Русский язык 5 класс ФГОС "Антонимы" Урок с использованием цифровых образовательных ресурсов
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Шапкунова Елена Александровна

Русский язык 5 класс ФГОС                                                           

Тема: Антонимы.

Цель урока: дать понятие антонимов и их роли в речи.

Задачи: 

- обучающие: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним», научить различать  антонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

- развивающие: развивать умение подбирать антонимы к данному слову, использовать антонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; провести работу по подбору синонимов и антонимов; акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов; раскрыть роль антонимов в речи; пропедевтика лексических ошибок, связанных с употреблением антонимов;

- воспитательные:  воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

личностные: формировать   интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные:  расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_tsop.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 5 класс ФГОС                                           

Тема: Антонимы.

Цель урока: дать понятие антонимов и их роли в речи.

Задачи:  

- обучающие: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним», научить различать  антонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

- развивающие: развивать умение подбирать антонимы к данному слову, использовать антонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; провести работу по подбору синонимов и антонимов; акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов; раскрыть роль антонимов в речи; пропедевтика лексических ошибок, связанных с употреблением антонимов;

- воспитательные:  воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

личностные: формировать   интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные:  расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

               УУД

1.

Орг. момент

 Приветственное слово учителя:

- Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).

Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2  

Актуализация знаний

  1. Лексический диктант

Давайте проведём игру: «Угадай слово». Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадь.

  1. Группа специалистов, оценивающая выступление или присуждающая премии на выставках, конкурсах, состязаниях.
  2. Совокупность графических знаков буквенной системы письма.
  3. Фраза перед произведением или главой, поясняющая идею, смысл текста.
  4. Здание или комплекс зданий для обслуживания пассажиров и размещения служб на железнодорожных, автомобильных и водных станциях.
  5. Краткая дословная выдержка из художественного произведения или научного труда.
  6. Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
  7. Слова, имеющие одно лексическое значение.                                                    
  8. Слова, имеющие несколько лексических значений.
  9. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.                                                                                                        

Ответы: жюри, алфавит, эпиграф, вокзал, цитата, синонимы, однозначные, многозначные, омонимы.

  1.  Произведите полный синтаксический разбор.

Добрый человек в добре проживёт век. (Пословица)

- Какие пожелания со словом «добрый» вы знаете?

- В каком значении употреблено слово «добрый» в словосочетаниях? Замените его синонимом.

- Дайте определение синонимов.

Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют самоанализ и взаимопроверку.

Записывают предложение, проводят его разбор с комментированием (1 у доски)

Регулятивные (контроль, коррекция знаний).

 

3.

Введение в тему

Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен.  В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение.  

Слова-неприятели спорят весь день.

Один скажет: «Солнце!»

Другой шепчет: «Тень!»

Один скажет: «Близко!»

Другой: «Далеко!»

Один скажет: «Низко!»

Другой: «Высоко!»

Найдите слова с противоположным значением.

Разгадайте ребус и определите тему нашего урока

https://lesson.edu.ru/lesson/2b589870-a732-4ded-a683-ae327a32fbcf

Это антонимы. Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.

Запишите тему сегодняшнего урока: «Антонимы».

Дети находят антонимы в тексте, определяют их значение.

 УУД:

Регулятивные (поиск и выделение информации).

Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).

Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения).

4.

 Определение темы и целей урока.

Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный», онима – «имя». Но любознательный человек обязательно задаст вопрос: «Для чего, зачем нужны антонимы?»

Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной.

Формулируют  тему и цель урока.

УУД:

Регулятивные (формулировать   тему и цель урока, планирование).

Познавательные (формулирование проблемы)

5.

Открытие нового знания.

1. Объяснение новой темы.

Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.

   Как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Различают антонимы однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый – холодный).антонимы помогают использовать приём противопоставления (антитезы) и контраста, делают речь более точной и выразительной.

Но необходимо помнить, что антонимичные пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый – больной, высокий - низкий, радость – горе и т.д.

https://lesson.edu.ru/lesson/2b589870-a732-4ded-a683-ae327a32fbcf

Опираясь на материал ЦОС подберите самостоятельно антонимы

При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова.

https://lesson.edu.ru/lesson/2b589870-a732-4ded-a683-ae327a32fbcf

Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок), возвышенный (низкая цель – возвышенная цель).

Мягкий хлеб – черствый, мягкий диван – жесткий, мягкий свет – резкий, мягкий климат – суровый и т.д.

Итак, что же такое антонимы?

Делается вывод.  

 Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод.

Работают с интерактивным материалом ЦОС

Проблемное объяснение нового материала.

  УУД:

Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов. 

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

 

Знакомство со «Словарём антонимов русского языка».

Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. Существует и словарь антонимов.

“Словарь антонимов” М.Р.Львова. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре.

Добрый – злой

Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.

Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы.

https://lesson.edu.ru/lesson/2b589870-a732-4ded-a683-ae327a32fbcf

Рассматривают словари

Познавательные

2. Работа с текстом учебника.

Посмотрим теперь, как учебник даёт определение антонимов (Т.А. Ладыженская,  М.Т. Баранов  др. Русский язык 5 класс: п. 68, с. 165-166).

Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы.

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

6.

Закрепление знания

  1. Выполнение упр. 369 ( по заданию)

2. Решение грамматических задач.

1.Запишем пословицу. Сколько в ней антонимичных пар? (ученье – неученье; свет-тьма)

Делаем синтаксический разбор предложения.

 2. Вставьте нужные антонимы:

Любишь брать, люби …        . (отдавать).

Сытый …        не разумеет. (голодного)

Иди вперёд, а оглядывайся …        .(назад)

Корень учения горек, да плод его …(сладок)

- Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!)

3. В каких предложениях употреблены синонимы, а в каких антонимы?

Эта задача несложная, простая.

Он сделал это не случайно, а намеренно.

Он сделал это неслучайно, намеренно.

Эта задача не сложная, а простая.

5. Составьте и запишите предложения со словами увлекательно – скучно; радостный – грустный, используя данные выше предложения в качестве образца. Обратите внимание на правописание не.

Выполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой).

Познавательные (общеучебные действия)

Регулятивные (контроль)

7.

Физкульт-минутка

Мы с Винни Пухом в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так, (круговые движения головой)

Головой своей крутили

Винни Пуху  мед искали

Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали

А потом, друзья, ходили (ходьба по-медвежьи)

И из речки воду пили

Вот так, вот так,

И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)

А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)

Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)

Вот так, вот так, Лапы выше поднимали!

Повторяют движения за учителем

Коммуникативные

8.

Закрепление знаний (продолжение)

Иногда при подборе антонимов могут возникнуть затруднения. Понаблюдаем. С чем это может быть связано.

 1.Устно подберите антонимы к приведённым словам

Тихий, бедный, богатый, ленивый, чёрный, ветхий, высокий.

- С каким словом возникли сложности?         

 - Почему?

(Со словом  «высокий», потому что оно многозначное).

Высокая  душа – приземлённая (устремлённая в небо или к земле).

Высокая скамья – низкая.

Что нужно учитывать при подборе антонима? Многозначность слова!

2. Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов

1. Свежий (хлеб, журнал, ветер).

(Чёрствый, старый, тёплый).

2. Лёгкий (труд, путь,          ветер).

(Тяжёлый, трудный, сильный).

  1. Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся.

Герасим был хороший, а барыня жестокая.

Эта речка не широкая, а мелкая.

Царевна была добрая, а царица плохая

Разбиваются на группы, выполняют задание, один из группы отвечает

Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения)

Познавательные (поиск информации)

Регулятивные (анализ текстов)

  Работа с многозначными словами.

Работают с текстом, делают выводы

Коммуникативные (постановка вопроса)

Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова)

Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)

  1. Перепишите текст, выделяя антонимы.

https://lesson.edu.ru/lesson/2b589870-a732-4ded-a683-ae327a32fbcf

Записывают предложения в тетради, заменяют слова. Проводят взаимопроверку.

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

Познавательные (постановка и решение проблемы)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

8.

Контроль усвоения материала

Игра “Отгадай, что я”.

Я антоним к слову зной, 
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня … (прохлада).

Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь… (тишина).

Участвуют в игре

Проводят самоанализ и взаимопроверку.

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

9.

Итог урока

Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.

Личностные (самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание)

10.

Рефлексия

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

- Что такое антонимы?

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов?

- Что нужно учитывать при подборе антонимов?

- Какова роль антонимов в речи?

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные  (рефлексия деятельности)

Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Личностные (самоопределение, самооценка)

 Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

Личностные (адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности)

8.

 Домашнее задание

§69,  упр. 371, 372, стр.167;  

 контрольные вопросы стр.167

 Рабочая тетрадь: стр. 48 ( 87-88)

Записывают домашнее задание

Личностные

ЛИТЕРАТУРА

  • Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие. -М.: Дрофа, 2004
  • https://lesson.edu.ru/lesson/2b589870-a732-4ded-a683-ae327a32fbcf

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по УМК С. И. Львовой и В. В. Львова с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Значимость данного урока заключается в том, что он направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мыли, уместно употреблять фраз...

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к ГИА

Данный материал способствует пони манию того, как выстроить подготовку к гиа по русскому языку...

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы (мастер-класс)

Рекомендации о наиболее эффективном использовании цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности....

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе на уроках иностранного языка

Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению, внедрению новых подходов, которые должны способствовать расширению возможностей традиционных методов воспита...

Опыт использования цифрового образовательного ресурса "Якласс" на уроках русского языка

В статье обобщен опыт использования  электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для  выполнения требований ФГОС к результатам освоения образовательной программы основного общего образования,...

Эффективность использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы

В своей работе автор статьи изучает электронные и цифровые образовательные ресурсы, определяет их значение и роль для учителя и обучающихся в соответствии с задачами, которые ставит перед государством...