Комплексный анализ текста. Материалы для 6 класса
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Никифорова Татьяна Алексеевна

варианты текстов с заданиями для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_11.doc26 КБ
Microsoft Office document icon tekst_12.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon tekst_13.doc25 КБ
Microsoft Office document icon tekst_14.doc26 КБ
Microsoft Office document icon tekst_16.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Текст 11.

_________________________________________________.

   Розовый куст, на котором ра(с;з)цвела роза, рос в небольшом полукруглом цв…тнике перед дер…венским домом. Цв…тник был очень запущен; сорные травы густо разр…слись по старым, вросшим в землю клумбам и по доро…кам, которые уже давно никто (не) чист…л и (не) посыпал п…ском. Деревянная реш…тка совсем облезла, ра…ссохлась и развалилась; пики ра(с;з)тащили для игры в солдаты дер…венские мальчишки… Крапива зан…мала целый угол цв…тника. Она служила фоном для нежн… и роскошн… бледн… цв…тка розы.

    Она ра(с;з)пустилась в хорош… майск… утро. Когда она ра(с;з)крыла свои л…пестки, ул…тевшая утренняя р…са оставила на них несколько чистых, пр…зрачных сл…зинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это пр…красное утро.

(По Н. Гаршину.)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Стиль текста.____________________________________________________
  3. Тип текста_______________________________________________________
  4. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  5. Произведите фонетический разбор слова вокруг._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Определите, являются ли слова цветник и клумба синонимами. Чтобы выяснить это, определите лексическое значение каждого из слов. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Разберите по составу слова: (по) дорожкам      мальчики        сл…зинок.
  8. Выпишите из текста слова и объясните условие выбора в них орфограммы «Буквы З и С на конце приставок». ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  9. Произведите морфологический разбор имени существительного.                         I.(Рос в) цв…тнике ______________________________________________________  II._____________________________________________________________________________________________________________________________________________ III._____________________________________________________________________
  10. Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения, соединённые союзами.
  11. Произведите синтаксический разбор предложения.                                           Крапива зан…мала целый угол цв…тника. _______________________________________________________________________
  12. Составьте описание розы в научном стиле. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

Текст 12.

_________________________________________________.

      Не для всех людей понятна и доступна кр…сота и чудес(?)ная прелесть северной пр…роды. Любителям шумных пляжей (с;з)десь нечего делать.

     В пр…странствах тундры бе(с;з)помощным и покинутым чу…ствует себя городской человек. Не по душе пр…дёт…ся ему житьё в х…лодной п…латке, т…жёлые длительные пер…ходы. Горе неопытному человеку, если он отправит…ся даже в недолгое пут…шествие в этот незнакомый край. В тяжкое опас…Ное пол…жжение риску…т он попасть. Такому пут…шественнику  ле…ко заблудит…ся в бе(с;з)крайней тундре, где (ре(с;з)ко меняет…ся погода и т…мпература. (С;З)десь нужны сметка, острая наблюдательность. Случалось, что легкомысленные и ненаблюдательные люди поп…дали в см…ртельную б…ду.

(По И. Соколову-Микитову.)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Тема текста__________________________________________________________
  3. Основная мысль текста ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Стиль текста.____________________________________________________
  5. Тип текста_______________________________________________________
  6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  7. Произведите фонетический разбор слова                                                                  себя-_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  8. Определите лексическое значение слова сметка-______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  9. Найдите и выпишите из текста однокоренное слово к слову пут…шествие , разберите данные слова по составу: _______________________________________________________________________
  10. Найдите в тексте имена существительные и определите их склонение.
  11. Произведите морфологический разбор одного имени существительного 3-го склон.                         I.______________________________________________________________________  II._____________________________________________________________________________________________________________________________________________ III._____________________________________________________________________
  12. Выпишите из текста первое предложение и сделайте его синтаксический разбор: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


















Предварительный просмотр:

Текст 13.

_________________________________________________.

   Как должен вести себя хозяин, чтобы гостям было в его доме хорошо?

   Прежде всего хозяин должен быть пр…ветливым. Радушно встретить гостя помоч… ему раздет…ся пр…гласить в комнату занять и развлеч… его.

    Надо заранее подумать не только о том, чем уг…стить своих друзей но и как занять их. (Не) следует ж…леть для гостей книг марок игрушек а также врем…ни, которое вы затратили, чтобы пр…нять их хорошо.

     Надо быть тактич…ным. Хозяин должен (не) зам…чать случайных промахов гостя (не) нач…нать  разговоров на напр…ятную для него тему (не) устраивать таких игр и развл…чений, где хозяин будет выгл…деть молодцом а гость – (не) умехой.

    Хозяин должен быть ровным и вежливым, не показывать гостям плохого настр…ения или (не) довольства чем-нибудь.

 (По Б. Бушелевой.)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Докажите, что это текст. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Тема текста__________________________________________________________
  4. Основная мысль текста ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Стиль текста.____________________________________________________
  6. Тип текста_______________________________________________________
  7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  8. Выпишите из текста 2-3 слова, в которых:                                                                 букв больше, чем звуков__________________________________________________ звуков больше, чем букв__________________________________________________
  9. Найдите в тексте ответ на вопрос: что значит быть тактичным?  Ответ подчеркните в тексте одной чертой.
  10. Как надо писать слова (не) умеха, (не) довольство? Сформулируйте правило: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  11. Разберите по составу следующие слова: пр…ветливым   разговоров   выгл…деть
  12. Найдите в тексте разносклоняемое существительное и произведите его морфологический разбор:                        I.______________________________________________________________________  II._____________________________________________________________________________________________________________________________________________ III._____________________________________________________________________
  13. Подчеркните в тексте однородные члены предложения, выраженные именами существительными.














Предварительный просмотр:

Текст 14.

_________________________________________________.

Побывал я однажды в стр…не,

Где и(с;з)чезла ч…стица  не.

Посм…трел я вокруг с доумением:

Что за лепое пол…жение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всём была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цв…ли забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная

И, в…ляя хв…стом, уклюже

Проб…гала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, пр…чёсанный ряха,

А за ряхой по травке свеж…й

Шли суразный дотёпа и вежа.

А из школы, взявшись за руч…ки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только (во) сне

Есть стр…на без ч…стицы  не.

(С.М. Бондаренко.)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Основная мысль текста ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Стиль текста.____________________________________________________
  4. Тип текста_______________________________________________________
  5. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  6. Произведите фонетический разбор слова                                                                  стояла-_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Выпишите из текста слова, состоящие из следующих морфем:                           корень,окончание:  _______________________________________________________________________приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание: _______________________________________________________________________
  8. Найдите в стихотворении слова, которые неправильно употреблены без не , выпишите  их, исправив ошибки, и сформулируйте правило:  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  9. Произведите морфологический разбор одного имени существительного.                         I.______________________________________________________________________  II._____________________________________________________________________________________________________________________________________________ III._____________________________________________________________________














Предварительный просмотр:

Текст 16.

_________________________________________________.

         Встречает…ся эта кр…савица лишь в отдельных районах страны: на севере  восточной Сибир… на восток… (полу) острова Таймыр в Магаданской област… . Зиму…т она в Беринговом мор… и в Северном Л…довитом океан… .

      (Не) велика эта птица, чуть больше голубя, нежна на вид, хрупка а вот пр…способилась к суровым условиям вечного холода. Эта п…рнатая «роза» - уд…вительное укр…шение нашего Севера. Среди льдов снежных п…лей ч…рных разводий вдруг пролета…т или Ра(с;з)хажива…т а то и колыш…т…ся на волнах птица с ч…рным об…дочком на шейк… . На спинк… у неё (пепельно) серая накидочка а сама в бел…снежном платье с (ярко) розовым о…тенком. Головка, как у голубка,  с ч…рным клюв…ком, хвост клин…шком и (ярко) красные ободочки-колечки вокруг глаз и красные лапки.

     Диво а не птица.

 (Ю. Захаров.)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Докажите, что это текст. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Тема текста _____________________________________________________________
  4. Основная мысль текста _______________________________________________________________________
  5. Стиль текста.____________________________________________________
  6. Тип текста_______________________________________________________
  7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  8. Произведите фонетический разбор слова                                                                  вдруг-___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  9. Выпишите из текста примеры эпитетов: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  10. Определите лексическое значение выделенного слова: (среди ч…рных) разводий - _______________________________________________________________________
  11. Разберите слова по составу: восточной   ледовитом   (в) белоснежном
  12. Произведите морфологический разбор одного имени прилагательного:                         I.______________________________________________________________________  II._____________________________________________________________________________________________________________________________________________ III._____________________________________________________________________
  13. Сделайте синтаксический разбор предложения Зиму…т она в Беринговом мор… и в Северном  Л…довитом океан… . _______________________________________________________________________
  14. Объясните постановку тире в выделенном предложении: ________________________________________________________________________
  15. Используя данный текст, составьте описание этой птицы в научном стиле. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "Комплексный анализ текста" для 11 класса

Элективный курс «Комплексный анализ текста»  предназначен для  учащихся 11 класса и рассчитан на 17 часов.     В рамках курса осуществляется взаимосвязь теории и практики...

Комплексный анализ текста в 6 классе.

Считаю очень полезной и удобной работу с комплексным анализом текста. Такую работу провожу 1 урок в неделю. Работа с одним текстом рассчитана на 1 урок. Работа учащихся оценивается по правильности вып...

Комплексный анализ текста в 7 классе

Считаю очень полезной и удобной работу с комплексным анализом текста. Такую работу провожу 1 урок в неделю. Работа с одним текстом рассчитана на 1 урок. Работа учащихся оценивается по правильности вып...

Комплексный анализ текста, 5 - 6 классы

Данные дидактические материалы полностью соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту ( второго поколения).Карточки «Комплексный анализ текста» могут быть полезным дополнение...

Комплексный анализ текста в 7 классе (материалы)

Представленный материал рекомендован в качестве обобщающего контроля и самостоятельной работы учащихся...

Текст с заданиями для комплексного анализа текста 9-11 класс

Проверочная работа для проверки знаний по орфографии и пунктуации, вопросы к тексту ориентированы на проверку знаний по всем ранее изученным темам за курс 5-9 классов...

Комплексный анализ текста. Материалы для 5 класса

Содержатся варианты работ, которые можно использовать для работы на уроках, домашнего задания, элективных курсов...