Методическая разработка урока русского языка с использованием заданий по развитию функциональной(читательской) грамотности 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Рындина Наталия Владимировна

Использование  заданий по развитию функциональной (читательской) грамотности на уроке русского языка в 6кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich._razrabotka.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка с использованием заданий по развитию функциональной(читательской) грамотности

6 класс

 Рындина Наталия Владимировна

МБОУ «СОШ с. Невежкино Лысогорского района Саратовской области»

 учитель русского языка и литературы

Тема: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе» (1час)

Цели и задачи:

Образовательные: 

-сформировать у уч-ся понятие об именах прилагательных

-показать роль прилагательных в  речи

- формирование  умения находить в тексте имена прилагательные

- повторить изученный материал

Развивающие:

-развивать творческую активность уч-ся

-развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать

-Формировать навыки самостоятельной работы

-обогащать словарный запас языка, совершенствовать коммуникативные речевые  умения и навыки уч-ся

- продолжить работу по формированию навыков комплексного анализа текста, читательской грамотности на уроке

Воспитательные:

- воспитывать осознанную потребность в знаниях,любовь к родному краю, бережное отношение к слову.

Оборудование: учебник, компьютер

Методы обучения:

-творческий

- наглядный

Тип урока: урок повторения знаний  (урок-практикум).

 Результаты освоения учебного материала урока.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • распознавание прилагательных в тексте;
  • построение речевых  высказываний с употреблением имён прилагательных.

Личностные УУД:

  • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
  • уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;
  • осознавать роль прилагательных в устной и письменной  речи;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи, фольклорный материал.

 Регулятивные УУД:

  • самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
  • владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
  • работать по плану, корректировать свою деятельность;

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология  и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 Познавательные УУД;

  • находить ответы на вопросы;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты учебников, их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной(читательской) грамотности.

 Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;  
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • учиться работать в группе;
  • умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах и малых группах.

Эпиграф к уроку:

Я слово замечательное,-
Сказало прилагательное,-
Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет –
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.

Ход урока

I.Организационный момент.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!

Учитель:Здравствуйте, ребята, у меня сегодня хорошее настроение, которым я хочу поделиться с вами. Улыбнитесь друг другу. Сегодня на уроке нас ждёт интересная работа. Сегодня будем художниками, только совсем не обычными.

II. Мотивация к учебной деятельности..

Работа в группе у доски:

Задание:

  1. Прочтите текст.

       2.Используя карточки со словами, нужно прикрепить их  магнитиками  к именам существительным так, чтобы получился текст.

       3. Прочтите повторно. Что изменилось в тексте?

        4. Какая часть речи  его изменила?

В (зимний) день ярко светит солнце, направляя свои (яркие) лучи к нам. У природы (хорошее) настроение. Давайте и мы улыбнемся друг другу и пожелаем удачи в (учебном) пути.

Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем разговор о прилагательных.

Какие цели поставим перед собой?

Дополните предложения своими словами, отражающими ваше понимание предстоящим действиям:

1..Мы научимся определять…

2.Находить … в тексте.

Что нужно нам для достижения наших целей?

  1. Знать .....
  2. Научиться находить ...

       3.Учиться использовать ...

III. Повторение изученного, выполнение тренировочных упражнений.

1/Прослушивание  аудиозаписи об имени прилагательном( теоретический материал)

Имя прилагательное — это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы: «Какой?», «Чей?»

Понятие признака охватывает множество самых разных значений: цвет( синий,зеленый); величину (большой, маленький), протяженность (длинный, короткий), пространственные и временные отношения (прибрежный, вечерний), материал (шерстяной, бронзовый), принадлежность (мамин, дядин) и др. Начальной формой прилагательного является форма единственного числа мужского рода в именительном падеже (светлый, холодный).В предложениях прилагательные, как правило, выступают в роли определения, но могут употребляться и в качестве сказуемого

Имя прилагательное изменяется:

по числам: сильный — сильные;

по родам: сильная — сильный;

по падежам: (Кого?) сильного — (Кому?) сильному.

Имя прилагательное связано с именем существительным.

2/Беседа по прослушанному тексту.

3/  Применение знаний и формирование умений и навыков

Работа c текстом.( попутное повторение о словосочетаниях в русском языке)

 Задание: Выпишите 3- 4 словосочетания «прилагательное + существительное» и разберите их.

Какова роль прилагательных в тексте?

Что такое эпитеты? Назови эпитеты в данном тексте.

Полна тайн  хмурая тишина зимнего леса. Серебристый свет луны проникает сквозь черную  крону хвойных деревьев и тихо освещает белые сугробы тайги.

Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши бурый медведь. Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладким  сном.

4/Беседа с классом: назовите  зверей, которые не спят зимой, а живут полной жизнью.

Загадка учащимся:

С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная,

А не птица. (Белка)

Вопрос уч-ся об этом зверьке:

- почему белка так интересна  своим поведением?

- опишите белку(устно)

5/ Работа с текстом. (раздаточный материал).

                                        Текст.

(1)В еловом лесу с утра до позднего вечера мелькают проворные белки.(2)Вот белки забрались на вершину высокой ели, перемахнули с ветки на ветку и спустились на землю за орехами.

(3)В развилке елового сучка белочка развесила сушить крепкий подосиновик, тонкие опёнки.(4)В лесных кладовых спрятала вкусные орехи.

(5)Поздней осенью переменит белка своё рыженькое платье на серую зимнюю шубку.(6)В вершине густой ёлки устроила белочка тёплое гнездо.(7)В этом гнезде она растит своих маленьких бельчат.

(8)Шустрая белка – самый весёлый и проворный зверёк в наших лесах.(83 слова)

(По И. Соколову-Микитову)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Подберите синоним из текста к слову проворные.

6.Подберите к выделенным в тексте словам антонимы.

7.Выпишите грамматическую основу  предложения №7.

8.Определите средство художественной выразительности в предложении №5.

Физкультминутка:

Раз - подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть и семь – с улыбкой стать.

Восемь – урок можно продолжать.

IV/Применение знаний и умений 

1/.Самостоятельная работа. Упражнение № 318. Определите род, число, падеж прилагательных.

  2/Тест с последующей взаимопроверкой.

1. Укажите предложения, в которых прилагательные являются сказуемыми.

А) Пасмурная погода испортила нам планы.

Б) Цветок красив и пахуч.

2. Укажите предложения, в которых прилагательные являются определениями.

А) Ласковый котенок не боялся людей.

Б) Глаза собак выразительны.

3. В каком из этих рядов на конце слов мягкий знак не пишется?

А) мыш_, брош_, лож_, полноч_, доч_

Б)  пахуч_, дремуч_, пригож_, горяч_, хорош_

4. Найдите слово с орфографической ошибкой. Обведите слово, исправьте ошибку.

Рыжего, печёт, чёрный, шёпот, чужего

5. Обведите прилагательные,  образующие краткую форму.

Книжный, сильный,  львиный, шерстяной,  резкий

Взаимопроверка по эталону:

Эталон

  1. Б
  2. А
  3. Б
  4. чужого
  5. сильный, резкий.

V/ Итог урока. Рефлексия.

Какая  была тема урока?

Какие задачи мы ставили?

Как вы считаете, достигли мы своей цели?

А теперь каждый оцените свою работу на уроке смайликами( на парте у каждого)

VI/ Домашнее  задание.

п. 55, упр.322(согласовать прилагательные с теми сущ-ми, к которым они относятся)

 Дополнительно: подобрать 5 фразеологизмов с прилагательными.

Литература

1.Тростенцова Л.А., Шанский Н.М., Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. Рабочие программы. Русский язык 5 - 9 классы. (ФГОС)

2.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях.CD (ФГОС). М.: Просвещение 2013 гг.

3.Тростенцова Л.А., Стракевич М.М., Ладыженская Н.В. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс. (ФГОС).

4.Кравченко Т.Ю. Презентация "Системно-деятельностный подход как основа структуры урока"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...

Методическая разработка урока русского языка с использованием ИКТ по теме: «Буквы А и О на конце наречий»

Правописание наречий – один из наиболее сложных разделов орфографии. Данный урок знакомит учащихся с правилом написания наречий. В ходе занятия рассматривается правило выбора суффиксов О/А на конце на...

Методическая разработка урока русского языка по теме " Методы компрессии текста" для 8-го класса

Цель: сформировать у учащихся умение воспроизводить текст в сжатом, обобщенном виде, сокращать текст разными способами, способствующими развитию мыслительных умений учащихся (анализ, обобщение);Форма ...

Методическая разработка. Урок русского языка в 10 классе. Готовимся к ЕГЭ: задание 16

В разработке представлена презентация и задания к уроку....

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе с использованием ИКТ

Тема урока: « Синтаксис и Пунктуация. Повторение»Тип урока: Урок обобщения и систематизации изученного по теме «Синтаксис и Пунктуация»Форма урока: Урок-путешествиеЦели урока:У...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе с использованием ИКТ "Правописание приставок пре- и при-"

Конспект урока открытия новых знаний "Правописание приставок пре-, при-" 6 класс. Данный урок разработан в соответствии с УМК :Русский язык. 6 класс: в 2 ч. А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Л.О.С...

Методическая разработка урока русского языка с использованием технологий личностно-ориентированного обучения и компьютерных технологий, 10 класс

Урок русского языка с использованием технологий личностно-ориентированного обучения и компьютерных технологий, 10 класс...