Презентация к уроку русского языка "Сочинительные и подчинительные союзы"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)

Попова Татьяна Сергеевна

Презентация к уроку русского языка "Сочинительные и подчинительные союзы". В ходе урока учащиеся должны научиться:
- отличать сочинительные и подчинительные союзы
- разграничивать виды союзных предложений
- пунктуационно правильно оформлять предложение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok7.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 7 класс

Слайд 2

Закончите фразы: Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и … К служебным частям речи относятся … Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это … Союзы бывают … служебные. предлоги, союзы, частицы. союз. простыми и составными.

Слайд 3

Распределите союзы по группам ( по составу) И , оттого что, но , да, потому что, зато , однако, или , так как, либо , как будто, тоже, то есть, что, чтобы , а , где, когда, пока, поэтому , как, словно, точно, будто

Слайд 4

простые составные И, но, да, зато, однако, или, либо, тоже, что, чтобы, а, где, когда, пока, поэтому, как, словно, точно, будто Оттого что, потому что, так как, как будто, то есть

Слайд 5

Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите тип предложения. Человек (не) р… ждается , а ст … новит … ся тем, кто он есть. ( Гельвеций)

Слайд 6

Человек не рождается, а становится тем, кто он есть. (сложноподчиненное предложение). ( Гельвеций)

Слайд 7

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

Слайд 8

Цели: - научиться отличать сочинительные и подчинительные союзы - научиться разграничивать виды союзных предложений -уметь пунктуационно правильно оформлять предложение.

Слайд 9

М. Шолохов

Слайд 11

Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. 2.Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. 3. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. 4. Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко , глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. 5. Я сбоку взглянул на него [ Соколова ] , и мне стало не по себе... 6.Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом , накопленные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?

Слайд 12

Найдите в тексте примеры предложений и впишите их в таблицу. Сделайте вывод. Как называются такие союзы? А сложные предложения? С какой целью мы выполняли данное задание? союзы союзы Соединяют однородные члены предложения. Соединяют главную и придаточную части предложения в сложном. Соединяют равноправные по смыслу части сложного предложения.

Слайд 13

Сочинительные союзы Подчинительные союзы Соединяют однородные члены предложения. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Соединяют главную и придаточную части предложения в сложном. (Сложноподчиненные предложения) Соединяют равноправные по смыслу части сложного предложения. ( Сложносочиненные предложения) Я сбоку взглянул на него , и мне стало не по себе… Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина.

Слайд 14

Сочинительные союзы И, а, но, да, зато, однако, же, то-то, или, либо, не то- не то, тоже, также .

Слайд 15

Подчинительные союзы Что, чтобы, потому что, оттого что, где, когда, затем, пока, если, если бы, поэтому, так как, как, словно, точно, будто, как будто, то есть…

Слайд 16

Задание по группам 1.Когда мы вернулись в деревню уже все спали. 2. Веет теплый ветер и легкий пар клубится у реки. 1. Все время доносился отдаленный рокот а земля под ногами вздрагивала. 2. Наталья Саввишна никак не могла понять что Карл Иванович уехал 1. На левом фланге куда звал меня Бурцев происходило жаркое дело. 2.По улицам бродили только куры да изредка выла собака. 1. Мы пошли по лосиному следу и вскоре увидели что дорога эта ведет в болота. 2. Ребята поднялись на холм где находился их лагерь.

Слайд 17

Физкультминутка Тренировка для глаз, для улучшения зрения.mp4

Слайд 18

В ставить пропущенные буквы, знаки препинания. 1.Определить вид союзов по составу. 2.Определить вид союзов по значению. 3. Определить тип предложения. 4.Составить схемы предложений. Вскоре я увид …л как из(за) крайних дворов хутора вышел на д…рогу мужчина. 2.Он вел за руку маленького мальч … ка , судя по росту - лет пяти-шести, не больше. 3. Они устало брели по напр… влению к п.. реправе но пор.. внявшись с машиной повернули ко мне. 4. Глядя мне прямо в глаза светлыми какнебушко глазами чуть-чуть улыбаясь мальчик смело прот .. нул мне розовую холодную руч .. нку .

Слайд 19

Домашнее задание Подберите из художественной литературы 10 предложений с сочинительными и подчинительными союзами.

Слайд 20

Рефлексия. Я оцениваю свои знания данной темы на ___ Я смогу безошибочно найти союзы _________ Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы____ Я смогу объяснить товарищу данную тему____ Я ставлю себе оценку за работу на уроке_____ Оценка по шкале от «2» до «5

Слайд 22

СПАСИБО ЗА УРОК !!!

Слайд 23

Спишите, расставьте недостающие знаки препинания, укажите типы союзов. 1.По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла и в ней пропадают очертания низких берегов. 2. Вечерняя заря начинается когда солнце уже заходит за край земли. 3. Река сверкала то голубым то зеленым светом. 4. Накануне выглянуло солнце но дороги еще не совсем просохли.

Слайд 24

Спишите, расставьте недостающие знаки препинания, укажите типы союзов. 5. Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору ( ) с которой было видно всю окрестность. 6. Слуга вышел и объявил ( ) что лошади готовы

Слайд 25

Запишем предложения Ребята очень устали, но работа была еще не закончена. [ ] , но [ ] . Путешественники приблизились к роднику, чтобы напиться воды. [ ] , ( чтобы).

Слайд 26

Вариант 1 Вариант 2 1.Когда мы вернулись в деревню, уже все спали. 2.Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки. 3.Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала. 4.Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал. 5.На левом фланге, куда звал меня Бурцев, происходило жаркое дело. 1.По улицам бродили только куры, да изредка выла собака. 2.Мы пошли по лосиному следу и вскоре увидели, что дорога эта ведет в болота. 3.Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь. 4.Солнце уже зашло, и по низким луговым местам все затопил туман. 5.Лесник, у которого мы остановились на ночлег, рассказал нам много нового об этих местах.

Слайд 27

Проверим 1. (Когда), [ ]. 2. [ ] , и [ ] . 3. [ ] , а [ ] . 4. [ ] , ( что). 5. [ ( куда) ] . 1. [ ] , да [ ] . 2. [ ] , ( что). 3. [ ] , ( где). 4. [ ] , и [ ] . 5. [ ( у которого) ] .

Слайд 28

Поработаем устно 1.Если хочешь много знать, надо мало спать. 2. Не учась и лаптя не сплетешь. 3. Делу время, а потехе час. 4. Неразумного учить, что в бездонную бочку воду лить. 5. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать. 6. Корень учения горек, да плод его сладок.

Слайд 29

Озаглавьте текст 1.Вдруг среди шорохов и всплесков послышались тревожащие своей необыочностью звуки. 2. Было похоже, что где-то совсем близко играла крошечная скрипка.3. Звуки мелодии были так слабы, что порывы ветра иногда обрывали , как паутинку, эту тонкую ниточку загадочной трели. 4. Прислушавшись, я уловил закономерную связь между скрипачом и ветром: стоило ветру немного утихнуть, как скрипка переходила на более низкие ноты, звук становился густым, и в нем отчетливо улавливался тембр.

Слайд 30

Озаглавьте текст 5.Когда же ветер усиливался, звуки забирались все выше и выше, они становились острыми, как жало, скрипка плакала и всхлипывала.6.Наконец я установил, что звуки исходили из засыпанной раковины на гребне песчаного холмика. 7. Я осторожно взял раковину, чтобы посмотреть повнимательнее, но ничего особенного не нашел. 8. Я положил ее на прежнее место и приготовился слушать, но раковина-музыкант молчала.

Слайд 31

Озаглавьте текст 9. Похоже, что она рассердилась за то, что ее бесцеремонно потревожили, и ожидала, пока я снова уйду.

Слайд 32

Задания к тексту Определите тип и стиль речи. Докажите свое мнение. 1.Из предложений 5-8 выпишите слово (слова) с чередующейся гласной в корне слова. 2.Из предложения 6 выпишите слово, соответствующее орфограмее правописание приставок на з-\с-. 3.Из предложений 1-4 выпишите действительное причастие настоящего времени.

Слайд 33

Задания к тексту 4.Выпишите из текста все сочинительные союзы 5.Выпишите из текста все подчинительные союзы 6.Из предложений 3-5 выпишите сравнения. 7.Найдите предложение, соответствующее схеме [ (чтобы) ] и укажите его номер. 8.Укажите кол-во грамматических основ в 4 предложении.

Слайд 34

Проверь себя 1. Забирались, положил. 2. Исходил. 3. Тревожащие 4. И, но. 5. Что, как, когда, чтобы, пока. 6. Как паутинку, острым, как жало. 7. 7 8. 5

Слайд 35

ТЕСТ 1.Служебня часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного, называется: А) союз Б) предлог В) частица

Слайд 36

Тест 2. Укажите неверное утверждение . Союзы делятся на: А) сочинительные и подчинительные Б) простые и составные В) производные и непроизводные

Слайд 37

ТЕСТ 3. Выберите ответ, где все слова в ряду- союзы: А) как, который, и Б) за, да, чтобы В) потому что, зато, но.

Слайд 38

Тест 4. Укажите вариант ответа, в котором все союзы сочинительные: А) где, зато, также Б) и, однако, же В) что, когда, да

Слайд 39

Тест 5. Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.) А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться. Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется. В) Я вернусь и все вам расскажу.

Слайд 40

Тест 6. Укажите сложносочиненное предложение: А) Мы не могли идти дальше, потому что заблудились. Б) Никто не знал пути домой и мы долго искали дорогу. В) Наш отряд только вчера узнал, что опасность миновала.

Слайд 41

Тест 7. Укажите сложноподчиненное предложение: А) Когда над тайгой спустился туман, я подплыл к берегу. Б) Воробьи взметнулись стайкой и рассыпались вдали. В) За окном было холодно и вскоре пошел сильный дождь.

Слайд 42

Проверь себя 1. А 2. В 3. В 4. Б 5. В 6. Б 7. А

Слайд 43

СПАСИБО за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи

Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи Предмет: Русский язык.Класс: 7 класс.Тип урока: УРОК – ОБОБЩЕНИЕУчебник под редакц...

Презентация к уроку "Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи"

Презентация к технологической карте урока "Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи"...

Урок-путешествие. "Сочинительные и подчинительные союзы" 7 класс

Урок-путешествие. "Сочинительные и подчинительные союзы" 7 класс...

презентация к уроку русского языка в 7 классе "Союзы сочинительные и подчинительные"

презентация предполагает  решение следующих задач: 1. познакомиться с группами сочинительных и подчинительных союзов; 2. научиться их разграничивать: 3. выработать навык постановки запятой в слож...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Подчинительные союзы"

Материал предназначен для проведения урока русского языка в 7 классе на тему "Подчинительные союзы". Презентация содержит основные материалы для проведения урока....

Презентация к уроку русского языка по теме "Союзы" 7 класс

Презентация к уроку  русского языка по теме "Союзы" 7 класс...

Презентация к уроку русского языка по теме "Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении", 9 класс

Данная презентация содержит комплекс заданий, позволяющих отработать особености союзных слов, их отличия от подчинительных союзов и роль в предложении....