболее крупные и значимые типологии частных наук: типология стилеобразующих факторов, классификация социальных речевых ролей, жанровая систематика в пределах функционального стиля речи, типология норм в литературном русском языке, типология и модели речевых жанров.

Лингвисты далеко не всегда легко перестраиваются на специфику именно риторического описания модели жанра. В этом случае вместо технологии создания определенного жанра появляются языковые и стилистические особенности жанра. То есть технологический подход, единственно возможный в риторике, заменяется описательным, констатирующим, более принятым в лингвистике. Основные для человека сферы речевого общения и свойственные им речевые жанры остаются за пределами школьных курсов филологических дисциплин

Изучение лингвистических особенностей научных, официально-деловых, публицистических текстов в старших классах необходимо строить на жанровой основе. Преимущество необходимо отдавать устным профессиональным жанрам, так как, во-первых, это наиболее востребованные (по сравнению с письменными) жанры; во-вторых, устные жанры более сложные по сравнению с письменными (что обусловлено целым рядом факторов, например, особая регламентированность, наличие трафаретов в письменной речи и т.д.), поэтому устные жанры требуют специального обучения. Среди устных жанров, посвященных официально-деловому стилю, можно выделить такие, как, например, деловой телефонный разговор, деловая беседа, собеседование, презентация и др. Формируется не только навык деловой коммуникации, овладение конкретными речевыми формами делового общения. Обучение основам деловой риторики на уроках русского языка помогает старшеклассникам овладеть искусством речи, искусством ведения диалога, сформировать свой речевой имидж.

Вне риторической технологии  в речевой подготовке обучаемых преобладает изучения языка либо с точки зрения нормативности, либо с точки зрения анализа художественных средств.

Значит, вне риторической грамотности в рамках формирования речевой компетенции  мы наблюдаем существенный разрыв между относительно невысоким уровнем владения речью в повседневной речевой практике и высочайшим уровнем – в лучших произведениях мировой литературы.

Только риторическая грамотность позволяет соединить два полюса в уровнях владения речью, обеспечивает более высокий уровень общения за счет знания не только нормативного уровня, но и знания законов порождения, построения текста и его совершенствования. Все это позволяет выпускнику, получившему риторическую подготовку, более точно и коммуникативно целесообразно (эффективно) достигать поставленных целей.

Понятие коммуникативной личности шире понятие языковой личности, так как включает такие параметры как коммуникативная стратегия и тактика, используемые личностью правила и приемы речевого воздействия. Таким образом, языковая личность выступает как компонент коммуникативной личности.

Формирование коммуникативной компетенции на аспектном этапе тесно связано с развитием собственно риторических навыков: четким осознанием различий устной и письменной форм коммуникации, умением трансформировать письменный вариант текста в устное публичное выступление. Подобное обучение должно строиться на основе знания законов общей риторики: правил речевого общения в различных сферах, умения оценивать речевую ситуацию, подготовить программу общения и коммуникативную стратегию, продумать создание текста необходимого речевого жанра (выбрать соответствующий стиль, манеру изложения, языковые средства) и тактику речевого поведения, осмыслить эффективность речевого воздействия собственного высказывания (текста) в той или иной речевой ситуации.

На завершающем этапе обучение русскому языку можно строить как специальные учебные занятия по профессиональному общению, логика проведения которых (в зависимости от избранного речевого жанра) должна не только моделировать реальные ситуации профессионального общения (деловая беседа, переговоры, публичное выступление определенной тематики на конференции, рабочем совещании, презентации  и др.), но и учить старшеклассников строить психологически корректные взаимоотношения с окружающими, что дает преподавателю возможность органично сочетать обучение риторической культуре и речевому поведению  с воспитанием лингвистически образованной языковой личности выпускника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Презентация выступления .Формирование коммуникативной компетенции учащихся:овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,умениями и навыками использования яз...

Обобщение и систематизация опыта по теме: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах"

Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать...

Презентация к творческому проекту "Методы и приёмы коммуникативной компетенции на уроках русского языка в старшей школе"

В презентации отражены основные методы и приёмы коммуникативной компетенции на уроках русского языка в старшей школе"...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка на старшем этапе общеобразовательной школы.

1) Коммуникативность предполагает не «обучение иностранному языку», а «иноязычное образование», которое имеет четыре аспекта:...

Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка в старших классах

Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка в старших классах. В настоящее время на уроках русского языка и литературы мы сталкиваемся с наличием серьезных недост...