Организация работы с текстом на уроках русского языка в 5 классе.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Бурдина Елена Владимировна

Данный материал содержит тексты по разделам с разными заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmno-metodicheskiy_material._tekst_5_klass.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Синтаксис

Текст

Дуб и ветер

Красивый и могучий дуб рос на высокой горе. Ни у кого не было сил покорить его.

Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой, старался пригнуть к земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листиком. Кто-то подсказал, что погубить дуб может молния. Побежал ветер звать ее на помощь.

Раскололось небо, грянул гром, блеснула саблями молния. Загорелась вершина дуба, но пошел дождь и залил огонь. А дуб продолжал расти, даже крепче стал.

Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу погубить тебя?»

Дуб ответил, что не ствол его держит, как думают некоторые. Сила его в том, что он в землю родную врос, корнями за нее держится.

«Потому мне никто не страшен», — добавил дуб.

Задания.

  1. Прочитайте сказку ознакомительным чтением, выделите ключевые слова.
  2. Определите тему и основную мысль сказки.
  3. Определите тип текста. Составьте его план и перескажите текст по плану.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 класс

Синтаксис

Текст

Вас было двое: сестра и брат - Суок и Тутти.
Когда вам исполнилось четыре года, вас похитили из родного дома гвардейцы Трёх Толстяков. Я Туб, учёный. Меня привезли во дворец. Мне показали маленькую Суок и Тутти. Три Толстяка сказали так: «Вот видишь девочку? Сделай куклу, которая бы не отличалась от этой девочки». Я не знал, для чего это было нужно. Я сделал такую куклу. Я был большим ученым.
Кукла должна была расти, как живая девочка. Суок исполнится пять лет, и кукле тоже. Суок станет взрослой, хорошенькой и печальной девочкой, и кукла станет такой же. Я сделал эту куклу.
Тогда вас разлучили. Тутти остался во дворце с куклой, а Суок отдали бродячему цирку.


Задания.

  1. Прочитайте текст ознакомительным чтением, выделяя ключевые слова.
  2. Определите его тему, тип речи.
  3. Составьте схему предложения с прямой речью.
  4. Составьте план текста.
    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 класс

Синтаксис

Текст

Представления о вежливости есть,(1), во всех без исключения культурах, во всех человеческих обществах, известных нам на сегодняшний день.

(2), человек не может быть вежливым сам по себе. Он может быть вежлив (или невежлив) только по отношению к другому человеку (или другим людям). (3), вежливость - это некоторый способ относиться к другим людям. (4), не просто относиться. Правильнее будет сказать, что это некоторый способ вести себя по отношению к другим людям. Можно даже сказать - некоторый способ общаться с другими людьми.

(5), можно проявить вежливость (или невежливость), и не вступая непосредственно в общение, под которым мы обычно понимаем обмен словами. (6), не вернуть вовремя взятую у кого-то книгу – (7), невежливое поведение. Прочесть чужое письмо - тоже невежливо. Всё это поступки, которые касаются других людей, но они не входят в то, что обычно называют общением.

Задания.

  1. Прочитайте текст ознакомительным чтением.
  2. Определите его тему.
  3. Попробуйте самостоятельно вставить вместо цифр в скобках слова, которые помогают говорящему выразить следующие значения:

А) указать порядок высказываний и связь между ними: прежде всего, значит;

Б) высказать уверенность или неуверенность: по-видимому, конечно, безусловно;

В) уточнить способ выражения мысли: точнее;

Г) указать на приведённый пример: например.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 класс

Имя существительное

Текст

Красотой, красоты, красоте
Поклоняемся, жаждем, клянёмся
И немеем, когда прикоснёмся
К родниковой её чистоте.

Защитить, сохранить, оберечь
Эту сердцем рождённую речь,
Передать, словно песню без слов,
Её лик, её свет, её зов.

Задания.

  1. Прочитайте стихотворение.
  2. Определите его тему.
  3. На основе текста стихотворения составьте словосочетания с данными словами, определите непостоянные морфологические признаки существительных.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 класс

Имя прилагательное

Текст

Детство кончалось. Очень жаль, что всю прелесть детства мы начинаем понимать, когда делаемся взрослыми. В детстве все было другим. Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир, и все нам казалось гораздо более ярким.
Ярче было солнце, сильнее пахли поля, громче был гром, обильнее дожди и выше трава. И шире было человеческое сердце, острее горе, и в тысячу раз загадочнее была земля, родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа.

Задания.

  1. Прочитайте текст ознакомительным чтением, выделяя ключевые слова.
  2. Определите тему текста, основную мысль.
  3. Найдите в первом абзаце прилагательное, которое употребляется в роли существительного.
  4. Составьте 2-3 предложения, выражая свое согласие или несогласие с автором.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в 8 классе.

Программа элективного курса "Комплексная работа с текстом" с вариантами текстов для работы.Программа имеет практическую направленность. Комплексная работа с текстом  даёт возможность каждому учен...

Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...

Организация работы с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции

Формирование коммуникативной компетенции - одна из ключевых задач развития качеств личности. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры уст...

Кластер как приём организации самостоятельной работы с текстом на уроках русского языка и литературы.

Достаточно подробно рассмотрен кластер как способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему...

Доклад по теме "Организация работы с текстом на уроках русского языка"

Доклад по теме "Организация работы с текстом на уроках русского языка"...