Конспект урока русского языка для 5 класса.Тема: Подробное изложение по отрывку рассказа А. И. Куприна «Ю-ю» (урок развития речи).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Подробное изложение по рассказу А. И. Куприна "Ю-ю". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rya_lezhova_v._a.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка для 5 класса

Тема: Подробное изложение по отрывку рассказа А. И. Куприна «Ю-ю» (урок развития речи).

Цель: закрепить в детской памяти содержание прочитанного во всех деталях и связях, соблюдая временную последовательность.

 Задачи: 

  1. познакомить учащихся с типом речи – описание;
  2. развивать умение связно излагать услышанный текст;
  3. формировать речь, память обучающихся;
  4. вырабатывать орфографическую зоркость;
  5. воспитывать любовь к животным.

Оборудование: компьютер, экран, презентация, учебник (Русский язык: 5-й класс: учебник: в 2 частях/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.)

Содержание урока

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Повторение.
  3. Чтение и пересказ текста. Подготовка к изложению.
  4. Анализ отрывков из рассказа.
  5. Составление опорного плана.
  6. Самопроверка текста учениками.
  7. Написание изложения в тетради по развитию речи.
  8. Итог урока.

Ход урока. 

Основные этапы урока

Взаимодействие

  1. Вступительное слово учителя.

– Здравствуйте, ребята!

На предыдущих уроках мы познакомились с основными типами речи: повествование, рассуждение и описание.

Сегодня мы будем применять свои знания на практике.

А поможет нам в этом рассказ А.И. Куприна «Ю-Ю».

  1. Повторение (фронтальный опрос по изученным темам)

Для начала ответим на вопросы:

– Что такое текст?

– Что такое тема текста, основная мысль?

– Что такое микротема?

– Какие типы речи вы знаете?

– Перечислите особенности повествования, рассуждения, описания.

  1. Чтение и пересказ текста. Подготовка к изложению.

Откройте учебник на стр. 103. Обратите внимание на упражнение 629 (чтение текста).

– Понравился ли вам текст? О чем он?

– Попробуем определить его стилистическую принадлежность. Текст написан в художественном стиле. 

– Какова его основная мысль? (Пушистый комочек превратился в кошку.)

– Как бы вы озаглавили этот текст? (Ученики предлагают свои варианты).

  1. Анализ отрывков из рассказа.

– Внимательно посмотрите на предложенный текст. Разделим его на смысловые части.

– Сколько микротем в тексте вы смогли найти? Определите мысль каждой микротемы?

4 микротемы:

1. – о том, как из котенка выросла прекрасная кошка

2. – описание животного

3. – повадки питомца

4. – нежные воспоминания автора о кошке

Прочитаем 1-й отрывок.

– Как бы вы озаглавили эту часть?

«Пушистый комок».

Беседа.

Какие слова использует автор для описания котенка?

А. И. Куприн отмечает: форму тела: пушистый комок;

глаза: весёлые; нос: бело-розовый; окраску: чёрно-рыже-белый комок.

Дети читают 2-ой отрывок.

– Как мы озаглавим эту часть?

«Образ питомца».

Беседа.

– В первом отрывке нам представлен котёнок, а во втором это уже взрослая «гордая, большая» кошка.

– Чувствуете ли вы противопоставление двух образов?

– Какие новые черты Ю-ю выделяет автор? Попробуем выделить самое главное:

внешний вид: большая, стройная, гордая, первая красавица.

расцветка: тёмно-каштановая, с огненными пятнами на груди. 

шерсть: длинная и вся лоснится (то есть блестящая)

особые приметы: на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина (то есть очень длинные, эффектные), лапки в широких штанишках.

– Как вы думаете, почему образ кошки на страницах учебника будто оживает?

Благодаря красноречивому письму А. И. Куприна.

 

Дети читают 3-й отрывок.

– Как мы озаглавим эту часть?

 «Повадки Ю-ю».

– Расскажите о повадках Ю-ю, используя прочитанный отрывок.

Самовольная, необычная, со своими причудами. «Очень любила лежать на газетах, подползши под верхний лист».

Активная, озорная охотница за пером. При этом верная, любящая и внимательная.

Дети читают 4-й отрывок.

– Как мы назовём четвертую часть?

«Воспоминания о любимой кошке»

– Какую мысль хочет передать А. И. Куприн этим маленьким абзацем?

Рассказчик скучает по своему дорогому питому, с нежностью вспоминает былые времена.

– Молодцы!

  1. Составление опорного плана

– Запишите приблизительный план вашего текста в тетради.

План.

  1. Пушистый комок.
  2. Образ питомца (внешний вид, расцветка, шерсть, особые приметы).
  3. Повадки Ю-ю.
  4. Воспоминания о любимой кошке.

– Попробуйте записать в черновики свой будущий текст. (Написание изложения на черновики.)

  1. Самопроверка текста учениками.

Проверка.

  1. Написание изложения в тетради по развитию речи.

– Запишите получившиеся изложения в тетради по развитию речи.

  1. Итог урока.

– Дети, понравился ли вам такой вид работы? Как вы думаете, хорошо ли вы усвоили пройденный материал? Поделитесь своими впечатлениями о нашем уроке.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 11 класс Тема: Официально – деловой стиль речи

Показать необходимость владения официально-деловым стилем  речи, сформировать умение оформлять деловые бумаги....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Урок русского языка. 6 класс. Тема: Изложение" Речкино имя"

ТЕМА: Изложение «Речкино имя»Цели:учиться сохранять при пересказе  сложное типологическое строение текста;строить развернутое описание состояния окружающей среды;использовать изобрази...

Открытый урок. Русский язык 7 класс Тема: «Категория состояния и другие части речи»

Открытый урок. Русский язык 7 класс  Тема: «Категория состояния и  другие части речи»...