«Кроссенс» как приём формирования читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка
учебно-методический материал (5 класс)

Богданова Надежда Олеговна

«Кроссенс» -  это ассоциативная головоломка нового поколения. Название технологии обозначает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом кроссворд.

Задание для обучающихся 5 класса с использованием приема «кроссенс» разработано на основе сказки «Little Red Riding Hood» («Красная шапочка» Ш. Перро).

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кроссенс как приём формирования читательской грамотности учащихся на уроках английского языка Учитель английского языка МКОУ «СШ №3» г. Ефремова Тульской области Богданова Надежда Олеговна Районное методическое объединение учителей иностранного языка 11 .0 1 .202 4 г.

Слайд 2

Ассоциативная головоломка нового поколения. Название технологии обозначает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом кроссворд. Кроссенс

Слайд 3

Little Red Riding Hood

Слайд 4

Once upon a time there lived a pretty girl. Everybody called her Little Red Riding Hood.

Слайд 5

One day the girl’s mother made some buns and butter. She put them into the basket .

Слайд 6

She said to her daughter to take the basket to her grandmother who lived in a faraway village in a small cottage.

Слайд 7

a small cottage – the Wolf « My grandmother lives in a faraway village in a small cottage » the girl said. The Wolf decided to run as fast as he could choosing the nearest paths.

Слайд 8

the Wolf – the Grandmother There are 3 letters .

Слайд 9

the Grandmother – the Wolf (What was wrong in the Wolf’s appearance ? )

Слайд 10

The W olf – the w oodcutter Suddenly the door opened and the Wolf saw a woodcutter with a big axe in his hands.

Слайд 11

Then the Grandmother appeared in the doorway. She found the woodcutter who saved Little Red Riding Hood . The Little Red Riding Hood Her Mother and Grandmother lived happily ever after !

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

1.jpg

2.jpg

3.jpg



Предварительный просмотр:

Выступление учителя английского языка МКОУ «СШ №3», Богдановой Надежды Олеговны,

по теме: «Кроссенс» как приём формирования читательской
грамотности обучающихся на уроках английского языка»

В современном мире иностранный язык стал средством взаимодействия общества, роль которого возрастает в связи с развитием международных экономических, научных, социальных, культурных связей.

Мы помним, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения знаний, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день. Функционально грамотная личность способна использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения, и социальных отношений.

Читательская грамотность – это одно из направлений функциональной грамотности и, на наш взгляд, базовое направление. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать – это ПРОЧИТАТЬ и понять задание.

В своей практике учителя сталкиваются с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом. Зачастую учащиеся не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, и, как следствие, подобрать к этому тексту заголовок, не умеют читать диаграммы и интерпретировать информацию, данную в таблицах, то есть они не в состоянии перенести знания и умения из одной области в другую.

В современных учебниках мы часто видим задания, направленные  на развитие умений смыслового чтения, такие как:

  • соотнесите тексты с заголовками,
  • прочитайте текст и определите верные/неверные утверждения,
  • ответьте на вопросы по тексту
  • или продолжите утверждения с опорой на прочитанный текст, выбрав один из вариантов ответов;
  • расположите части текста в логической последовательности.

На мой взгляд, в учебниках недостаточно заданий на развитие навыков установления логической связи на основе прочитанного текста. Это побудило меня разработать задание для обучающихся 5 класса с использованием приема «кроссенс» на основе сказки «Little Red Riding Hood» («Красная шапочка» Ш. Перро).

Данная сказка была выбрана не случайно. Сюжет данного литературного произведения известен каждому ребенку, поэтому ориентироваться в тексте обучающимся несложно. Таким образом, выбрав текст со знакомым сюжетом, мы заранее создаем ситуацию успеха: учащиеся активнее работают с внутренней установкой «О, я этот текст знаю. Это легко!». Кроме того, в случае возникновения трудностей с переводом  лексических единиц, учащиеся могут использовать языковую догадку, которая играет важную роль в понимании значения слов.

«Кроссенс» -  это ассоциативная головоломка нового поколения. Название технологии обозначает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом кроссворд.

Суть данного приема состоит в том, чтобы логически соединить все звенья одной логической цепочки с опорой на иллюстрации и прочитанный текст. Задача учителя - составить логическую цепочку с использованием картинок.

Снимок экрана 2024-01-09 231346.jpg

Задача обучающихся – определить, что связывает картинки друг с другом, и найти доказательства (слова, словосочетания или предложения) в тексте.

Рассмотрим процесс выстраивания логической цепочки более подробно.

Снимок экрана 2024-01-09 231346.jpg

Снимок экрана 2024-01-10 182324.jpg

На первой картинке мы видим изображение девочки по имени Красная Шапочка. Направляем учащихся и предлагаем им найти в тексте представление главной героини сказки.

Далее двигаемся по часовой стрелке и находим связь между картинками 1 и 2, затем 2 и 3, 3-4  и т.д.

Снимок экрана 2024-01-09 231346.jpg

Снимок экрана 2024-01-10 182749.jpg

Снимок экрана 2024-01-10 183757.jpg

Снимок экрана 2024-01-10 183836.jpg

Обратим внимание, что на следующих двух слайдах примеры, когда картинки могут быть связаны одним словом (Волк хотел съесть  Бабушку –eat), и мы можем сделать детям подсказку, указав количество букв в загаданном слове.

Снимок экрана 2024-01-10 184433.jpg

Также, с целью разнообразить задания, мы можем предложить обучающимся найти в тексте сходства или отличия героев сказки.

Снимок экрана 2024-01-10 184620.jpg

Снимок экрана 2024-01-10 185811.jpg

Снимок экрана 2024-01-10 185907.jpg

Когда, наконец, задание полностью выполнено, все участники процесса чувствуют удовлетворение от проделанной работы:

- обучающиеся довольны тем, что работа с текстом была интересной и «легкой»,

- а учитель выполнил поставленную задачу – развитие читательской грамотности в рамках учебного занятия.

Значение приема «кроссенс» на уроках английского языка переоценить сложно. Головоломка может быть использована как на уроке, так и на занятиях по внеурочной деятельности, по любой изучаемой теме, в любой возрастной группе обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы

В данной презентации представлены некоторые приёмы по формированию читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Мастер-класс «Приёмы и методы работы с текстом по развитию читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка»

Формирование читательской грамотности актуально и для уроков английского языка. Мастер-класс основан на ежедневно приобретаемом опыте в работе над текстами с учащимися основной школы. Разнообразие и в...

Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся    на уроках русского языка и литературы...

Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка. Методические рекомендации к изучению темы «Правописание причастий»

Данные методические рекомендации могут использоваться учителями русского языка общеобразовательных учреждений, реализующих программы основного общего образования. Направлены на формирование читательск...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования читательской грамотности, которая является базовым навыком функциональной грамотности....

Статья "Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы" раскрывает содержание приёмов, которыми часто пользуется учитель-предметник на своих у...