Урок русского языка в 9 классе . Подготовка к написанию сочинения 9.3.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Овчинникова Валентина Владимировна

Урок русского языка в 9 классе . Подготовка к написанию сочинения 9.3. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе

Учитель: Овчинникова В.В.

Тема урока:      Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.3). Работа с определением.

Тип урока: урок развития речи

Технология: технология критического мышления, ИКТ, проблемно - поискового и дифференцированного подхода к обучению.

Цель урока: развивать навыки написания сочинения-рассуждения на морально – этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3); выстроить алгоритм работы над сочинением; учить анализировать готовые сочинения, применяя критерии проверки 9.3., создать проект сочинения 9.3. по нравственному понятию «Равнодушие»

Задачи урока:

образовательные:

  1. расширять и углублять знания о структуре сочинения-рассуждения в формате ОГЭ
  2.  развивать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения;
  3. развивать   умение   собирать   и   систематизировать материал для сочинения;
  4. развивать умение строить сочинение в определённой композиционной форме;
  5. развивать умения применять критерии оценивания сочинения-рассуждения 9.3.;
  6. расширять и углублять знания о нравственных понятиях; 

воспитательные:  

  1. прививать любовь к слову, языку; 
  2. формировать умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
  3. помочь учащимся осознать, что такое равнодушие; донести до детей мысль о том, что равнодушие – это отрицательное нравственное качество человека
  4. формировать такие нравственные качества учащихся, как доброжелательность, милосердие, отзывчивость, сопереживание, сочувствие, сострадание.

развивающие:       

1) развивать речевую культуру учеников, творческую и мыслительную активность

2) развивать память учащихся и умение пересказывать;  

3) отбирать материал для собственного текста, выражать личностно - эмоциональное отношение к теме.

3) развивать умение интерпретировать текст, выявлять смысл ключевого фрагмента текста, всего текста в целом;

4) формировать умение проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста

Методы обучения: проблемно - поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, фронтальная работа, групповая работа,

индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, осознание необходимости подготовки к ОГЭ. Самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог

Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные УУД: знание определения изученных терминов, умение работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, видеофрагмент, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему), анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания

Ход урока

I. Организационный. Этап постановки целей урока и мотивации.  

Учитель: Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Настройтесь на работу! Садитесь!

На экране три эпиграфа:

Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово.
В.Литвинов

Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.
М. Горький
Чтобы научиться писать, надо писать!
Д.Лихачев

Вопрос классу:

-Что объединяет все эти высказывания? (ответы детей)

- Так какой у нас сегодня урок? Какова тема урока? (ответы детей)

Учитель:

-Действительно, сегодня у нас урок развития речи, будем готовиться к написанию сочинения (тема урока открывается на слайде презентации).

- Давайте вспомним, какие виды сочинений включены в КИМ по русскому языку? (ответы детей)

Учитель:

-Действительно, формат экзамена предлагает нам 3 темы сочинения: 9.1.- лингвистическая тема, 9.2. - сочинение по тексту (аналитическая) и 9.3.- сочинение на этическую тему с привлечением аргументации из прочитанного текста и жизненного опыта.

- Сегодня мы работаем над сочинением 9.3.

- Как вы думает, что нам необходимо знать и уметь, чтобы успешно написать сочинение-рассуждение? (Ответы детей: структуру сочинения, критерии оценивания, нравственные понятия, умение читать и анализировать текст и умение приводить аргументы).

- Какие цели перед собой поставим?

1.Вспомнить требования к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ;

2.Повторить структуру, план сочинения-рассуждения, критерии оценивания;

3.Работать над лексическим значением слов и понятий;

4.Подготовиться к написанию сочинения, научиться строить рассуждения

5.Анализировать проделанную работу.

II.   Актуализация имеющихся знаний и пробное учебное действие.

Работа в группах

Задание №1:

Вспомните структуру сочинения-рассуждения (на столах разрезанные этапы сочинения) – необходимо их расположить по порядку.

Представитель от группы выходит к доске и прикрепляет свой этап. (1 гр.-тезис и определение; 2гр. – 1 аргумент; 3гр. -2 аргумент; 4гр. – вывод)

На доске выстраивается схема-памятка:

1. Вступление. Тезис -определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста  +  комментарий.

4. Второй пример -  аргумент из вашего жизненного опыта (из читательского) + комментарий.  

 5. Вывод.

Фронтальный опрос:

- Что представляет собой тезис, определение понятия и комментарий? (Тезис- это положение, утверждение, которое требуется доказать + его пояснение своими словами) 

- Что такое аргументы? Из текста и пример из жизненного опыта?( Аргументы- это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.)

- Является ли пример из литературы примером из жизненного опыта? (Да)

- Что такое вывод? (Вывод- это заключение, итог проведенного рассуждения)

Задание №2: Анализ текста 1.

- анализ сочинения – надо определить границы этапов. (Совместная работа в группах, ответы фиксируются на доске напротив каждого этапа)

Доброта — это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, проявление любви ко всему живому. Доброта спасает нас в трудные минуты жизни, делает нас лучше. Докажу это примерами из текста А.А. Лиханова и из жизненного опыта.

В тексте мальчик Федя переехал из своего поселка, который разрушили, дом пошел на слом, осталась одна голубятня. И тут ему сообщают, что и ее нужно ликвидировать… Федя после такой новости долго не мог прийти в себя, потом стал прощаться с голубями (предложения 12-16). А после он поджег голубятню, но не смог бросить птиц: «Голуби! Разве их можно бросать? Разве он имел такое право? Кто-то там сказал, какой-то мудрец: мы отвечаем за тех, кого приручили. Он отвечает за голубей». Поведение мальчика, его мысли, чувства — все это говорит о его доброте. Федя проявлял любовь, сострадание к этим птицам.

Говоря о доброте, я сразу вспоминаю Дину, героиню рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Она тоже стремилась делать добро по отношению к Жилину, отзывалась на его просьбы, рискуя, помогла ему выбраться из плена. Благодаря ее доброте Жилин вернулся на родину.

Таким образом, доброта- это стремление делать добро, отзывчивость, проявление любви.

- Как бы вы оценили данное сочинение? Вспомним критерии оценивания (слайд)

Задание №3: Анализ текста 2. Критерии оценивания сочинения 9.3.

2 Совесть — это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. Докажу это примерами из текста Р. Погодина и из своего жизненного опыта.  – 1б

В приведенном отрывке мальчик Мишка поступил подло: отобрал у Коли Григорьева альбом, который он собирался подарить учительнице. Мишка скомкал первую страницу альбома, вырвал из него картинки и раздал их ребятам, а самого Колю обозвал подхалимом. Но потом мальчишка понял, что поступил плохо, особенно когда узнал, что этот альбом Коля хотел подарить старенькой учительнице в благодарность за то, что она помогала ему с уроками во время его болезни. В Мишке вовремя заговорила совесть, поэтому ему удалось многое исправить.  – 2б (аргумент из текста)

Таким образом, совесть — это наш внутренний судья, наш внутренний голос, который помогает нам понять, что мы совершили или можем совершить плохой поступок. Главное, вовремя прислушаться к нему, чтобы избежать негативных последствий. 

- Анализ сочинения по критериям: - Что отсутствует? (комментарий к понятию; нет аргумента из жизни); С3К3 – 2б; С3К4 – 1б (отсутствует аргумент) – ВСЕГО – 6 баллов

III. Выявление места и причины затруднения.

Учитель:

- Ребята, скажите, что на ваш взгляд, самое трудное в сочинении 9.3? С чем могут возникнуть особые трудности? (с определением понятию) Что такое мечта? Жизненные ценности?  Фантазия? Настоящее искусство? Авторитет, воображение, внутренний мир? Нравственный выбор и т.д. Всё это - возможные темы сочинений. Учёные говорят, что проще всего дать определение существительному, обозначающему конкретные предметы, труднее объяснить смысл абстрактного существительного, а именно такие слова и даются на экзамене.

 Есть такое понятие «боязнь чистого листа», когда человек не знает с чего начать, боится, что может не получиться или получится плохо.  Сегодня мы постараемся побороть этот страх и научимся способам, которые помогут вам начать сочинение 9.3.

Но прежде нам нужно определиться с понятием, над которым мы будем работать сегодня. Посмотрите на экран. ( Просмотр видеоролика)

Учитель:

- Так с каким понятием мы будем работать сегодня? ( безразличие, равнодушие)

-Ребята, если бы вас попросили  изобразить равнодушие (в виде скульптуры или рисунка, например), как бы вы это сделали? (ответы детей)

Учитель:

-В самом центре Москвы в парке на Болотной площади расположился один из скандальных памятников столицы, который так и называется «Дети – жертвы пороков взрослых». Это целая скульптурная композиция, состоящая из 15 скульптур. Появилась она на этом месте 2 сентября 2001 года.

Автор памятника, скульптор Михаил Шемякин, говорил, что эту композицию он придумал для того, чтобы люди задумались о своей жизни и спасении будущего поколения.

В самом центре композиции находятся двое детей, мальчик и девочка, лет десяти, которые то ли играют в мячик, то ли в прятки. Рядом лежат книжки со сказками. Они не видят, что происходит вокруг, так как глаза их завязаны.

А вот окружают этих безмятежных ребятишек страшные и уродливые фигуры, олицетворяющие собой те или иные людские пороки. Они могут завладеть детскими душами и развратить их навсегда.

Лжеученость, невежество, садизм, нищета, война, беспамятство и др. А в самом центре фигура Равнодушия  в виде саркофага (саркофаг – потому что равнодушный человек – человек с мертвой душой)  с четырьмя руками. Двумя из них она затыкает уши, а две других скрещены на груди в знак безразличия к происходящему. Глаза её закрыты.

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Учитель:

- Ребята,  давайте сформулируем определение сострадания. Чтобы это сделать вам было легче, я познакомлю вас со способами толкования слов.

Дать толкование слова – это значит раскрыть понятие, дать характеристику, сказать другими словами, определить смысл слова.

(Слайд) СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА.

  1. 1) Описательный способ - раскрытие содержания понятия через родовое понятие и отличительных признаков этого понятия.  Каждое из искомых определения можно отнести к группе: термин, понятие, качество, свойство, состояние, нравственная характеристика. Доброта - это качество человека, который искренне и бескорыстно желает сделать что-нибудь хорошее другому.  Или  Доброта – положительное свойство личности, проявляющееся в неравнодушии к окружающим 
  2. Синонимический способ заключается в подборе синонимов, наиболее полно раскрывающих лексическое значение слова.  Добрый человек – любящий, чуткий, заботливый, способный к сопереживанию
  3. Отрицательного определения (с помощью антонимов).  Это путь указания на свойства предмета, которые у него отсутствуют.  Добрый человек – тот, кто лишён чёрствости и эгоизма.
  4. Отсылочный способ.  Милосердие – то же , что сострадание

V. Первичное усвоение новых знаний

Задание для групп: каждой группе дается таблица с готовыми определениями, задача - соотнести понятие и способ его толкования

Значение слова/понятия

Способы толкования значения слова

1. Равнодушный – черствый, бездушный, нечуткий, бессердечный, безразличный, безучастный, невнимательный.

А. Способ отрицательного определения

2. Равнодушие – это то же самое, что и духовная слепота.

Б. Синонимический способ

3. Равнодушие - это отрицательное нравственное качество человека, которое заключается в нежелании помочь кому-либо, в игнорировании чьих-либо интересов.

В. Отсылочный способ

4. Равнодушие -отсутствие у человека сопереживания, сочувствия, сострадания, душевного тепла по отношению к окружающим.

Г. Описательный способ

Проверка по ключу (слайд)

Ключ: 1Б 2В 3Г 4 А

VI. Включение в систему знаний.

Учитель:

- Достаточно ли дать определение понятию, чтобы получить максимальное количествово баллов – 2 ? Вернитесь к критериям оценки, посмотрите на структуру сочинения (на доске)  (нет, нужен еще комментарий)

- Что такое комментарий?  Комментарий,  самое главное, должен подходить к вашим последующим аргументам. Как его написать? Можно раскрыть актуальность рассматриваемого термина  (например, милосердие – это то, чего не хватает в современном обществе) , это может быть анализ многозначности понятия (любовь, бывает разная, например…)  или соотнесение с другими понятиями.

Вспомним ролик, который я показала вам в начале урока. "Нам всё равно / We couldn't care less" Артём Шамбалёв его автор. Эта короткометражка была создана специально, чтобы показать, в каком мире безразличия  мы живём. Как вам кажется, в чем заключается идея ролика? ( идея ролика заключается в том, что люди, равнодушные к чужой беде, сами могут оказаться на месте тех, кому  нужна будет помощь. И очень страшно, что помощь может и не прийти. А значит – нужно помогать людям, не проходить мимо чужой беды, иначе ты сам становишься соучастником преступления).  

Ребята, а как вы думаете, почему человек проявляет равнодушие к беде, страданиям, проблемам другого?  ( нежелание загружать себя проблемами - черствость души и сердца-эгоизм, - неспособность людей к милосердию и сочувствию).

- Я хочу вас познакомить со стихотворением. Прочитаем его выразительно. (слайд)

Сколько их, равнодушных вокруг?

Что чужую беду не заметив,

Безучастно пройдут, вспомнив вдруг,

Что добра не бывает на свете.

Равнодушие - душам вредит,

В нём душа загнивает и тлеет.

Для бездушных, жизнь словно кредит,

Жизнь живут, но она их не греет.

-Какие слова\словосочентания из стихотворения могут пригодиться вам для формулировки определения и комментария? (чужую беду не заметив, безучастно пройдут, равнодушие - душам вредит, в нём душа загнивает и тлеет) 

V II.  Творческая практическая деятельность учащихся

Задание: Теперь, ребята, попробуйте написать комментарий, в помощь вам содержание ролика, строки из стихотворения, все ваши мысли, возникшие после)  

Самостоятельная работа.

Заслушать несколько комментариев.

Пример ответа: Равнодушие – это негативное качество личности, которое характеризуется безразличным отношением к чужим бедам и неприятностям. Это очень опасное свойство, потому что равнодушные люди наносят пусть не прямой, но косвенный вред жертвам жестокости, находящимся в опасности. Поэтому всегда, являясь свидетелем какого-либо происшествия, необходимо помочь человеку или животному, находящемуся в беде

VIII. Рефлексия

- Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке? А теперь попробуйте продолжить фразы.

Я познакомился...

Было непросто...

У меня получилось...

Хотелось бы...

IX. Комментирование домашнего задания.

(Вернуться к схеме-памятке по структуре сочинения, которую составили в начале урока).

Учитель:

- Ребята, посмотрите на схему. Как видите, мы только в самом начале пути работы над сочинением, сегодня разобрали только первый пункт (понятие и комментарии). Дома вы прочитаете текст Ю.П. Вяземского и  попробуете пойти дальше: приведёте аргумент из текста на тему «равнодушие», подумаете, в каких произведениях художественной литературы также поднимается эта тема.

X. Итог урока. Выставление оценок.

Всем спасибо за работу.  Закончить наш урок мне хотелось бы словами:

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живет в нас состраданье,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправданье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...

Урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий

Вашему вниманию представляется урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий. В файле полный пример урока с комме...

Факультативное занятие по русскому языку 9 класс. Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Материал, который предложен учащимся на факультативе, дает возможность отработать правильное построение сочинений-рассуждений на лингвистическую тему, углубить знание в изучениии трех видов рассуждени...

Конспект урока русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).

Конспект урока русского языка  по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ)....

Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.

Цели урока :·        Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.·        Развивать монологическую  речь учащихся...

Программа элективного курса по русскому языку 11 класс "Подготовка к ЕГЭ: сочинение - рассуждение".

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ: сочинение-рассуждение» содержит систематизированные  теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения на экзамене, а также задания и метод...

конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"

конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...