Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка. Методические рекомендации к изучению темы «Правописание причастий»
методическая разработка по русскому языку

Ложникова Елена Филимоновна

Данные методические рекомендации могут использоваться учителями русского языка общеобразовательных учреждений, реализующих программы основного общего образования. Направлены на формирование читательской грамотности. Основаны на приемах стратегии смыслового чтения и приемах технологии развития критического мышления. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx462.57 КБ

Предварительный просмотр:

Ложникова Елена Филимоновна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Седановская СОШ»

Формирование читательской грамотности обучающихся

на уроках русского языка

Методические рекомендации к изучению темы «Правописание причастий»

Пояснительная записка

Формирование функциональной грамотности обучающихся – одна из приоритетных задач ФГОС. Президент России В. В. Путин поручил обеспечить вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, и перед учителями встала задача формирования у обучающихся способности применять приобретенные знания и компетенции при решении задач в различных сферах деятельности. Понятие функциональной грамотности широкое, но важное место в ней занимает читательская грамотность, так как с текстом обучающиеся работают на всех уроках, а в перспективе предстоит работать в течение всей жизни. Читательская грамотность – это ключ ко всем видам функциональной грамотности.

В настоящее время в сети Интернет достаточно много информации о читательской грамотности. Педагогические порталы и сообщества предлагают банки заданий, но, как правило, в них содержатся задания, созданные по модели заданий международных исследований и предназначенные для мониторинга с целью изучения уровня читательской грамотности учеников. Использовать подобные задания – значит «натаскивать» учеников, что является недопустимым. Тренировать и формировать функциональную грамотность – не одно и то же.

В разработке предлагаются задания, направленные на формирование читательской грамотности обучающихся и основанные на приемах стратегии смыслового чтения и технологии развития критического мышления. Все задания являются практико-ориентированными, что является важным при развитии функциональной грамотности. Методические рекомендации предназначены учителям русского языка общеобразовательных учреждений, реализующих программы основного общего образования.

Институтом стратегии развития образования РАО разработаны основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы[1]. Большую ценность представляет опубликованный Кодификатор умений читательской грамотности обучающихся (Приложение I). Работа над методическими рекомендациями основывалась на данном документе.

К уроку по теме «Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени»

Формированию умения читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами способствует прием инсерт.

Задание. Прочитайте текст, используя прием инсерт. Во время чтения сделайте пометки на полях, над предложениями или словосочетаниями, используя предложенные значки:

V знакомая информация

! новая информация

- я думал иначе (не согласен)

+ интересная информация

? это меня заинтересовало, удивило, хочу узнать больше.

Глаголы в русском языке изменяются по лицам и числам, то есть спрягаются. Выделяются два типа спряжения. Чтобы определить спряжение глагола, нужно поставить его в неопределенную форму (инфинитив).  К глаголам II спряжения относятся все глаголы  на -ИТЬ (кроме брить, стелить, зыбиться, зиждиться). Также 11 глаголов: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, вертеть, и зависеть, и терпеть (7 на -ЕТЬ и 4 на -АТЬ). В безударных личных окончаниях глаголов II спряжения пишем гласную И (смотрИшь, клеИм), а в форме 3 лица единственного числа А, Я (они смотрят, они клеят). В окончаниях глаголов I спряжения пишется гласная Е (стелЕт) и У, Ю (они стелЮт).

В действительных причастиях настоящего времени можно ошибиться в написании гласной в суффиксах -УЩ- (-ЮЩ-), -АЩ- (-ЯЩ-). Как написать кле.щий? Какую гласную выбрать: Ю или Я?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, что причастия образуются от глаголов, и внимательно прочтите материал первого абзаца. Сформулируйте правило-гипотезу.

Данное задание способствует формированию умений обучающихся осмысливать и оценивать содержание и форму текста (согласно Кодификатору это умения 3.1, 3.2, 3.4, 3.5, 3.6). Чтобы ответить на вопрос, предложенный обучающимся в конце текста, ученики должны использовать информацию из текста, осмысливая её, интегрируя и формулируя на её основе собственную гипотезу (4.3 и 4.5).

Наряду со сплошными текстами выделяются и несплошные тексты (сертификаты, таблицы, схемы, диаграммы, карты и др.). Учить читать, понимать и интерпретировать несплошные тексты так же важно и необходимо. Следующее задание направлено на формирование умений читательской грамотности несплошных текстов.  

Задание. Рассмотрите схему и подумайте, чем она может быть полезна ученику 7 класса. Ответы сформулируйте и запишите тезисами.


Анализируя несплошной текст, ученики придут к выводу, что предложение «цЕлУЮ, мИлАЯ» помогает запомнить правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов и суффиксах причастий настоящего времени. Выполняя предложенное задание, обучающийся учится интегрировать и интерпретировать информацию: понимать смысловую структуру текста (2.2), устанавливать скрытые связи (2.4), соотносить визуальное изображение с вербальным текстом (2.5).

К уроку по теме «Гласные перед суффиксами действительных и страдательных причастий прошедшего времени»

Формированию и развитию читательской грамотности способствует организация работы с текстами с использованием диаграммы Венна, позволяющей сравнивать явления.

Задание. Используя предложенный шаблон и тексты учебника, сравните правописание действительных и страдательных причастий прошедшего времени.

При составлении диаграммы обучающиеся читают учебный текст, находят и извлекают информацию (1.2), устанавливают скрытые связи между языковыми явлениями (2.4), формулируют выводы на основе обобщения (2.6) и обобщают результаты в виде несплошного текста. При использовании информации из текста для решения практической задачи у обучающихся должна получиться примерно такая диаграмма.

Правописание гласных перед суффиксами действительных и страдательных причастий прошедшего времени.

К уроку по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий и

отглагольных прилагательных»

Прием «Чтение с вопросником» предполагает самостоятельную работу обучающихся с текстом на этапе изучения нового учебного материала. Учащимся даются вопросы, на которые необходимо найти ответы в тексте. Вопросы и ответы даются не только в прямой, но и в косвенной форме, требующей анализа и рассуждения, опоры на изученный ранее материал. При этом в предложенном ниже задании обучающиеся должны из сказочной манеры повествования преобразовать материал в научный стиль. После самостоятельной работы обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности найденных ответов, отсеивание лишней, неверной информации. Согласно Кодификатору при использовании данного приема формируются следующие умения: находить и извлекать одну или несколько единиц информации (1.2), понимать фактологическую информацию (2.1), понимать смысловую структуру текста (2.2), формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста (2.6).

Задание. Прочитай текст. Ответь на вопросы, используя информацию из текста. Ответы запиши в научном (учебно-научном) стиле.

  1. Формы какого времени есть у причастия?
  2. Какая часть речи употребляется рядом со страдательными причастиями?
  3. Какие суффиксы имеет страдательное причастие?
  4. Сколько Н пишется в суффиксах страдательного причастия?
  5. В каких случаях у причастия пишется НН в суффиксах?
  6. Какие причастия есть в тексте? (выпишите их)

Страдательное Причастие

 Всеми обиженное, всеми униженное, никем не привеченное, почти не замеченное — бедное, бедное Страдательное Причастие. Теперь оно — Причастие прошедшего времени, и всё у него в прошлом. А ведь было время...

Это и многое другое расскажет вам Страдательное Причастие, если вы внимательно прислушаетесь к нему. Это и многое другое рассказывает оно Существительному, которое находится при нём в качестве его дополнения.  

— Ах, не говорите, не говорите! — говорит Страдательное Причастие Существительному, которое вообще ничего не говорит. — Одни страдания! Существительное пробует кивнуть, но Причастие не позволяет ему даже этого.

— Не говорите, не говорите! — развивает оно свою мысль. — Самое дорогое, что у меня есть, — это два Н в суффиксе. И вот, стоит мне появиться в тексте без приставки или хотя бы без пояснительного слова, как я сразу же теряю одно Н. Но ведь иногда хочется побыть и одному. Разве это жизнь, скажите? Нет, не говорите, не говорите...

А Причастие продолжает:

 — И главное, никакого просвета, никаких надежд... Даже будущего времени у нашего брата, причастия, не бывает. А как прикажете жить — без будущего?

Ф. Кривин

 Важную роль в формировании читательской грамотности играет работа с текстом после чтения. Цель следующего задания – корректировка читательской интерпретации, проведенной обучающимися при выполнении предыдущего задания.

Задание. Составить схему (кластер) «Н -НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» на основе сведений из сказки Ф. Кривина, дополнив информацией из текста учебника.

При выполнении данного задания обучающиеся учатся визуализировать информацию, преобразуя текстовую информацию в другой вид (или сплошной текст в несплошной), иными словами, они используют информацию из текста для решения практической задачи (согласно Кодификатору это умение 4.1). У обучающихся может получиться примерно такая схема.

К уроку по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»

Следующее задание представляет собой серьезную работу обучающихся со сплошным текстом. При чтении таких текстов очень важно научить учеников работать со шрифтовыми выделениями (жирный, курсив), с маркированным списком. В несплошном тексте (суждениях) есть информация, заданная в явном виде (пункты 2,3,5). Работа с ними демонстрирует базовый уровень читательской грамотности. Однако пункт 6 содержит информацию, представленную в тексте в скрытом виде, и требует от обучающихся умения использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний. Это задание относится к высокому уровню сложности и демонстрирует умение использовать информацию из текста для решения практической задачи.

Задание. Дан учебный текст «Правописание НЕ с причастиями». Перед тем как приступить к чтению, ученикам предлагается вспомнить, признаки каких частей речи совмещает в себе причастие, и предположить, как пишутся НЕ с причастиями. Далее используется прием «Ориентиры предвосхищения». Цель приема – актуализировать знания и навыки, имеющие отношение к теме урока. Обучающимся предлагаются суждения, они должны отметить те, с которыми согласны.

Суждения

  1. НЕ с причастиями всегда пишется раздельно, так как причастие образовано от глагола
  2. (НЕ)вызубренные, а осознанные правила НЕ пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом А
  3. Если причастие без НЕ не употребляется, то пишем слитно.
  4. Причастие отвечает на вопрос КАКОЙ?, похоже на имя прилагательное, поэтому признаки раздельного написания причастий такие же, как и у прилагательного.
  5. Краткие причастия пишутся раздельно.
  6. В составе причастных оборотов НЕ пишется раздельно.

После чтения предложенного текста обучающиеся повторно отмечают верные суждения. Если ответ изменился, объясняют, почему это произошло.

Правописание НЕ с причастиями

Причастие является самостоятельной частью речи или особой формой глагола. Причастие совмещает признаки имени прилагательного и глагола. Основные сложности возникают при написании частицы НЕ с причастием. Мы рассмотрим основные правила, при которых НЕ с причастиями пишется слитно и раздельно.

НЕ следует писать слитно с причастиями

- если причастие было образовано от глагола, который не употребляется в речи без частицы «НЕ». Например: ненавидящий, недомогающий, негодующий. Недомогающий Яков вот уже три недели не появлялся на работе.

- если причастие является полным страдательным либо действительным и не имеет при этом зависимых слов. Например: невыполненное задание, невычитанная рукопись, непрочитанная книга, надвигающаяся гроза. Мария понимала, что ходить по неосвещенным улицам очень опасно.

НЕ с причастиями пишется раздельно:

- если причастие имеет зависимое слово. Например: не разобранные хозяйкой вещи, не напечатанная в срок книга, не возвращенный другу альбом. Не изведавшие всех уловок тактики врага, молодые солдаты после первого же боя оказались в плену.

- если есть или подразумевается противопоставление с союзом А. Например: не напечатанная, а написанная книга; не продуманный, а опрометчивый шаг; не выдуманная, а действительная история. Вдали виднелись сады, но не обожженные, а заросшие густой травой.

- если причастия краткие. Например: работа не сдана, экзамен не выучен, обувь не вымыта. Василий понимал, что предстоящий экзамен не выучен.

К уроку по теме «Повторение изученного по теме «Правописание причастий»

На заключительном уроке данного блока целесообразно провести оценку читательской грамотности обучающихся. Для этого предлагаю КИМ, разработанный в формате заданий для формирования функциональной грамотности из открытого банка. После каждого задания приводится его характеристика и система оценивания.

Текст

Озеро Байкал расположено на территории Бурятии и Иркутской области. Это самое глубокое озеро в мире, также оно является самым большим природным хранилищем пресной воды. Возраст озера Байкал точно неизвестен, учёные считают, что озеру около 35 миллионов лет. Кстати, это делает Байкал по-своему уникальным, так как подавляющее большинство озёр не существует такой длительный срок.

Поскольку озеро Байкал – уникальный природный объект, существует даже Федеральный закон «Об охране озера Байкал», который был принят в 1999 году. Тем не менее есть факторы, которые оказывают существенное негативное влияние на экологию озера. Главный фактор – река Селенга. Она является самым крупным притоком1, а объём её стока превышает объёмы стоков всех остальных рек и речушек вместе взятых. В своём течении река Селенга загрязняется через притоки. К сожалению, браконьерство также является весьма существенной проблемой. Главными объектами браконьерского вылова являются байкальские нерпа и омуль. Всего браконьеры вылавливают примерно половину всей рыбы, которую ловят в озере Байкал.

 Крайне важно не допустить загрязнения озера. Этот уникальный природный объект нуждается в нашем бережном отношении и охране.

(Текст реального КИМа ВПР-2021)

 Приток – река, впадающая в другую реку, озеро.

1. В тексте говорится об уникальности озера Байкал. Запишите 3 примера, доказывающих данный тезис.

Уровень сложности: средний

Компетентностная область оценки: устанавливать скрытые связи между событиями и утверждениями (тезис-пример)

Формат ответа: задание с развернутым ответом

Система оценивания

Код

Содержание критерия

2

Отмечены следующие примеры уникальности Байкала: самое глубокое озеро в мире, самое большое хранилище пресной воды, возраст (около 35 млн лет)

1

Отмечены два любых примера из перечисленных выше

0

Примеры отсутствуют ИЛИ примеры неверны ИЛИ один пример

2. Статья 8 Федерального закона «Об охране озера Байкал» звучит так: «Особенности охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений». Используя данные ниже сведения, определи, что такое эндемики и о каких эндемиках озера Байкал написано в тексте.

Эндемики – это________________________________________________________________
Эндемики Байкала - ____________________________________________________________

На озере Байкал в настоящее время насчитывается 2 630 видов животных и растений, две трети из которых являются эндемиками, они обитают только в Байкале! 

Уровень сложности: средний

Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию, находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах.

Формат ответа: задание с развернутым ответом

Система оценивания

Код

Содержание критерия

2

Правильный ответ содержит два элемента ответа:

1.Эндемики – это виды животных или растений, обитание которых представлено небольшой географической областью.

(может быть иная, близкая по смыслу формулировка)

2. Байкальская нерпа, омуль

1

Ответ содержит только один элемент

0

Ответы даны ошибочно или отсутствуют

3. Какая проблема поднимается в тексте? Отметьте ОДИН правильный ответ.

проблема возраста Байкала

 проблема бережного отношения к Байкалу

 проблема запаса пресной воды на земле

 проблема уникальности озера Байкал

Уровень сложности: средний

Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию, формулировать выводы

Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа

Система оценивания

Код

Содержание критерия

2

Отмечен вариант 2 (проблема бережного отношения к Байкалу), другие варианты ответа не отмечены

0

Отмечены ошибочные варианты

4. Какие утверждения, упомянутые в тексте, являются верными, а какие – неверными? Рядом с каждым утверждением поставьте знак Х в столбец «Верно» или «Неверно»

Утверждение

Верно

Неверно

Озеро Байкал расположено в Якутской области

Федеральный закон «Об охране озера Байкал» был принят в 1999 году

Возраст Байкала – около 35 миллиардов лет

Река Селенга – приток Байкала

В Байкале обитают байкальская нерпа и омуль

Байкал – природное хранилище соленой воды

Уровень сложности: низкий

Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию

Формат ответа: задание с комплексным множественным выбором

Система оценивания

Код

Содержание критерия

2

Указано, что утверждения 2, 4, 5 являются верными, 1, 3, 6– неверными

1

Допущены две ошибки

0

Допущено более 3 ошибок

5.На урок географии ученики 7 класса подготовили индивидуальные проекты «Как спасти Байкал». Ученик Н. предложил проект, согласно которому Байкал можно спасти за счет средств, вырученных от добычи соли из байкальской воды. Одобрил ли этот проект учитель?

Уровень сложности: низкий

Компетентностная область оценки: обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах

Формат ответа: задание с развернутым ответом

Система оценивания

Код

Содержание критерия

1

Указано, что учитель не одобрит такой проект, потому что вода в Байкале пресная

0

Указано, что учитель одобрит такой проект, ИЛИ указано, что учитель не одобрит такой проект, но объяснение не приведено, ИЛИ ответ отсутствует

6. Опираясь на информацию текста и на известные тебе факты о Байкале и связанных с ним реках, нарисуй на карте направление течений р. Ангары и р. Селенги.

Уровень сложности: высокий

Компетентностная область оценки: использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний, умение соотносить графическую и вербальную информацию.

Система оценивания

Код

Содержание критерия

2

Обучающийся верно изобразил направление двух рек: Селенга впадает, Ангара вытекает

1

Обучающийся изобразил верно направление только одной реки

0

Обучающийся изобразил неверно направления двух рек ИЛИ не приступил к выполнению задания

7. В тексте говорится о том, что крайне важно не допустить загрязнение Байкала. Что ты можешь предложить для решения этой проблемы? Сформулируй два предложения

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень сложности: высокий

Компетентностная область оценки: использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний

Формат ответа: задание с развернутым ответом

Система оценивания

Код

Содержание критерия

2

Обучающийся предложил два варианта решения проблемы загрязнения Байкала

1

Обучающийся предложил один вариант решения проблемы загрязнения Байкала

0

Обучающийся не предложил варианты решения проблемы загрязнения Байкала ИЛИ Варианты не являются решениями данной проблемы

Приложение I

Кодификатор умений читательской грамотности

1. Находить и извлекать информацию

1.1 Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)

1.2 Находить и извлекать одну или несколько единиц информации

1.2.1 Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста

1.2.2 Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

1.3. Определять наличие/отсутствие информации.

2. Интегрировать и интерпретировать информацию

2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)

2.2 Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)

2.3 Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

2.4 Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

2.5 Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

2.7 Понимать чувства, мотивы, характеры героев

2.8 Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

3.1 Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора

3.2 Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов

3.3Понимать назначение структурной единицы текста

3.4 Оценивать полноту, достоверность информации

3.5 Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах

3.6 Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

4. Использовать информацию из текста

4.1 Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний

4.2 Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний

4.3 Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу

4.4 Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста

4.5 Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую)

4.6 Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы

В данной презентации представлены некоторые приёмы по формированию читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Задания для формирования читательской грамотности учащихся на уроках русского языка

Задания  ,  развивающие  читательскую грамотность учащихся на уроках русского языка....

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся    на уроках русского языка и литературы...

Статья "Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы" раскрывает содержание приёмов, которыми часто пользуется учитель-предметник на своих у...

«Кроссенс» как приём формирования читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка

laquo;Кроссенс» -  это ассоциативная головоломка нового поколения. Название технологии обозначает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом кроссворд.Задание для ...