Урок повторения и обобщения по теме "Причастие и деепричастие" 7 класс
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)

Земскова Елена Евгеньевна

Русский язык

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение изученного ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Слайд 2

ВСПОМНИМ! особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой? Причастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопрос как? Деепричастие –

Слайд 3

Причастия действительные страдательные Настоящего времени Прошедшего времени Настоящего времени Прошедшего времени - ущ - (- ющ -) - ащ -(- ящ -) - вш - - ш - -им- -ем- - ом - - енн - - ённ - - нн - -т-

Слайд 4

Догадайся! Найди третье лишнее в каждой группе. Объясни, по каким признакам оно лишнее. горевший, горелый, горящий запоздалый, запоздавший, запаздывающий трещавший, трескучий, треснувший дремавший, дремлющий, дремучий плакучий, плакавший, плачущий

Слайд 5

деепричастия несовершенного вида совершенного вида -а -я -в – ши -вши

Слайд 6

КИПЯ, ШИПЯ, ВОРЧА, СТРУЯСЬ, КРУТЯСЬ, СЛИВАЯСЬ, СВИВАЯСЬ, ВЗДЫМАЯСЬ, ВЗДУВАЯСЬ, МЕЛЬКАЯ, КРУША, РЕЗВЯСЬ И СПЕША, СКОЛЬЗЯ, ОБНИМАЯСЬ, ДЕЛЯСЬ И ВСТРЕЧАЯСЬ, ЛАСКАЯ, БУНТУЯ, ЛЕТЯ, ИГРАЯ, ДРОБЯСЬ, ШЕЛЕСТЯ, БЛИСТАЯ, ВЗЛЕТАЯ, ШАТАЯСЬ, СПЛЕТАЯСЬ, ЗВЕНЯ, КЛОКОЧА, ВЗВИВАЯСЬ, ВЕРТЯСЬ, ГРОХОЧА, МОРЩИНЯСЬ, ВОЛНУЯСЬ, КАТАЯСЬ, БРОСАЯ, МЕНЯЯСЬ, ВОРКУЯ, ШУМЯ, ВЗМЕТАЯСЬ И ПЕНЯСЬ, ЛИКУЯ, ГРЕМЯ, ДРОЖА, РАЗВИВАЯСЬ, СТРЕМЯСЬ, ВЫРАСТАЯ, ВПЕРЕД И ВПЕРЕД УБЕГАЯ В СВОБОДОЛЮБИВОМ ЗАДОРЕ, ТАК ПАДАЮТ БУРНЫЕ ВОДЫ В СВЕРКАЮЩЕМ БЫСТРОМ ЛАДОРЕ. ДОГАДАЙСЯ! О чём это стихотворение? В чём его особенность? Как автору удалось передать то, о чём он пишет?

Слайд 7

Подумай и ответь! От чего зависит выбор гласной в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени? От чего зависит выбор гласной перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени? От чего зависит выбор гласной перед суффиксом (в суффиксе) страдательных причастий прошедшего времени?

Слайд 8

Повторяем ОРфографию Бор __ щийся Увенч __ нный Завис __ вший Подстрел __ нный Терп __ щий Расстрел __ нный Кле __ щий Удерж __ нный Кле __ вший Подкле __ нный Та __ щий Законч __ нный Та __ вший Подслуш __ нный Увид __ в Услыш __ в Ю Е Я Я Я Ю Е Е Е Я И А А А А Е

Слайд 9

Подумай и ответь! [ х , ~~~~~~~~~~ , ]. [ ~~~~~~~~~~ х ]. П.О. П.О.

Слайд 10

Повторяем пунктуацию На глазах сгущались тучи и закрывали все небо. Под весенними лучами солнца снег покрывается ледяной коркой и медленно оседает. Деревья оживают после зимы и покрываются зеленой дымкой. Поезд подъехал к станции и плавно остановился.

Слайд 11

Подумай и ответь! [ , деепр . , ] . [ , д.о. , ] .

Слайд 12

Повторяем пунктуацию Трава освободилась от снега, начала расти и зазеленела. Бабочки летали над поляной, садились на цветы и пили нектар. Поезд задержался по причине ремонта, выбился из графика и шел теперь не по расписанию. Маленький котёнок грелся на солнышке, жмурился и мурлыкал от удовольствия.

Слайд 13

Исправь ошибку! 1. Войдя в автобус, неожиданно пошёл дождь. 2. Лошади казаков, покрытых пеной, с трудом взбирались по горной тропе. 3. Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны. 4. На берегу мы увидели старика, который сидел на большом камне, который порос мхом.

Слайд 14

СПАСИБО! МОЛОДЦЫ !



Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка

«Обобщение изученного по теме «Причастие и деепричастие»

6 класс

Цели:

Образовательные: систематизировать знания и умения по теме «Причасти и деепричастие». Развитие умений правописания причастий деепричастий и выделение их на письме запятыми.

Практические: повторить изученные орфограммы и пунктограммы; формировать орфографическую и пунктуационную   зоркость. Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.

Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к родному языку. Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца

Развивающие: обогащать  словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Технологии:

  • информационно-коммуникативная
  • групповая

        Оборудование:         мультимедийная установка

                                карточка с текстом (на каждого учащегося)

        Ход урока

  1. Организационный момент: тема нашего сегодняшнего урока «Обобщение изученного по теме «Причастие и деепричастие» (слайд 1)

  1. Вспомним! (слайд 2)

Что такое причастие?

Что такое деепричастие?

  1. На какие группы делятся причастия? (слайд 3)

  1. Найди третье лишнее в каждой группе. Объясни, по каким признакам оно лишнее (слайд 4)
  • горевший, горелый, горящий
  • запоздалый, запоздавший, запаздывающий
  • трещавший, трескучий, треснувший
  • дремавший, дремлющий, дремучий
  • плакучий, плакавший, плачущий
  1. На какие группы делятся деепричастия? (слайд 5)

  1. О чём это стихотворение? В чём его особенность? Как автору удалось передать то, о чём он пишет? (слайд 6)

КИПЯ,

ШИПЯ,

ВОРЧА,

СТРУЯСЬ,

КРУТЯСЬ,

СЛИВАЯСЬ,

СВИВАЯСЬ,

ВЗДЫМАЯСЬ,

ВЗДУВАЯСЬ,

МЕЛЬКАЯ, КРУША,

РЕЗВЯСЬ И СПЕША,

СКОЛЬЗЯ, ОБНИМАЯСЬ,

ДЕЛЯСЬ И ВСТРЕЧАЯСЬ,

ЛАСКАЯ, БУНТУЯ, ЛЕТЯ,

ИГРАЯ, ДРОБЯСЬ, ШЕЛЕСТЯ,

БЛИСТАЯ, ВЗЛЕТАЯ, ШАТАЯСЬ,

СПЛЕТАЯСЬ, ЗВЕНЯ, КЛОКОЧА,

ВЗВИВАЯСЬ, ВЕРТЯСЬ, ГРОХОЧА,

МОРЩИНЯСЬ, ВОЛНУЯСЬ, КАТАЯСЬ,

БРОСАЯ, МЕНЯЯСЬ, ВОРКУЯ, ШУМЯ,

ВЗМЕТАЯСЬ И ПЕНЯСЬ, ЛИКУЯ, ГРЕМЯ,

ДРОЖА, РАЗВИВАЯСЬ, СТРЕМЯСЬ, ВЫРАСТАЯ,

ВПЕРЕД И ВПЕРЕД УБЕГАЯ  В СВОБОДОЛЮБИВОМ ЗАДОРЕ,

ТАК ПАДАЮТ БУРНЫЕ ВОДЫ В СВЕРКАЮЩЕМ БЫСТРОМ ЛАДОРЕ.

  1. От чего зависит выбор гласной в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?

От чего зависит выбор гласной перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени?  

От чего зависит выбор гласной перед суффиксом (в суффиксе) страдательных причастий прошедшего времени? (слайд 7)

  1. Повторяем орфографию (слайд 8)

Бор__щийся                                Увенч__нный

Завис__вший                                Подстрел__нный

Терп__щий                                Расстрел__нный

Кле__щий                                Удерж__нный

Кле__вший                                Подкле__нный

Та__щий                                Законч__нный

Та__вший                                Подслуш__нный

Увид__в                                Услыш__в

  1. Объясни, что значат эти схемы? (слайд 9)

[  х ,~~~~~~~~~~ ,  ].

[    ~~~~~~~~~~ х      ].

  1. Повторяем пунктуацию: перестройте первые два предложения так, чтобы они соответствовали первой схеме; а третье и четвертое – второй. Запишите предложения, расставьте знаки препинания. Работайте в парах. (Слайд 10)
  1. На глазах сгущались тучи и закрывали все небо.
  2. Под весенними лучами солнца снег покрывается ледяной коркой и медленно оседает.
  3. Деревья оживают после зимы и покрываются зеленой дымкой.
  4. Поезд подъехал к станции и плавно остановился.

  1. Объясни, что значат эти схемы? (слайд 11)

[   ,      деепр.     , ].

[ ,        д.о.      ,  ].

  1. Повторяем пунктуацию: перестройте первые два предложения так, чтобы они соответствовали первой схеме; а третье и четвертое – второй. Запишите предложения, расставьте знаки препинания. Работайте в парах. (Слайд 12)
  1. Трава освободилась от снега, начала расти и зазеленела.
  2. Бабочки летали над поляной, садились на цветы и пили нектар.
  3. Поезд задержался по причине ремонта, выбился из графика и шел теперь не по расписанию.
  4. Маленький котёнок грелся на солнышке, жмурился и мурлыкал от удовольствия.

      13.  Исправь ошибку! (Слайд 13). Запиши получившиеся предложения

1. Войдя в автобус, неожиданно пошёл дождь.

2. Лошади казаков, покрытых пеной, с трудом взбирались по горной тропе.

3. Приготовленные оладьи мамой были

необыкновенно вкусны.

4. На берегу мы увидели старика, который сидел на большом камне, который порос мхом.

 

Д/з: упр. 696 (2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"

В  игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении....

План-конспект урока английского языку по методике Шадрикова для 6 класса по теме: “Семья” Урок повторения и обобщения.М.З.Биболетова. “Enjoy English” учебник для 5-6 класса.

План-конспект урока английского языку разработан по методике Шадрикова для 6 класса по теме: “Семья”  Урок повторения и обобщения . М.З.Биболетова. “Enjoy English” учебник для 5-6 класса....

урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»

урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»Предмет:  ...

Технологическая карта урока повторения и обобщение изученного в начальной школе "Решение текстовых задач" (5 класс, 4 урок по программе учебника Н.Я.Виленкина и др.)

Урок систематизации и обобщения компетенций, полученных учащимися в 4 классе начальной школы. Тема урока  - "Решение текстовых задач". Урок составлен в соответствии с требованиями  ФГОС втор...

Урок повторения и обобщения по теме "Лексика" 5 класс

Презентация позволит в игровой повторить основные понятия по теме "Лексика"....

презентация к уроку "Повторение и обобщение по теме "Причастие" 7 класс

Презентация к уроку "Повторение и обобщение по теме "Причастие" 7 класс...

Урок географии в 5 классе . Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера"

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера" в игровой форме. Землеведение. Авторы учебника: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким...