Мастер-класс «Приёмы и методы работы с текстом по развитию читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка»
методическая разработка по английскому языку

Панина Ирина Ивановна

Формирование читательской грамотности актуально и для уроков английского языка. Мастер-класс основан на ежедневно приобретаемом опыте в работе над текстами с учащимися основной школы. Разнообразие и вариативность заданий позволяют совершенствовать свои навыки, формируя метапредметные результаты. В данную разработку включены только некоторые из них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  Мастер-класс

                   «Приёмы и методы работы с текстом по развитию

читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка»

Цель мастер-класса:

 Расширить познания в области создания обучающего пространства для формирования и совершенствования читательской грамотности как важнейшего фактора успешности учебного занятия

                                   Планируемые результаты.

  1. Сформировать общее понимание текста;
  2. Найти и извлечь необходимую информацию из текста;
  3. Интегрировать и интерпретировать информацию;
  4. Сформировать личностное осмысление и оценку текста;
  5. Использовать информацию из текста для решения практических задач;
  6. Расширить объём словарного запаса.

Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, компьютерная акустика, CD-диск, мультимедийный проектор, интерактивная доска, цветные фишки.

                                          Ход мастер-класса.

Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на этом мастер-классе.

Итак, чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности. В его основе лежит перцептивно-мыслительная деятельность. Оно занимает одно из главных мест по использованию и важности, так как на основе чтения происходит и развитие продуктивных навыков - говорения и письма.

Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности и участвовать в социальной жизни.

Содержание понятия читательская грамотность включает: понимание прочитанного, рефлексию и использование информации прочитанного. 

Тексты можно разделить на сплошные (без изображений) и несплошные (включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста, с большей или меньшей степенью слияния с текстом). 

                                            Этапы работы с текстом.

Предтекстовый этап (Pre-reading) предполагает:

- создание необходимого уровня мотивации

- определение речевой задачи для первого прочтения

- сокращение уровня языковых и речевых трудностей

Текстовый этап (While-reading).

Цели текстового этапа: проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений; продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Цели послетекстового этапа (Post-reading): использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля   умений чтения и возможного использования полученной информации в будущем.

                                         Практическая часть.

Перейдём от слов к делу.

В качестве разминки я предлагаю вам самостоятельно в группах вывести определение, используя навык работы со сплошным текстом.

Поколение Z — это поколение, которое ___________ ориентируется в современном ___________, открыто ___________ технологиям и требующее _______ методов при обучении _____________ языку.

Generation Z _____ a _____________ that is easily oriented in the_________ world, is open to modern technologies and requires new _________ when teaching a foreign ___________.

(Поколение Z — это поколение, которое легко ориентируется в современном мире, открыто современным технологиям и требующее новых методов при обучении иностранному языку.
Generation Z is a generation that is easily oriented in the modern world, is open to modern technologies and requires new methods when teaching a foreign language.)

А теперь, уважаемые коллеги, мы будем применять некоторые упражнения на практике, используя текст. Вернее, рассмотрим на основе текста алгоритм применения тех или иных упражнений.

Вы сегодня выступаете в роли учеников и экспертов, желаю вам плодотворной и активной работы. На данном этапе вы ученики 9 класса.

Дотекстовый этап и задания (Pre-reading tasks).

1.Создаём необходимый уровень мотивации.

Упражнение «Дерево ассоциаций».

Вам предлагается подобрать ассоциации к слову «Types of Art» («Типы искусства»).

2.Прогнозирование содержания текста по заголовкам и иллюстрациям.

(I expect to read about three kinds of art.)

Текстовый этап и задания (While-reading tasks).

  1. Поисковое чтение.

Read the text.

Давайте прочитаем тексты в сопровождении аудиозаписи и составим по 2 вопроса к каждому из них.

Откройте учебник на стр. 74-75.

(Предполагаемые ответы участников мастер-класса:

1.Who was the creator of the miniature sculptures? 2.What did Willard Wigan make his tiny creations out of? 3.Who was Desmond Morris? 4.When did he hold an exhibition of ‘chimpanzee art’? 5.What was Banksy famous for? 6.Why do people want to keep his work on the wall of their buildings?)

  1. Ознакомительное и смысловое чтение. При этом учащиеся повторно читают текст для общего понимания содержания и выделения основной мысли.

Сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам выделить по 3 факта в каждом из текстов, по вашему мнению отображающих основную мысль.

(Предполагаемые ответы участников мастер-класса:

Willard Wigan created miniature sculptures. He used strange materials like sugar crystals and grains of rice. When he was making the sculptures he had to slow his breathing and paint between heartbeats to keep his hands steady. 

Congo was a chimpanzee painter and he did nearly four hundred paintings. He was a guest on the British television show Zootime. The famous artist Pablo Picasso owned one of his paintings.

Banksy is world famous for his graffiti which he paints on walls and buildings in cities around the world. He won an art award, but he was too modest to accept it and preferred to keep himself anonymous. A lot of people disapprove of his work because they think it is vandalism.)

  1. Изучающее чтение. Применение языковой догадки. Объясните значения выделенных слов. 

Работа с дефинициями.

miniature: very small copy of an object (миниатюрный)

the eye of a needle: the hole in a needle through which you put thread (игольное ушко)

tiny: extremely small (крошечный, очень маленький)

significant: important, meaningful (значительный)

carving: sculpting (резьба, вырезание)

hosted: presented (зд. которую ведёт)

impress: command admiration (впечатлять)

turn up: make oneself present somewhere (появляться)

remain anonymous: continue to be unknown (оставаться неизвестным)

vandalism: act of deliberately damaging other people’s property (вандализм)

remove: take away (удалять, уничтожать) 

                                          Первичное закрепление

Лексико-грамматические навыки мы закрепим с помощью задания:

  1. Заполните пропуски словами в списке, чтобы сделать словосочетания.

 

(Ответы: 1 miniature, 2 anonymous, 3 take, 4 learning, 5 animal, 6 stay perfectly, 7 artistic, 8 add, 9 private, 10 grains.)

  1. Найдите антонимы к следующим словам:

Text A: huge, unimportant, impatiently

Text B: excluded, inability

Text C: beautiful, responsible, public, worthless

Предполагаемые ответы:

A huge – tiny (огромный – крошечный), unimportant – significant (неважный – значимый), impatiently – patiently (нетерпеливо – терпеливо)

B excluded – included (исключен – включен), inability – ability (неспособность – способность)

C beautiful – ugly (красивый – ужасный), responsible – irresponsible (ответственный – безответственный), public – private (общественный – частный), worthless – valuable (бесполезный – ценный)

Послетекстовый этап и задания (Post-reading tasks).

Использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

Which type of art:

(Ответы участников мастер-класса: 1.Micro-sculptures. 2.Micro-sculptures. 3.Chimpanzee Art. 4.Chimpanzee Art. 5.Chimpanzee Art. 6.Micro-sculptures. 7.Chimpanzee Art. 8.Urban Graffiti. 9.Chimpanzee Art. 10. Urban Graffiti.)

И, напоследок, чтобы закрепить понимание пользы чтения, я предлагаю вам найти русские эквиваленты английским высказываниям.

Some books leave us free, and some books make us free. (Emerson)

A room without books is like a body without a soul. (Cicero)

The best way to become acquainted with a subject is to write a book about it.

The reading of all good books is like conversation with the finest men of past centuries.

The man who doesn't read good books has no advantage over the man who can't read them.

Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен. (Рене Декарт)

Человек, который не читает хорошие книги, не имеет преимуществ перед человеком, который не может прочитать их. (Марк Твен)

Комната без книг подобна телу без души.

Одни книги оставляют нас свободными от мыслей, другие - делают нас свободными людьми. Эмерсон

Лучший способ познакомиться с предметом, это написать о нём книгу. (Бенджамин Дизраэли)

                                                    Заключение

Прорабатывая тексты с использованием наибольшего количества упражнений, можно смело утверждать, что чтение текстов на иностранном языке в огромной мере способствует расширению лексического запаса, умению понимать значения незнакомых слов из контекста, закреплению различных разделов грамматики, совершенствованию речевых навыков. Нельзя отрицать и воспитательный характер чтения: чтение повышает культуру человека, заставляя его задуматься над различными проблемами и аспектами нашей жизни.

Перечисленные приёмы работы с текстом являются основными, но далеко не единственными. Выбор определенных приемов может зависеть от уровня подготовленности учащихся и их учебной мотивации.

В качестве рефлексии прошу вас выбрать цвет, подходящий к вашему состоянию:

«БЕЛЫЙ» - я не узнал ничего полезного и интересного на этом мастер-классе

«ЖЁЛТЫЙ» - тема мастер-класса заставила меня задуматься над методами работы

«ЗЕЛЁНЫЙ» - я полон новых идей и рабочего энтузиазма!

Уважаемые коллеги, в наш век информационных технологий, в условиях обновлённых ФГОС, умения быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей, а также формирование навыков стратегиального чтения могут стать залогом успеха каждого учителя.

 Позвольте зачитать красивую притчу Шалвы Амоношвили

 «Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка. Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба.

- Что ты делаешь, старик? – спросил человек.

- Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

- Верно! – удивился человек.

- Так бери с собой мудрость: если отважился воспитать ребенка, верни его крылатым.

- Как я это сделаю, если сам не умею летать?

- А ты попробуй! – сказал старик и закрыл глаза.

Прошли годы.

Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребенок, а за ним – его учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.

- Я возвращаю ребенка крылатым! – сказал учитель и гордо посмотрел на своего питомца. А старик посмотрел на крылья учителя и произнес:

- А меня больше радуют твои крылья…»

Спасибо за внимание! Творческих вам успехов!

                                                    Список литературы:

1.Воронина К.В. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка.//Молодой ученый—2020 — No 5 (295)— с. 305-306: https://moluch.ru/archive/295/67066/

2.Панфилова Е.И. К вопросу о развитии функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка//Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015, c. 51– 55.

3.Spotlight 9. Student's book / Английский в фокусе 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ваулина Ю.Е., Дули Дженни, Подоляко О.Е., Эванс В. 

4.Аудиокурс для занятий в классе (1CD, mp3). УМК "Английский в фокусе", 9 кл. Ваулина Ю.Е., Дули Дженни, Подоляко О.Е., Эванс В. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка, с использованием технологии «Пирамида Блума»

Подготовила: учитель английского языка Чимитдоржиева Жаргалма Пирангалаевна,«Гимназия №33 г.Улан-Удэ» Республика Бурятия 1.Цель работы: Расширить познания в области создания обуч...

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка...

Педагогический опыт "Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения"

тема:Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения ...

Методы формирования и развития функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка

В современном мире иностранный язык становится средством обеспечения человека и всего общества в целом. Уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?». Мы все чаще сталкиваемся с ...

Упражнения на развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка

Данные упражнения можно использовать на уроках английского языка в средних классах...

«Кроссенс» как приём формирования читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка

laquo;Кроссенс» -  это ассоциативная головоломка нового поколения. Название технологии обозначает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом кроссворд.Задание для ...

«РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ на уроках английского языка»

laquo;РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИОБУЧАЮЩИХСЯна уроках английского языка»...