Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" в 6-7 классах.
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Лоскутникова Ольга Сергеевна

Программа разработана на основе авторской программы кружка «Загадки русского языка», 5-6 класс Бучневой Г.А. 2010 г. и авторской программы кружка «Мир слова: занимательная лексика» , 5-6 класс Елизаровой Е.Р. 2014 г..

В основе программы лежит материал базового курса русского языка. Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности. Содержание курса способствует закреплению и углублению знаний, содержит теоретический материал из области лингвистики, фонетики, лексики и фразеологии, этимологии русского литературного языка. На занятиях кружка широко используется наблюдение над особенностями языка в целом и каждого раздела языкознания в частности. Занимательный материал способствует развитию интереса к предмету «Русский язык».Уровень образования: основное общее образование, 6-7 классы. Количество часов: 68 (1 час в неделю)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Директор  МБОУ СОШ №71

______________А.А.Серафимов

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности

  «Занимательный русский язык»

учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №71

Лоскутниковой  Ольги Сергеевны

6-7 классы

Основными документами, на основании которых составлена программа, являются:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897
  • Основная образовательная программа основного общего образования образовательного МБОУ СОШ № 71
  • Программа разработана на основе авторской программы кружка «Загадки русского языка», 5-6 класс Бучневой Г.А. 2010 г. и авторской программы кружка «Мир слова: занимательная лексика» , 5-6 класс Елизаровой Е.Р. 2014 г.

Программа кружка  «Занимательный  русский язык»

Уровень образования:  основное общее образование, 6 класс.

Количество часов: 34 (1 час в неделю). 

1.Пояснительная записка

Цель курса: активизация познавательной деятельности обучающихся, формирование языковой и коммуникативной компетенции.

Задачи:

  1. формировать положительную мотивацию  к изучению русского языка;
  2.  расширить представление о русском языке;
  3. развивать  познавательный интерес  школьников;
  4. формировать  коммуникативные  УУД;
  5. развивать исследовательские навыки;
  6. формировать социальную компетентность учащихся;
  7. повышать грамотность учащихся.

2.Общая характеристика курса

В основе программы лежит материал  базового курса русского языка. Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности. Содержание курса способствует закреплению и углублению знаний, содержит теоретический материал из области лингвистики, фонетики, лексики и фразеологии, этимологии  русского литературного языка. На занятиях кружка широко используется наблюдение над особенностями языка в целом и  каждого раздела языкознания в частности. Занимательный материал способствует развитию интереса к предмету «Русский язык».

Основные принципы организации работы кружка:

  1. создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
  2. вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;
  3. организация учебного процесса на оптимальном уровне развития детей;
  4. использование компьютерных технологий.

Используются различные формы организации познавательной деятельности учащихся:  индивидуальная, групповая,  коллективная работа; путешествие, учебно-познавательная игра, презентация, КВН, творческая мастерская.

Используются Интернет-ресурсы, презентации, иллюстрации, словари: «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р.И.Аванесова, «Школьный словарь иностранных слов» В.В.Одинцова, «Школьный словарь синонимов русского языка» , «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова, «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова, «Школьный этимологический  словарь. Происхождение слов. русского языка» Н.М.Шанского.

Необходимое оборудование:  ноутбук,  интерактивная доска, проектор. 

4. Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Занимательный  русский язык»".

Личностные результаты:

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Внеурочный курс сформирует социальную компетентность учащихся: способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях.

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным)

Познавательные УУД:

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Регулятивные УУД: способность определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД:

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

5. Содержание курса.

Учитывая возрастные особенности и содержание программы кружка, отбирается такой материал, который, основываясь на данных лингвистической науки, дает учащимся сведения о словарном составе языка, о его грамматическом строе и истории, создает общую картину развития и богатства нашего языка.

Занятия объединены общим заголовком «Понемногу о многом», включая историю письма, топонимику, этимологию некоторых слов и такие вопросы лексики, как многозначность, синонимия, омонимия и антонимы. Затем учащиеся знакомятся с лексическим и морфологическим богатством нашего языка (главным образом глагола), с фразеологизмами, ведут наблюдения над такими чертами языка, как звучность, выразительность, меткость.

На занятиях кружка широко используется наблюдение над живой речью и литературным материалом как программного, так и дополнительного характера, а также ведется работа с различными видами словарей.

Форма подачи материала в зависимости от целей и задач занятия также меняется. Это и игры на языковом материале, вопросы занимательной грамматики, а также краткие увлекательные рассказы о жизни языка, сообщения самих учащихся о наблюдениях над языковыми явлениями, сообщения на основании прочтения указанных материалов по отдельным вопросам языкознания, наблюдения над звучанием слов в русском, украинском, польском языках или статистический подсчет, например, употребления буквы Ф в нашем языке и т.д.

Формулировки тем занятий носят характер интригующих вопросов, которые активизируют внимание учащихся.

На занятиях кружка важным моментом является наглядность звуковая: выразительное чтение отрывков художественной литературы, прослушивание аудиозаписей.

Широкое поле для творческой мысли и инициативы учащихся открывается и при составлении задач для занимательной грамматики, кроссвордов, загадок, а также при составлении и оформлении инсценировок, выставок, шарад и при устройстве лингвистических вечеров.

Учебный процесс в школе складывается из классных занятий и разнообразных занятий во внеурочное время. Классная и внеклассная работа по предмету дополняют друг друга, и лишь в их взаимодействии возможно осуществление тех сложных задач, которые требует современная школа.

Внеклассная работа, расширяя и углубляя программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, формирует его учебную компетентность, пробуждает интерес к предмету.

Язык всегда находится в распоряжении учащихся и в любой момент может быть использован для наблюдения.

Связь теории с практикой также является характерной чертой изучения языка.

Учесть эти преимущества изучения языка – это значит привлечь внимание детей прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им почувствовать, что мир слов  интересен, увлекателен, сложен, разнообразен.

6.Содержание курса «Занимательный  русский язык»

6 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Возникновение письменности.  

1

2

 Старославянский и русский языки.

1

3

 Русский язык в современном мире.

1

4

Звук и буква.

1

5

Речевой этикет.

1

6

Фразеология.

8

7

Средства художественной выразительности.

2

8

Занимательные игры – соревнования.

2

9

Экскурсии в библиотеку.

2

10

Выпуск стенной газеты

1

Всего:

34

Тема 1.  Возникновение письменности.

Содержание материала:  Пиктография. Клинопись.  Иероглифы.  

Творческие задания:

1.Придумайте название своего племени. Изобразите его с помощью рисунка.

2.Нарисуйте пиктограммы, рассказывающие о сегодняшнем дне; о нашей школе.

3.Напишите методом клинописи фразу: «Я иду с другом к реке», «Я отличник».

Тема 2.  Старославянский и русский языки. Древнее начертание букв. Старославянизмы в  современном русском языке.  

Тема 3. Историзмы и архаизмы. Виды архаизмов. Причины архаизации слов.

Великий и могучий.  Русский язык в современном мире. Значение и распространение русского языка.

Тема 4. Звук и буква. Язык - звучащая речь. Различие звука и буквы.

Основные фонетические процессы.  Ударение в русском языке. Нормы ударения. Интонация.

Лингвистические задачи по фонетике.

Великие тайны письма.

Тема 5. Откуда взялись названия букв? Первый алфавит (гиксы – народ Аравии). Рисунки древних букв. Путешествие букв. Изменение начертаний греческих букв. Старославянская азбука Кирилла и Мефодия. Создание на основе византийского алфавита азбуки. Кириллица. Обозначение цифр кириллицей. Изменения в кириллице, внесенные в алфавит (утрачивание звучания Ъ и Ь, традиционное написание). Индивидуальные сообщения «Веселая буква», «Обиженная буква», «Волшебная буква» по книге Н.Ф. Александровича «Занимательная грамматика».

Тема 6. Жизнь слов. Как родятся, живут и умирают слова. Составляем список слов, появившихся в языке после 1917 года. Разница между неологизмами и словами-старичками, но с новым значением (дружина, звено). Книга Л. Успенского «Слово о словах». Обстоятельства «гибели» слов (дворянин, городничий, кафтан и др.). Происхождение знакомых слов (зонтик, чулок, лента, шпора, кнопка и др.). Полногласие и неполногласие.

Помощь происхождения написанию («терра» - земля).

Тема 7. Почему мы так называемся? Язык – явление живое. Неологизмы и историзмы. Названия месяцев. Названия дней недели. Названия монет. Происхождение имен и фамилий. Названия улиц. Названия городов. Названия сел области. Индивидуальные сообщения. Названия частей света. Названия государств. Названия рек, озер, гор. Исследовательские сообщения. Игра «Почему мы так называемся?»

Тема 8. Слова – родственники. Слова с общими корнями. Способы образования гнезда слов. Значения суффиксов и приставок. Практическая работа «Образование слов от одного корня с помощью различных суффиксов», «Образование слов различными способами от корней молод, ловк, лож. Сложносокращенные слова. Аббревиатура. Новые слова и форма слова. Игра «Родственники» (присоединение различных слов к группе родственных).

Тема 9. Словари – наши добрые спутники.

Виды словарей. Толковые словари. «Собирал человек слова…» (о толковом словаре В. Даля). Язык и история народа (фразеологические словари). Близкие слова (о кратком словаре синонимов русского языка). Как образовано слово? (словообразовательные словари). «Свердловец или свердловчанин» (О словаре названий жителей). Новое в языке. (словари неологизмов). «Как говорил Пушкин?» (словари языка того или иного писателя). «Всё наоборот» (обратные словари).

Тема 10. «Тезки наоборот». О словах разных, одинаковых, но разных. Понятие антонимов. Анти - «против», нома – «имя». Названия известных произведений, где есть антонимы. Антонимы в пословицах и поговорках. Игра «Найдите спрятанные слова». Подготовка занимательных вопросов и кроссвордов с использованием антонимов. Омонимия. Слова – близнецы. Инсценирование стихотворения Я. Козловского «Сев в такси…». Работа со словарями.

Тема 11. «Прочь с дороги!» Театрализованное представление с героями: мать, Маша, Имя Прилагательное, Половина, Надеть, Одеть, Кушать и т.д.). Правильное употребление слов в речи, профилактика речевых ошибок. Чтение отрывка «Как его зовут? » (В. Масс и М. Червинский). Употребление вежливых слов в речи.

Тема 12. Фразеологические обороты. Понятие фразеологического оборота. Состав слов в оборотах. Нечленимость оборота. Игра «Закончи начало фразы…». Идиома. Потеря прямого смысла. Метафорические сочетания. Происхождение фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи. Практическая работа по замене фразеологизмов синонимами, слов фразеологизмами, нахождение антонимов к фразеологизмам.

Тема 13. Расскажи о фразеологизме. Самостоятельный подбор материала и сообщение учащихся о происхождении, значении и употреблении фразеологизма (как с гуся вода, держи карман шире, из-под земли достань, подготовить почву, проглотить пилюлю, играть роль, петь с чужого голоса, на точке замерзания, великое переселение, гордиев узел, прокрустово ложе.

Игра «Замени нас».

Тема 14. «Голос возвысил и бросил крылатое слово». Немного истории. «Крылатые слова» - меткие, образные выражения. Исследование басен И.А. Крылова. Прослушивание и чтение басен «Щука», «Ларчик», «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Гуси», «Чиж и голубь», «Пустынник и медведь», «Лжец», «Волк и журавль», и т.д. (групповая работа). Создание общего плаката «Крылатые выражения басен Крылова» с иллюстрациями учащихся.

Тема 15. Биография слов. Викторина по фразеологии:

  • Откуда пришли выражения?
  • Пять фразеологизмов из сказок.
  • Названия литературных произведений, ставших крылатыми.
  • Подобрать синонимы к фразеологизмам.
  • Привести фразеологизмы наших дней.
  • Написать короткий рассказ про фразеологизм.
  • Вопросы занимательной грамматики.
  • Шарады.

Тема 16. Язык имеет свои краски. Анализ отрывков из художественных произведений. А.П. Чехов. «Степь» (картина грозы). Аллитерация. Тютчев «Люблю грозу…». Н.В. Гоголь «Чуден Днепр…». Звукопись. Музыкальность и благозвучие языка. Роль в мелодичности сонорных звуков. Сочетания звуков. Роль ритма в благозвучии речи. Исследование текста. А. Барто. Стихотворения.. В. Казин «Рубанок». А.С. Пушкин «Полтава». Примеры звукописи. Роль скороговорок в выработке дикции и гибкости голоса.

Тема 17. Вечер грамматических игр:

  • Запишите как можно больше слов из букв слова ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.
  • Соберите слова из разбежавшихся в разные стороны букв: рбаанаб (бабаран), ририятоет (территория), ыакамрон (макароны), сивкагтинил (лингвистика), турретаила (литература)
  • Расшифруйте и запишите слова-ответы в весёлых примерах:

К первому слогу ПО+электрический заряд=целенаправленное движение чего-либо в определенную сторону (ПО+ТОК= ПОТОК).

РЫ+ железный сосуд большого объема = любитель рыбной ловли.

НО + напиток из свежих фруктов= предмет одежды.

  • Орфоэпическая минутка (проговаривание скороговорок в различном темпе).
  • Назовите как можно больше слов-названий всех имеющихся разновидностей обуви.
  • Напишите сочинение – сказку «Почему гласные Ы,Ю,Я не хотят жить по соседству с согласными шипящими?»

Тема 18. Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников». Знакомство с энциклопедическими изданиями, помогающими в изучении языка.

Тема 19. Выпуск стенной газеты «Тайны языка» с рубриками «Говорим правильно», «Вопросы и ответы», «Наше творчество», «Русский язык за рубежом», «В творческой мастерской писателя», «Занимательно о языке» и т.д.

7.Тематическое планирование курса «Занимательный  русский язык»

6 класс

Тема

Количество часов

Форма занятий

1

Организационное занятие «Понемногу о многом»

1

Беседа с элементами занимательности

2

Великий и могучий

2

Занятие - игра

3

Звук и буква

1

Коллективная деятельность

4

Великие тайны письма.

2

Беседа с элементами игры

5

Откуда взялись названия букв?

2

Занятие – семинар с элементами занимательности

6

Жизнь слов

1

Беседа с элементами занимательности

7

Почему мы так называемся?

3

Занятие – исследование. Индивидуальные выступления.

8

Слова - родственники

2

Беседа с элементами занимательности

9

Словари – наши добрые спутники

2

Практическое занятие

10

«Тезки наоборот»

О словах разных, одинаковых, но разных.

2

Театрализованное занятие с элементами игры

11

Прочь с дороги!

1

Театрализованное представление

12

Фразеологические обороты

2

Беседа с элементами занимательности, практическая работа.

13

Расскажи о фразеологизме.

2

Семинар (индивидуальные сообщения)

14

«Голос возвысил и бросил крылатое слово»

2

Исследовательская деятельность

15

Биография слов

2

Занимательная викторина.

16

Язык имеет свои краски.

2

Беседа с элементами исследовательской деятельности

17

Вечер грамматических игр.

2

Занимательные игры – соревнования.

18

Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников»

2

Экскурсия. Беседа.

19

Выпуск стенной газеты

«Тайны языка»

1

Практическое занятие.

ИТОГО:

34 часа

8.Содержание курса «Занимательный  русский язык»

7 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Фонетика и орфоэпия.

4

2

Лексикология.

13

3

Этимология.

2

4

Культура речи.

3

5

Орфография.

4

6

Синтаксис и пунктуация.

3

7

Стилистика. Средства художественной выразительности.

2

8

Занимательные игры – соревнования.

1

9

Проектная деятельность

2

Всего:

34

Тема 1. Фонетика и орфоэпия. Что такое  орфоэпия? Что такое фонография или звукопись?

Знакомство с термином «фонография». Обогащение словарного запаса учащихся. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с орфоэпическим словарем русского языка, с особенностями словарной статьи. Обучение умению пользоваться различными словарями. Звукопись — интересное фонетическое явление.

Тема 2. Звуки не буквы! Звучащая строка!

Занятие — игра по разделу «Фонетика».

Тема 3. Банты и шарфы.  Орфоэпия.

Правильное ударение. Составляем  орфоэпический словарик. По тому, как мы говорим, можно судить о нашем уровне образованности и культуры.

Тема 4. Кис – кис! Мяу! Или Кое-что о звукоподражаниях.

Знакомство с термином «звукоподражание». Своим рождением многие слова обязаны именно звукоподражанию.  Работа с толковыми словарями. Игра «Как произошло слово».

Тема 5. Лексикология. Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических.

Из чего же состоит слово? Как получается, что мы узнаём слова, знаем их значение? Рассматривается понятие «лексикология». Работа с различными энциклопедическими и лингвистическими словарями.

Тема 6. В царстве смыслов много дорог. Как и почему появляются новые слова. Об одном и том же - разными словами.

Многозначные слова. Омонимы. Отличие  многозначности  слова от омонимии. Неологизмы.  Синонимы. Лексическое богатство русского языка.

Тема 7. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

Знакомство с термином «этимология». Этимологические и исторические словари, знакомство с особенностями словарной статьи. Как появилось диковинное слово каракатица? Исследование — работа со словарем.

Тема 8. Об одном и том же разными словами. Как возникают названия?

Назвать и сообщить –  главные, взаимосвязанные функции языка, которые современная наука определяет как «номинативную» и «коммуникативную».Всё в окружающем нас мире имеет название. Всё, что человек (человечество) знает о природе и обществе, вся «картина мира» отражается в языке. Язык фиксирует, закрепляет разные виды отношений в обществе, отражает развитие науки и культуры, общественно-политическую жизнь. Понятие «номинация» включает в себя и процесс (называние), и результат (название, имя). Как возникло название «соловей».

Тема 9. Слова – антиподы. Фразеологические обороты.

Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка». Фразеологические обороты. Антонимичные фразеологизмы. Виды фразеологизмов.

  Тема 10. Словари «чужих» слов. Капуста и капитан. Слова-иностранцы .

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов. В чем сходство слов «капитан» и «капуста».

Тема 11.Практикум. Работа со словарями.

Учимся извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря).

Тема 12. «Он весь свободы торжество». Мы говорим его стихами.

Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А.С. Пушкина.

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А.С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема 13. Слова, придуманные писателем.

 Понятие об индивидуально-авторских неологизмах. Роль писателей в пополнении словарного запаса русского языка.

Тема 14. Слова уходящие и слова – новички.

Изучение особенностей устаревших слов-архаизмов. Знакомство со словами - новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

Тема 15. Словарь языка Пушкина. Смуглая Чернавка.

История русских имён тесно связана с историей русского народа и его языка. Родственные связи славянских языков.  История русских имён. Каковы  были самые первые имена?

Тема 16. Паронимы или «ошибкоопасные слова». Ошибка Колумба. «Ложные друзья» переводчика.

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Паронимы можно назвать «ошибкоопасными» словами.

Ошибка Колумба: многие школьники не различают слова индейцы и индийцы.

«Ложные друзья переводчика». Паронимами могут быть слова разных языков. Такие паронимы называются межъязыковыми. Слова разных языков могут случайно совпасть в произношении.

Тема 17. Научная этимология.

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.

Тема 18. Древнерусские имена. Отчества и фамилии.

Знакомство с наукой «ономастика». Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Тема 19. Надо ли останавливаться перед зеброй? Искусство общения.

Наименования. Уместное использование их в речи. Использование уже имеющегося названия предмета (явления) для обозначения другого предмета (явления) на основе их сходства или общности по какому-либо признаку: нос человека, корабля; крылья птицы, самолета; ножка стула, ручка двери. Образные, метафорические наименования. «кирпич» запретительный дорожный знак, «зебра» вид разметки перехода (и сам переход). «На регулируемых перекрёстках и переходах в глубине квартала дорожка размечена по типу «зебра». Очевидно, что надо останавливаться перед «зеброй» (журнал «За безопасность движения»). 

Тема 20. Прекрасное разнообразие. Мы –собеседники. Искусство вести беседу.

Русский язык насчитывает огромное количество слов. Количество слов, которое мы используем в речи, – самый первый критерий её богатства или бедности. О богатстве языка судят ещё и по тому, сколько значений может быть у каждого слова. Важная составляющая хорошей речи - информативная насыщенность. 

Тема 21. Культура речи. Признаки грамотной речи.

Важно говорить не только правильно, но и уместно, красиво, выразительно, в соответствии с целями и задачами общения.  Знакомство с разделом «Культура речи». «Засорение» нашей речи неуместными  словами. Понятность речи.

Тема 22. Орфография. Главный принцип русской орфографии. «А всё-таки она хорошая…»

 Морфологический принцип  русской орфографии. Основные правила русской орфографии. «А всё-таки она хорошая…» - значение орфографии.

Тема 23. Весёлые правила. Кощей или Кащей?

Как быстро вспомнить и применить правило? На помощь приходят различные весёлые «запоминалки», причём, чем они смешнее, тем легче запоминается сложное правило.

В. Даль: Кащей через «А» / современное  Кощей через «О» – от слова «кости».

Тема 24. Не с глаголами в стране невыученных уроков.

Частица НЕ и приставка НЕ. НЕ с другими словами: слитно или раздельно?  
Стихотворение Яны Клюшниковой «Не с глаголами».  Сочиняем сказку «Не с глаголами в стране невыученных уроков».

Тема 25. Синтаксис и пунктуация. Еще раз о знаках препинания.

История русской пунктуации. Сколько всего знаков препинания? Абзац (красная строка), и сноска (1,2), и одиночная скобка (например, при цифровой или буквенной нумерации: 1) … 2) … или а) … б) …), и знак параграфа (§) и др. Если учитывать все эти знаки, пунктуационный «алфавит» окажется значительно длиннее, чем принято думать.

С появлением компьютеров и Интернета рождаются и новые знаки препинания. В электронных текстах встречаются, например, #, / (косая черта), жирная точка посредине, треугольник, квадрат, используемые при рубрикации текста, и др. Многие учёные также относят их к знакам препинания.

Тема 26. Внимание:обращение.

Функции обращения. Звательный падеж в  древнерусском языке. Риторическое обращение.

Тема 27. Какое варенье вкуснее, или что такое синтаксические синонимы?

Словосочетание. Синонимичные словосочетания. Вишневое варенье — варенье из вишни.

Тема 28. Стилистика. «Заманчивые тропы» (о средствах художественной выразительности).

Понятие «тропы». Изобразительно-выразительные средства языка. С их помощью художники слова рисуют запоминающиеся образы, передают тонкие грани смысла, оживляют и украшают человеческую речь. Виды тропов: сравнение, эпитет, метафора,  олицетворение, гипербол  и литота, аллегория и ирония.

Тема 29. Ищем тропы. Работа с текстом.

Практическая работа с художественным текстом.

Тема 30. КВН

Тема 31. Итоговое занятие. Проект «Русский язык -это интересно!»

Выступления учащихся – защита проектов.

9.Тематическое планирование курса «Занимательный  русский язык»

7 класс

Тема

Количество часов

Форма занятий

1

Фонетика и орфоэпия. Что такое  орфоэпия? Что такое фонография или звукопись?

1

Беседа с элементами занимательности

2

Звуки не буквы! Звучащая строка!

1

Занятие - игра

3

Банты и шарфы. Орфоэпия.

1

Коллективная деятельность

4

Кис – кис! Мяу! Или Кое-что о звукоподражаниях.

1

Беседа с элементами игры

5

Лексикология. Имена вещей.

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

Занятие – исследование.

6

В царстве смыслов много дорог. Как и почему появляются новые слова.

1

Беседа с элементами занимательности

7

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

Занятие – исследование.

8

Об одном и том же разными словами. Как возникают названия?

1

Беседа с элементами занимательности

9

Слова-антиподы. Фразеологические обороты.

1

Занятие – исследование.

10

Словари «чужих» слов. Капуста и капитан.

1

Беседа с элементами занимательности

11

Практикум. Работа со словарями.

1

Практическое занятие

12

«Он весь свободы торжество». Мы говорим его стихами.

1

Беседа с элементами занимательности.

13

Слова, придуманные писателем.

1

Беседа с элементами исследовательской деятельности

14

Слова, уходящие и слова-новички.

1

Занимательная игра по разделу «Лексика».

15

Словарь языка Пушкина. Смуглая Чернавка.

1

Индивидуальные сообщения.(О языке А.С.Пушкина)

16

Паронимы или «ошибкоопасные слова». Ошибка Колумба. «Ложные друзья» переводчика.

2

Беседа с элементами исследовательской деятельности

17

Научная этимология.

1

Беседа с элементами занимательности.

18

Древнерусские имена. Отчества и фамилии.

1

Беседа с элементами занимательности. Индивидуальные выступления.

19

Надо ли останавливаться перед зеброй? Искусство общения.

1

Занимательная практическая работа.

20

Прекрасное разнообразие. Мы –собеседники. Искусство вести беседу.

1

Занятие – семинар

21

Культура речи. Признаки грамотной речи.

1

Занятие - игра

22

Орфография. Главный принцип русской орфографии.

2

Беседа с элементами исследовательской деятельности

23

Весёлые правила. Кощей или Кащей?

1

Занимательная игра по разделу «Орфография».

24

Не с глаголами в стране невыученных уроков

1

 Беседа. Творческая работа.

25

Синтаксис и пунктуация. Еще раз о знаках препинания.

1

 Беседа с элементами занимательности

26

Внимание:обращение.

1

Беседа с элементами исследовательской деятельности

27

Какое варенье вкуснее, или что такое синтаксические синонимы?

1

Беседа с элементами исследовательской деятельности

28

Стилистика. «Заманчивые тропы» (о средствах художественной выразительности)

1

 Беседа с элементами занимательности

29

Ищем тропы. Работа с текстом.

1

Практическое занятие

30

КВН

1

Занятие - игра

31

Проект «Русский язык -это интересно!»

2

Выступления учащихся – защита проектов.

ИТОГО:

34 часа

 

10. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Основные формы организации кружковых занятий:

  • семинары;
  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
  • анализ и просмотр текстов;
  • беседы;
  • творческие задания (самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов);
  • исследования;
  • конкурсы;
  • игры;
  • проекты.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения и письменные работы.

11.Литература:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
  2.  Электронный журнал. Вестник Олимпиады "Светозар".
  3. «Язык родной, дружи со мной». А.А. Шибаев. – Москва: Детгиз, 2008.
  4. Вартьян Э.Н. Эти мудрые слова. – М.: Просвещение, 2005.
  5. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – М.: Просвещение, 2004.
  6. Внеурочная деятельность: сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов/ Н.А. Криволапова.- М.: Просвещение, 2012.
  7. Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  8. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2004.
  9. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5-6 классы / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2012.
  10. Криволапова Н.А. Методика организации и проведения занятий по развитию у школьников интеллекта и творческого мышления: 5 кл. / Н.А. Криволапова. – Курган: ИПК и ПРО Курганской области, 2008.
  11. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  12. Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Творческие задачи по русскому языку (Из опыта работы со словом). – СПб.: КАРО, 2003.
  13. Нестандартные уроки по русскому языку: 5-8 классы/ Ю.В. Долбилова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
  14. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 кл.: Кн. Для учителя / Т.А. Костяева. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2002.
  15. Турниры знатоков русского языка: Дидактические материалы / Авт.-сост. Н.М. Лебедев. – М.: Вербум-М, 2006.
  16. Шипицына Г.М. Русский язык: Изложения и сочинения. 5кл. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
  17. Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка / А. Т. Арсирий. – М.: Просвещение, 1967.
  18. Войнова, Л. А. Фразеологический словарь русского языка / Л. А. Войнова, В. П. Жуков , А. И. Молотов. –М.: Русский  язык, 1986.
  19. Волина, В. В. Учимся играя / В. В. Волина. – М.: Новая школа,  1994.
  20. Григорян, Л. Т. Язык мой – друг мой / Л. Т. Григорян. – М.: Просвещение, 1976.
  21. Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р.  Львов. – М.: Просвещение, 1980.
  22. Успенский, Л. Слово о словах. (Очерки о языке) / Л. Успенский. – 5-е изд. – Л.: 1971.

Словари русского языка:

  1. Этимологический словарь русского языка / Под ред. Шанского Н.М. - М.: Прозерпина: ТОО «Школа», 1994. - 621 с.
  2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Четко. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с.
  3. Алекторова Л.П. и др. Учебный словарь синонимов русского языка / Л.П. Алекторова, В.И. Зимин, ОМ. Ким, Н.П. Колесников, В.Н. Шанский. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 209 с.
  4. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М.: Сов. Энциклопедия, 1974. - 448 с.
  5. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. - 2-е изд., доп. -М.: Худ. лит-ра, 1960. - 751 с.
  6. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1996. - 240 с.
  7. Бельчиков Н.А., Панюшева М.С. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. – М., 1968.-216 с.
  8. Борунова С.Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983. – 426с.
  9. Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: Просвещение, 1994. - 268 с.
  10. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – М., 1971. - 679 с.
  11. Введенская Л.А., Колесников Н.П. Новый орфографический словарь. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1994. -275 с.
  12. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984. – 395с.
  13. Горбачевич К.С. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. – М., 1973. – 216с.
  14. Горяев Н.В. Сравнительный этимологический словарь русского языка.- Тифлис, 1896. - 443 с.
  15. Грамматическая правильность русской речи / Л.К. Граудина, В.А.
    Ицкович, Л. Пкатлинская; Под ред. С.Г. Бархударова, И.Ф. Протченко,
    Л.И. Скворцова. – М.: Просвещение, 1976. – 395с.
  16. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах / В.И. Даль. М. : Русский язык - Медиа, 2006.
  17. Допалчев В. Опыт словаря неправильностей в русской разговорной речи. – М., 1886. – 364с.
  18. Евгеньева А.П. Словарь синонимов. - Л., 1975. - 463 с.
  19. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 447 с.
  20. Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка /Под ред. В.П. Жукова. - М.: Рус. яз., 1987. - 448 с.
  21. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. – М., 1977. – 405с.
  22. Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М, 1976. - 467с.
  23. Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. – М., 1971.-416 с.
  24. Колесников Н.Т.Словарь антонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М., 1972. - 670 с.
  25. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М., 1986. – 469с.
  26. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А. Новикова. - М.: Просвещение, 1978. - 437 с.
  27. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 272 с.
  28. Максимов С. Крылатые слова. - М.: Худ. лит-ра, 1969. - 528 с.
  29. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.
  30. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование»: ООО «Издательство «ОНИКС-ЛИТ», 2012. – 1376 с.
  31. Орфографический словарь русского языка: 106.000 / АН СССР, Ин-т
    русского языка; Под ред. С.Г. Бархударова и др. - 15-е изд. - М.: Рус.
    яз., 1978.-480 с.
  32. Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. - 288с.
  33. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 319с.
  34. Потиха З.А. Школьный словообразовательный словарь. – М.: Просвещение, 1961. – 259с.
  35. Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. – М., 1910 -1914.
  36. Розенталь Д.Э., Толенкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1976. – 680с.
  37. Рохманова Л.И. Трудности русского языка. – М., 1974. – 438с.
  38. Русское литературное произношение и ударение: 52.000 слов / АН
    СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. Р.И. Аванесова и СИ. Ожегова. – М.,
    1955. – 708 с.
  39. Словарь иностранных выражений и слов / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.М. Бабкина, В.В. Шендецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ленинград: Наука, 1981. – 696 с.
  40. Словарь иностранных слов. Под ред. И.В. Лехина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Сов. Энциклопедия, 1941. – 784с.
  41. Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. /АН
    СССР. М., 1950-1965.
  42. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. – М., 1985.
  43. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1978. – 365с.
  44. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь: 10.000 слов. – М., 1938. - 250с.
  45. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы.- 38-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1984. - 224 с.
  46. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.
  47. Фасмер И.Р. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. – М., 1970.
  48. Фразеологический словарь русского языка / Л.А. Воинова, В.П. Жуков, А.И. Федоров; Под ред. А.И. Молоткова. - М.: Сов. Энциклопедия,
    1968.-543 с.
  49. Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов, Г.П. Смолицкая, Е.И. Голанова, И.А. Василевская; Под ред. В.В. Иванова. – М., 1983. – 319с.
  50. Электронный словарь сокращений (виртуальное издание содержит более 130 000 сокращений и аббревиатур).http://sokr.ru.
  51. Этимологический словарь славянских языков, вып. 1-А. Под ред. Трубачева О.Н. - М., 1974. - 316 с.
  52. Этимологический словарь русского языка / В.В. Виноградов, О.С.
    Ахманова, Р.А. Будагов, Э.В. Севортян, Н.С. Челоданов; Под ред. Н.М.
    Шанского. - М., 1972. - 215 с.

12.Материально-техническое обеспечение:

  • печатные пособия;
  • демонстрационные пособия;
  • цифровые и электронные образовательные ресурсы;
  • технические средства обучения (средства ИКТ);
  • экранно-звуковые пособия;
  • лингвистические словари;
  • карточки с играми и заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ___РУССКИЙ ЯЗЫК___ (____6, 8, 9 классы _) коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по русскому языку для 6, 8, 9 классов коррекционной школы VIII вида составлена на основе программы специальных (коррекционных)   образовательных   учреждений  VIII...

Рабочая программа кружка по русскому языку для 5-6 классов.

Программа разработана с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и  реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V-VI клас...

Рабочая программа педагога по русскому языку в 7 «Б» классе на 2013- 2012 учебный год

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов (М. ...

Рабочая программа педагога по русскому языку для 8 "б" класса общеобразовательной школы

Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому языку 5-9 клас...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 8 общеобразовательного класса (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский).

   Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по русскому языку для общеобразовательных школ (базовый уровень): М.Т.Баранов,  Т.А.Ладыженская...

Рабочая программа интенсивного курса русского языка в 4-5 классах (для детей с нерусским языком обучения)

Общение- основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценнку самого себя через пос...

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Лингвистическая кладовая" (5 класс)

Программа факультативного курса «Лингвистическая кладовая» ориентирована  на языковое развитие учащихся 5 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содерж...