Технологическая карта урока русского языка в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Урок на тему "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными в 9 классе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhnopodchinyonnye_predlozheniya_.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                «Скалистская средняя общеобразовательная школа».

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ
ПРИДАТОЧНЫМИ

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

С  ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ.

                                   Учитель

                                                              русского языка и литературы

                                                              Кенжебаева Л.И.

                                              п .Скалистый

                                                     2023 г.

Тема урока:   СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С
                           НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ.

 

Цели урока: обучающая – научить определять вид подчинения,

                                               если сложноподчинённое предложение

                                               с несколькими придаточными,

                                               повторить с учащимися   виды  

                                                               сложноподчинённых предложений,

                                                               повторить   правило   постановки   знаков        

                                                               препинания   в  сложноподчинённом  

                                                               предложении;

                     развивающая – развитие   и  совершенствование  навыков

                                               анализа предложения, анализа и построения

                                               текста, применения правил на письме;

                    воспитательная  – воспитание интереса и уважения к

                                                  языку, воспитание активной

                                                  жизненной позиции.

Средства обучения:  учебники,  тетради,  компьютер,  тесты.

Методы обучения – фронтальный   опрос,  просмотр   презентации  с

                                     помощью проектора и компьютера, анализ пред-

                                     ложений и текста, выполнение тестов.

Тип урока – комбинированный.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.
  2. Повторение:

Слайд №1.

         На экране появляются слайды Презентации. Учащиеся записывают  тему в тетрадь. Урок проходит на фоне демонстрации слайдов.

 Вместе с учащимися вспоминаем признаки сложноподчинённого предложения. Записываем предложения в тетради.

              Слайд №2.

  1. Я не удивился его поступку, потому что знал его

характер.                             

      2.Вверху ветви деревьев так переплелись между

        собой, что совершенно скрыли небо.

3. Хорошо известно,что все тела при нагревании

расширяются, а при охлаждении сжимаются.

      4. Солнце освещало вершины лип, которые уже

         пожелтели под свежим дыханием осени.

        Определите виды придаточных предложений.

    Начертите схемы предложений.

              Слайд №3.

          И понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро.

          Придаточное изъяснительное.

             Слайд №4.

          Если бы мне дано было повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат.

          Придаточное условия.

             Слайд №5.

         Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, потому что иначе его задавит одиночество.

         Придаточное причины.

            Слайд №6.

         Почему хочется заплакать, как я еще никогда не плакал?  

         Придаточное образа действия.

             Слайд №7.

         Трудно мне писать о войне, хотя "во мне" книга о "моей войне" идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое.

         Придаточное уступительное.

 

             Слайд№8.

        Всю свою жизнь я видел настоящими героями людей, которые

         любят и умеют работать.

         Придаточное определительное

              Слайд №9.

                                            СОЮЗЫ :

ЧТО, ЧТОБЫ, КАК, ЕСЛИ, КОГДА, БУДТО, ГДЕ, ХОТЯ, СЛОВНО,ТОЧНО, ПОКА, ПОТОМУ  ЧТО, КАК  БУДТО, ОТТОГО ЧТО, ТАК ЧТО, ТАК КАК   и др.

                            СОЮЗНЫЕ СЛОВА:

КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ЧТО, КТО, КАК, СКОЛЬКО,
НАСКОЛЬКО, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА  и др.

 

   

 Запомните: перед союзом нужно ставить запятую.

III.Объяснение новой темы:

 В сложноподчинённом предложении может быть несколько придаточных. Как они могут присоединяться к главной части?

             Слайд №10.

         Последовательное подчинение.

         В одном из школьных сочинений я написал о том, как   во   время   Великой   Отечественной   войны подростки работали на токарных станках, сутками не выходя из цеха, чтобы дать фронту больше боеприпасов.

                    ,                               ,                             .

              Слайд №11.

                     

                      [    =    ],  (  как     ),  ( чтобы      ).

                                         

                                           о чём ?    

                                                         для чего?

 

               Слайд №12.

                              Однородное подчинение.

         Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить, что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьезно учиться.                                                                                                                        

                                                                                                 (Л.Н.Толстой)

                                                                    ,   

                ,                        и           .    .

         Слайд №13.

   

  [ = ], (что = ), (что = ) и (что − = ).

                                                 

     

      что?      

                            что?                  что?

             Слайд №14.

                  Неоднородное (параллельное) подчинение.

     Если  командир не робеет, то бойцы за ним в огонь и в воду

пойдут, что приводит к  победе над врагом.

                                                                                                                             

                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                      ,     

                                                                   

                                      ,                                      

       Слайд № 15.

      Наличие или отсутствие запятой между рядом стоящими союзами что и если, что и когда, который и если и т.д.

     Деревья так теснятся друг к другу, что если умрет вековая сосна, то некуда ей упасть.

Сравните:                                                        

    Деревья так теснятся друг к другу, что, если умрет вековая сосна, некуда ей упасть.

   

 

     Слайд № 16.

      Отсутствие запятой между однородными придаточными предложениями, соединенными неповторяющимися союзами и, или, либо, да (= и).

      Мы отправились в путь по дороге, которая обещала много новых впечатлений и которая помогла нам сдружиться.

                                                                          ,

                                       и                       и

     Слайд №17.

       

  МЕСТО ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 Машина мчалась так быстро, что никто не запомнил её номера.

                       

                                      [   так + нареч.         ] ,    ( что       ) .

 Слайд №18 

Если солнце дымное встаёт, то будет день горячий.

                               (Если            ), [ то             ].

            Слайд №19.

       Широкая торпинка, которая привела нас к реке, заканчивалась

       у крутого обрыва.

       [                      ,    ( которая                ) ,                  ].

     Запишите эти предложения, определите вид придаточных

     предложений.

            Слайд №20.

      Когда дикие звери ходят по лесам и по полям, то они всегда

     ходят на ветер и слышат ушами и чуют носом то, что впереди них.

     Если бы не было ветра, они бы не знали, куда им идти.

            Для того чтобы на траве, кусте или дереве завязалось семя,

     нужно, чтобы с одного цветка пыль перелетела на другой  цветок.

     Цветки бывают далеко друг от друга и им нельзя пересылать свою

      пыль с одного на другой цветок.

              Пчёлы и другие насекомые иногда переносят на лапках

       пыль с цветка на цветок. Но больше всего эту пыль переносит  

       ветер.

         Если бы не было ветра, половина растений была бы без семян.

       Вопросы для анализа текста:

  1. Можно ли назвать это текстом?
  2. Можете ли вы назвать тему данного текста?
  3. Как связаны предложения в данном тексте?
  4. Есть ли в данном тексте сложноподчинённые предложения?

Определить вид придаточных. Начертите схемы предложений.

      Ответы:

  1. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть целой книгой. Это текст, так как несколько предложений здесь связано темой в целое.
  2. Темой данного текста является  тема  «Для чего ветер?».
  3. Предложения в тексте связаны в смысловом и в грамматическом отношении. Цепная связь осуществляется повтором ключевого слова ветер. Все следующие предложения раскрывают тему текста.
  4. Есть сложноподчинённые предложения  с придаточными

времени, цели, изъяснительными, условия.

       

  1. Выполнение тестов ЕГЭ (только пункты  со сложноподчинёнными предложениями.

  1. Подведение итогов урока.

  1. Домашнее задание.

         § 81-84,   упр. 407(II) . Подготовить выступление на  тему

         « Виды придаточных предложений»

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...