Конспект урока по русскому языку "Слово и слог"
план-конспект урока по русскому языку

Кимлач Вероника Дмитриевна

Тема: Слово и слог

Тип урока: открытие нового знания

Цель: создание условий для формирования  умения различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;

Планируемые результаты:

Предметные:

Знают:

  • понятия «слово», «слог»
  • правило деление слова на слоги
  • приемы делания слова на слоги

Умеют: различать слово и слог

  • определять количество слогов в слове
  • делить слово на слоги
  • подбирать примеры слов с заданным количеством слогов;
  • классифицировать слова по количеству в них слогов

Метапредметные УУД:

Познавательные:

  • Формирование представления о понятиях «однозначные» и «многозначные» слова;
  • Понимание значения словв жизни каждого человека и общества;
  • Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;
  • Ставить и формулировать проблему;
  • Сравнивать предметы и объекты: находить общее и различное.

Регулятивные:

  • Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • Формирование умения планировать свою деятельность на уроке;
  • Контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности;
  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Коммуникативные:

  • Уметь слушать и слышать учителя,  другого ученика;
  • Уметь доносить до собеседника свою точку зрения;
  • Формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • Формировать умение признавать свои ошибки,  озвучивать их;
  • Адекватно оценивать работу в группе

Личностные:

  • Положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;
  • Повышать культуру речевого общения;
  • Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат;
  • Формирование нравственно – этического оценивания;
  • Развитие доброжелательности, внимания к людям.

Образовательные ресурсы: УМК «Школа России», учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык», 1 класс.

Оборудование: ИКТ (презентация), раздаточный материал для самостоятельной работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.pptx971.03 КБ
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx37.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Радость друг кидать маленький доктор товарищ счастье бросать врач крошечный

Слайд 3

белый холодный здоровый умный глупый больной горячий черный

Слайд 4

Белый камушек растаял, На доске следы оставил. Стоит дом, Кто в него войдёт, Тот ум приобретёт. Если ей работу дашь, Зря трудился карандаш.

Слайд 5

В слове столько слогов, сколько в нем гласных. «Слово и слог. Как определить, сколько в слове слогов».

Слайд 6

Сладкий, сочный, желтый плод, В жарких тропиках растет. В праздник на столе у нас… Скажите кто он? …

Слайд 7

«Верите ли вы, что…»

Слайд 8

Лось, тополь, рыбак, берёза, трава, ученица, пенал, резинка, школа, класс, мел, кисточка. Лось, то|поль, ры|бак, бе|рё|за, тра|ва, у|че|ни|ца, пе|нал, ре|зин|ка, шко|ла, класс, мел, кис|точ|ка.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку, проведенного в 1 «Б» классе

Кимлач Вероникой Дмитриевной

Тема: «Слово и слог»

г. Городец, 2021 г.

Тема: Слово и слог

Тип урока: открытие нового знания

Цель: создание условий для формирования  умения различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;

Планируемые результаты:

Предметные:

Знают:

  • понятия «слово», «слог»
  • правило деление слова на слоги
  • приемы делания слова на слоги

Умеют: различать слово и слог

  • определять количество слогов в слове
  • делить слово на слоги
  • подбирать примеры слов с заданным количеством слогов;
  • классифицировать слова по количеству в них слогов

Метапредметные УУД:

Познавательные:

  • Формирование представления о понятиях «однозначные» и «многозначные» слова;
  • Понимание значения словв жизни каждого человека и общества;
  • Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;
  • Ставить и формулировать проблему;
  • Сравнивать предметы и объекты: находить общее и различное.

Регулятивные:

  • Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • Формирование умения планировать свою деятельность на уроке;
  • Контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности;
  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Коммуникативные:

  • Уметь слушать и слышать учителя,  другого ученика;
  • Уметь доносить до собеседника свою точку зрения;
  • Формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • Формировать умение признавать свои ошибки,  озвучивать их;
  • Адекватно оценивать работу в группе

Личностные:

  • Положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;
  • Повышать культуру речевого общения;
  • Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат;
  • Формирование нравственно – этического оценивания;
  • Развитие доброжелательности, внимания к людям.

Образовательные ресурсы: УМК «Школа России», учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык», 1 класс.

Оборудование: ИКТ (презентация), раздаточный материал для самостоятельной работы.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Мотивации к учебной деятельности(1-2 мин.)

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Дмитриевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Тихо присаживайтесь на свои места. Не забывайте о правильной посадке.

-Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения.

-Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам всем хорошей работы на уроке.

-Проверим вашу готовность к уроку. На ваших партах должны лежать учебник; тетрадь, пенал и дневник. Все готовы?         

Молодцы.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Проверяют готовность к уроку.

Л: положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;

Р: самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

К: Уметь слушать и слышать учителя.

Актуализация знаний (4 мин.)

-Итак, прежде чем начать писать, подготовим наши пальчики.

Мы во двор пришли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять -

Загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять.

«Идём» по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили,

«Лепим» комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили,

Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались,

Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

А ещё в снегу валялись.

Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой

И снежками мы кидались.

Имитируем движения по тексту

Все в снегу домой пришли.

Отряхиваем ладошки

Съели суп и спать легли.

Движения воображаемой ложкой, руки под щёки.

-Откройте рабочие тетради. Запишите число,  классная работа.

Минутка чистописания.

-Запишем словарные слова. Начинаем писать с красной строки с большой буквы первое слово: русский язык, воробей, ворона, пенал, карандаш.

-Подчеркните карандашом безударные гласные и поставьте ударение.

- Давайте вспомним, какие слова мы называем близкими по значению? А какие слова называются противоположными?

-Соедините парами близкиепо значению слова. Работаем по цепочке.

Радость, друг, кидать, маленький, доктор, счастье, товарищ, бросать, крошечный, врач

-Соедините парами слова противоположные по значению

- Белый, холодный, черный, здоровый, глупый, горячий, умный, больной.

Выполняют движения за учителем.

-Записывают число, классная работа

- Записывают слова в тетрадь

-Подчеркивают безударные гласные и ставят ударение

- Близкими по значению называют слова, имеющие одно и то же значение, но различные по написанию. Противоположные слова - это слова, имеющие противоположное значение

- Радость – счастье, товарищ-друг, бросать-кидать, маленький- крошечный, врач-доктор

- Белый- черный, горячий –холодный, больной- здоровый, умный- глупый

П.:Формирование представления о понятиях «однозначные» и «многозначные» слова; Понимание значения слов в жизни каждого человека и общества;

К.:Уметь слушать и слышать учителя,  другого ученика; уметь доносить до собеседника свою точку зрения;

Л: положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат

Определение темы и цели урока учащимися(3-5 мин.)

Отгадайте загадки.

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил.

Стоит дом,

Кто в него войдёт,

Тот ум приобретёт.

Если ей работу дашь,

Зря трудился карандаш.

- Что общего между словами – отгадками?

- Чем отличаются слова-отгадки?

-Обратите внимание на количество слогов в каждом слове.

-Скажите, что мы будем изучать на уроке?Тема нашего сегодняшнего урока

«Слово и слог. Как определить, сколько в слове слогов».

- Какую цель поставим на урок?

-Мел

-Школа

-Резинка

- Связаны с учебой

- Отличается размер слов

- В слове «мел» - один слог, в слове «школа» - 2, «резинка» - 3.

- Будем изучать слоги

- Научиться делить слова на слоги

        

П.: Формирование представления о понятиях «однозначные» и «многозначные» слова; Понимание значения слов в жизни каждого человека и общества;

К.:  Уметь слушать и слышать учителя,  другого ученика; уметь доносить до собеседника свою точку зрения;

Л: положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат;

Р.:Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; формирование умения планировать свою деятельность на уроке.

Планирование достижения намеченной цели (1-2 мин.)

-Что будем делать, чтобы достичь нашу цель?

Верно. Давайте приступим к изучению темы.

- Узнаем как делить слова на слоги, из чего состоят слоги, будем составлять из слогов слова, делить слова на слоги

К.:  Уметь слушать и слышать учителя;

Л: положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;

Р.:  Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; формирование умения планировать свою деятельность на уроке.

Открытие новых знаний(10-15 мин.)

-Ребята, давайте, сегодня поэкспериментируем

-Приблизьте ладошку ко рту и произнесите слово мама. Сколько раз струя тёплого воздуха коснулось ладошки при произнесении  этого  слова?

Значит, слово можно разделить на 2 части.

- Как называются эти части?

- Произнесите слово  по слогам.

- Как ещё можно определить, сколько в слове  слогов?

- Я знаю еще один способ, чтобы определить количество слогов в слове.

- Скажите, сколько гласных в слове мама?

- Значит, столько и слогов в этом слове.

- Какое правило можно сформулировать на основе сказанного?

-Проверим ваше предположение по учебникуна странице 32.

- Итак, еще раз повторим. Как определить количество слогов в слове?

- Проверим это, выполнив задание 2.Прочитайте слова. Сравните их количество слогов.

-Прочитаем первый столбик слов.

- Определим количество слогов разными способами. Первый ряд посчитает количество гласных букв в слове, второй ряд определит количество слогов по дыханию, а третий ряд приставит ладошку к подбородку и посчитает количество прикосновений.

- Сколько гласных в словах лист и клен?

- Сколько раз струя воздуха коснулась ладошки?

- Сколько раз подбородок коснулся ладони?

- Что можем сказать о количестве слогов в словах?

- Слова, которые состоят из одного слога,называют односложными, они содержат один гласный звук.

- Перейдем ко второму столбику. Прочитайте эти слова

- Определим количество слогов касаниями подбородка.

Сколько раз подбородок коснулся ладони?

- Значит, сколько слогов в слове?

- Обратите внимание на количество гласных букв. Совпадает ли оно с количеством слогов?

- Перейдем к 3 столбику. Определим количество слогов в слове тополь касанием струи воздуха.

Сколько слогов в слове тополь? Совпадает ли оно с количеством гласных?

- Аналогично определите количество слогов в слове липа

- Эти слова называют двухсложными, потому что они состоят из двух слогов.

- Сколько гласных букв в таких словах?

- И наконец, перейдем к 4 столбику.

- Определите количество слогов понравившимся способом.

- Кто может назвать эти способы?

- Итак, сколько же слогов в слове береза, в слове крапива?

- Эти слова называют трехсложные, потому что состоят из 3 слогов.

-  Сколько гласных букв в таких словах?

-Спишите трехсложные слова себе в тетрадь. Разделите слова на слоги вертикальными линиями.  Начинайте писать с красной строки с большой буквы, через запятую.

Сладкий, сочный, желтый плод,

В жарких тропиках растет.

В праздник на столе у нас…

Скажите кто он? …

- Разделим слово ананас на слоги.

- Назовите первый слог?

- Обратите внимание, что слог может состоять из одного гласного звука.

-Назовите второй слог. Из каких букв он состоит?

- Верно, слог может состоять из одного гласного и одного согласного звука

- Назовите 3 слог.

- А из каких же букв состоит этот слог.

- Слог может состоять из нескольких согласных и одного гласного звука

Физминутка для глаз «На лугу»

-2

-Эти части называются  слоги.

- ма-ма

- По хлопкам, подставить ладошку к подбородку

-2

- Сколько гласных букв в слове, столько в нем и слогов

- Читают правило в учебнике

- Посчитать количество гласных

-1

-1

-1

-1

- В словах один слог

-Ива, оса

- 2 раза

- 2 слога

-Да

- 2

-Да

- 2 слога

-2 гласные буквы.

- Сколько раз струя воздуха или подбородок коснется ладони, посчитать количество гласных букв

- 3

-3 гласные буквы.

-записывают слова береза и крапива в тетрадь.

- ананас

- а-на-нас

- а

- на

-нас

П.: Формирование представления о понятиях «однозначные» и «многозначные» слова; Понимание значения слов в жизни каждого человека и общества;повышать культуру речевого общения; формирование положительной учебной мотивации.

К.:  Уметь слушать и слышать учителя,  другого ученика; уметь доносить до собеседника свою точку зрения;

Л: положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат;

Р.: Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; формирование умения планировать свою деятельность на уроке.

Применение знаний – развитие умений (15 мин.)

-Перейдем к заданиию 3. Рассмотрите картинки. Произнесите слово-название предмета по слогам.

- Назовите слог, который есть во всех словах?

- Рассмотрите картинки на стр 34 к заданию 6.

-Назовите эти предметы

-Запишем названия предметов в таком порядке: сначала слово, в котором один слог, потом слова, в которых 2 слога, затем слова, в которых 3 слога. Разделите слова на слоги вертикальными линиями.

-Игра «Верите ли вы, что..» Если согласны с моим высказыванием хлопайте, если не согласны топайте

- В слове дед – 2 слога,

гном – 1слог,

малина - 3 слога,

март -2 слога, 

диван - 2 слога

пенал – 2 слога

зверек – 3 слога

ива – 1 слог

- Поработайте в парах, выполнив упражнение 4. Составьте из предложенных слогов слова. Называем слова по цепочке.

- Чем же отличается слово от слога?

- Ба-боч-ка, ба-ра-бан, ба-ран, ба-нан

- ба

- Пенал, заяц, воробей, карандаш, стул

- Стул, заяц, пенал, воробей, карандаш

- топают

- хлопают

- топают

- хлопают

- хлопают

- топают

- топают

-Слива, вата, варить, сова, трава, ваза, вагон, вафли, дрова, забыть, коза, роза, гроза, загар, заря, глаза, заряд, слеза

 

-Слог не имеет значения, а слово несет смысл. Из слогов состоят слова.

П.: Формирование представления о понятиях «однозначные» и «многозначные» слова; Понимание значения слов в жизни каждого человека и общества;повышать культуру речевого общения; формирование положительной учебной мотивации.

Р.: Контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности; Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

К.: Уметь слушать и слышать учителя,  другого ученика; Уметь доносить до собеседника свою точку зрения;

Формировать умение признавать свои ошибки,  озвучивать их; Адекватно оценивать работу в группе.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (10 мин)

-Поработайте по карточкам. Разделите слова на слоги вертикальными линиями.

Лось, тополь, рыбак, берёза, трава, ученица, пенал, резинка, школа, класс,мел, кисточка

-Проверим задание по слайду.

- Подберите и запишите в тетрадь одно любое слово, состоящее из одного слога, одно слово, состоящее из 2 слогов и одно слово, состоящее из 3 слогов.

- Лось, то|поль, ры|бак, бе|рё|за, тра|ва, у|че|ни|ца, пе|нал, ре|зин|ка, шко|ла, класс, мел, кис|точ|ка

- Подбирают слова и записывают в тетрадь слова, н-р: сыр, лиса, барабан

П.: Формирование представления о понятиях «однозначные» и «многозначные» слова; Понимание значения слов в жизни каждого человека и общества; повышать культуру речевого общения; формирование положительной учебной мотивации.

Р.: Контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности; Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Рефлексия (3-5 мин.)

-Чем мы сегодня занимались на уроке?

-Как правильно разделить слова на слоги?

-Научились ли вы делить слова на слоги?

Закончите предложения:

-Теперь я точно знаю, что сколько в слове гласных,...

- Я узнал, что односложные слова имеют ..., двухсложные-

- Мне было интересно выполнять …

- Вы довольны своей работой на уроке?

- Поднимите две руки- если все понятно и интересно

-  Поднимите одну руку – если было не все понятно, вы затрудняетесь в делении слов на слоги.

- Не поднимайте рук – если было трудно и непонятно, как делить слова на слоги.

- Делили слова на слоги, составляли из слогов слова

- Сколько в слове гласных, столько в нем и слогов

 - столько в нем и слогов

- Односложные слова имеют один слог, двухсложные – два слога, трехсложные – три слога.

- Ответы детей

Оценивают деятельность на уроке.

Л: сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем;положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;  формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат.

Р:оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка;

П: самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2а классе (I вид) Тема: «Слог. Перенос слов».

В конспекте представлены разнообразные необычные интересные виды работ по теме «Слог. Перенос слов». В конспекте отражены коллективные и индивидуальные формы работы по закреплению пройденного материал...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока "Буква Аа в открытом слоге"

План-конспект урока "Буква Аа в открытом слоге", 2 класс....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Письмо слогов с изученными буквами.

План урока по русскому языку.Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока : Письмо слогов с изученными буквами....

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...