Серия заданий для компетентностного мониторинга
учебно-методический материал по русскому языку

Дубовая Ирина Вячеславовна

Компетентностный мониторинг показывает учебные достижения учащихся.

Цель:

Повышение качества обученности на основе компетентностного подхода.

Задачи:

1.раскрыть сущность компетентностного подхода применительно к предмету русского языка;

2. Обобщить системуработы: формы, методы, приёмы с позицией формирования ключевых образовательных компетенций;

3.Сделать выводы об эффективности компетентностного подхода на основе результатов деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компетентностный мониторинг (по типу ВПР). 6 класс

Задание 1 

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Каждый год в весе(н/нн)ем лесу происход..т чудо. Зацвета..т ландыш. Уд..вительных цветов много но этот самый изящ..ный самый душистый самый таинств..(н/нн)ый.

Накл..нились вни(з/с) на дли(н/нн)ом стеб..льке бел..снежные2 ф..рфоровые кольца с резными краями. Кажется, что (не)извес..ный мастер пр..дал такую (не)обычную форму реч..ному жемчугу. К концу лета они превратят..ся в оранжево(красные) бусинки. Словно из д..леких стран попали в лес драгоце(н/нн)ые камни.

Ландыш представля..тся мне символом леса. Вся крас..та весе(н/нн)его летнего осе(н/нн)его и зимнего леса сошлись в этом (не)повторимом цветке. В его з..леных с прожилками лист..ях отыщутся весна и лето4. В августе в тонких бледно(коричневых) лист..ях пр..сутствуют краски ос..ни. В изящ..ных снежно(белых) цветках пряч..тся3 зима ждёт св..ей поры.

В ландыше соед..нились хру(б/п)кость нежн..сть крас..та и вечн..сть.

(По Т. Головановой.)

Задание 2 

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.

Задание 3 

В выделенном предложении найдите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает, выпишите это слово. Объясните причину такого несоответствия.

Каждый год в весе(н/нн)ем лесу происход..т чудо.

Задание 4 

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Досуг, сливовый, позвала, цепочка.

Задание 5 

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Светлая заря освещала розовым светом нашу спальню.

Задание 6 

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) менее выгодное условие

2) о шестистах спортсменах

3) моё день рождения

4) семеро козочек

Задание 7 

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Солнце нежно коснулось тихой воды у берега.

2) Императорский пингвин чемпион по нырянию среди пингвинов.

3) Плоды этого дерева довольно крупные и сладкие.

4) В любое время суток этот зверь активен и силён.

Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Река Волга впадает в Каспийское море.

2) Неторопливо несёт величественная Волга свои воды.

3) Несите большие и малые реки свои воды Волге-матушке.

4) Большие и малые реки впадают в Волгу делают её полноводной.

Задание 9

Определите и запишите тему и основную мысль текста.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—14.

Текст 2

(1) Учился я хорошо, с французским же у меня не ладилось из-за произношения. (2) Я легко запоминал слова, но произношение с головой выдавало мое ангарское происхождение. (3) Учительница французского языка Лидия Михайловна бессильно морщилась и закрывала глаза.

(4) "Нет, придется с тобой заниматься отдельно", — сказала она.

(5) Так начались для меня мучительные дни. (6) Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный мой язык.

(7) Постепенно я стал довольно сносно выговаривать слова, и они уже не обрывались у моих ног тяжелыми булыжниками, а позванивали и пытались куда-то лететь.

(8) Невольно и незаметно я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого принуждения лез в словарик, заглядывал в дальние тексты учебника. (9) Наказание превращалось в удовольствие.

(По В. Распутину)

Задание 10

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Задание 11

Определите к какому типу и стилю речи относится данный текст.

Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «сносно» из предложения 7. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Задание 13

Определите стилистическую окраску слова «невольно» из предложения 8, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Задание 14

Объясните значение фразеологизма «влипнуть в историю», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Влипнуть в историю — ...

Система оценивания компетентностного мониторинга

по русскому языку. 6 класс

Задание 1

Пояснение.

Верное написание текста.

 

Каждый год в весеннем лесу происходит чудо. Зацветает ландыш. Удивительных цветов много, но этот самый изящный, самый душистый, самый таинственный.

Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни.

Ландыш представляется мне символом леса. Вся красота весеннего, летнего, осеннего и зимнего леса сошлись в этом неповторимом цветке. В его зеленых с прожилками листьях отыщутся весна и лето. В августе в тонких бледно-коричневых листьях присутствуют краски осени. В изящных снежно-белых цветках прячется зима, ждёт своей поры.

В ландыше соединились хрупкость, нежность, красота и вечность.

Критерии проверки:

Указания по оцениванию

Баллы

K1

Соблюдение орфографических норм

 

 

Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)

При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов

4

Допущено не более двух ошибок

3

Допущены три-четыре ошибки

2

Допущено пять ошибок

1

Допущено более пяти ошибок

0

K2

Соблюдение пунктуационных норм

 

 

Пунктуационных ошибок нет

3

Допущена одна ошибка

2

Допущены две ошибки

1

Допущено более двух ошибок

0

K3

Правильность списывания текста

 

 

Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом).
ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

2

Допущено четыре-семь описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

1

Допущено более семи описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

0

Максимальный балл

9

Задание 2 

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.

Пояснение.

(2) − морфемный и словообразовательный разборы слова:

Белоснежные (Части слова: бел/о/снеж/н/ый Состав слова: бел, снеж — корни, о — соединительная гласная, н — суффикс, ый — окончание, белоснежн — основа слова).

 

белоснежные←белый+снег (сложение с одновременным добавлением суффикса)

 

(3) — морфологический разбор слова:

Прячется — глагол; обозначает действие; (что делает?) прячется;

1. Нач. форма: прятаться;

2. Пост. признаки: несоверш. вид, непереходный, возвратный, 1 спр.;

3. Непост. признаки: в изъявит наклонении, наст. время, ед. ч.;

4. Прячется

 

(4) — синтаксический разбор предложения:

 

В мест.его прил.зеленых с сущ.прожилками сущ.листьях глаг.отыщутся сущ.весна и сущ.лето (повеств., невосклиц., простое, двусоставн., распростр., осложнено однородными подлежащими).

Критерии проверки:

Указания по оцениванию

Баллы

K1

Выполнение морфемного разбора

 

 

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущены две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

K2

Выполнение словообразовательного разбора

 

 

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущены две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

K3

Выполнение морфологического разбора

 

 

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущены две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

K4

Выполнение синтаксического разбора предложения

 

 

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущены две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

Максимальный балл

12

Задание 3

В выделенном предложении найдите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает, выпишите это слово. Объясните причину такого несоответствия.

Каждый год в весе(н/нн)ем лесу происход..т чудо.

Пояснение.

Количество букв и звуков не совпадает в слове «весеннему», т.к. удвоенная НН даёт один звук Н.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Распознавание слова

Правильно определено и выписано слово

1

Неправильно определено и выписано слово.

ИЛИ Слово не выписано

0

Объяснение основания выбора предложения

Верно объяснена причина несовпадения количества букв и звуков в слове

1

Ответ неправильный.

ИЛИ Неверно объяснена причина несовпадения количества букв и звуков в слове

0

Максимальный балл

2

Задание 4 

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Досуг, сливовый, позвала, цепочка.

Пояснение.

Досу́г, сли́вовый, позвала́, цепо́чка.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Верно поставлено ударение только в одном-двух словах.

ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено

0

Верно поставлено ударение только в трёх словах

1

Верно поставлено ударение во всех словах

2

Максимальный балл

2

Задание 5 

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Светлая заря освещала розовым светом нашу спальню.

Пояснение.

прил.Светлая сущ.заря глаг.освещала прил.розовым сущ.светом мест.нашу сущ.спальню.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Допущено более двух ошибок

0

Допущены две ошибки

1

Допущена одна ошибка

2

Верно определены все части речи в предложении

3

Максимальный балл

3

Задание 6 

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) менее выгодное условие

2) о шестистах спортсменах

3) моё день рождения

4) семеро козочек

Пояснение.

Мой день рождения, семь козочек.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Дан неверный ответ.

ИЛИ Выписаны, но не исправлены ошибочные формы слова

0

Верно выписана и исправлена одна форма слова

1

Верно выписаны и исправлены две формы слова

2

Максимальный балл

2

Задание 7

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Солнце нежно коснулось тихой воды у берега.

2) Императорский пингвин чемпион по нырянию среди пингвинов.

3) Плоды этого дерева довольно крупные и сладкие.

4) В любое время суток этот зверь активен и силён.

Пояснение.

Императорский сущ., им. п.пингвин — сущ., им. п.чемпион по нырянию среди пингвинов.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Распознавание предложения и места постановки тире

Правильно определено предложение и место постановки тире

1

Правильно определено предложение, но место постановки тире определено неверно

ИЛИ Ответ неправильный

0

Обоснование выбора предложения

Верно обоснован выбор предложения

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Задание 8 

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Река Волга впадает в Каспийское море.

2) Неторопливо несёт величественная Волга свои воды.

3) Несите большие и малые реки свои воды Волге-матушке.

4) Большие и малые реки впадают в Волгу делают её полноводной.

Пояснение.

Несите, большие и малые реки, свои воды Волге-матушке. Это предложение с обращением.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания

2

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания

допущена одна ошибка

1

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания

допущены две ошибки или более.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Обоснование выбора предложения

Верно обоснован выбор предложения

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Задание 9

Тема – уроки французского/ обучение произношению французских слов

Основная мысль – Лидия Михайловна хотела, чтобы у Володьки было хорошее произношение французских слов

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Основная тема и мысль определены верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущены два и более речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении

0

Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении.

ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены один-два речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт

1

Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении

2

Максимальный балл

2

Задание 10

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Пояснение.

1. Плохое произношение французских слов.

2. Небольшие успехи в учении.

3. Наказание превращалось в удовольствие.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

План не соответствует условиям выставления 3, 2 и 1 балла, в том числе содержит

только один корректный пункт.

ИЛИ План не составлен

0

В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено более двух недочётов.

ИЛИ В плане последовательно отражено содержание текста, план содержит только два корректных пункта, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта.

ИЛИ В плане нарушена последовательность содержания текста, план содержит не менее двух пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта

1

В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта

2

В плане последовательно отражено содержание текста; план состоит из трёх пунктов; словосочетания или предложения (пункты плана) построены правильно (с соблюдением порядка слов), в них употреблены слова в свойственном им значении

3

Максимальный балл

3

Задание 11

Пояснение.

Тип речи - повествование

Стиль речи - художественный

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Дан неверный ответ.

0

Верно определен только тип речи

ИЛИ верно определен только стиль речи

1

Верно определены и тип, и стиль речи

2

Максимальный балл

2

Задание 12

Пояснение.

ничего, легко, достаточно, неплохо, неважно; редко - недурственно, средственно, необременительно, выносимо, так-сяк .

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Дан неверный ответ.

0

Верно определено только лексическое значение

ИЛИ лексическое определено не точно, однако предложение построено верно

1

Верно определено лексическое значение и построено предложение

2

Максимальный балл

2

Задание 13

Пояснение.

Невольно - книжное

Невольно – непреднамеренно, нечаянно, случайно

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Распознание стилистической окраски слова

Верно определена стилистическая окраска слова

1

Неверно определена/ не определена стилистическая окраска слова

0

Подбор синонима к слову

Верно подобран синоним к данному слову

1

Неверно подобран/ не подобран синоним к данному слову

0

Максимальный балл

2

Задание 14

Пояснение

Влипнуть в историю — попасть в неприятную ситуацию.

Когда весь класс решил сбежать с уроков, я присоединился ко всем. Никто теперь не виноват, что я сам влип в историю.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Объяснение значения фразеологизма

Верно объяснено значение фразеологизма

2

В целом верно объяснено значение фразеологизма‚ но в объяснении есть неточность

1

Неверно объяснено значение фразеологизма.

ИЛИ Объяснение значения фразеологизма не дано

0

Толкование ситуации в заданном контексте

Фразеологизм правильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация корректна с этической точки зрения

2

Фразеологизм правильно истолкован в контексте представленной ситуации, выбор представленной ситуация неудачен с этической точки зрения

1

Фразеологизм неправильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация корректна с этической точки зрения.

ИЛИ Фразеологизм правильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация некорректна с этической точки зрения.

ИЛИ Фразеологизм неправильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация некорректна с этической точки зрения

0

Максимальный балл

4

Система оценивания выполнения всей работы

Максимальный балл за выполнение работы – 50

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка

по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-24

25-35

36-44

45-50



Предварительный просмотр:

Компетентностный мониторинг, 5 класс

(второе полугодие – два урока)

Ц е л и : 1. Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся.

         Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.
              В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.
              Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.
              Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы.    (101 слово)

Грамматическое задание

1.Синтаксический разбор предложения

1 вариант

На вершине высокой ели распевает дрозд.

2 вариант

Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы.

2.Морфологический разбор глагола

1 вариант

На вершине высокой ели распевает дрозд.

2 вариант

Все больше слышатся в лесу голоса птиц.

УРР Изложение

Изложение по рассказу В. Драгунского «Друг детства»

Я решил заняться боксом.
Мама  достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. И бросила его мне на диван.
– Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?
Я обрадовался. Устроил мишку на диване, чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один его собственный – жёлтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдаётся…
Вот он сидит на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара… 

                                                                                (127 слов)(по В. Драгунскому)

УРР Сочинение

Моя любимая игрушка в детстве.

Критерии оценивания выполнения задания

Критерии оценивания сжатого изложения

ИК1

Содержание изложения

ИК2

Сжатие исходного текста

ИК3 

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Критерии оценивания выполнения сочинения

СК1         Наличие обоснованного ответа

СК2

Наличие примеров-аргументов

СК3         Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Компетентностный мониторинг, 6 класс

(второе полугодие – два урока)

Поход в лес

   Утром мы отправились в лес. Ярко разгоралась в небе зорька. Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой. От такой игры трава на полянках выгорала и желтела.
   Маленький ручеек спрятался от солнца в густой траве. Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом. Вечером разожгли костер. Он горел очень красиво. Языки этого костра пожирали сухие ветки деревьев одну за другой. Потому на горячих углях мы пекли картошку. Картошка подгорела, но вкуса своего не потеряла. Мы съели ее с большим аппетитом. Наступила ночь, на небе загорелись звезды. Они вызвали у нас радостное настроение. Мы пели песни и слушали музыку. Горящие звезды освещали наши счастливые лица. (110 сл.)

Грамматические задания.
1 вариант.
1. Синтаксический разбор предложения
Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой.
2. Разбор по составу слов разгоралась, наслаждались, радостное.

3. Морфологический разбор

2 вариант.
1. Синтаксический разбор предложения
Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом. 
2. Разбор по составу слов подгорела, счастливые, расположились.

3. Морфологический разбор

Сжатое изложение

Заботливая канарейка

Однажды мы с братом нашли в саду под деревом щеглёнка, выпавшего из гнезда. Брат поднял птичку, отнёс домой и положил в клетку, где у нас жили канарейка и щегол.

Как ни странно, щегол не обратил никакого внимания на юного сородича. Канарейка же, наоборот, сразу стала о нём заботиться. Чуть только малыш начинал пищать, она бросалась к кормушке и приносила найдёнышу еду. Но щеглёнок боялся канарейки и не принимал пищу из её клювика.

Канарейка поняла, что щеглёнок просит помощи от своего, и что надо заставить бесчувственного щегла помочь малышу. У неё для убеждения имелось в распоряжении только одно средство: удары клювом…

К ним она и прибегла и усердно долбила ленивого щегла до тех пор, пока он не понял, чего от него требуют. Он начал кормит щеглёнка. Тот живо отъелся, вырос и потом жил в той же клетке со своими приёмными родителями.

УРР Сочинение «Мой любимый уголок природы».

Критерии оценивания выполнения задания

Критерии оценивания сжатого изложения

ИК1

Содержание изложения

ИК2

Сжатие исходного текста

ИК3 

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Критерии оценивания выполнения сочинения

СК1         Наличие обоснованного ответа

СК2

Наличие примеров-аргументов

СК3         Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Компетентностный мониторинг, 7 класс

(второе полугодие – два урока)

Диктант

ПОЛЕННИЦА

Мне нравится встречать весну в сельской местности. Именно здесь её можно встретить по-настоящему. Возле сараев и огромных поленниц звенит вода в ручейках. Неугомонные грачи трудятся на своих гнёздах. Кому-то нужно поправить домик, а кому-то заново строиться. Воздух напоён сладким ароматом свежей древесины и влажной земли, освободившейся от мерзлоты.

Хлопнув дверью, я выскакиваю рано утром на улицу. Дмитрий Андреевич уже сидит на маленькой скамейке и с наслаждением колет дрова. Колет он их по-особому, чтобы дерево лопнуло аккуратно, ровно. Повертел чурбан, взял колун, знавший не один десяток рук, и щёлкнул. Чурбан издал приглушенный вздох и треснул, поддавшись умелой силе. Дед работает по-своему, легко, живо. Он обводит глазами широкую поленницу, едва обнаруживая в ней пустое место.

Расставаясь со стариком, я окинул взглядом поленницу. Сколько же надо иметь терпения, любви к труду, чтобы ровная кладь радовала прохожих!      

                                                                        (132 слова) (По А. Грешневикову)

Грамматическое задание:

1.. Выполните синтаксический разбор предложений.

1-й вариант: Хлопнув дверью, я выскакиваю рано утром на улицу.

2-й вариант: Расставаясь со стариком, я окинул взглядом поленницу.

2. Обведите кружком союз квадратом предлог, частицы.

3. Выполните морфологический разбор на выбор союза, частицы, предлога

УРР Изложение

тексту К.И. Чуковского « О Чехове». (текст упр. 522) номер упражнения надо уточнить, зависит от учебника

Прочитайте отрывок из книги К. И. Чуковского «О Чехове». Каким предстаёт перед нами Чехов-человек? Расскажите об особенностях его характера. Напишите сжатое изложение по этому тексту.

Он был гостеприимен, как магнат. Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне, и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей.

Снял дачу в украинском захолустье, ещё не видел её, не знает, какая она, а уже сзывает туда всяких людей из Москвы, из Петербурга, из Нижнего. А когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу...

И до такой степени он был артельный, хоровой человек, что даже писать мечтал не в одиночку, а вместе с другими. И путешествовать любил он в компании.

Работать с людьми и скитаться с людьми, но больше всего он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними...

Природа для него всегда событие, и, говоря о ней, он, столь богатый словами, чаще всего находит лишь один эпитет: изумительная. Но его отношение к природе отнюдь не отличалось пассивным созерцанием её «богатств» и «роскошей». Ему было мало художнически любоваться пейзажем, он и в пейзаж вносил свою неуклонную волю к созидательному преобразованию жизни. Никогда не мог он допустить, чтобы почва вокруг него оставалась бесплодной. Ещё в гимназии он насадил у себя в Таганроге небольшой виноградник, под сенью которого любил отдыхать. А когда поселился в разорённом и обглоданном Мелихове, он посадил там около тысячи вишнёвых деревьев и засеял голые лесные участки елями, клёнами, вязами, соснами, дубами и лиственницами — и Мелихово зазеленело.

А через несколько лет, поселившись в Крыму, на выжженном пыльном участке он с таким же увлечением сажает и черешни, и пальмы, и кипарисы, и сирень, и крыжовник, и вишни.

Не только к озеленению земли чувствовал он такую горячую склонность, но ко всякому творческому вмешательству в жизнь. То хлопочет об устройстве в Москве первого народного дома с читальней, библиотекой, аудиторией, театром. То добивается, чтобы тут же в Москве была выстроена клиника кожных болезней. То хлопочет об устройстве в Крыму первой биологической станции. То собирает книги для всех сахалинских школ и шлёт их туда целыми партиями...

Здесь я говорю не о его доброте, а опять-таки о его колоссальной энергии, о его страстном стремлении к самому активному вмешательству в жизнь ради того, чтобы люди зажили умнее и счастливее.

Критерии оценивания выполнения задания

Критерии оценивания сжатого изложения

ИК1

Содержание изложения

ИК2

Сжатие исходного текста

ИК3 

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Критерии оценивания выполнения сочинения

СК1         Наличие обоснованного ответа

СК2

Наличие примеров-аргументов

СК3         Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Компетентностный мониторинг, 8 класс

(второе полугодие – два урока)

Гроза

Помню застигнувшую нас в дороге грозу. Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя воротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я прислушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шуршанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, переливаясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных грозой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами.4 Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей.

Я сидел рядом с отцом, глядя на блестевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу.4 Смотрел на уходившую, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем.              (153 слова)

 

Грамматическое задание

  1. Произведите синтаксический разбор предложения.

1 вариант – из предложений 1 абзаца; 2 вариант – из предложений 4 абзаца.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их.

3. Произведите морфологический разбор слова: 

1 вариант – (сараем) зажжённым32 вариант – поднимавшегося 3 (дыма).

УРР Изложение (аудио прослушивание)

Изложение ОГЭ — Дружба – это не что-то внешнее. Дружба лежит глубоко в сердце. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть твоим другом.

Для дружбы нужно очень многое, прежде всего взаимное уважение. Что означает уважать своего друга? Это значит считаться с его мнением и признавать его положительные черты. Уважение проявляется в словах и делах. Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как личность, уважают его достоинства и помогают ему не только лишь из чувства долга. В дружбе важно доверие, то есть уверенность в искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет. Конечно, друг может совершать ошибки. Но ведь все мы несовершенны. Это два основных и главных условия для дружбы. Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные ценности. Людям, которые по-разному смотрят на то, что есть добро, а что зло, будет тяжело быть друзьями. Причина простая: сможем ли мы проявлять к другу глубокое уважение и, возможно, доверие, если видим, что он совершает поступки недопустимые, по нашему мнению, и считает это нормой. Укрепляют дружбу и общие интересы или увлечения. Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем, это не принципиально.

Дружеские чувства не зависят от возраста. Они могут быть очень сильными и приносить человеку множество переживаний. Но без дружбы жизнь немыслима. (123 слов)

Микротемы

№1 Нельзя заставить кого-то быть другом.
№2 Два главных условия для дружбы – это взаимное уважение и доверие.
№3 Дружеские чувства могут приносить человеку множество переживаний, но без дружбы жизнь немыслима.

УРР Сочинение 9.3

9.3. Как вы понимаете значение слова ДРУЖБА?

Критерии оценивания выполнения задания

Критерии оценивания сжатого изложения

ИК1

Содержание изложения

ИК2

Сжатие исходного текста

ИК3 

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Критерии оценивания выполнения сочинения

СК1         Наличие обоснованного ответа

СК2

Наличие примеров-аргументов

СК3         Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения



Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по литературе 5-9 класс

Цель: развитие речевой культуры обучающихся, стимул к чтению.

Задачи: отработать форму работы т.к. в 9 классе выбирают экзамен по предмету - литература

Форма работы: сочинение – рассуждение, сочинение - отзыв

Объём 70- 100 слов, 3 абзаца. 1. Вступление, 2. пример + аргумент, 3. вывод

  1. «Книги, без которых я не могу обойтись»
  2. «Мой литературный герой»
  3. «Книга — лучший друг»
  4. «В час великих испытаний» книга о ВОВ
  5. «Уроки нравственности» в произведении……..

Критерии сочинения:

1. «Соответствие теме»;

2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;

3. «Композиция и логика рассуждения»;

 4. «Качество письменной речи»;

5. «Грамотность».

Топ-5 (10)  книг всех времен, которые я прочитал(а)

Цель: расширение читательского кругозора, уровень начитанности, выявить предпочтения в литературе учеников. Составление летнего списка для чтения.

Задание: Перечислить книги, которые прочитали, прожили от начала до конца

Критерии:
соответствие возрасту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Компетентностный мониторинг"

Компетентностный мониторинг, как средство диагностики развития ключевых компетенций обучающихся.Презентация к докладу на семинаре.авт. Деревцова Е.В...

Структура задания и презентация компетентностно-ориентированного задания

Презентация "Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. " Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе....

Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса

Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....

Три варианта заданий (по 22 вопроса из открытого банка заданий ЕГЭ) для проведения мониторинга по обществознанию в 11 классе.

Три варианта заданий (по 22 вопроса из открытого банка заданий ЕГЭ) для проведения мониторинга по обществознанию в 11 классе. 20 заданий части А и 2 задания части В (В2 и В8). В части А по 4 вопроса и...

Исследовательская работа: Мониторинг применения компетентностно-ориентированных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения в ГБОУ СПО ПО ПМПК ОКХ и УЗР

В данной исследовательской работе был проведен мониторинг применения компетентностно-ориентированных технологий педагогами в процессе внедрения ФГОС третьего поколения....

Сборник компетентностно-ориентированных заданий по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок»

Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу "Компетентностно-ориентированные задания». В сборникепредставлены разработанные участниками компетентностно-ориент...

Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективного общения» Номинация: «Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6, г. Тамбов Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективног...