Рабочая программа по подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Никифорова Татьяна Александровна

Прогрмма рассчитана на 17 часов, составлена в соответствии с требованиями и структурой  экзаменационной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_fak_r_yaz_itog_sob_9_kl.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к ОП ООО

                                                                                                              Приказ

«УОМО УСТЬ-УДИНСКИЙ РАЙОН»

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

Средне-Муйская средняя общеобразовательная школа

(МКОУ Средне-Муйская средняя общеобразовательная школа)

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

_________________

Никифорова Т.А.

Протокол №1от 25.08. 2022

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

_________________

Котенко С.М.

26 августа 2022

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы

_________________

Шипнякова А.В.

              Приказ

Рабочая программа факультативного курса «Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку»  для 9  класса  

Составитель: Никифорова Т.А.,

руководитель ШМО гуманитарных дисциплин

Средняя Муя

2022-2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа факультативного курса «Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку»  для 9  класса  разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом действующих нормативно – правовых документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в РФ»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644, с изменениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);
  • Основная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом директора школы №40-од от 31.08.2021:
  • Учебный план школы на 2021-2022 учебный год, утвержден приказом директора школы № 40 -ОД от 31.08.2021;
  • Программа основного общего образования по русскому языку. Авторы программы : М.М. Разумовская, С.И .Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов, Г.А. Богданова :  http://drofa.ru/books/vertical/progr5-9_rus_hamraeva.pdf- сайт издательства Дрофа, 2018 год.

Место курса в структуре основной образовательной программы

        Курс  включен в компонент образовательной организации Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.

Цель изучения дисциплины

- подготовить девятиклассников к успешному выполнению заданий итогового собеседования по русскому языку: научить  создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.

     Программно-методическое обеспечение

1.Сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Федеральный институт педагогических измерений». http://www.fipi.ru/

2.Решу ОГЭ.Образовательный портал для подготовки к экзаменам. https://rus-oge.sdamgia.ru/

  

    Общая трудоёмкость дисциплины  

     На изучение элективного курса ««Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку» для 9 класса   отводится 16 часов из расчета 1  час в неделю в первом полугодии

     

Формы контроля

Проведение пробного собеседования по русскому языку.

Планируемые результаты изучения  курса

 В результате учащийся должен

-уметь создавать монологические высказывания на разные темы,

- принимать участие в диалоге,

- выразительно читать текст вслух,

- пересказывать текст с привлечением дополнительной информации (цитаты).

     

Требования к уровню подготовки обучающихся

Выполнение испытуемыми совокупности представленных в работе заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку (устная речь).

Содержание учебного предмета

Содержание данного курса ориентировано на контроль и измерение уровня сформированности у обучающихся основной общеобразовательной школы жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования:
-извлекать информацию при аудировании и чтении;

-адекватно понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи;

-создавать в устной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью свернутости;

-соблюдать в речи основные языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические).

     Устное собеседование по русскому языку в 9 классе состоит из 4 заданий:

Задание 1 – выразительное чтение вслух текста научно-публицистического стиля.

Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации.

Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.

Задание 4 – участие в диалоге.

Все задания представляют собой задания открытого типа с развёрнутым ответом.

       Работа построена с учётом вариативности: испытуемым предоставляется право выбора одной из трёх предложенных тем монолога и диалога (беседы) .Система оценивания отдельных заданий и работы в целом создавалась с учётом требований теории и практики педагогических измерений и отечественных традиций преподавания русского языка.

  Все задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности.

    Умение отстаивать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры человека. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации  доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Содержание  курса

1.Введение. Знакомство с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2. Задание1.Критерии  оценивания  чтения  вслух.

Признаки  выразительного  чтения. Правильность чтения. Знаки  препинания.

3. Задание 2. Критерии  оценивания  пересказа  текста  с включением  приведенного   высказывания (цитаты). Критерии  оценивания  правильности  речи.
4. Задание 3.Критерии  оценивания  монологического  высказывания. Составление монологического  высказывания различных типов речи.  

5. Задание 4. Критерии оценивания  диалога. Составление   диалога (по выбору  учащегося).

6.Проведение пробного устного собеседования.

Учебно-тематический план.

Название тем, разделов

Всего часов

В рабочей программе

Теоретическая

часть

 

Практическая часть

Теоретическая

часть

Практическая часть

Введение.

1

1

Задание1.Чтение текста.

2

1

2

1

Задание 2.Пересказ текста с включением приведенного   высказывания (цитаты).

1

2

1

2

Задание 3.Составление монологического высказывания.

3

3

3

3

Задание 4. Составление   диалога.

1

2

1

2

Проведение пробного устного собеседования.

1

1

ИТОГО:

8

9

8

9

Календарно-тематическое планирование

Дата

по

плану

Дата

фактически

           Тема                                              

Кол-во часов

Вид деятельности

1.

02.09

Структура  работы. Знакомство с демонстрационным вариантом .

1

Лекция.

2.

09.09

Критерии  оценивания  чтения  вслух.

Признаки  выразительного  чтения. Правильность чтения. Знаки  препинания.

1

Составление  памятки  к  выразительному  чтению научно-популярного текста.  

3.

16.09

Отработка  навыка   выразительного   чтения.

1

Работа над текстами разных типов

4.

23.09

Критерии  оценивания  пересказа  текста  с включением  приведенного   высказывания. Критерии  оценивания  правильности  речи.

1

Лекция.

5.

30.09

Практикум   по  пересказу  научно-популярного текста с включением  приведенного   высказывания  

1

Сам. работа

6.

07.10

Практикум   по  выразительному  чтению   и  пересказу  научно-популярного текста с включением  приведенного   высказывания  

1

Лекция. Практикум

7.

14.10

Критерии  оценивания  монологического  высказывания. Функционально-смысловые  типы  речи. Синтаксические  конструкции  для  описания.

1

Упражнения  для  развития  монологической  речи

8.

21.10

Практикум   по  составлению  монологического  высказывания  (описание  фотографии).  

1

Сам. работа

9.

11.11

Схема  построения и  синтаксические  конструкции  повествовательного  текста.  

1

Лекция. Практикум

10.

18.11

Практикум   по  составлению  монологического  высказывания  (повествование).  

1

Лекция. Практикум

11.

25.11

Схема  построения  текста-рассуждения.  Синтаксические  конструкции  рассуждения.

1

Словарная работа по темам

12.

02.12

Составление монологического  высказывания  (рассуждение).  

1

Создание текстов

13.

09.12

Критерии оценивания  диалога. Речевые  клише. Составление   диалога (по выбору  учащегося)   и  отработка умения  вести диалог.

1

Взаимооценка по критериям

14.

16.12

Практикум. Отработка  умения  вести  диалог  на  заданную  тему.

1

Взаимооценка по критериям

15.

23.12

Практикум. Работа  по составлению диалога.

1

Алгоритмы построения текстов разных типов речи

16.

04.11

Резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе

Предлагаемые материалы позволяют учителю организовать подготовку обучающихся 9 классов к устному итоговому собеседованию по русскому языку в разделе "монолог и диалог". Для подготовки к моно...

Методические аспекты подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку ( 9 класс)

Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе: советы учителям, ученикам и родителям....

Тема: «Приёмы работы при подготовке к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе»

Помощь учителю-словеснику при подготовке к Итоговому собеседованию в 9 классе...

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (9 класс) на уроках биологии

Требования к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе тесно перекликаются с методикой работы с устным текстом на уроках биологии....

Буклет. Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (9 класс) на уроках биологии

Буклет с советами учителям, ученикам и родителям при подготовке к итоговой аттестации в 9 классе....

Памятка для учащихся 9-х классов по подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку в 2020 году

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ  по подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку в 2020 году...