Отрытый урок по русскому языку по теме "Простые и составные союзы"7кл
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Мерсикова Раиса Ивановна

Открытый урок потеме "Простые и составные предлоги" 7кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx89.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Предлоги простые и составные.

Цели:  1) познакомиться с простыми и составными предлогами, научиться различать простые и составные предлоги.

             2) научить находить простые и составные предлоги в речи, правильно их употреблять в тексте;

             3) способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.

Планируемые результаты:

Предметные. Сформировать представление о видах предлогов по строению.

Метапредметные:

Познавательные:  объяснять  языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритма задания.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.    

Личностные: Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала.

Оборудование:  учебник; раздаточный материал, слайды

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы: индивидуальная, коллективная 

Основные методы: проблемно-поисковый, исследовательский.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок будет необычным. У нас присутствуют гости.

Релаксация под музыку П.И.Чайковского «Подснежник».

Учитель: Ребята, закройте глаза. Представьте, что на ваших ладонях лежит цветок. Это цветок добра. Чувствуете, он согревает вас. Ваши руки, тело, душу. Вас обвевает тёплый ласковый ветерок, будит воображение, придаёт бодрость, заряжает энергией. Вот с таким настроением мы и начнём урок русского языка. Что необходимо взять с собой? (внимание, память, ум, книги, ручки, хорошее настроение). Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке.

Запишите в тетрадях число, классная работа, оставьте строчку для темы.

1. Фронтальный опрос.

Что такое предлог?

Предлог – служебная часть речи, которая используется для связи слов в словосочетании и предложении.

Можно ли обойтись без предлогов?

-Какие бывают предлоги; ( однозначные и многозначные)

- Какие предлоги называются однозначными? многозначными

Какие предлоги называются производными?

Какие предлоги называются непроизводными?

Как отличить производный предлог от другой части речи?

- к предлогу нельзя поставить вопрос;

https://urok.1sept.ru/articles/646781/img2.jpg

3.Постановка проблемы.

 Формулирование учащимися темы и цели урока.  Изучение нового материала

- Сегодня, ребята, у нас новая тема и сначала предлагаю вам посмотреть на слайд. На слайде  столбики предлогов:

В                                       В течение

На                                     В продолжение

Благодаря                      Несмотря на

- Чем отличаются предлоги?

- В одном столбике предлоги простые, в другом составные.

- Кто попробует сказать, в чём отличие простых предлогов от составных?

1-й столбик это предлоги, состоящие из одного слова.

- Назовите предлог, состоящий из двух слов.

2-й столбик это предлог, состоящий из двух слов.

- Скажите, какие из этих предлогов называются простыми, а какие — составными?

Первичная проверка понимания: 

распределить слова-предлоги в три столбика. ( запись в тетради)

От, в продолжение, под, из-под, без, несмотря на, через, из-за, в течение, по причине, по-над, вследствие, перед.

                             Простые предлоги (состоят из одного слова)

Сложные предлоги (сложение двух предлогов)

    Составные предлоги (состоят из нескольких слов)

Выводы:  По своему составу предлоги делятся на простые, сложные и составные.

- Кто может сразу ответить, какие предлоги простые, а какие составные?

- Уточните, с какими видами предлогов вы сейчас познакомились, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Мы познакомились с простыми и составными предлогами. Значит, тема сегодняшнего урока:

Простые и составные предлоги.

- Открыли тетради запишем тему урока.

- Как вы думаете, каковы цели нашего урока?

( 1) познакомиться с простыми и составными предлогами,

2) научиться различать простые и составные предлоги.

3) научить находить простые и составные предлоги в речи, правильно их употреблять в тексте;

4) способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.

4.  Первичное закрепление с комментированием.

Работа с учебником

- А теперь обратимся к правилам в учебнике на стр. 141.(Дети читают правила и делают выводы по ним).

Замечание учителя: не надо принимать предлоги из-за, из-под за составные. Они состоят из одного слова, образовались путем соединения двух непроизводных предлогов. Составные же предлоги - производные.

Выполните упр.

5. Физкультминутка.  

Я буду называть предложения, а вы внимательно слушаете. (Дети все стоят.) Если я называю в предложении правильный предлог, то вы должны поднять обе руки вверх. А если я в предложении употребляю предлог неправильно, то вы должны выполнить приседание.

Волк живёт на логове.- присед.

Ваза стоит на столе. - руки вверх

Продукты покупают на магазине. присед.

Кот спит в диване. присед.

В роще пели соловьи. руки вверх

Арбузы покупают в рынке. присед.

Кроты на земле живут. присед.

Дерево сажают в почву.

В сосновом лесу много маслят. руки вверх

Утром все спешат в работу. присед

Творческое задание.

 И.И. Левитан, русский художник-пейзажист, любил рисовать лето и весну. Рассмотрите картину «Весна. Большая вода».

Спишите. Подчеркните простые и составные предлоги

 Идет март. Все чаще в течение целого дня светит солнце. По мере повышения температуры воздуха снег темнеет, оседает и тает. 
Почти неслышной и невиданной жизнью живет в эту пору едва пробудившийся лес. Прозрачно и чисто небо с высокими легкими облаками. Во время массового таяния снегов начинается половодье.

     

 

1.    Предлог – это служебная часть речи.(+)

2.    Предлоги бывают простыми и составными.(+)

3.    Предлоги могут употребляться как с одним падежом, так и с несколькими.(+)

4.    В предложении предлог является дополнением.(-)

5.  Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.(+)

6.    Предлог благодаря является производным. (+)

7. По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные и причинные. (+)

8.    Предлоги из-за, из-под пишутся через дефис(+)

9.    По происхождению предлоги могут быть производными и непроизводными. (+)

Занимательная лингвистика.

-Сейчас немного расслабимся. Прослушайте стихотворение А. Шибаева «Предлоги» и ответьте на вопрос: «В каких значениях употреблено слово предлог в стихотворении?»

Чудесный выдался денек,

 А я учу предлоги...

Я должен твердо знать урок: У нас учитель строгий!

 И я шепчу, закрыв глаза,

 Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»?

«Что значит – «за»?

 И «за», и «по» – предлоги...»

 А хорошо бы – ЗА порог И – мчаться ПО дороге!..

 Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги?

ПРЕДЛО́Г1, -а, м. Повод к чему-л., вымышленная причина.

ПРЕДЛО́Г2, -а, м. Грамм. Служебная часть речи, которая используется для связи слов в словосочетании и в предложении.

Немой диктант

 Я выполняю действия. Учащиеся после каждого записывают то, что я показываю с употреблением предлогов. После каждого действия я поднимаю руку и учащиеся начинают записывать. Затем учащиеся по очереди зачитывают свои предложения, я на доске записываю употребленные предлоги. У кого получится больше предлогов, у кого – разнообразнее?

Мои действия: Вхожу в кабинет. Подхожу к письменному столу. Отодвигаю от стола стул. Сажусь на стул. Несмотря на жару проверяю тетради. Встаю из-за стола. Выхожу из кабинета.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы много отвечали, творили, дополняли друг друга. Теперь подошло время подвести итог нашему уроку.

-Какие задания вызывали трудности?

- Какие предлоги называются простыми, а какие составными?

10.Прием «Синквейн».

Стихотворение из 5 строк, которое пишется по определенным правилам:

1 строка – одно существительное. Это тема синквейна.

2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна

3 строка – три глагола, описывающих действия по теме синквейна.

4 строка – одно предложение, выражающее свое отношение к теме.

5 строка – одно слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяющее выразить к ней личное отношение. 

Ученики зачитывают синквейны:

1.Предлоги

Простые, составные

Служат, пишутся, употребляются

Наиболее частотны в, на.

Слова.

8. Домашнее задание.

1. Выучить правило стр. 141, параграф 55

2. Написать лингвистическую сказку: В гостях у предлогов.

Приложение

Лист самооценки и оценки в работе на уроке

Фамилия  _______________ Класс__________

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) _________________________________________________________________

 2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) __________________________________________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?) __________________________________________________________________

 4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?) __________________________________________________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?) Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________ __________________________________________________________________

6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ? (активной (ным), пассивной (ным)) _________________________________________________________________

7 .Выстави себе оценку за работу на уроке по пятибалльной системе, объясни, почему выставил ту или иную отметку ______________________________ ___________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку на тему "Правописание союзов" в компьютерном классе.

Научить провописанию союзов; научиться писать союзы;отличать их от местоимений и наречий,  уметь применять знания на практике, использовать информационные  технологии:Microsoft Word , для со...

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание союзов"

Урок закрепления материала по русскому языку в 7 классе по теме: "Правописание союзов"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Отличие союзов также, тоже, чтобы от сочетаний так же, то же, что бы".

Данный урок знакомит с правописанием союзов также, тоже, чтобы,  формируя умение отличать союзы от сочетаний так же, то же,  что бы. Учит  пользоваться приёмами проверки слитного написа...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Союз" с применением новых образовательных технологий

Повторительно-обобщающий урок русского языка по теме «Союз как часть речи» проходил в форме игры-путешествия «Восхождение на пик  знаний». Урок построен на основе личностно ориентированного...

конспект по русскому языку "Простые и составные союзы" 7 класс

Объяснение нового материала по  теме "Простые и составные союзы" в 7 классе...

Конспект урока по русскому языку "Простые и составные числительные" 6 класс

Открытый урок по теме: "Простые и составные числительные" 6 класс...