Подготовка к заданию 23 ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Акиньшина Анна Геннадьевна

подготовка к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23_ege.docx23.38 КБ
Файл zadanie_23_ege_po_russkomu_yazyku_.pptx223.24 КБ

Предварительный просмотр:

  1. 1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. 
    (9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз? 
    (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица». 
    (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать. 
    «(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король. 
    (21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. 
    (23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе. 

    Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 

    1) В предложениях 1–4 представлено повествование.  
    2) В предложениях 9–10 представлено описание. 
    3) Предложение 13 поясняет содержание предложения 12. 
    4) Предложения 17–18 объясняют содержание предложения 16. 
    5) В предложениях 21–23 содержится рассуждение. 

  1. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности – слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому. 
    (11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь – единоборство. 
    (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. 
    (44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки 
    (57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. 

    Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 

    1) В предложениях 7–10 содержится рассуждение. 
    2) В предложениях 11–14 представлено повествование. 
    3) В предложении 30 представлено описание. 
    4) В предложениях 44–45 представлено повествование. 
    5) Предложения 57–58 содержат рассуждение. 

  1. (1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3)Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя проваленными боками. (4)Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5)Для человека подобные подвиги − блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе. 
    (19)Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики, и решил, что она объясняет всё. (20)И она действительно всё мне тогда объяснила. 
    (27)Это свойство − соглашаться с собеседником не тогда, когда всё понял, а когда ничего не понял, − видимо, заложено во мне от природы. (28)Житейски оно мне всегда мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. (29)Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: я запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным. (30)Жизнь требует от человека не ответов, а желания искать их. 
    (31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. 

    Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 

    1) Содержание предложений 2–5 поясняет содержание предложения 1. 
    2) В предложениях 19–20 представлено описание. 
    3) В предложениях 27–29 представлено рассуждение. 
    4) Предложение 30 объясняет содержание предложения 29. 
    5) Предложения 31 и 32 противопоставлены по содержанию. 

  1. (3)Она сказала мне однажды: 
    – В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни. 
    (10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных. 
    (31)Чего он боится? (32)Ведь летя с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести? 
    (40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу. 
    (50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно. 

    Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 

    1) В предложениях 3–9 представлено повествование.  
    2) В предложениях 12–13 содержится ответ на вопросы, поставленные в предложениях 10–11. 
    3) В предложениях 31–35 содержится рассуждение. 
    4) В предложениях 40–42 представлено рассуждение. 
    5) В предложениях 50–53 представлено описание. 

  1. (4)Судно новое построили. (5)Только отошли от родного завода – котел вышел из строя. (6)Не возвращаться же. (7)Только ведь вышли. 
    (8)Два паренька, обмотав друг друга чем попало и непрерывно поливая один другого и вдвоем сами себя, влезли в котел, в невыносимый жар, и спасли престиж тех, кто ставил этот котел. (9)В огонь и воду идут наши ребята, если надо. 
    (23)Недавно снова прорвало. (24)Теперь кинохроника заранее подъехала. (25)Водопровод бьет фонтаном. (26)Юпитера горят. (27)К девяти солдата привезли. (28)Скромный паренек, опять заткнул. 

    (57)И кто, вы думаете, разгреб кирпич и вытащил приемо-сдаточную комиссию с отличными оценками за качество строительства? (58)Наш водитель троллейбуса. 
    (63)Вы слушаете и думаете: где-то рвануло, где-то упало, где-то сломалось. (64)И всегда найдется он. (65)Он вытащит. (66)Он влезет. (67)Он спасет. (68)Хорошо, если заметят. (69)А сколько их, безвестных, лежит под машинами в снег, в дождь на дорогах наших. (70)Конечно, с запчастями, слесарями, с передвижными мастерскими каждый дурак сумеет, а ты так – в холод, в зной. (71)За пятьсот километров от Усть-Улыча, за триста до Магадана один с гаечным ключом. (72)Вот ты и опять герой. (73)Только ты этого не знаешь и не знаешь, сколько всего разного держится на твоем героизме. (74)Потому что иногда подвиг одного – это преступление другого. (75)Жаль только, нет фотографий подлинных «виновников торжества». 

    Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера этих ответов. 

    1) В предложении 58 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 57. 
    2) Предложение 9 представляет собой следствие из предложения 8. 
    3) В предложениях 63-75 представлено рассуждение. 
    4) В предложениях 23-28 представлено повествование. 
    5) Предложение 4-7 содержит элементы описания. 

  1. (8)Я строил из песка дома, которые разрушались каждый раз, когда мимо проходил речной теплоход или большая баржа. (9)Часами лёжа на берегу, я видел отблеск солнца в стёклах с той стороны канала, далёкие деревянные заборы, пыльную зелень фруктовых садов. 
    (13)Мысль о том, что я сделаю это сейчас, наполнила меня неожиданной радостью. (14)Я понял: сделав это, я пересеку границу между собой нынешним и собой прошлым, и это будет значить, что тот мальчик и я – один и тот же человек. 
    (16)Предвкушая его, я поехал медленно. (17)Уже почти добравшись до цели, я заметил странность: шоссе расширялось и уходило вправо от того места, где лежало раньше. (18)А потом я увидел новый бетонный мост, по которому оно теперь шло. 
    (21)Но у меня есть подозрение, что Лета – это не те воды, в которые мы вступаем после смерти, а река, через которую мы переплавляемся при жизни. (22)Мост у нас под ногами. (23)Но есть ли берега? (24)Границы, по которой я иду, я не помню. 


    Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 

    1) В предложении 9 представлено описание. 
    2) В предложении 24 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 23. 
    3) В предложении 14 объясняется причина того, о чем говорится в предложении 13. 
    4) В предложениях 16-18 представлено повествование. 
    5) В предложениях 8-9 представлено рассуждение. 

  1. 3)Разговариваем, а мне удивительно, как это, около самых книг сидя, человек не взглянет пристально на редкости. 
    (5)И вижу – человек не настоящий. (6)То есть, конечно, хороший человек и в своих интересах весьма обстоятельный, при синем галстуке, носки с должной просинью и пробор на волосах, все отлично, – но не нашего полета, не из книголюбов. 
    (10)«Неужто, – говорит, – у вас есть третий том словаря Геннади?» (11)И тут я весь как бы в сиянье счастья, потому что этого человека я скоро не отпущу, дам ему понюхать и Губерти, и Бурцева, и Сопикова, и Обольянинова, и какая у меня грамматика издания Академии, и стопочка песенников от Ильинских ворот, и найдется гравюрка великого Уткина, и снегиревское писанье о лубочных картинках, и кое-что по части книжного знака, а в заключенье развяжу бантики самодельной папочки и поражу человека моей гордостью – «Щеголеватой аптекой». 
    (14)И ему хочется больше порассказать, и я тороплюсь выложить свое, – и не можем наговориться, так что в дверь мне тихо постукивают и спрашивают: «Что же он, гость-то, останется обедать или как?» (15)Но даже и такое предупреждение не может сразу облагоразумить. 

    Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 

    1) Предложение 6 содержит элементы описания 
    2) В предложении 11 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 10. 
    3) Предложение 6 поясняет содержание предложения 5. 
    4) В предложении 3 представлено рассуждение. 
    5) В предложении 15 содержится вывод, следствие из содержания предложения 14. 

  1. (1)Реклама, предлагая множество самых разных товаров, формирует такое же множество всяческих желаний. (2)И неизбежно возникает вопрос: а нужно ли человеку хотеть слишком многого? (3)В сущности, это старый спор Толстого и Чехова. (4)Лев Николаевич писал, что человеку нужно лишь две сажени земли для счастья. (5)На что Антон Павлович ответил, что две сажени это для мертвеца, как раз на могилу хватит, а живому человеку нужен весь земной шар. 
    (8)Мне кажется, что тут все зависит от человека. (9)Тот, кто по природе своей склонен к вещизму, и нынешнее наводнение рекламы воспримет как призыв к потребительству, свое счастье начнет измерять в банках модного пива, в популярных тарифах на мобильные телефоны и т.д. 
    (14)Обладание некоторыми вещами (теми же мобильными телефонами, дубленками, модными туфлями), наличие некоторых привычек (пить пиво такой-то марки, курить такие-то сигареты, жевать такие-то жвачки, играть в боулинг и т.д.) означает принадлежность к своим, к "нашим", гарантирует качество, продвинутость данного человека. (15)Тогда как отсутствие этих вещей и привычек зачастую автоматически определяет человека как чужака, даже как отсталого. (16)Таким образом, внутреннее подменяется внешним, понятие души выхолащивается, человек сам превращается в вещь. 
    (17)Однако виновата ли в этом реклама? (18)Сложный вопрос. 

    Какие из перечисленных утверждения являются ошибочными? Укажите номера ответов. 

    1) Предложение 9 поясняет, раскрывает содержание предложения 8. 
    2) В предложениях 3-5 представлено повествование. 
    3) В предложении 16 содержится вывод, следствие из предложений 14-15. 
    4) В предложении 18 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 17. 
    5) В предложениях 1-3 представлено описание. 

  1. (10)И вот, помню, случился очередной Новый год. (11)Мы с женою глубоко за полночь выложили огромный мешок подарков под ёлку. (12)Легли спать в предвкушении – нет же большей радости, как увидеть счастье своего ребёнка. 
    (13)Утром, часов в 9, смотрим – он выползает из своей комнатки. 
    (14)Вид сосредоточенный, лоб нахмурен: может, Дед Мороз забыл зайти. 
    (15)Заприметил мешок, уселся рядом с ним и давай выкладывать всё. (16)Там был аэроплан на верёвочке. (17)Там был пароход на подставочке. (18)Солдаты трёх армий в ужасающей врага амуниции. (19)Книга с роскошными картинками. (20)Щит и меч. (21)Первый, ещё игрушечный мобильник. 

    (22)Когда он всё это выгрузил, нам с кровати стало не видно нашего ребёнка. (23)Мы даже дыхание затаили в ожидании его реакции. (24)И тут раздался оглушительный плач! (25)Сын рыдал безутешно. 
    (59)Дед Мороз есть, факт. (60)Каждый год наши младшие пишут ему свои письма. 
    (61)Старший самым внимательным образом отслеживает, чтобы броневик был зелёный, чтобы вместо мушкетёров в мешок не попали пираты, чтобы вместо Гарри Поттера не была куплена Таня Гроттер (или наоборот) и чтобы воздушные шарики были правильной воздушно-шариковой формы. 

    Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 

    1) В предложениях 10–13 содержится повествование. 
    2) В предложении 14 содержится элемент описания. 
    3) Предложения 15-21 содержат рассуждение. 
    4) Предложение 24 объясняет содержание предложения 23. 
    5) Предложения 60 и 61 противопоставлены по смыслу. 

  1. 3)Она сказала мне однажды: – В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни. 
    (10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных. 
    (31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью.(35)Почему же он боится их произнести? 
    (40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу. 
    (50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно. 

    Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 

    1) В предложениях 3–9 представлено повествование.  
    2) Предложения 12–13 содержат ответы на вопросы, поставленные в предложениях 10–11. 
    3) В предложениях 31–35 содержится рассуждение. 
    4) В предложениях 40–42 представлено рассуждение. 
    5) В предложениях 50–53 представлено описание. 

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание 23 ЕГЭ

Слайд 2

Задание 23 проверяет знания по темам: Повествование, описание, рассуждения как типы речи. Логические связи между предложениями (причина, пояснение, следствие, дополнение и т.д.)

Слайд 3

Алгоритм выполнения задания 23 1. Внимательно прочитайте формулировку задания. В качестве ответов необходимо выбрать ВЕРНЫЕ или ОШИБОЧНЫЕ утверждения. Чтобы не перепутать ответы, советуем верные утверждения помечать знаком "+", а неверные "-" . 2. Также следует обращать внимание и на сами утверждения, особенно на глаголы "представлено" и "содержит". Представлено - это значит целиком, полностью. Содержит - это значит есть элементы, но не во всем предложении/участке текста. 3. Для разграничения повествования, рассуждения и описания используйте теорию, данную ниже. Как проверить себя? Повествование можно представить несколькими картинами подряд, в которых происходит смена СОБЫТИЙ, как в комиксе. Описание можно представить одной картиной (можно даже изобразить, как падают листья, показать цвета и т.д.). Рассуждение нельзя представить при помощи картины. 4. Впишите цифры в бланк ответов.

Слайд 4

Задание 23. Типы речи Повествование – сообщение, рассказ о хронологической последовательности событий, который может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. В нем часто указывается место, время и действующее лицо. Повествование обычно построено на глаголах, которые рассказывают о действии в динамике. Кусок текста, в котором содержится повествование, можно представить как фильм. Любой текст-повествование состоит из вступления, завязки, кульминации и развязки. Пример: Пришёл, увидел, победил (Цезарь).

Слайд 5

Задание 23. Типы речи Описание — обычно характеристика человека, места, явления, предмета. Строится на прилагательных, глаголах, наречиях. Иногда может быть представлено последовательностью действий, но они должны носить постоянный характер. Например, это может быть описание природы, в котором много глаголов (река шумит и мчится) или регулярно повторяющиеся действия (по понедельникам он вставал рано и шел гулять). Читая описание, Вы можете представить картину и детали. Бывают следующие виды описания : описание предмета, характеристика человека (какой он?); описание места (ГДЕ и ЧТО находится?) - слева, около, недалеко, шумит, синеет, стоит, находится и т.д. описание состояния окружающей среды (КАКОВО здесь?) - вечереет, холодно, душно и т.д. описание состояний человека, его чувств, ощущений (КАКОВО ему?) - плохо, грустно, озноб, не по себе и т.д.

Слайд 6

Задание 23. Типы речи Описания могут быть фактографическими или творческими . Фактографические описания распространены в научно-технической литературе, справочниках, в инструкциях, руководствах. Пример: Отвёртка — ручной слесарный инструмент, предназначенный для завинчивания и отвинчивания крепёжных изделий с резьбой, чаще всего винтов и шурупов, на головке которых имеется шлиц(паз). Обычно представляет собой металлический стержень с наконечником и рукояткой (пластмассовой или деревянной).

Слайд 7

Задание 23. Типы речи Творческие описания отличаются большей эмоциональностью. Эмоциональные описания бывают в художественных произведениях. Это описания интерьеров, пейзажа, портретная характеристика героев, также описание их внутренних качеств, манер, речи и прочего. В таких описаниях предмет или явление должны выделяться среди прочего. Часто присутствуют яркие сравнения, которые служат для того, чтобы выделить что-то особенное в предмете. Здесь возможна субъективность, так как все зависит от того, с какой стороны рассматривается предмет. Пример: "Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

Слайд 8

Задание 23. Типы речи Рассуждение - последовательность мыслей автора, обоснование точки зрения, положения, содержит причинно-следственные связи событий и явлений, объяснение причин, доказательство, опровержение, разъяснение, подтверждение мыслей. Часто создается по схеме: тезис – аргумент – вывод; строится в вопросно-ответной форме, содержит вводные слова и выражения, риторические вопросы и восклицания. Иногда содержит только вывод или только тезис. Чаще всего встречается в научном стиле (например, теорема- доказательство), а также в художественной, философской, психологической прозе. Рассуждение-доказательство - почему так, а не иначе? что из этого следует? Рассуждение-объяснение - что это такое? (толкование понятия, объяснение сути явления) Рассуждение-размышление - как быть? что делать? (раздумья над различными жизненными ситуациями) Оценка действительности - отношения к предметам, явлениям, лицам, действиям. Рассуждение может быть развернутым и кратким.

Слайд 9

Задание 23. Типы речи !!! Внимательно читайте формулировку Если написано, что в предложении 10 представлено повествование, значит, мы ищем повествование в чистом виде. Если написано, что предложение 10 содержит повествование, то в нем могут содержаться элементы рассуждения или описания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегии по подготовке выполнения заданий по аудированию, чтению (подготовка к ГИА и ЕГЭ)

Презентация будет интересна для учителей, работающих в 9, 11 класах при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ....

Подготовка к ЕГЭ. Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к заданию В 8

Этот материал поможет  учителям  и учащимся систематизировать знания при подготовке  к заданию В 8 по русскому языку....

Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С5 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С5 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...