План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2023
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Исмаилова Людмила Закировна

Написание сочинения- рассужения относится к повышенному уровню сложности. В данном материале дан алгоритм написания сочинения - рассуждения в формате ЕГЭ.Изучив данный материал, учащиеся научатся правильно формулировать и комментировать проблему текста,узнают о способах выражения позиции автора текста, правильно  смогут обосновать и аргументировать свою позицию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2023

Давайте познакомимся с самой структурой данного экзамена. Он состоит из двух частей: тестовой и письменной. Сегодня нас интересует именно письменная часть ЕГЭ по русскому языку, то есть 27 задание.

Что ФИПИ хотят увидеть в сочинении?

В этом сочинении, согласно ФИПИ, от вас требуется:

  1. Найти и поставить одну из правильных проблем приведённого в КИМе текста.
  2. Написать два комментария: пример + их пояснение + смысловая связь между ними.
  3. Написать позицию автора данного текста.
  4. Написать своё отношение к словам автора и пояснить его.
  5. Написать не меньше 150 слов.
  6. Не увлекаться  чрезмерным цитированием.

 

Максимальный балл за 27 задание – 24.

 

Но при этом сочинение не должно:

  1. Являться полностью пересказанным или переписанным текстом.
  2. Быть написанным по тексту не из КИМа или по неправильной проблеме.

При несоблюдении двух этих пунктов вся ваша работа оценивается в 0 баллов.

 

План сочинения

Структура (план) сочинения:

  1. Написание правильной проблемы.
  2. Первый комментарий+ пояснение
  3. Второй комментарий + пояснение и смысловая связь.
  4. Мнение автора, его позиция.
  5. Собственное отношение к данной проблеме и его пояснение (2 аргумента).
  6. Вывод.

 

Постановка проблемы

Это план, при помощи которого вы сможете определить проблему.

  1. Внимательно прочитайте текст несколько раз, пытаясь понять его основную тему, то есть о чём он: о любви, о войне, о дружбе и т.д.
  2. После определения темы, задайте себе такие вопросы: «Что хотел показать автор текста, описывая (войну, чувства людей, природу и подобное)?», «Что я чувствую после этого текста?», «Какая мысль прослеживается на протяжении всего текста?».
  3. Определив примерную проблему, попытайтесь найти к ней два полноценных комментария. Если у вас это получилось, то тема определена верно, если нет, возвращайтесь к пункту 2.

 

Иногда в определении проблемы помогают задания 21 и 26. В них могут быть намёки на возможную проблему. НО используйте этот способ только как подсказку.


Типичные клише для постановки проблемы

План сочинения: типичные клише для постановки проблемы

 

Первый, второй комментарий и связь между ними

После проблемы пишем комментарии.
Итак, чтобы найти и написать комментарии вам нужно:

  1. Найти в тексте две иллюстрации, которые помогают раскрыть поставленную вами проблему.
  2. Дайте к каждому комментарию своё пояснение, то есть объясните смысл ваших примеров.
  3. Укажите связь между двумя комментариями. Она может находиться, как после первого комментария, так и после второго.
  4. Перечитайте написанные комментарии и спросите себя «Эти примеры раскрывают выбранную проблему?». Если ответ утвердительный, то пишите позицию автора.

Клише для написания примера-иллюстрации:

Для публицистического текста

  • Для подтверждения проблемы автор приводит / говорит следующие слова: «цитата».
  • Особое внимание стоит обратить на такие слова писателя о…

Для художественного текста

  • «Цитата» – пишет автор текста.
  • Обратим внимание на следующие мысли / поступки героя…

 

Клише для пояснения примера-иллюстрации:

Для публицистического текста

  • Смысл данных слов заключается в следующем: …
  • Данное высказывание доказывает, что…

Для художественного текста

  • Слова, мысли, поступки данного героя доказывают факт…
  • Эти события писатель описывает для…

 

Пример иллюстрации с пояснением:

  1. Особое внимание стоит уделить таким словам автора: «Но он боится сказать: «Стекло разбил я». Смысл данных слов заключается в следующем: иногда люди, рискующие своей жизнью ради веселья и считающие себя самыми отважными, не могут проявить мужества в простых ситуациях, таких как признание вины.
  2. «Знаешь, оказывается, что я не могу выстрелить в человека», – пишет автор. Данные слова героя доказывают, что для человека превыше всего его совесть, которую он готов оберегать любыми способами».

 

Связь между комментариями — это важный пункт для получения 5 баллов. Связать свои комментарии можно несколькими способами:

  1. Сопоставить их;
  2. Сравнить их;
  3. Выявить причинно-следственную связь;
  4. Выявить уступки.

Сама связь — 1-2 предложения, находящихся после 2 комментария.

 

Клише для связи:

  1. Оба примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают…
  2. Противопоставляя данные примеры, автор говорит о том, что…
  3. Рассуждения автора сводятся к выводу о…
  4. Автор раскрывает проблему, противопоставляя (что? Чему?)
  5. Противопоставляя, эти примеры (поступки героев и т.п.), автор хочет подчеркнуть…

Пример: Оба примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают правильное отношение человека к своей профессии. Пояснение смысловой связи.

Проанализировать связь между примерами-иллюстрациями означает раскрыть сущность этих смысловых отношений: в чем смысл этого противопоставления, какие качества героев выявляются в сравнении и т.д. В идеале следует охарактеризовать каждый пример.

Позиция / мнение автора

В этом пункте вы должны чётко определить позицию автора – она должна продолжать проблему

Клише для написания мнения автора:

  • Позиция автора такова: …
  • Автор стремится донести до своего читателя мысль о…
  • Писатель считает, что…

Пример:

  • Проблема – Какие чувства человек должен испытывать к своей родине? Эту проблему ставит (ФИО) в своём тексте.
  • Позиция автора – Автор хочет донести до нас мысль о том, что человеку необходимо любить, уважать и гордиться своей родиной и родным краем.

 

Собственное отношение к проблеме и пояснение

В этом пункте вы должны написать своё мнение о проблеме.

 

Клише для собственного мнения:

  • Трудно не согласиться с автором, ведь…
  • Я разделяю чувство автора по отношению к…
  • Я полностью согласен с автором и считаю, что…

Пример: «Трудно не согласится с автором, ведь именно наши внутренние качества оберегают нас от совершения ужасных поступков».

Собственное мнение подтверждаем любым из способов обоснования : примеры из литературы (художественной, публицистической, научной);примеры из истории; обобщённые примеры; конкретные примеры из жизни («случаи»).

 

Вывод

Вывод – это 1-2 предложения, подводящих итог вашей работе. Он должен следовать за проблемой и не вводить новых идей.

Клише для вывода:

  • Таким образом, автор побудил задуматься над следующей мыслью…

Пример: «Таким образом, автор побудит задуматься о том, что человек должен любить и
уважать свою профессию».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального развития преподавателя русского языка и литературы на 2018-2023

Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как преподавателя  русского языка и литературы и развить благоприятную, мотивирующую потребн...

Аргумент из литературы. Справочный материал для учащихся 10-11 классов при выполнении задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (сочинения) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна

Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку - сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес...

Индивидуальный план профессионального развития преподавателя русского языка и литературы на 2018-2023 г.

Тема самообразования: «Применение новых образовательных технологий и формирование языковой компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы».Цель: повысить свой теоретический,...

План работы РМО учителей русского языка и литературы Киреевского района на 2022-2023 учебный год

План работы   РМО учителей русского языка и литературы Киреевского района на 2022-2023 учебный год...

Индивидуальный план профессионального развития преподавателя русского языка и литературы на 2018-2023

Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как преподавателя  русского языка и литературы и развить благоприятную, мотивирующую потребн...

Тематический план ТП ОУД.01 Русский язык 2023-24

Тематический план ТП ОУД.01 Русский язык 2023-24...

«Сочинение в формате ЕГЭ. Подготовка к написанию» план-конспект урока по русскому языку (10 - 11 класс)

Урок  по подготовке к сочинению ЕГЭ - задание 27 ( план сочинения, анализ текста, образец сочинения)...