Итоговое собеседование как допуск к ОГЭ
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Федчун Светлана Владимировна

Итоговое собеседование как допуск  к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon itogovoe_sobesedovanie_-2019.ppt734.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итоговое собеседование как допуск к ОГЭ В 2022-2023 учебном году устное собеседование проходит в штатном режиме. В 2023 году итоговое собеседование по русскому языку пройдет 8 февраля.

Слайд 2

Основные требования проведения ИС Аудитория должна быть обеспечена звукозаписывающей аппаратурой; Собеседование только с одним участником в одной аудитории в один момент времени; На одного участника отводится 15-16 мин. Участник должен набрать 10-20 баллов для зачёта (допуска к ОГЭ)

Слайд 3

СТРУКТУРА ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ Итоговое собеседование по русскому языку состоит из двух частей, включающих в себя 4 задания. Задание 1. Чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – до 2 минут. Задание 2. Пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – до 2 минут. Задание 3: выбрать один из трех предложенных вариантов для беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по поставленному вопросу. Время на подготовку - 1 минута. Задание 4. Диалог по теме предыдущего задания Общее время ответа – 15-16 минут, включая время на подготовку.

Слайд 4

Типичные ошибки при чтении текста Неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения; неправильная постановка ударения; искажения в чтении имён собственных, терминов, научной и публицистической лексики; наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных. медленный темп чтения, монотонная интонация; неправильное прочтение окончания зависимого слова; замена слов по смыслу; замена целых слов по оптическому сходству. Пропуски: а) слов; б) слогов; в) букв; Перестановки: а) слов; б) слогов; в) букв и т.п.

Слайд 5

Модели заданий Задание №1. Чтение Объём текста 170-180 слов. Текст научного характера (физика, география, биология, астрономия, научные исследования, биография писателя, учёного, путешественника). В тексте много терминов, собственных имён, имён числительных в виде цифр (их нужно уметь склонять). Читая текст, обучающийся должен соблюдать орфоэпические, грамматические и речевые нормы. Не допускать искажений при произнесении слов (1 искажение – 0 баллов). Соблюдать интонацию (перечисление, обособленные члены и т.п.) Чтение в среднем темпе (1сек. = 2слова, 152 слова – 1мин. 20сек.) На подготовку к чтению даётся – 2 мин.

Слайд 6

Задание №1. Чтение - Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится. -Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания. -Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём будете убеждать своих слушателей. -Обращайте внимание на знаки препинания: они указывают на места логических пауз и их длительность. -Найдите слова, на которые падает логическое ударение. -Прочитайте предложенный отрывок про себя, разделив каждое предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух использовать правильную интонацию. -Прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух. -Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.

Слайд 7

Задание №1. Чтение I. Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. Отрывок из статьи Ибрагимхалила Магомедова «В иголках круглый год» Ель – тонко организованная натура, если можно так сказать. Она, жительница просторов, начинает болеть, чахнуть, если ей приходится дышать загрязнённым городским воздухом. Предки ели появились на Земле около 300 миллионов лет назад. Это были крупные деревья с развитой древесной системой и листьями, некоторые из них достигали метра. Свой современный вид ель обрела в меловом периоде мезозойской эры, 100–130 миллионов лет назад. Отпечатки её игольчатых листьев в геологических отложениях встречаются вместе с окаменевшими останками гигантских ящеров. В настоящее время ели, относящиеся к семейству сосновых, произрастают во всех зонах умеренного климата Европы, Азии и Северной Америки. Из 40 видов этого хвойного растения в России встречается восемь. Взрослые ели в благоприятных условиях достигают 40–45 метров в высоту, ствол прямой, стройный. Диаметр самых крупных деревьев – более метра. Цветут ели в мае. Плодоносят 25–30 лет. Ели – долгожители, некоторые из них живут до 500 лет.

Слайд 8

Задание №1. Чтение Критерии оценивания чтения вслух Интонация ИЧ Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста 1 Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста 0 Темп чтения ТЧ Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. 1 Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. 0 Максимальное количество баллов 2

Слайд 9

Модели заданий Задание №2. Пересказ Подробный пересказ прочитанного текста из Задания №1. Уметь найти ключевые слова, составить план, выделить микротемы. Исходный текст убирается. В пересказ нужно включить предложенную цитату, используя разные способы цитирования. Цитату нужно включить так, чтобы это было уместно и логично. Цитату можно зачитать При цитировании нужно сказать, чьё это высказывание. При пересказе нельзя допускать искажений слов, орфоэпических, грамматических и речевых ошибок. Не допускать фактических ошибок. На подготовку к пересказу даётся до 2 мин.

Слайд 10

Задание №2. Пересказ Способы включения высказывания в текст 1. Предложения с прямой речью . Предложения с косвенной речью . Предложения с вводными конструкциями. Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе.

Слайд 11

Задание №2. Типичные ошибки при пересказе текста Неоправданно длинные паузы в речи; искажения в произношении имён собственных и терминов; фактические ошибки при пересказе; сжатый пересказ вместо подробного; пропуски важных микротем текста неумение логично включать высказывание в пересказ неумение использовать способы цитирования в речи. Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе.

Слайд 12

Задание №2. Пересказ Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания Сохранение при пересказе микротем текста П1 Все основные микротемы исходного текста сохранены 1 Упущена или добавлена одна микротема и более 0 Соблюдение фактологической точности при Пересказе П2 Фактических ошибок, связанных с пониманием текста нет 1 Допущены фактические ошибки (одна и более) 0 Работа с высказыванием П3 Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично 1 Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и не логично или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа 0 Способы цитирования П4 Ошибок нет 1 Допущены ошибки при цитировании (одна и более) 0 Максимальное количество баллов 4

Слайд 13

Задание №1 и №2. Чтение. Пересказ Критерии оценивания правильности речи (Р1) Соблюдение грамматических норм Г Грамматических ошибок нет 1 Допущены грамматические ошибки (одна и более) 0 Соблюдение орфоэпических норм О Орфоэпических ошибок нет или допущено не более одной орфоэпической ошибки 1 Допущены орфоэпические ошибки (две и более) 0 Соблюдение речевых норм Р Речевых ошибок нет или допущено не более трёх речевых ошибок 1 Допущены речевые ошибки (четыре и более) 0 Искажение слов Иск. Искажений слов нет 1 Допущены искажения слов (одно и более) 0 Максимальное количество баллов 4

Слайд 14

Модели заданий Задание №3. Монологическое высказывание Даётся три темы Темы соответствуют трём типам речи: описание (на основе фотографии), повествование (на основе жизненного опыта), рассуждение (ответ на поставленный вопрос). Нужно выбрать одну тему их трёх. Высказывание нужно строить в соответствии с выбранным типом речи. При монологическом высказывании нельзя допускать искажений слов, орфоэпических, грамматических и речевых ошибок, нельзя использовать сленг, речевые конструкции должны быть разнообразны. Рассказ должен состоять из 10 предложений (3 мин.). На подготовку даётся 1 мин.

Слайд 15

Задание №3. Монолог Определите тему монологического высказывания (праздник, чтение, спорт, отдых и др.). Рассмотрите фотографию очень внимательно. Как правило, на ней запечатлены люди, совершающие какие-либо действия (или занимающиеся каким-либо видом деятельности). Выделите на снимке главное и ответьте на вопросы : кто изображён на фотографии и чем он занят? о чём, возможно, думает? какие чувства скорее всего испытывает? Обязательно с вязывайте свои ответы с темой описания! Обратите внимание на примерный план, предложенный в карточке участника собеседования. Постарайтесь включить все пункты этого плана в свой ответ. Не забывайте о количественном показателе: не менее 10 фраз.

Слайд 16

Задание №3. Монолог. Описание III. 1. Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, • где проходит мероприятие; • кто принимает участие; • что делают ребята и взрослые; • опишите присутствующих.

Слайд 17

Задание №3. Монолог. Повествование Определите тему монологического высказывания (праздник, поход, загородная поездка, учебное мероприятие и др.). Выберите из событий своей жизни то, о котором будете рассказывать. Ответьте на вопросы: где и когда произошло событие? кто его участники? как событие планировалось, подготавливалось (начиналось)? Затем восстановите последовательность развития события (рассказывая о нём, вы можете использовать слова сначала , затем , после , в итоге и др.) Обязательно поразмышляйте об отношении участников события к происходившему. Вспомните, чем всё завершилось. Сделайте вывод. Постройте повествование, пользуясь примерным планом, предложенным в карточке участника собеседования. Постарайтесь включить все пункты этого плана в свой ответ. Не забывайте о количественном показателе: не менее 10 фраз.

Слайд 18

Задание №3. Монолог. Повествование III. 2. Расскажите о своём походе. Не забудьте рассказать: • когда, куда и с кем Вы ходили в поход; • что показалось самым трудным в походе; • какие качества характера вырабатываются в походе; • как поход влияет на взаимоотношения в коллективе.

Слайд 19

Задание №3. Монолог. Рассуждение Определите тему монологического высказывания и главный вопрос, на который вам предстоит ответить (они сформулированы в карточке участника собеседования). Вспомните, как строится текст-рассуждение. Сформулируйте тезис (мысль, которую вы будете обосновывать), подберите доказательства (примеры, которыми подтверждается тезис), сделайте вывод . Используйте сложноподчинённые предложения, которые позволяют выразить значения причины, цели, следствия и др. Помните, что ваше высказывание не должно быть категоричным (достичь этого помогают вводные конструкции я думаю , мне представляется , возможно , вероятно , по-видимому и др.) Постройте рассуждение, пользуясь примерным планом, предложенным в карточке участника собеседования. Постарайтесь включить все пункты этого плана в свой ответ.

Слайд 20

Задание №3. Монолог. Рассуждение III. 3. Всегда ли нужно следовать моде?

Слайд 21

Задание №3. Монолог Критерии оценивания монологического высказывания (М) Выполнение коммуникативной задачи М1 Участник справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют 1 Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но допустил фактические ошибки и/или привёл менее 10 фраз по теме высказывания 0 Учёт условий речевой ситуации М2 Условия речевой ситуации н учтены 1 Условия речевой ситуации не учтены 0 Речевое оформление монологического высказывания М3 Выказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена 1 Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна и более) 0 Максимальное количество баллов 3

Слайд 22

Модели заданий Задание №4. Диалог Предлагаются темы для диалога (или участник сам выбирает тему, например, рассказ о своём увлечении) (?) Собеседник должен «разговорить» ребёнка, расположить к себе. Нет ограничений участника и экзаменатора в вопросах и ответах. Монолог и диалог оценивается вместе.

Слайд 23

Задание №4. Диалог IV. Примите участие в обсуждении вопроса: «Компьютерные игры: за и против». 1. Любите ли Вы играть в компьютерные игры? А Ваши друзья? 2. Какие положительные стороны Вы видите в увлечении компьютерными играми? 3. Почему многие считают, что компьютерные игры приносят вред? 4. Могут ли компьютерные игры быть единственной формой досуга? 5. Посоветуйте своим сверстникам, как правильно организовать свой досуг.

Слайд 24

Задание №4. Диалог Критерии оценивания диалога (Д) Д1 Участник справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы в диалоге 1 Ответы на вопросы не даны или даны односложные ответы 0 Учёт условий речевой ситуации Д2 Учтены условия речевой ситуации 1 Условия речевой ситуации не учтены 0 Максимальное количество баллов за всё задание 2

Слайд 25

Задание №3 и №4. Монолог. Диалог Критерии оценивания правильности речи (Р2) Соблюдение грамматических норм Г Грамматических ошибок нет 1 Допущены грамматические ошибки (одна и более) 0 Соблюдение орфоэпических норм О Орфоэпических ошибок нет или допущено не более двух орфоэпических ошибок 1 Допущены орфоэпические ошибки (три и более) 0 Соблюдение речевых норм Р Речевых ошибок нет или допущено не более трёх речевых ошибок 1 Допущены речевые ошибки (четыре и более) 0 Речевое оформление РО Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции 1 Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции 0 Максимальное количество баллов 4

Слайд 26

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе

Статья содержит краткий анализ содержания КИМ итогового собеседования по русскому языку, критериев оценивания результатов,пособий по подготовке к собеседованию....

Материалы для подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе

Предлагаемые материалы позволяют учителю организовать подготовку обучающихся 9 классов к устному итоговому собеседованию по русскому языку в разделе "монолог и диалог". Для подготовки к моно...

Устное итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе

В ноябре 2017 года в 19 регионах России была проведена апробация модели устного итогового собеседования по русскому языку в 9 классе. Наша школа вошла в число 10 образовательных учреждений Ростовской ...

Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе (2018 г.)

Демонстрационный вариант итогового собеседования по русскому языку в 9 классе, кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, спецификация контрольных измерительных мат...

Итоговое собеседование.

Об итоговом собеседовании в 9 классе....

Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из способов подготовки к итоговому собеседованию».

Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из  способов подготовки к итоговому собеседованию». Сочинение по картине - эт...