Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Раздельное написание НЕ с деепричастиями"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Кормашова Надежда Сергеевна

Конспект открытого урока с рабочей презентацией, построенный с учётом требований обновлённых ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_s_deeprichastiyami_1_urok.docx35.54 КБ
Файл Презентация к уроку500.36 КБ

Предварительный просмотр:

Раздельное написание НЕ с деепричастиями. 7 класс . Урок  по теме 1.

Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

Цели деятельности педагога:

Познакомить с условиями раздельного написания НЕ с деепричастиями; активизировать ЗУН по правописанию частицы НЕ и приставки НЕ- со словами других частей речи; способствовать развитию умения обособлять деепричастия и деепричастные обороты.

Планируемые результаты

предметные: учащиеся будут знать условия раздельного написания Не с деепричастиями, глаголами, причастиями;  будут уметь правильно писать НЕ с деепричастиями, графически обозначать орфограммы, повторят правила написания Не с другими частями речи;

метапредметные:  могут самостоятельно сформулировать учебную цель урока, учебной деятельности; учатся планировать свою деятельность, разрабатывают алгоритм действий для добывания знаний; владеют устной и письменной речью; учатся корректировать свою деятельность, занимаются самоконтролем и оценкой своих знаний;

личностные: вырабатывают умение корректно относиться к работе других, учатся объективно оценивать свою деятельность на уроке и результат этой работы.

Тип урока: комбинированный; урок объяснения нового материала.

                                                      Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Настрой на урок (учитель читает маленький стишок):

Как описать нам действие,

Дополнить, уточнить?

Придать ему динамики, с другим соединить?

На помощь,  нам на счастье,

 Придёт … (деепричастие).

- Давайте вспомним,  какая часть речи называется деепричастием? Как называется  сочетание деепричастия с зависимыми словами?

3. Задание 1: 

Задание по вариантам: 1 вариант перестраивает предложения 1-2;

 а 2 вариант – 3-4.

  • Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями, расставьте знаки препинания при деепричастных оборотах.

1.Герасим шёл, не торопился, не отпускал Муму с верёвки.

2.Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом.

3.Товарищи  не заметили его беспокойство и ушли.

4.Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья, негодовали  и бросали их в костёр.

(Выполняют 10 минут)

Самопроверка по ключу на слайде:

  • 1.  Герасим шёл, (не)  торопясь, (не) отпуская Муму с верёвки. 
  • 2. Море играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом. 
  • 3. Товарищи, (не) заметив его беспокойство, ушли.
  • 4. Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья, негодуя, бросали  их в костёр.

Вопрос учителя после  самопроверки:

-Какие предложения передают большую динамичность, стремительность  в развитии действия: с однородными сказуемыми, выраженными глаголами, или с деепричастиями и деепричастными оборотами?

- Какие деепричастия в предложениях стали частью олицетворений? О чём это свидетельствует: в каком стиле речи часто используются деепричастия?

- О чём ещё  следует помнить, используя в письменной речи деепричастия и деепричастные обороты? (Деепричастия и ДО обособляются).

  1. Актуализация знаний.

1) - Как  написать  деепричастия: (не) торопясь, (не) отпуская, (не) заметив, (не) годуя?

-В чём нужно разобраться?

  • Формулируем цель урока.

2) Сравните предложения. Обратите внимание на правописание НЕ в словах разных частей речи.

А) Он слушал меня и недоумевал. – Он слушал меня, недоумевая.

Б) Целый вечер он ходил и ничего не говорил.  – Целый вечер он ходил, ничего не говоря.

Вопрос: Какой вывод можно сделать из наблюдения за этими предложениями?

  • Сформулируйте его письменно и приготовьтесь зачитать. 
  • Сравните свои выводы с правилом в учебнике п.30

Есть ли информация, которую вы не учли?

3) Закрепление: выполнение упражнения № 194

  • - Прочитайте задание. Выберите для записи три предложения, но так, чтобы в них были и раздельные и слитные написания НЕ с деепричастиями.
  • - Графически обозначьте деепричастные обороты.

- Объясните правописание и расстановку знаков препинания.

  1. Что ещё может вызвать затруднение при выборе написания НЕ? (Нужно  уметь различать части речи: глаголы, деепричастия и причастия).
  • Распределительный диктант.

- Распишите слова в три столбика

НЕ с глаголами

НЕ с деепричастиями

НЕ с причастиями

Не просмотрена, не написать, неприготовленные, не выступал, не был, ненавидеть, не думая, непроверенные, не пользуясь, ещё не написанная, не вымыт, не сложен, не подумав, негодуя, не здороваясь, ненавидя, не поздоровался, негодовал.

- Проверим друг друга в парах.

НЕ с глаголами

НЕ с деепричастиями

НЕ с причастиями

Не написать

Не думая

Не просмотрена

Не выступал

Не пользуясь

Неприготовленные

Не был

Не подумав

Непроверенные

Ненавидел

Негодуя

Ещё не написанная

Не поздоровался

Ненавидя

Не вымыт

негодовал

Не здороваясь

Не сложен

Не написать

Не думая

Не просмотрена

  • Сделаем вывод: Что общего в правописании НЕ с глаголами, деепричастиями и причастиями?
  • Вспомните, какая  цель  сегодняшнего урока  была вами поставлена?
  • Что вы узнали и с чем ещё предстоит разобраться на следующем уроке?

  1. Домашнее задание:
  • 1) Выучить правило стр. 82 п.30
  • 2) Найти и записать 8 пословиц, в которых есть деепричастия с НЕ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздельное написание НЕ с деепричастиями. Раздельное написание Не с деепричастиями. 7 класс

Слайд 2

Проверочный срез по теме «Обособление деепричастного оборота» Задание: замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями, расставьте знаки препинания при деепричастных оборотах. Герасим шёл, не торопился, не отпускал Муму с верёвки. Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. Товарищи заметили его беспокойство и ушли. Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костёр.

Слайд 3

Проверим себя! Герасим шёл, не торопясь, не отпуская Муму с верёвки. Море играло маленькими волнами , рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом. Товарищи, заметив его беспокойство , ушли. Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья, бросая их в костёр.

Слайд 4

Синтаксическая разминка Задание №2: спишите четверостишие, расставьте пропущенные знаки препинания, графически объясните их. Засыпав тропы и тропинки Стирая свежие следы На землю тихие снежинки Ложатся блестками слюды.

Слайд 5

Проверьте себя! Засыпав тропы и тропинки, -.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-..-.-.-.-.-.-.-.- Стирая свежие следы, -.-.-.-.--.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.- На землю тихие снежинки Ложатся блестками слюды.

Слайд 6

НЕ с деепричастиями . Сравните предложения. Обратите внимание на правописание НЕ в словах разных частей речи. А) Он слушал меня и недоумевал . – Он слушал меня, недоумевая . Б) Целый вечер он ходил и ничего не говорил . – Целый вечер он ходил, ничего не говоря . Какой вывод можно сделать из наблюдения за этими предложениями? Сформулируйте его письменно и приготовьтесь зачитать.

Слайд 7

Распределительный диктант. Распишите слова в три столбика. НЕ с глаголами НЕ с деепричастиями НЕ с причастиями

Слайд 8

Взаимопроверка. НЕ с глаголами НЕ с деепричастиями НЕ с причастиями Не писал Не выступал Не был Ненавидеть Не поздоровался Не хвастался негодовал не улыбаясь Не думая Не хвастая Не пользуясь Не подумав Негодуя Ненавидя Не здороваясь Не просмотрена Неприготовленные Непроверенные Неисследованные Ещё не написанная Не вымыт Не сложен Что общего в правописании НЕ с глаголами, деепричастиями и причастиями?

Слайд 9

Не с глаголами и деепричастиями Раздельно: Слитно: 1. Все глаголы; не бежал 2. С приставкой до- (действие, не доведённое до конца) не дотянулся до полки не сделав до конца 1. не употребляется без не- ненавидя, негодуя 2. С приставкой недо - ( отсутствие в нужном количестве, недостаточность, неполнота ) недо стаёт изящества; недо сыпая ночей

Слайд 10

Слитно или раздельно? Он очень старался, но так и (не) до бежал до финиша. Он часто в столовой (не) до едает суп. Проект Владимир, всё время откладывая на потом, так и (не) до работал. Маша часто, готовя обед, ( не)до саливает суп. В годы Великой Отечественной войны многие дети, даже живя в глубоком тылу, ( не)до едали. - Подчеркните деепричастные обороты как члены предложения.

Слайд 11

Проверьте себя! Он очень старался, но так и не до бежал до финиша. Он часто в столовой не до едает суп. Проект Владимир, всё время откладывая на потом , так и не до работал. (НЕ сделал всего, что требуется). Маша часто, готовя обед , недо саливает суп. В годы Великой Отечественной войны многие дети, даже живя в глубоком тылу , недо едали.

Слайд 12

Домашнее задание. На дом :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Понятие о деепричастии"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Понятие о деепричастии" . Цель урока: формирование знаний о грамматических признаках деепричастий, месте и роли деепричастий и деепричастных оборотов в реч...

Конспект урока по русскому языку с использованием дидактических игр в 7 классе по теме « Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного»

Урок предназначен для обобщения и систематизации изученного по теме "Деепричастие" в 7 классе. Тип урока- урок-практикум....

Конспект урока по русскому языку "Употребление деепричастий в речи"

Тема урока: «Употребление деепричастий в речи»  Вид урока:  беседа, практическая работаЦели урока: Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи;Совершенствовать умение анали...

конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Деепричастие"

практический материал для отработки знаний, умений и навыков учащихся по распознаванию деепричастия среди других частей речи...

Конспект открытого урока по русскому языку в 7Б классе по теме «Деепричастие»

Тема урока:       Повторение изученного по теме «Деепричастие»   Тип урока:         урок обобщения Цели ...

Конспект урока по русскому языку "Урок-зачёт по теме "Деепричастие"". 6 класс.

Урок-зачёт по теме «Деепричастие».Цель: • обобщить, систематизировать материал по теме;• закрепить изученные орфограммы (НЕ с деепричастиями) и пунктограммы ( выделение ОД и ДО н...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Морфологический разбор деепричастия"

Данная разработка урока поможет Вам обобщить знания по теме "Деепрчастие". Используются инновпционные формы и методы"...