Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Дубовая Ирина Вячеславовна

Подготовка к экзамену. Вариант по ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ege_11.docx43.05 КБ
Файл ege_po_russkomu_yazyku.docx42.98 КБ
Файл oge_po_russkomu_yazyku_9_kl_no1.docx24.11 КБ
Файл oge_po_russkomu_yazyku_v_no6.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

ЕГЭ по русскому языку.

Тренировочный вариант №2

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

По-разному сложились их судьбы... Сидел Сашка на берегу и думал о жизни...

Маленьким ручейком начинает речка свой путь... Прячется под седыми ёлками, извивается меж замшелых кочек, пробиваясь сквозь вековую тайгу с севера на юг. Собирает по пути тысячи безымянных ручьев, постепенно крепнет, распрямляет плечи, смело раздвигает дремучие дебри – режет себе дорогу. А вот она, словно озорной мальчишка, прыгает по камням, вымывает на изгибах глубокие ямы – в жару любимые места хариуса. Крутясь в водоворотах, шумно и весело несётся река мимо крутых гористых берегов, вырывается из цепких объятий пармы, выходит на равнину. <...> круто устремляется на восток и, сделав вокруг просторов пармы широкую петлю размахом в сто вёрст, зигзагами уходит на запад...

Вдоль широких лугов катит она свои воды не спеша, лаская волнами светло-жёлтые и совсем белые песчаные косы.

Так и человек - прежде чем принять на свои плечи тяжёлый груз жизненных забот, должен пройти длинную дорогу с крутыми поворотами, спусками и подъёмами, окрепнуть душой и телом, набраться ума-разума.

(по Б.Ф. Шахову)

1Самостоятельно подберите указательное местоименное наречие, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении второго абзаца. Запишите это наречие.

2В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ПУТЬ. Путешествие, поездка, передвижение кого-л. В далёкий путь такой пускайтеся не вдруг. (Крылов). В обратный пускается путь. (Лермонтов). Счастливый путь или счастливого пути (пожелание отъезжающему). Живёт в трёх днях пути. Гроза застала в пути. Поезд находится в пути.

2) что РЕЖЕТ сов. нет; перен. По поверхности чего-н. вести чем-н. острым. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед. (Пушкин). Мы плугом землю режем, бросаем семена. (Рождественский).

3) ВОДОВОРОТ. Место в реке или в море, где течением образуется сильное вращательное движение воды. Купающийся утонул, попав в водоворот.

4) ПЕТЛЯ, перен. Линия, круговое движение в виде замкнутой или полузамкнутой кривой; замкнутая или полузамкнутая кривая, образуемая таким движением. Описать петлю вокруг чего-н. Дорога делает петлю. Мёртвая петля.

5) ГРУЗ, перен. То, что тяготит, угнетает, мучит; бремя. Г. лет, воспоминаний. Г. ошибок.

3Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Основной функционально-смысловой тип речи текста – повествование, которое помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

2) Для текста характерны термины — слова, раскрывающие научные понятия.

3) На синтаксическом уровне характерно широкое распространение в тексте предложений с однородными членами, деепричастными оборотами, усиливающими эмоциональное воздействие речи.

4) Это текст художественного стиля, так как воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли автора.

5) Чтобы эффективно воздействовать на читателя, на его воображение и чувства, автор использует эпитеты, метафоры, сравнения и другие образные средства, фразеологические выражения.

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов

1) кровоточИть

2) тОрты

3) нАчавший

4) слИвовый

5) откупОрил

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Вратарь хоккейной команды НАДЕВАЕТ экипировку, защищающую его от ударов шайбы.

Летняя олимпиада стала самым ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫМ событием минувшего года для многих миллионов людей.

Если голос у исполнителя негромкий, а музыкальное сопровождение ЗВУЧНОЕ, артисту приходится постоянно напрягать связки.

Передел мирового энергетического рынка ВСТУПИЛ в новую фазу.

Читая это письмо, нельзя было не отметить, что АДРЕСАНТ отличается незаурядным красноречием.

6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Огромную ягодную плантацию дикой красной смородины обнаружили ребята.

7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ШЕСТЬЮСТАМИ двадцатью тремя каталогами

комплект ПОЛОТЕНЕЦ 

ПОСКОЛЬЗНУВШИСЬ у скамейки

мимо УЩЕЛЬЕВ

ЛЯГТЕ 

8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

  1. ошибка в построении сложного предложения
  2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  3. нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
  4. нарушение построения предложения с причастным оборотом
  5. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Предложения

  1. Фольклор, как и литература,- искусство слова.
  2. Внезапно ударил гром, блеснула молния, и люди на берегу кричали.
  3. Матрёна была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.
  4. Пятьдесят один строительный объект сданы в прошлом году.
  5. Поэзия не только убеждает человека в возможности счастья, но и сама вносит счастье в мир.
  6. Каждый раз, возвращаясь с бассейна, она проходила мимо этого дома.
  7. Команда Джеймса Кука тут же вернулась на корабль, испуганный вооруженными туземцами.
  8. Согласно предположению, в основу танго лег традиционный танец аргентинских ковбоев.
  9. Одним из русских писателей, подробно описавшим русский быт, был Иван Бунин.

А

Б

В

Г

Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) омр..чать, соприк..саться, л..терея

2) укр..щать, ур..внять, возр..ст

3) зак..ренелый, раств..рить, вып..лоть (сорняки)

4) прим..рять (спорщиков), од..чавший, зав..зировать

5) об..регающий, прист..жной (воротник), об..дневший

10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) з..рисовка, не..тправленное, от..рвать

2) и..балованный, в..рыхлить, мирово..зрение

3) пр..остановить, пр..бывать (в город), Пр..морье

4) вз..скать, раз..грать, двух..гольчатый

5) суб..ект, в..ездной, под..ячий

11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) письм..цо, тро..чка

2) камыш..вый, груш..вый

3) турист..кий, кавказ..кий

4) обессил..вший (от голода), ноздр..ватый

5) засушл..вый, затейл..вый

12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) терп..щий (бедствие), невменя..мый

2) (пассажиры) дремл..т, кле..щий (обои)

3) обгрыз..нный (карандаш), (народ) бор..тся

4) пороч..щий (его поступок), (друзья) выруч..т

5) оберега..мый, (окна) завеш..ны (шторами)

13Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

На экзамене мне досталась далеко (НЕ) ЛЁГКАЯ задача.

(НЕ) КОПЬЁМ побеждают, а умом.

Недолгое знакомство нисколько (НЕ) МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.

В этом (НЕ) ПРОРЕЖЕННОМ лесу молодые деревья растут медленно.

Директор (НЕ) УСПЕЛ закончить фразу, как вдруг руку поднял Потапов.

14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Лёгким кружевом поднялась высокая белая колокольня, (КАК)БУДТО вознесённая (В)ВЕРХ утренним ветерком.

В «Московском дворике» В.Д. Полéнова, (БЕЗ)СОМНЕНИЯ, проявилось ТО(ЖЕ) умение «поднять» непритязательный сюжет до высокого художественного обобщения, что и в пейзажах Саврасова и Серова.

Но вот сосны стали (ПО)НЕМНОГУ редеть, и сквозь стволы (КОЕ)ГДЕ уже начала проглядываться равнина.

С молодым дирижёром театра, (В)ПОСЛЕДСТВИИ знаменитым пианистом, а ТАК(ЖЕ) композитором Сергеем Васильевичем Рахманиновым, Шаляпин познакомился в 1898 году.

(ИЗ)ПОД снега вода находит себе путь к реке, и (ПО)НЕМНОГУ лёд поднимается.

15Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Старички очень любили грибы, жаре(1)ые в масле и тушё(2)ые в сметане, отваре(3)ые в рассоле, а всего более солё(4)ые и маринова(5)ые.

16Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Звук произносят и слышат букву пишут и читают.

2) Среди писателей послереволюционной эпохи М.А. Булгаков чаще других обращается к темам прозрения и своего пути в жизни и литературе.

3) Дорога бежала стремительно и ровно и по полям и по лесу.

4) Лесные дали кажутся то дымчато-сиреневатыми то чуть голубоватыми.

5) На небе были звёзды и светился изредка застилаемый дымом месяц.

17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Погасив свечу (1) мальчик укрылся одеялом (2) сшитым из разноцветных кусочков ткани (3) и (4) свернувшись калачиком (5) тотчас же уснул.

18Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

«Скажи-ка (1) дядя (2) ведь (3) недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу (4) отдана?
Ведь (5) были ж схватки боевые,
Да (6) говорят (7) ещё какие!
Недаром помнит вся (8) Россия (9)
Про день Бородина!»

(М. Лермонтов)

19Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Он послал Селифана (1) отыскивать ворота(2) что продолжалось бы долго (3) если бы на Руси не было вместо швейцаров лихих собак (4) которые доложили о нём (5)так звонко (6)что он поднес пальцы к ушам своим.

20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Когда Женя решила всё же принять предложение Александра Семёновича (1) и (2) письмо об этом решении уже было отправлено на его московский адрес (3) она собралась поехать попрощаться со своей тётушкой (4) дабы (5) несмотря на то что (6) отношения между ними были очень непростыми (7) получить от неё благословение.

21Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. Верным ответом является только один ряд цифр, записанных в порядке возрастания.

(1)Жеребёнок, стоявший около Рыжко, сорвался с места и поскакал к медвежатам. (2)Он скакал, играя, задрав курчавый хвост, врастопырку ставя неуклюжие длинные ноги с толстыми коленками. (3)Жеребенок скакал, сбивая сияющую росу; бледно-зелёный матовый след, дымясь, тянулся за ним. (4)Медведица опустилась на все четыре лапы и подалась вперёд. (5)И так замерла.

(6)Микулаю показалось, что её короткое подбористое тело как бы спружинилось, сжалось перед броском...

(7)Ничего не стоило медведице, если б она захотела, кинуться сейчас к жеребёнку и ударом лапы сломать ему шею. (8)Она ведь не знала, что на краю поля, в ёлочках, затаился человек, держащий ружьё навскидку. (9)Перед медведицей было тихое утреннее поле, неопасные лошади на опушке и совсем рядом – дурашливый жеребёнок, которого ничего не стоит заломать...

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. (2) В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. (3)В пасмурные дни глаза серые - крапинки пропадают совсем. (4)У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. (5)Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперёд, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.

(6)Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. (7)И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далёкого страшного дня.

(8)- Ваш сын приговорён к казни.

(9)Я прислонилась к стене. (10)Потом собралась с силами.

(11)- Можно мне видеть коменданта?

(12)Меня пропустили. (13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нём был только один сапог. (15)Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.

(16)Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нём проступали следы недосыпания и усталости.(17)Под глазами начинали вырисовываться тёмные мешки.

(18) - Я пришла умолять вас о моём сыне!

(19)- Умолять? (20)О сыне? (21)Ему надо помочь?

(22)- Он приговорён к казни.

(23)Мейер вытер лоб ладонью.

(24)- Он работал на лесопилке...

(25)- Ах, лесопилка! - Он как бы вспомнил о лесопилке. (26)- И ваш сын... (27)Понимаю, понимаю...

(28)Я не могла взять в толк - издевается он надо мной или сочувствует. (29)Хотела думать, что он сочувствует. (30)Смотрела на него глазами, полными слёз.

(31)- Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, - после недолгого молчания сказал комендант.

(32)- Я отдаю себе отчёт, насколько это вам сложно, немыслимо трудно,- заговорила я. (33)- Но умоляю вас войти в моё положение.

(34)- Понимаю, - сказал он и как бы ушёл в себя.

(35)Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. (36)И чтобы он самостоятельно не пришёл к отрицательному решению, я заговорила:

(37)- Ваша мать жива?

(38)- Моя матушка? - Он слегка посветлел. - Моя матушка?

(39)По-немецки это звучало "мейн муттерхен".

(40)- Она служит в госпитале в Дюссельдорфе.(41) Старшей фельдшерицей. (42)Вы знаете, - комендант оживился, - она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.

(43)- Все матери похожи друг на друга.

(44)- Совершенно верно, - он как бы перенёсся в далёкий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. (45)Потом он сказал:

(46)- Одного часового убили четверо юношей... (47)Это вполне могли сделать и трое. (48)Не правда ли?

(49)- Правда, - отозвалась я.

(50)- А один мог быть задержан случайно. (51)Могло ведь так случиться?

(52)- Могло, - с готовностью подтвердила я.

(53)На меня нашло материнское ослепление.(54)Никого вокруг не существовало. (55)Только мой сын. (56)И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. (57)Пропала гордость. (58) Обязанности перед близкими людьми. (59)Только бы он жил! (60)В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.

(61)Комендант покосился на часы и сказал:

(62)- Вам придётся поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.

(63)- Куда мне бежать?

(64)- Бежать не нужно. (65)Вас довезут на автомобиле. (66)Тут недалеко.(67)Километра полтора.

(68)- Он крикнул: - Рехт!

(69)Появился длинный, худой Рехт. (70) Жаркая, слепящая радость обволокла меня. (71)Я спасла сына!

(72)Мальчики стояли у освещённой солнцем кирпичной стены. (73)Их было четверо. (74) Все четверо - мои ученики. (75)Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. (76)Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. (77)И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.

(78)Машина остановилась. (79)Я нетерпеливо спрыгнула на землю. (80)Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. (81)Он распрямился и крикнул:

(82)- Сын госпожи учительницы может отойти от стены! (83)Который из вас сын госпожи учительницы?

(84)Мой сын не шелохнулся. (85)Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. (86)Тогда я сделала ещё несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. (87)В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа.

(88)Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. (89)Я почувствовала - он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. (90)Его веки слегка вздрагивали. (91)Глаза смотрели виновато. (92)Перед кем он чувствовал вину? (93)Передо мной или перед самим собой? (94)Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?

(95)Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. (96)Стоит мне кивнуть - "вот мой сын", - и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.

(97)- Госпожа учительница, пора, - сказал длинный Рехт.(98)- Вы задерживаете казнь... (99)Может быть, здесь нет вашего сына?

(100)Я вздрогнула. (101)По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. (102)Спасая сына, я одновременно предаю его. (103)Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. (104)Умирать всегда тяжело. (105)Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек...

(106)Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне, близость смерти уравняла их в моем сердце.

(107)- Госпожа учительница!.. Берите любого и уходите. (108)Слышите?

(109)Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. (110)Я взглянула на сына. (111)Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков.

(112) А его я увидела совсем маленьким. (113)В кроватке с сеточкой. (114)Его мучила корь. (115)Он метался в жару. (116)Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. (117)Он и сейчас не звал меня на помощь.

(118)Длинный Рехт положил мне руку на плечо. (119)Я повернулась и сказала:

(120)- Они все мои сыновья.

(По Ю.Я. Яковлеву*)

* Юрий Яковлевич Яковлев (1922 — 1995) — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества.

22Какие из высказываний НЕ соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Учительница просила коменданта о снисхождении к ребятам.

2) Четверо мальчишек были казнены.

3) Кирилл не хотел встретиться взглядом с мамой, чтобы не проявить слабость.

4) Учительница хотела спасти сына, потому что у него была корь.

5) Чтобы спасти сына от казни, учительница была готова на всё.

23Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-6 содержится описание.

2) Предложения 107,108 объясняют причину того, о чём говорится в предложении 109.

3) В предложениях 72-77 представлено рассуждение.

4) Предложение 71 поясняет предложение 70.

5) В предложениях 100-106 представлено повествование.

24Из предложений 25–31 выпишите фразеологизм.

25Среди предложений 84–88 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26«Создавая образ матери и показывая её душевное состояние, Ю.Я. Яковлев использует различные средства выразительности, среди которых синтаксические - (А) _____ (предложения 57-58,65-67, 112-115). Кроме этого, переживания главной героини подтверждает (Б) _____ (предложения 73-74,102-103). А тропы (В) _____ (предложение 70) и (Г)_____ (предложение 109) показывают, какие муки испытывает учительница».

1) внутренний монолог

2) диалог

3) эпитеты

4) парцелляция

5) лексический повтор

6) ряд однородных членов

7) антитеза

8) сравнение

9) риторическое обращение

Часть 2

27Напишите сочинение по прочитанному тексту.



Предварительный просмотр:

ЕГЭ по русскому языку. 2023 год. Тренировочный вариант

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Официально-деловой функциональный стиль русского литературного языка – это та его разновидность, которая функционирует в сфере административно-правовой общественной деятельности. Он реализуется в текстах законов, приказов, указов, распоряжений, договоров, актов, различных документов (справок, удостоверений, доверенностей и проч.), в деловой переписке организаций. Из перечня речевых жанров следует, что основная форма его реализации письменная.

Несмотря на то что этот стиль подвергается серьёзным изменениям под влиянием социально-исторических сдвигов в обществе, он выделяется среди других функциональных разновидностей языка своей стабильностью, традиционностью, замкнутостью и стандартизованностью.

Названные черты официально-делового стиля отражаются не только в системе языковых средств, но и в неязыковых способах оформления конкретных текстов: в композиции, рубрикации, выделении абзацев и проч., т.е. в стандартизованном оформлении многих деловых документов.

Стандартизация деловой речи (прежде всего языка массовой типовой документации) – одна из наиболее приметных черт официально-делового стиля. Процесс стандартизации развивается в основном в двух направлениях: а) в широком использовании готовых, уже утвердившихся словесных формул, трафаретов, штампов (<...>, стандартных синтаксических моделей с отымёнными предлогами: в целях, в связи с, в соответствии с и т.д., что вполне закономерно, поскольку намного упрощает и облегчает процесс составления типовых текстов деловых бумаг); б) в частой повторяемости одних и тех же слов, форм, оборотов, конструкций, в стремлении к однотипности способов выражения мысли в однотипных ситуациях, в отказе от использования выразительных средств языка.

1Самостоятельно подберите вводное слово (вводную конструкцию), которое(-ая) должно(-а) стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите это(-у) вводное слово (вводную конструкцию).

2В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ОРГАНИЗАЦИЯ. Общественное объединение или государственное учреждение. Всемирная торговая о. Профсоюзная о. Строительная о. Молодёжная о. О. ветеранов труда. 

2) СЛЕДОВАТЬ. Вытекать из чего-л., являться следствием чего-л. Какой вывод из этого следует? Отсюда следует, что я был прав.

3) СДВИГ. Заметное изменение (обычно улучшение) в состоянии, развитии чего-л. С. в работе. С. настроений в обществе. Большие экономические, политические сдвиги. Наметился с. Нет никаких сдвигов.

4) ЧЕРТА. чего или какая. Типичная особенность, отличительный признак, какое-л. качество. Отличительная, характерная ч. личности. Иметь сходные черты. Описать наиболее важные черты биографии писателя. Основные черты феодального строя. 

5) НАПРАВЛЕНИЕ. Общественное, научное и т.п. течение. Литературные направления. Реалистическое н. в искусстве. В живописи возникло новое н. Борьба направлений в современной музыке.

3Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (стиль, административно-правовая деятельность, жанр, синтаксическая модель и др.).

2) Логичность текста обеспечивается последовательным изложением мыслей: определение официально-делового стиля речи как разновидности русского литературного языка, основные черты официально-делового стиля речи, отражение особенностей официально-делового стиля речи на уровне языковых средств и неязыковых способах оформления, стандартизация деловой речи как основной признак официально-делового стиля и основные направления его развития.

3) Жанр текста – рецензия. Даются комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т.п.); обобщённая аргументированная оценка явления; выводы о значимости работы.

4) Текст характеризуется типичной для официально-делового стиля точностью, стандартизацией речи, широким использованием канцелярских оборотов.

5) Текст относится к научному стилю речи, так как главной целью является передача знаний о явлении (об официально-деловом стиле речи) с помощью раскрытия системы понятий.

4Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) начАл

2) позвонИшь

3) средствА

4) поделЁнный

5) жалюзИ

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ.

Несмотря на запреты и гонения, народ всегда выдвигал из своей среды выразителей своей мятежной, мужественной и ДОВЕРЧИВОЙ души.

В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется КОСТНАЯ мука.

КАМЕННАЯ глыба неожиданно преградила нам дорогу, и пришлось возвращаться в лагерь по другой тропе.

Щебень и известковая мукá – ИСХОДЯЩИЕ материалы для приготовления сухих смесей, побелки.

6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Миновали те грустные времена, когда поиск нужного слова сопровождался длительной работой с огромными объёмами сведений, информации.

7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ШКАФУ

пять ПОЛОТЕНЦЕВ

ШЕСТИСОТ семи человек

ИХ дела

ПОЕЗЖАЙ в Подмосковье

8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

  1. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
  2. неправильное построение предложения с косвенной речью
  3. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  4. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  5. нарушение в построении предложения с однородными членами

Предложения

  1. Те, кто никогда не был на вершине колокольни Ивана Великого, кто ни разу не любовался величественной панорамой столицы, не имеют представления о Москве.
  2. Занимая огромными стаями взлётные полосы аэродромов, чаек приходится отпугивать специальными средствами.
  3. Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализует свои жизненные планы.
  4. Администратор ответил опоздавшим зрителям, что ничем не могу вам помочь.
  5. На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется на изучение норм литературного языка.
  6. Охотник встретил и разговорился с егерем.
  7. «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
  8. Благодаря повышению уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
  9. Обработав статистические данные, учёные определили, насколько быстро изменяется язык.

А

Б

В

Г

Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) зап..вать (лекарство), уд..вляться,ч..стота (помещения)

2) р..систое (утро), нак..сить (травы), г..ристая (местность)

3) отв..рить (картофель), обн..влённый, промокает

4) посв..тить (фонариком)разм..гчить, (плащ) бл..стящий

5) опл..тить (штраф), р..сточек, наиск..сок

10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пред..явитель, неот..емлемый, трёх..язычный

2) под..брать, запр..кинуть, пр..образ

3) пр..уныл, пр..образился, гостепр..имный

4) бе..характерный, ра..кидать, ра..росшийся

5) пред..юньский, по..ск, спорт..нвентарь

11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) разворач..вать, реч..вой

2) моч..ные (яблоки), вооруж..н

3) погор..вать, ландыш..вый

4) пощёч..на, рыж..ватый

5) подта..вший, наде..лся

12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) обид..вший, продолж..шь

2) тащ..щий (в гору), (факты) противореч..т

3) (они) пол..т (грядки), волну..щийся

4) бре..шься, завис..мый

5) помн..щий (детали), просе..нный

13Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Общественные бани в Риме скоро превратились в великолепные постройки, вмещающие в себя (НЕ)ТОЛЬКО бассейны и залы для гимнастики, но и библиотеки.

Невозможно овладеть высшей математикой, (НЕ)ЗНАЯ элементарных математических понятий.

Эпитет – образное, (НЕ)ОБЫЧНОЕ определение.

В Наташином пении уже (НЕ)БЫЛО детской старательности.

Дон в месте переправы далеко (НЕ)ШИРОКИЙ, всего около сорока метров.

14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысли человека ТАК(ЖЕ)сильно, как и на чувства.

Художники-импрессионисты большое внимание уделяли свету, постоянно меняющемуся (В)ТЕЧЕНИЕ дня, и воздуху, в который КАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей.

(И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.

Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелкая, но гораздо более сладкая и душистая, (ПО)ЭТОМУ, даже выращивая прекрасную крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за лесной.

Он резко дёрнул за верёвку (НА)ПОДОБИЕ того, как рыбаки подсекают рыбу, понимая, что (В)СВЯЗИ со своим поведением он не сможет заслужить благосклонности начальника.

15Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Драгоце(1)ым камнем, огранё(2)ым великим мастером – Временем, можно назвать древнерусскую литературу, богатства которой ещё в полной мере не осозна(3)ы.

16Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Язык – это основа национальной памяти и его надо беречь.

2) Вопрос о происхождении жизни на Земле во все времена имел как познавательное так и мировоззренческое значение.

3) Сама жизнь диктует художнику и сюжет и композицию картины и выбор красок.

4) Не было видно ни шлюпки ни каких-либо признаков жизни на островке.

5) Своими пьесами и рассказами Чехов создал самобытный и совершенно автономный мир.

17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».

18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».

19Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Требовался отличный пловец-ныряльщик (1) который бы определил (2) что случилось с гребным винтом (3) и (4) если удастся (5) исправил бы повреждение.

20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Это был такой огромный домина (1) что (2) если пройтись по проспекту, посмотреть на другие здания (3) то просто смешно становилось от сравнения (4) как будто стояли вокруг не дома (5) а скворечники какие-нибудь (6) или будки собачьи.

21Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Уральские горы — уникальный для нашей страны природный объект — пересекают Россию с севера на юг и являются границей между двумя частями света и двумя крупнейшими частями страны. (2)Уральские горы имеют длинную и сложную историю. (3)Она начинается ещё в протерозойскую эру — настолько древний и малоисследованный этап истории нашей планеты, что учёные даже не делят его на периоды и эпохи. (4)Новые крупные поднятия на Урале возобновились лишь 30 миллионов лет назад, в ходе которых Полярная, Приполярная, Северная и Южная части гор были приподняты почти на километр, а Средний Урал — примерно на 300–400 метров. (5)В настоящее время Уральские горы стабилизировались — крупных движений земной коры здесь не наблюдается. (6)Уральский хребет составляют средние и низкие по высоте горы, наивысшая точка — гора Народная на Приполярном Урале, достигающая 1895 метров. (7)Любопытно, что вторая по высоте вершина Ямантау находится на Южном Урале. (8)Вообще, в профиль Уральские горы напоминают впадину: самые высокие хребты расположены на севере и юге, а средняя часть не превышает 500 метров, так что, пересекая Средний Урал, можно даже не заметить гор.

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Андрей родился и рос в Калуге. (2)На окраине стоял бревенчатый просторный дом. (3)Запах смолы не выветривался, не уходил из него, хотя брёвна, из которых он был сложен, были очень старые.

(4)Когда приходила весна, весь дом наполнялся запахами земли, листвы, сада. (5)Комнаты были прохладные, полы крашеные, чисто вымытые, а в раскрытые окна бежал ветер.

(6)И теперь, когда Андрей стал взрослым, каждая новая весна несла ему эти незабываемые запахи его детства – земли, травы, ветра.

(7)Всё в мире открывала Андрею мать.

(8)«Послушай, как тихо», – говорила она. (9)И он понял, что тишину можно слушать.

(10)«Не зажигай света, посидим так», – просила она. (11)И он узнал, как хорошо посумерничать и помолчать вдвоём.

(12)Однажды поздней осенью они шли по лесу, по жёлтым лесным дорожкам. (13)Только выпал первый снег – тонкий, редкий, словно не снег, а изморось. (14)И вдруг мама сказала:
– Посмотри, берёзовые листья как золотые пятаки на снегу. (15)Верно? (16)А кленовые – как будто след птичьей лапки. (17)А вот дубовый, распластанный, погляди.

– (18)Как след медведя! – сказал Андрей. (19)Мать ответила радостным смехом:
– Да, да! (20)Как будто медведь прошёл!

(21)Да, видеть это, радоваться этому тоже научила его она.

(22)Он не мог бы рассказать, как она воспитывала его, он и не знал, что его «воспитывают». (23)Однажды, вернувшись из школы, он сказал:
– Мама, Елена Фёдоровна говорит: «Москвин, ты ведёшь себя примерно, я поручаю тебе после уроков приносить мне фамилии ребят, которые плохо ведут себя на перемене». (24)Что же мне делать? (25)Не стану я записывать.

(26)Мать ответила:
– Отчего же? (27)Пиши! (28)Да только всегда одну фамилию – свою собственную.

(29)Андрею стало весело – в самом деле, как хорошо и просто она придумала.

(30)А в другой раз было так. (31)Мать работала в саду – она сама выращивала цветы: ранней весной – незабудки, анютины глазки, летом – розы и флоксы, осенью – астры и георгины.

(32)Вернувшись из городского сада, где он играл с ребятами в казаки-разбойники, Андрей стоял и задумчиво глядел, как, сидя на корточках, она копается в земле. (33)Оба молчали.

(34)И вдруг, вскинув на него глаза, она спросила с мягкой насмешкой:
– А ты не устал стоять?

(35)Ему было тогда лет семь. (36)Пожалуй, никакой самый беспощадный укор не запечатлелся бы в его памяти так глубоко, как эти насмешливые слова.

(37)Однажды она рассказала Андрею историю английского капитана Скотта, который открыл Южный полюс на пятнадцать дней позже норвежца Амундсена. (38)Андрея долго не оставляла мысль о том, как они шли обратно – пятеро друзей по снежной пустыне на отяжелевших лыжах, обманутые в своей надежде, в своей мечте. (39)Подумать только: опоздать на пятнадцать дней!

(40)Он видел капитана, который, лёжа в палатке, окоченевшей рукой выводил на бумаге последние слова друзьям и родным. (41)Их нашли мёртвыми. (42)Кажется, через год. (43)Они лежали так, как их застала смерть, – обманутые, обессиленные, но не сдавшиеся. «(44)Тогда не было самолётов, – думал Андрей. – (45)Я бы сел на самолёт и полетел бы к ним. (46)Я приземлился бы и – вот она, палатка, я бегу, бегу туда, ноги вязнут в снегу…»

– (47)Капитан Скотт, – говорил он дрогнувшим голосом, – вы спасены! (48)Я советский лётчик! (49)Я прилетел за вами!

– (50)Как я рад! – отвечала за капитана Скотта мама. (51)Этот ответ казался Андрею легкомысленным, он ожидал слов более высоких, красивых, торжественных, а всё же он радовался, что она так быстро, так легко вошла в игру, не придирается, не говорит: «Тогда ещё не было советских лётчиков», – нет, ей ничего не надо объяснять.

– (52)Помогите моим друзьям, – говорит она. – (53)Они вели себя мужественно!

(54)Да, да! (55)Именно так должен был отвечать капитан! (56)Первое его слово не о себе – о друзьях!

(57)И Андрей давал отважным исследователям лекарства, сажал их в самолёт, и они летели высоко над бескрайней снежной равниной.

(58)Проснувшись утром, Андрей слышал:
– Здравствуй, милый!

(59)Так говорила она и проводила рукой по его щеке. (60)И звук этого голоса он вызывал в своей памяти всякий раз, когда ему бывало трудно, уже много времени спустя после её смерти. (61)«Здравствуй!» – это слово означало, что начинался день, что они будут вместе. (62)И сейчас, уже взрослым, увидев чашку с молоком, он вспоминал ту, белую в красных горошинах чашку, которая ждала его когда-то на кухонном столе. (63)Придя из школы, он останавливался у порога и переобувался, чтобы не наследить в комнатах. (64)И горячая плита, и потрескиванье дров, и чашка с молоком, и простое слово «Здравствуй!» – всё это наполняло его ощущением покоя.

(По Ф.А. Вигдоровой*)

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Мама Андрея была наблюдательным человеком, она научила сына видеть красоту окружающего мира и радоваться ей.

2) Мама разрешила Андрею писать доносы на одноклассников и отдавать их учительнице.

3) История капитана Скотта, рассказанная мамой, до глубины души потрясла Андрея.

4) Окончив лётное училище, Андрей спас команду отважных исследователей на Южном полюсе.

5) Мама понимала Андрея с полуслова, ей ничего не нужно было объяснять.

23Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 2−5 представлено повествование.

2) В предложениях 12−14 содержатся элементы описания.

3) В предложениях 30−33 представлено рассуждение.

4) В Предложение 35 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 34.

5) Предложение 56 поясняет, раскрывает содержание предложения 55.

24Из предложений 22-29 выпишите один фразеологизм.

25 Среди предложений 5–10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и однокоренных слов. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26«Ф.А. Вигдорова показывает, какое важное место в жизни человека занимает мама. С этой целью писательница использует тропы, среди которых (А)__________ («радостным смехом» в предложении 19, «с мягкой насмешкой» в предложении 34) и (Б)__________ (в предложениях 16, 18). Форма речи – (В)__________ (в предложениях 14–20, 23–28, 47−53) – помогает показать тесную связь между матерью и сыном, а синтаксическое средство – (Г)__________ (в предложениях 39, 47−49, 54−56) – подчёркивает необходимость эмоционального отклика на переживания в жизни ребёнка».

Список терминов:

1) анафора

2) сравнение

3) метафора

4) градация

5) эпитеты

6) неологизмы

7) вопросительные предложения

8) восклицательные предложения

9) диалог

Часть 2

27Напишите сочинение по прочитанному тексту.



Предварительный просмотр:

ОГЭ по русскому языку. 2023 год. Вариант №1

Часть 2

Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, – результат эволюционного процесса.

2Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) эмоции сформировались (предложение 1)

2) исследования были систематизированы (предложение 2)

3) учёным был приведён (предложение 3)

4) реакции рассматривал (предложение 4)

5) исследования – результат (предложение 5)

3Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должно стоять двоеточие.

Арбат уже давно стал главной туристической артерией Москвы (1) так как сюда стекаются гости города со всех его концов. Пересекают Старый Арбат узкие переулки (2) Большой Афанасьевский (3) Староконюшенный (4) Калошин (5) Кривоарбатский (6) Денежный и т.д. Это своеобразное наследство от расположенных здесь мастерских ремесленников (7) а само название Орбат впервые упоминается в 1475 году (8) «Погорел совсем на Орбате Никифор Басенков».

4Синтаксический анализ. Замените словосочетание «насмешливо сказала», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРИТОРМОЗИТЬ – написание приставки определяется её значением – присоединение.

2) ЛЬНЯНОЙ – в суффиксе прилагательного, образованном от существительного с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.

3) В АКВАРИУМЕ – в форме дательного падежа единственного числа имени существительного 2-го склонения пишется окончание -Е.

4) НЕ С КЕМ – НЕ с притяжательными местоимениями пишется раздельно.

5) БЕСШУМНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква С.

Прочтите текст и выполните задания 6–9.

(1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии.

(3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.

(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

(5)Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

– (6)Вадичка, мальчик, – старчески глухо заговорила она, протягивая мне оставленный дома конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, прикасаясь к пуговице моей шинели, – ты забыл деньги, а я думаю – испугается, так вот – принесла.

(7)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

(8)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (9)Я сбежал по уже опустевшей лестнице и, открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (10)Но сделал я это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется.

(11)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. (12)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой с конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

(13)На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал.

(14)Я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

(15)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

(16)Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.

(По М. Агееву)*

* Агеев Михаил (Леви Марк Лазаревич) (1898–1973) – русский советский писатель.

6 Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчик боялся, что мать «в столь неподходящем месте расплачется», поэтому он оглянулся и посмотрел на неё.

2) На большой перемене учеников всегда выпускали во двор, какая бы погода ни была в это время.

3) Увидев мать во дворе школы, герой-рассказчик хотел незаметно проскочить мимо, стыдясь её за внешний вид.

4) Подошедшим одноклассникам герой-рассказчик вынужден был признаться, что эта жалкая старая женщина – его мать.

5) Боль, которая обожгла сердце героя-рассказчика, длилась недолго, какое-то мгновение.

7Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики…

2) …я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

3) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед.

4) На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал.

5) Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.

8 Лексический анализ. Замените просторечное слово «орава» из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного Светланы Ивановны Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”».
Аргументируя свой ответ, приведите
два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

9.2Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:«Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.
Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго».

Приведите в сочинении
два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

9.3Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Как Вы понимаете значение выражения МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как проявляется материнская любовь?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
 



Предварительный просмотр:

ОГЭ по русскому языку. 2023 год. Вариант №6

Часть 2

Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)Культура человека выражается не только в умении говорить, но и в умении слушать. (2)Если даже захочешь возразить собеседнику, терпеливо выслушай его до конца, не перебивай его, возражение может и не понадобиться. (3)Некрасиво выглядит человек, который не умеет владеть собой, грубо перебивает собеседника, пытается подавить его криком, грубым словом, повелительной интонацией. (4)Этим он унижает не только собеседника, но и себя. (5)Убеждай силой логики, фактами, не торопись навязывать своё мнение, уважай мнение собеседника, во время разговора следи за выражением своего лица так же, как и за речью.

2Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложносочинённое.

2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

3) Предложение 3 простое с однородными сказуемыми.

4) Предложение 4 простое нераспространённое.

5) В сложном предложении 5 все части – односоставные определённо-личные.

3Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Уникальность Соловецкого архипелага (1) расположенного в Онежском заливе Белого моря (2) и состоящего из шести крупных островов (3) в том (4) что здесь удивительным образом слились воедино тысячелетия истории России. Это (5) стоянки древних людей (6) монастырские святыни (7) памятники советского прошлого в сочетании с потрясающим природным ландшафтом (8) древние святилища III–II тысячелетия до н.э. (9) включающие в себя знаменитые северные лабиринты.

4Синтаксический анализ. Замените словосочетание «юношеское сердце», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ЗАНИМАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.

2) ВЫНЕСИТЕ (немедленно) – в форме будущего времени 2-го лица единственного числа глагола II спряжения пишется окончание -ИТЕ.

3) НЕ ЗАВЕРШЕНА (встреча) – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.

4) СУПЕРИГРА – после приставки иноязычного происхождения, оканчивающейся на согласный, пишется буква И.

5) ПТИЦЕЙ – в суффиксе имени существительного после Ц без ударения пишется буква Е.

Прочтите текст и выполните задания 6–9.

(1)Шла Великая Отечественная война. (2)Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…

(3)О том, что обед будет из трёх блюд и готовят его повара с особым старанием, ребята детского дома знали. (4)Директор дома, Мария Дмитриевна, так и сказала:

– (5)Сегодня, ребята, полный у нас обед: первое будет, второе и третье.

(6)Что же будет ребятам на первое?

– (7)Бульон куриный?

– (8)Борщ украинский?

– (9)Щи зелёные?

– (10)Суп гороховый?

– (11)Суп молочный?

(12)Нет, не знали в осаждённом Ленинграде таких диковинных супов, совсем другие супы в Ленинграде. (13)Приготовляли их из дикорастущих трав, которые нередко бывали горькими, вяжущими. (14)Ошпаривали их кипятком, выпаривали и тоже использовали для еды. (15)Назывались такие супы из трав по-особенному – супами-пюре. (16)Вот и сегодня ребятам – такой же суп.

(17)Миша Кашкин, местный всезнайка, всё точно про праздничный суп пронюхал.

– (18)Из сурепки он будет, из сурепки, – шептал ребятам.

(19)Из сурепки? (20)Так это ж отличный суп. (21)Рады ребята такому супу, ждут не дождутся, когда позовут на обед.

(22)Вслед за первым получат сегодня ребята второе. (23)Что же им на второе будет?

– (24)Макароны по-флотски?

– (25)Жаркое?

– (26)Рагу или гуляш?

(27)Нет. (28)Не знали ленинградские дети подобных блюд.

(29)Миша Кашкин и здесь пронюхал.

– (30)Котлеты из хвои! Котлеты из хвои! – кричал мальчишка.

(31)Рады ребята таким котлетам. (32)Скорей бы несли обед.

(33)Завершался праздничный обед, как и полагалось, третьим. (34)Что же будет сегодня на третье?

– (35)Компот из черешни?

– (36)Запеканка из яблок?

– (37)Апельсины?

– (38)Желе или суфле?

(39)Нет. (40)Не знали ребята подобных третьих. (41)Кисель им сегодня будет.

– (42)Повезло нам сегодня, потому что кисель из ламинарии, из морских водорослей, – шептал Кашкин. – (43)И ещё сахарину туда добавят, достанется по полграмма на каждого.

– (44)Сахарину! (45)Вот это да! (46)Так это ж на объеденье кисель получится.

(47)Обед был праздничный, полный – из трёх блюд. (48)Вкусный обед! (49)На славу!

(50)Не знали блокадные дети других обедов.

(51)900 дней продолжалась блокада города, но устояли ленинградцы, разбили фашистов. (52)Пришла в Ленинград победа!

(По С.П. Алексееву)*

*Алексеев Сергей Петрович (род. в 1922 г.) – русский писатель, раскрывающий в своём творчестве события четырёх веков российской истории – с середины XVI до середины XX века, известный такими произведениями, как «Рассказы о Суворове и русских солдатах», «Птица-Слава», «Снегирь», «Секретная просьба».

6 Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В блокадном Ленинграде на первое всегда подавали борщ.

2) Супы в блокадном Ленинграде готовили из дикорастущих трав.

3) Дети детского дома радовались праздничному обеду, потому что он состоял из трёх блюд.

4) На второе у детей были котлеты из хвои.

5) На третье детям из блокадного города предложили желе или суфле.

7Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве.

2) Нет, не знали в осаждённом Ленинграде таких диковинных супов, совсем другие супы в Ленинграде.

3) Миша Кашкин и здесь пронюхал.

4) Ошпаривали их кипятком, выпаривали и тоже использовали для еды.

5) Пришла в Ленинград победа!

8 Лексический анализ. В предложениях 44–52 найдите слово с лексическим значением «победить, нанеся поражение». Выпишите это слово.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1Напишите сочинение по прочитанному тексту.

 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Ирины Борисовны Голуб: «С полными предложениями могут успешно конкурировать предложения неполные, имеющие яркую экспрессивную окраску».
Аргументируя свой ответ, приведите
два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

9.2Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «900 дней продолжалась блокада города, но устояли ленинградцы, разбили фашистов. Пришла в Ленинград победа!»
риведите в сочинении
два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

9.3Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Как Вы понимаете значение выражения СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему ««В чём проявляется сила духа?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите
два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...