Методическая разработка конспекта урока русского языка «Грамматические признаки глагола»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Методическая разработка конспекта урока русского языка

«Грамматические признаки глагола»

Дата проведения: 12.01.2022 г.

Группа: АМ-312                         Курс: I курс

Тип урока: комбинированный (совершенствование знаний, умений и навыков обучающихся)

Вид урока: урок-исследование

Технология: элементы проектной деятельности, технологии развивающего дифференцированного обучения.

Цель урока:

* знать морфологические и синтаксические признаки глагола, уметь находить в тексте, определять грамматические и синтаксические признаки глагола, отличать их от других частей речи;

*развивать самостоятельность, внимательность, умения работать в группе, формировать представления о роли и употреблении глаголов в речи;

*воспитывать культуру речевого общения, бережное отношение к слову.

Оборудование и технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point,  интерактивная доска, раздаточный материал, учебник.

В разработке К УРОКУ ИМЕЕТСЯ ДВА ПРИЛОЖЕНИЯ: одно - текст для анализа, другое - информационный лист, содержащий все задания урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_videouroka.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта урока русского языка

«Грамматические признаки глагола»

Дата проведения: 12.01.2022 г.

Группа: АМ-312                         Курс: I курс

Тип урока: комбинированный (совершенствование знаний, умений и навыков обучающихся)

Вид урока: урок-исследование

Технология: элементы проектной деятельности, технологии развивающего дифференцированного обучения.

Цель урока:

* знать морфологические и синтаксические признаки глагола, уметь находить в тексте, определять грамматические и синтаксические признаки глагола, отличать их от других частей речи;

*развивать самостоятельность, внимательность, умения работать в группе, формировать представления о роли и употреблении глаголов в речи;

*воспитывать культуру речевого общения, бережное отношение к слову.

Оборудование и технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point,  интерактивная доска, раздаточный материал, учебник.

Ход урока.

Этап урока, содержание

Деятельность обучающихся

Время

I

Организационный момент, психологический климат.

Сегодня такой интересный день! А знаете почему? Мы отправляемся в научно-исследовательский центр, где каждый из вас попробуете себя в качестве научного сотрудника. Какова их задача? (ответы обучающихся)

  • Дайте название своей команде.
  • Давайте вспомним правила работы в группе.

Дата и тема урока записаны на переменке.

Обучающиеся настраиваются на творческую работу

3 мин

II

Актуализация знаний, целеполагание.

Тема, над которой мы сегодня будем работать, звучит «Грамматические признаки глагола».

  • Какие цели и задачи ставят для себя команды? Озвучьте, пожалуйста.
  • Какой результат работы вы планируете увидеть?

Слово учителя:

Сегодня у каждого из вас возможность почувствовать себя в роли научного сотрудника, изучить документы по теме занятия, совершить открытие, оформить его и создать научный труд. От каждой группы будет информационный лист для нашего общего сборника о глаголе.

В путь! К новым знаниям и открытиям.

Диалог учитель-ученик

3-5 мин

III

Работа в группах.

Итак, юные исследователи.

Внимание, первое задание: из предложенных

текстов найти нужный.

1.Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного (причастие)

2.Это самая непокорная часть речи, если вы не соблюдаете законов русского языка, то она может обойтись с вами коварно, упрямо, хитро…(наречие)

3.Это главная часть речи,

Без нее нельзя на свете,

Обозначу, назову.

Всему названия даю. (существительное)

4.Интересная часть речи в русском языке живет, обо всем расскажет: вышивает или пашет, варит, жарит, моет, чистит…(глагол)

5.Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная,

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет. (прилагательное)

Устная работа

*Что называет глаголом?

* Какие однокоренные слова вам известны к слову «глагол»? (глаголить, глаголица, глаголь, глагольный, разглагольствование, разглагольствовать)

Словарная работа:

Глаголить – говорить, высказывать что-то.

Глаголица – первый славянский алфавит.

Глаголь-  название буквы «Г».

Глагольный – относящийся к глаголам, образуемый глаголами.

Разглагольствование – многословие, многословное рассуждение.

Разглагольствовать- говорить бессодержательно

*Какие признаки имеет глагол?

*Что относят к постоянным, непостоянным признакам?

Работают с заданием

Диалог учитель-ученик

Дают   полные ответы на вопросы

Письменно выполняют задание

2 - 3 мин

IV

Разминка «Кто больше?»

Второе задание гласит: написать как можно больше слов-глаголов, относящихся к нашей тематике (наука, исследование)

Работа в группе

Подсчет

Самоанализ работы

2-3 мин

V

Работа с текстом.

Следующее задание: из текста выписать глаголы, определить вид.

*Как определить вид у глагола?

Можно  предложить разные тексты каждой группе.

Там, где жил Пушкин

В Пушкинском заповеднике три огромных парка: Тригорский, Михайловский и Петровский. Все они абсолютно разные.

Тригорский парк пропитан солнцем. Свет лежит золотыми полянами на веселой траве зелени лип, обрывах над Соротью и на скамье Евгения Онегина.

Этот парк как будто создан для семейных праздников, дружеских бесед, для танцев при свечах под черными шатрами листьев. Он полон Пушкиным и Языковым.

Михайловский парк – приют отшельника. Это парк, где трудно веселиться. Он создан для одиночества и размышлений. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в столетние и пустынные леса.

Главная прелесть Михайловского парка – в обрыве над Соротью и домике няни Арины Родионовны. Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его крыльцо.

Петровский парк хорошо виден из Михайловского. Он черен, сыр, зарос лопухами, в него входишь как в погреб. В лопухах пасутся  стреноженные лошади. На вершинах деревьев гнездятся хриплые галки.

Я вспоминаю леса, озера, парки и небо. Это почти единственное, что уцелело здесь от пушкинских времен. Здешняя природа не тронута никем. Ее очень берегут. Когда понадобилось провести в заповедник  электричество, то провода решили вести под землей. Чтобы не ставить столбов. Столбы сразу бы разрушили пушкинское очарование этих пустынных мест. (К.Паустовский)

* Какие возникли сложности?

* Почему они возникли?

Диалог учитель-ученик

 Работа в группах с текстами

17 ГЛАГОЛОВ

Диалог учитель-ученик

Самоанализ деятельности

10 мин

VI

Диагностическая работа.

Вам, как самому лучшему сотруднику исследовательского бюро принесли задание. И справившись с ним, вы можете доказать коллегам, что вы настоящий профессионал в этой сфере и наука – ваш конек. Приступим?

Текст задания:

Он выльЕт, маЕтся, красИт, бреЕтся, чуЕт, вытерпИт,  развеЕт, стелЕтся, зреЕт, навертИт, надоИт, держИтся, завоЕт, выметЕт, затратИт, застелЕт, окупИтся, прогонИт, удвоИт, стерпИт, вытеснИт, скачЕт, дышИт.

Работа в группе

ВСПОМНИТЬ:

1 СПР. УТ-ЮТ

2 СПР. АТ-ЯТ

Самопроверка (сверка с эталоном)

5 мин

VII

Индивидуальная работа (с компьютером)

Задание: выполнить онлайн-олимпиаду по теме занятия. От  каждой группы один участник выполняет задание самостоятельно и индивидуально. (параллельно заданию головоломка)

Самостоятельная работа с интернет-олимпиадой.

5 мин

VIII

Головоломка

Вы устали и решили сделать перерывчик. Обычно, когда вы пьете чай или кофе, вы любите просмотреть газетные издания. И вам тут на глаза попалась статья о фразеологизмах. Вспомним, что такое фразеологизмы.

Но вы ничего не поняли из прочитанного. Пришлось поломать голову.            

Калачом                               не обидит                          

Руки                                     не тянет

Ухо                                       не заманишь

Своя ноша                           стелется

Комара                                 оближете

Ковром                                режет

Пальчики                             не доходят

* Определите значение данных фразеологизмов.

Выполнение задания

Сверка с эталоном

Самооценивание

5-7 мин

IX

Подведение итогов. Оформление информационных листов.

Рефлексия.

*Что нового мы узнали?

*Результаты нашей деятельности?

*Настроение команды?

Диалог учитель-ученик

2-3 мин

X

Домашнее задание, инструктирование.

*Написать отзыв о сегодняшнем уроке, используя только глаголы.

Фиксируют д/з

2 мин

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ № 1

Там, где жил Пушкин

В Пушкинском заповеднике три огромных парка: Тригорский, Михайловский и Петровский. Все они абсолютно разные.

Тригорский парк пропитан солнцем. Свет лежит золотыми полянами на веселой траве зелени лип, обрывах над Соротью и на скамье Евгения Онегина.

Этот парк как будто создан для семейных праздников, дружеских бесед, для танцев при свечах под черными шатрами листьев. Он полон Пушкиным и Языковым.

Михайловский парк – приют отшельника. Это парк, где трудно веселиться. Он создан для одиночества и размышлений. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в столетние и пустынные леса.

Главная прелесть Михайловского парка – в обрыве над Соротью и домике няни Арины Родионовны. Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его крыльцо.

Петровский парк хорошо виден из Михайловского. Он черен, сыр, зарос лопухами, в него входишь как в погреб. В лопухах пасутся  стреноженные лошади. На вершинах деревьев гнездятся хриплые галки.

Я вспоминаю леса, озера, парки и небо. Это почти единственное, что уцелело здесь от пушкинских времен. Здешняя природа не тронута никем. Ее очень берегут. Когда понадобилось провести в заповедник  электричество, то провода решили вести под землей. Чтобы не ставить столбов. Столбы сразу бы разрушили пушкинское очарование этих пустынных мест. (К.Паустовский)

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ №2

Информационный лист по теме «Грамматические признаки глагола»

Задания

Уровень  (3,4,5)

I

Тема, над которой мы сегодня будем работать, звучит «Грамматические признаки глагола».

  • Какие цели и задачи ставят для себя команды?

________________________________________________________________________________________________________________

II

Первое задание следующее: из предложенных текстов найти нужный.

1.Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного.___________________________________________

2.Это самая непокорная часть речи, если вы не соблюдаете законов русского языка, то она может обойтись с вами коварно, упрямо, хитро…___________________________________________________

3.Это главная часть речи,

Без нее нельзя на свете,

Обозначу, назову.

Всему названия даю. ________________________________________

4.Интересная часть речи в русском языке живет, обо всем расскажет: вышивает или пашет, варит, жарит, моет, чистит…___________________________________________________

5.Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная,

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.___________________________________

*Какие однокоренные слова вам известны к слову «глагол»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III

Разминка «Кто больше?»

Второе задание гласит: написать как можно больше слов-глаголов, относящихся к нашей тематике (наука, исследование)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИТОГО СЛОВ:

IV

Работа с текстом.

Следующее задание: из текста выписать глаголы, определить вид.

Там, где жил Пушкин

В Пушкинском заповеднике три огромных парка: Тригорский, Михайловский и Петровский. Все они абсолютно разные.

Тригорский парк пропитан солнцем. Свет лежит золотыми полянами на веселой траве зелени лип, обрывах над Соротью и на скамье Евгения Онегина.

Этот парк как будто создан для семейных праздников, дружеских бесед, для танцев при свечах под черными шатрами листьев. Он полон Пушкиным и Языковым.

Михайловский парк – приют отшельника. Это парк, где трудно веселиться. Он создан для одиночества и размышлений. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в столетние и пустынные леса.

Главная прелесть Михайловского парка – в обрыве над Соротью и домике няни Арины Родионовны. Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его крыльцо.

Петровский парк хорошо виден из Михайловского. Он черен, сыр, зарос лопухами, в него входишь как в погреб. В лопухах пасутся  лошади. На вершинах деревьев гнездятся хриплые галки.

Я вспоминаю леса, озера, парки и небо. Это почти единственное, что уцелело здесь от пушкинских времен. Здешняя природа не тронута никем. Ее очень берегут. Когда понадобилось провести в заповедник  электричество, то провода решили вести под землей. Чтобы не ставить столбов. Столбы сразу бы разрушили пушкинское очарование этих пустынных мест. (К.Паустовский)

СОВЕРШЕННЫЙ ВИД                                 НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД

V

Диагностическая работа.

Текст задания:

Он выль…т, ма…тся, крас….т, бре…тся, чу…т, вытерп…т,  разве…т, стел…тся, зре…т, наверт…т, надо…т, держ..тся, заво…т, вымет…т, затрат…т, застел…т, окуп…тся, прогон…т, удво…т, стерп…т, вытесн…т, скач…т, дыш…т.

VI

Головоломка

Калачом                              не обидит                          

Руки                                     не тянет

Ухо                                       не заманишь

Своя ноша                           стелется

Комара                                 оближете

Ковром                                режет

Пальчики                             не доходят

VII

Подведение итогов. Оформление информационных листов.

Рефлексия.

*Что нового мы узнали __________________________________________________________

*Результаты нашей деятельности ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*Настроение команды__________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Грамматические признаки причастия"

Презентация к уроку русского языка (6класс) "Грамматические признаки причастия. Типичные суффиксы" . Материал подготовлен к учебнику  С.И. Львовой, использованы материалы пособия для учителя И.П....

Методическая разработка. Конспекты уроков русского языка для 10 класса по теме: "Неопределённо-личные предложения". Для глухих обучающихся.

Конспекты уроков, раздаточные материалы, проверочная работа, таблички и презентации РР по теме: "Неопределённо-личные предложения".Серия уроков расчитана на 4 урока + 1 урок контроля знаний....

Методическая разработка - Конспект урока русского языка в 7 классе (1 вариант обучения, для учащихся с интеллектуальными нарушениями)

Конспект урока русского языка в 7 классе  (1 вариант обучения, для учащихся с интеллектуальными нарушениями)...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка, литературы, географии "Гидросфера и глагол"

В данной методической разработке представлены материалы для проведения интегрированного урока русского языка, литературы, географии "Гидросфера и глагол". Разработка включает в себя методиче...

Методическая разработка конспекта урока русского языка для слабовидящих учащихся 2 класса (умственная отсталость) на тему: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»

Тема урока: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»Цель: создать условие для открытия новых знаний. Тип урока: изучение нового материала Задачи урока:Образовательные:про...

Методическая разработка дистанционного урока русского языка для 5 класса "Время глагола"

Цель урока познакомиться с системой глагольных времён, с её особенностями и образованием....

Методическая разработка конспекта урока русского языка в 7 классе "Пунктуация. Пунктуационный разбор"

Цели: а) повторить знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, обобщающих словах;             б) закрепить знания, полученные на предыдущем ...