Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Деепричастие. Запятые при деепричастном обороте". 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте".  К технологической карте прилагаются мультимедийная презентация, листы самооценки и самоанализ открытого урока. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте»

Предмет: русский язык.

Класс: 7 класс.

Тема урока: Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Дидактические средства: Учебник Русский язык 7 класс часть 1. Учеб. Для общеобразоват. учреждений.  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.А. Тростенцова и др. М.:Просвещение, 2018, маршрутные листы,  эпиграф к уроку, мультимедийная презентация.

Оборудование: доска, мел, компьютер, мультимедийное устройство.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в группах, парная.

Цель урока: Познакомить обучающихся с понятием «деепричастный оборот», правилами постановки запятых при деепричастном обороте, развивать умение устно рассуждать и объяснять условия постановки запятых.

Задачи урока:

-образовательные: выявление условий обособления деепричастного оборота; формирование навыков постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах; совершенствование орфографических и пунктуационных умений.

- развивающие: осуществление системно-деятельностного подхода; развитие критического мышления; развитие внимания; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных); развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развитие умения применять новые знания.

-воспитательные: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать мнение других; совершенствование навыков этичного межличностного общения; формирование уважительного и бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

-Предметные: знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах, уметь конструировать предложения с деепричастным оборотом.

- Метапредметные: формирование универсальных учебных действий.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач логические операции, выполняют операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют собственные знания.

Коммуникативные: умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы.

Регулятивные:   принимают и сохраняют учебную задачу, планируют необходимые действия, операции; осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата; адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут причины и пути их преодоления.

Личностные:   имеют мотивацию к учебной деятельности, желают совершенствовать имеющиеся навыки. Формируют  ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию, коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми.

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация учебной деятельности учащихся

Создание доброжелательной атмосферы.

Выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности, позитивный настрой.

-Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Всё ли вы приготовили для урока: учебник, тетрадь, ручки? Все ли готовы к уроку? 
-
Тогда вперед!

Сегодня мы с вами продолжим работу по теме, начатой вчера. А сформулировать тему урока нам поможет небольшое стихотворение:

Школьный прозвенел звонок, и пришли мы на урок

Потрудиться не ленясь, не медля и не торопясь,

Отвечая, улыбаясь, и при этом, не теряясь.

В работе примем все участие, повторяя Деепричастие.

Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о Деепричастии. Но не только.

Ребята, прочитайте эпиграф. Как вы понимаете его смысл? “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину”.
М. Пришвин

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок, подготавливают учебные принадлежности.

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Коммуникативные: умение слушать; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Познавательные: умение  строить речевое высказывание.

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Систематизация полученных ранее знаний

Мы должны бережно относиться ко всему живому, что нас окружает, беречь и спасать.

Прочитайте часть текста (слайд).

Текст

Рядом с высокой березой сделали автобусную остановку. Люди, ожидая транспорт, вешали на дерево тяжелые сумки. Когда сучья пообломались, кто-то, не подумав, вбил много гвоздей. Береза стала вешалкой. Никто не замечал, как с каждым днем чахло дерево. На нем всё так же болтались сумки. Дерево ссутулилось и, сгорбившись, стояло над дорогой, как белый памятник. Мимо шел человек в комбинезоне. Остановился и, не сказав ни слова, ушел. Вернулся он с топором...

Это отрывок из текста. Как вы думаете, как автор закончил данный рассказ?

Огородил березу мелким частоколом, на раненый ствол повесил табличку: “Гвозди не вбивать! Живая!”

Определите тему и идею рассказа. Назовите деепричастия. Вспомните, что вы знаете об этой части речи.

Дидактическая игра  «Да-нет».

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи. Да.

2. Деепричастие обозначает добавочное действие. Да.

3. Деепричастие отвечает на вопросы что делать, что сделать. Нет.

4. В предложении деепричастие является определением. Нет.

5. В деепричастии совмещены признаки наречия и прилагательного. Нет.

6. Деепричастия изменяются. Нет.

7. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Да.

8. Деепричастие бывает будущего и настоящего времени. Нет.

На доске записано предложение. Ваша задача – расставить знаки препинания и произвести его синтаксический разбор.

(Человек, являющийся частью природы, должен подчиняться ее законам).

Чем осложнено данное предложение? (Обособленным определением, выраженным причастным оборотом)

Переконструируйте предложение так, чтобы в нем было деепричастие. (Человек, являясь частью природы, должен подчиняться ее законам).

Что такое причастный оборот?

А есть ли зависимые слова у деепричастий?

Учащиеся читают текст, выдвигают свои гипотезы.

Определяют тему и идею рассказа. Устно находят деепричастия.

Отвечают устно на вопросы.

Один ученик работает у доски.

Учащиеся отвечают на вопросы

Личностные: формирование потребности в самовыражении  и самореализации,  положительное отношение к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках; умение строить речевое высказывание.

Регулятивные: адекватная оценка других и себя.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

3. Выявление места и причины затруднения.

Организация анализа возникшей ситуации и выявление места и причины затруднения.

Скажите, ребята, почему мы не смогли с вами расставить запятые в данном предложении? Почему мы затруднились?

Учащиеся отвечают, почему у них возникли затруднения.

Личностные: формирование адекватной позитивной самооценки и самопринятия.

Коммуникативные: построение понятных для партнёров высказываний.

Познавательные: установление причинно-следственных связей.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Постановка целей учебной деятельности

Значит, какова тема нашего урока? Какую цель поставим перед собой? Сформулируйте проблемный вопрос.

Каков наш дальнейший план работы?

Ученики определяют тему и цель урока, формулируют проблемный вопрос. Намечают план работы.

Личностные: формирование границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные: учёт разных мнений.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

Познавательные: выделение существенной информации.

5.Реализация построенного проекта.

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

Проанализируйте данные примеры. Сформулируйте пунктуационное правило.

/Выходя из церкви/, Кирила Петрович пригласил всех к себе домой.

Кирила Петрович пригласил всех к себе домой, /выходя из церкви/.

Кирила Петрович, / выходя из церкви/, пригласил всех к себе домой.

/Волнуясь/, конница летит.

Конница, /волнуясь/, летит.

Конница летит, / волнуясь/.

Когда обособляется деепричастный оборот, ответит 1 группа. Когда обособляется одиночное деепричастие, ответит 2 группа. Ответы обучающихся: На письме одиночное деепричастие или деепричастный оборот обособляется, независимо от его положения по отношению к главному слову, в отличие от причастного оборота, который обособляется, если стоит после определяемого существительного.

Теперь откройте свои учебники и посмотрите, верно ли мы сформулировали правило.

Деепричастия и деепричастные обороты не обособляются:

1) если деепричастие непосредственно примыкает к глаголу и имеет значение образа действия: Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей  — бегут как?;

2) если деепричастие включается в устойчивый оборот: работать спустя рукаваработать не покладая рук  и др.:  Н/р В трудные дни он работал с нами рук не покладая.

3) если деепричастие или деепричастный оборот оказываются в ряду однородных членов предложения, выраженных другими частями речи: Он говорил шепотом и ни на кого не глядя.

Ученики анализируют материал и выдвигают свои гипотезы.

Работают с учебником.

Анализируют материал.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Коммуникативные: формулирование собственного мнения (позиции),  умение выражать свои мысли, построение монологического высказывания.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, различение способа и результата действия.

Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Объяснительный диктант. (графически обозначить деепричастный оборот).

1. Выглянув из-за дерева, я увидел тигра на том же месте.

2.Лошадь, доскакав до оврага, вдруг кинулась в сторону.

3.Уважая  собеседника, уважаешь и себя.

4.Сделав зло, не жди добра.

5.Не имея терпения, ничему не научишься.

Творческий диктант.

Задание: заменить деепричастием сначала первый, а потом второй глагол. Полученные предложения записать, графически выделить деепричастный оборот.

1) Белочка распустила хвост и прыгала по веткам.

2) Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

Ученики самостоятельно работают в тетрадях.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: формирование мотивов достижения цели.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи,  учёт правила в планировании и контроле способа решения.

Познавательные: структурирование знаний,
построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

7. Физкультминутка

Предупреждение переутомления

Устали? Игра-задание

Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит деепричастный оборот:

Морозный ветер, бодрящий холод, освежая воздух, веселые крики, играя лучами, великолепный день, замерзая ночью, морозное утро, запорошив снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, сияющий серебром, заметая следы на снегу, пушистый ковер, жмурясь от солнца.

8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Самостоятельное выполнение  учащимися типовых заданий на новый способ действия.

Орфоэпическая минутка

Образуйте деепричастия несовершенного вида, поставьте ударение.

Ржаветь- ржавЕя

Черпать- чЕрпая

Баловаться- балУясь

Выборочный диктант. Выпишите из текста деепричастные обороты. Придумайте заголовок, определите тип и стиль текста.

С деревьев осыпались листья, и садоводы стали зарывать в землю виноградные лозы. Именно тогда над станицей полетели гуси. Им предстояло совершить далёкий, трудный путь, и летели они неторопливо, выдерживая строй. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей. Они ломали линию строя, и старый вожак, замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком.

И всё же, бывало, где-нибудь оставалась старая гусыня. Ей трудно было поспевать за стаей, и она летала одна, часто опускаясь на землю и отдыхая от полёта. Отдохнув немного, она пыталась догнать стаю, тяжело взмахивая крыльями.

Цифровой диктант. (Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот).

1) Блеснула яркая молния, раздался удар грома.

2) Много тайн хранят леса, опалённые войной.

3) Не узнав горя, не узнаешь и радости.

4) Охотники любовались степью, остывшей за ночь.

5) Потрескивая, горел костёр.

6) Отметив маршрут, туристы устремились на отдых.

7) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.

Деепричастия обладают большой выразительностью, благодаря чему они широко используются в языке художественной литературы. Например: Туманы, клубясь и извиваясь, сползали туда по морщинам соседних скал (М. Ю. Лермонтов); Временами по реке пробегала от ветра легкая рябь, сверкая на солнце (В. Г. Короленко).

А чтобы вы в этом убедились, я предлагаю провести лингвистический эксперимент.

Лингвистический эксперимент.

Посмотрите на слайд.

1.Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет.

То заплачет, как дитя. (А. С. Пушкин «Зимний вечер»).

2.Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит. (А. С. Пушкин «Зимнее утро»)

Учитель: Кто прочитает? Из каких произведений эти строки? Исследование- эксперимент.

Замените деепричастия на глаголы. Что изменилось?

(Стихотворение потеряло живописность. Появился однородный ряд сказуемых, интонация перечисления)

Какую роль играют деепричастия в этих строчках? (дополняют глагол другими действиями, украшают его. Они помогают описать сложные действия, которые производятся неразрывно. Учитель: Удался эксперимент? (Лингвистический эксперимент ещё раз доказал, что трудно обойтись без деепричастий в речи.)

Ученики самостоятельно работают в тетрадях. Выставляют баллы в лист самооценки после проверки по эталону.

Проводят лингвистический эксперимент, определяют назначение деепричастий в речи.

Личностные:  развитие самооценки личности,
формирование адекватной позитивной самооценки.
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с задачей, осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Познавательные: обогащение речи, поиск и выделение необходимой информации

9. Включение в систему знаний и повторение.

Повторение и закрепление ранее изученного.

Каждый из нас способен помочь природе, для этого нужно выполнять простые правила. Перед вами таблица. Соедините начало и конец предложения, и вы получите правила общежития с природой.

Потушив костер после отдыха в лесу,

учишься любить ее.

Починив подтекающий кран

удержись от соблазна сорвать красивый цветок

Охраняя растения

бережешь чистую воду

Изучая природу

сохраняешь лес и его обитателей.

Отдыхая на природе

бережешь чистый воздух.

Я предлагаю вам составить схему по методу «Фишбоун». Перед нами – скелет рыбы. Голова – это тема урока. Верхние кости – это разбираемые понятия (деепричастный оборот и одиночные деепричастия). Нижние кости – действия, которые нам нужно выполнить при расстановке знаков препинания (проверить, не является ли фразеологизмом, нет ли однородных деепричастному обороту членов предложения, не перешло ли деепричастие в наречие). Хвост – это итог нашей проверки (выделяем с двух сторон запятыми).

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, осознание усвоенного и того, что еще подлежит усвоению.

Познавательные: структурирование знаний, смысловое чтение.

Личностные: положительное отношение к учению.

10. Рефлексия

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний, самооценка учащимися своей учебной деятельности.

Домашнее задание. Задание на выбор:

  1. Составить 5-7 предложений с деепричастным оборотом на тему охраны природы.
  2. Выписать из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» 5-7 предложений с деепричастным оборотом, произвести синтаксический разбор и составить схемы.

Регулятивные: соотносить цель с достигнутым результатом, адекватно оценивать уровень  достижений и возникшие трудности,  волевая саморегуляция.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, постановка вопроса, умение слушать и вступать в диалог.



Предварительный просмотр:

Открытый урок, разработанный в соответствии с ФГОС, по русскому языку в 7 классе по теме: «Деепричастный оборот»

(учитель Очирова Е.Д., 2021-2022 уч. год)

Предмет: русский язык.

Класс:7. В классе обучаются 10 учеников, присутствовало – 10.

Программа: УМК Т.А. Ладыженская. Учебник Русский язык 7 класс часть 1. Учеб. Для общеобразоват. учреждений.  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.А. Тростенцова и др. М.:Просвещение, 2018.

Раздел: «Деепричастие» (11 часов)

Тема: «Деепричастный оборот» первый урок по теме, всего дается 2 урока).

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Урок построен на системно-деятельностном подходе.

Цель урока: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Задачи урока:

Образовательные:

1)дать учащимся понятие о деепричастном обороте,

2)научить определять зависимые от деепричастия слова,

3)формировать навык видеть в предложении деепричастный оборот, выделять его и одиночное деепричастие графически и знаками препинания.

Развивающие:

1)создать мотивационную основу для восприятия учебного материала,  

2)формировать коммуникативные умения учащихся, развивать внимание, память мышление.

Воспитательные:

1)воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю,

2)на примере слов, словосочетаний и предложений, предложенных на уроке, воспитывать у учащихся уважительное и бережное отношение к природе.

3)воспитывать интерес к русскому языку.

Задачи  урока реализовывались:

1. образовательные цели  - в работе по конструированию словосочетаний и предложений с деепричастными оборотами, составлению схем предложений;

2. развивающие цели  - через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов, развитие логического мышления, их аналитических способностей – через умение сравнивать, сопоставлять обобщать, делать выводы по теме;

3. воспитательные цели  - через подбор дидактического материала, воспитывающего у учащихся такие нравственные качества как «доброта», «сострадание», «бережное отношение к природе»; уважительное отношение к одноклассникам формировалось через прослушивание монологических ответов учеников, работу в коллективе.

Планируемые результаты:

-Предметные: знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах, уметь конструировать предложения с деепричастным оборотом.

- Метапредметные: формирование универсальных учебных действий.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач логические операции, выполняют операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют собственные знания.

Коммуникативные: умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы.

Регулятивные:   принимают и сохраняют учебную задачу, планируют необходимые действия, операции; осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата; адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут причины и пути их преодоления.

Личностные:   имеют мотивацию к учебной деятельности, желают совершенствовать имеющиеся навыки. Формируют  ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию, коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми.

Метод урока по типу познавательной деятельности: частично-поисковый, словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, также осуществлялся творческий характер познавательной деятельности.

В ходе урока использовались межпредметные связи: русский язык, литература.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная.

Соблюдены были структурные компоненты урока:

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
  3. Выявление места и причины затруднения.
  4. Построение проекта выхода из затруднения.
  5. Реализация построенного проекта.
  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  7. Физкультминутка.
  8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
  9. Включение в систему знаний и повторение.
  10. Рефлексия.

На данном уроке использовались технологии:
- здоровьесберегающие технологии - чёткая дозировка учебной нагрузок, смена видов деятельности;
- технология коллективного сотрудничества – развивает умение работать в паре, группе;
- технология личностно-ориентированного образования – даёт возможность каждому учащемуся реализовать себя на уроке, показать свои способности;
- информационно - коммуникационные технологии - делает процесс обучения более ярким, визуализирует учебный материал, делает более понятным и доступным.

Презентация, используемая на протяжении урока, способствовала лучшему восприятию материала и заданий, кроме того, активизировала и сохраняла на протяжении всего урока внимание учащихся, развивала познавательный интерес, способствовала быстрому включению их в работу.

На уроке был применен дифференцированный подход в обучении учащихся, что проявлялось в разной степени оказания помощи учителем ученикам.  Были организованы чередование и смена видов деятельности в ходе урока.

Учащиеся работали на уроке как устно, так и письменно. Устно были опрошены все учащиеся. Письменная работа велась в тетрадях.

Для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный. В ходе урока учащиеся осознали новое для себя понятие «деепричастный оборот». Научились видеть его в предложении, выделять деепричастный оборот и одиночное деепричастие графически и пунктуационно. Условием успешного усвоения учебного материала стало создание творческой, доброжелательной обстановки на уроке; построение отношений между учениками и учителем на принципах сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи. Работоспособность учащихся в течение всего урока была высокой. Этому способствовало хорошее владение учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками; соответствующее эмоциональное состояние, созданное в начале урока.

Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Благодаря четкому распределению и рациональному использованию времени все учащиеся ушли с урока удовлетворенные своей работой (о чем свидетельствует этап рефлексии, который и был направлен на выявление внутреннего состояния учащихся).

Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность.

Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми. Считаю, что урок проведён методически верно, соответствует современным требованиям.

Все цели были реализованы, вся запланированная работа выполнена.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

7 класс

Слайд 4

Эпиграф к уроку “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину”. М. Пришвин

Слайд 5

Текст Рядом с высокой березой сделали автобусную остановку. Люди, ожидая транспорт, вешали на дерево тяжелые сумки. Когда сучья пообломались , кто-то, не подумав, вбил много гвоздей. Береза стала вешалкой. Никто не замечал, как с каждым днем чахло дерево. На нем всё так же болтались сумки. Дерево ссутулилось и, сгорбившись, стояло над дорогой, как белый памятник. Мимо шел человек в комбинезоне. Остановился и, не сказав ни слова, ушел. Вернулся он с топором...

Слайд 6

Продолжение... Огородил березу мелким частоколом, на раненый ствол повесил табличку: “Гвозди не вбивать! Живая!”

Слайд 7

Дидактическая игра «Да-нет». 1 . Деепричастие – самостоятельная часть речи 2. Деепричастие обозначает добавочное действие. 3. Деепричастие отвечает на вопросы что делать, что сделать. 4. В предложении деепричастие является определением. 5. В деепричастии совмещены признаки наречия и прилагательного. 6. Деепричастия изменяются. 7. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. 8. Деепричастие бывает будущего и настоящего времени.

Слайд 8

Проверка по эталону 1. Деепричастие – самостоятельная часть речи. Да. 2. Деепричастие обозначает добавочное действие . Да. 3. Деепричастие отвечает на вопросы что делать, что сделать . Нет. 4. В предложении деепричастие является определением . Нет. 5. В деепричастии совмещены признаки наречия и прилагательного . Нет. 6. Деепричастия изменяются . Нет. 7. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида . Да. 8. Деепричастие бывает будущего и настоящего времени . Нет.

Слайд 9

Тема урока Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Слайд 10

Материал для наблюдения /Выходя из церкви/ , Кирила Петрович пригласил всех к себе домой. Кирила Петрович пригласил всех к себе домой, / выходя из церкви/. Кирила Петрович, / выходя из церкви/ , пригласил всех к себе домой . /Волнуясь / , конница летит. Конница, / волнуясь/ , летит. Конница летит, / волнуясь/ .

Слайд 11

Не обособляются: 1 ) если деепричастие непосредственно примыкает к глаголу и имеет значение образа действия: Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей — бегут как?; 2) если деепричастие включается в устойчивый оборот: работать спустя рукава , работать не покладая рук и др.: Н/р В трудные дни он работал с нами рук не покладая . 3) если деепричастие или деепричастный оборот оказываются в ряду однородных членов предложения, выраженных другими частями речи: Он говорил шепотом и ни на кого не глядя .

Слайд 12

Объяснительный диктант 1 . Выглянув из-за дерева я увидел тигра на том же месте. 2.Лошадь доскакав до оврага вдруг кинулась в сторону. 3.Уважая собеседника уважаешь и себя. 4.Сделав зло не жди добра. 5.Не имея терпения ничему не научишься.

Слайд 13

Проверка по эталону 1. Выглянув из-за дерева , я увидел тигра на том же месте. 2.Лошадь , доскакав до оврага , вдруг кинулась в сторону. 3.Уважая собеседника , уважаешь и себя. 4.Сделав зло , не жди добра. 5.Не имея терпения , ничему не научишься.

Слайд 14

Творческий диктант. Задание: заменить деепричастием сначала первый, а потом второй глагол. Полученные предложения записать, графически выделить деепричастный оборот . 1) Белочка распустила хвост и прыгала по веткам. 2) Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

Слайд 15

Проверка по эталону Белочка, распустив хвост, прыгала по веткам. Белочка распустила хвост, прыгая по веткам. Снег, падая на землю, покрывал ее пушистым ковром. Снег падал на землю, покрывая ее пушистым ковром.

Слайд 16

Орфоэпическая минутка Образуйте деепричастия несовершенного вида, поставьте ударение . Ржаветь – Черпать – Баловаться –

Слайд 17

Орфоэпическая минутка (проверка) Ржаветь – ржав Е я . Черпать – чЕрпая . Баловаться – балУясь .

Слайд 18

Выборочный диктант С деревьев осыпались листья, и садоводы стали зарывать в землю виноградные лозы. Именно тогда над станицей полетели гуси. Им предстояло совершить далёкий, трудный путь, и летели они неторопливо, выдерживая строй. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей. Они ломали линию строя, и старый вожак , замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком. И всё же, бывало, где-нибудь оставалась старая гусыня. Ей трудно было поспевать за стаей, и она летала одна, часто опускаясь на землю и отдыхая от полёта. Отдохнув немного, она пыталась догнать стаю, тяжело взмахивая крыльями.

Слайд 19

Проверка по эталону Им предстояло совершить далёкий, трудный путь, и летели они неторопливо, / выдерживая строй/. Они ломали линию строя, и старый вожак , /замедлив размеренный лёт/, звал их резким, гортанным криком. Ей трудно было поспевать за стаей, и она летала одна, / часто опускаясь на землю и отдыхая от полёта/. Отдохнув немного , она пыталась догнать стаю, / тяжело взмахивая крыльями/.

Слайд 20

Цифровой диктант Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот. 1) Блеснула яркая молния, раздался удар грома. 2) Много тайн хранят леса, опалённые войной. 3) Не узнав горя, не узнаешь и радости. 4) Охотники любовались степью, остывшей за ночь. 5) Потрескивая, горел костёр. 6) Отметив маршрут, туристы устремились на отдых. 7) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.

Слайд 21

Цифровой диктант (проверка по эталону) 3 5 6 7

Слайд 22

Деепричастия обладают выразительностью... Туманы, клубясь и извиваясь, сползали туда по морщинам соседних скал (М. Ю. Лермонтов ). Временами по реке пробегала от ветра легкая рябь, сверкая на солнце (В. Г. Короленко).

Слайд 23

Лингвистический эксперимент Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь , она завоет. То заплачет, как дитя. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит.

Слайд 24

Правила общежития с природой Потушив костер после отдыха в лесу, учишься любить ее. Починив подтекающий кран удержись от соблазна сорвать красивый цветок Охраняя растения бережешь чистую воду Изучая природу сохраняешь лес и его обитателей. Отдыхая на природе бережешь чистый воздух.

Слайд 25

Рефлексия Как оцениваете свою работу на уроке? Чему научились? Что бы хотели еще улучшить? Комфортно ли чувствовали себя на уроке?

Слайд 26

Домашнее задание Составить 5-7 предложений с деепричастным оборотом на тему охраны природы. или Выписать из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» 5-7 предложений с деепричастным оборотом, произвести синтаксический разбор и составить схемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 5 классе.

Русский язык 5 класс. / по учебнику Баранова, Ладыженской/. Технологическая карта урока....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе. Глагол. Повторение изученного в 5 классе.

Цели урока:   1.Образовательные:  повторить и обобщить пройденное  по теме «Глагол», формировать знания учащихся о том, как изменяются глаголы; знать, что об...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Состав слова"

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Состав слова"...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе "Вопросительные и относительные местоимения"

Урок общеметодологической направленности .Цель урока :Деятельностные: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного соде...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Правописание Ы-И после Ц". 5 класс

Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Правописание Ы-И после Ц". Данная тема изучается в 5 классе. К технологической карте прилагаются самоанализ урока, приложения (листы ...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 5 классе "Основа слова".

Технологическая карта открытого урока по русскому языку  в 5 классе "Основа слова". Используемый УМК: Учеб. Для общеобразоват. учреждений.  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская....