Программа кружка "Работа с текстами разных стилей"
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Сухова Елена Николаевна

Материал может заинтересовать учителей, которые занимаются подготовкой к итоговой аттестации обучающихся 11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_dlya_11_kl_po_rya_22-23.doc335 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 г.Сычевки»

«Согласовано»                                                                        «Утверждено»

Заместитель директора по ВР                                               Директор школы

__________Я.С.Грошенкова                                                   __________М.А.Алексеева

Протокол №____                                                                       Приказ №____

От «___»_____2022 г.                                                               От «___»_____2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

“Работа с текстами разных стилей”

Возраст обучающихся: 16-17 лет

Срок реализации: 1 год

Автор -составитель:

Сухова Е.Н,

педагог дополнительного образования

г.Сычевка

2022-2023 уч. год

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Работа с текстами разных стилей” (далее – Программа) имеет социально-гуманитарную направленность.

Программа разработана в соответствии с  нормативно-правовыми  документами:

• Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ;

• Целевой моделью развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения  Р.Ф. от 3 сентября 2019 №467);

•Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения Р.Ф. от 09 ноября 2018 г.  № 196);

•СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. № 41);

•Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении информации» от 18 ноября 2015г. N 09- 3242).

Отличительные особенности программы; новизна, педагогическая целесообразность программы:

Новизна программы 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Работа с текстами разных стилей” даѐт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь. Программа учитывает специфику КИМов, дает комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии. Программа ориентирована на развитие творческих способностей школьников.

Актуальность данной программы.

Рамки урока и насыщенность школьной программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей.

В настоящее время – в период модернизации учебного процесса, в период перехода школ на новые программы, предусматривающие всестороннее развитие ребёнка с учётом его индивидуальности, особенно важно и нужно расширять рамки знаний учащимися не только программного материала.

Актуальность программы определяется рядом факторов практического характера, под которыми понимаются тесное общение учителя и учащихся, ориентирование на творческую самореализацию развивающейся личности в учебном процессе.

При внедрении данной программы в обучение учащихся на занятиях, учитель получит возможность углубленно, творчески подойти к обучению родному языку школьников, помочь познать им тайны русской речи и практически овладеть ею.

Педагогическая целесообразность.

Программа ориентирована в большей степени на работу с текстом, развитие навыков смыслового чтения, что соответствует требованиям ФГОС. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.

Отличительной особенностью программы  «Работа с текстами разных стилей» является:

  • обеспечение ситуаций успеха каждому ребёнку;
  • многообразие видов активной познавательной деятельности обучающихся;
  • индивидуализация образовательного процесса и возможность работать в группе;
  • создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой активности;
  • организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляции активной коммуникации.

Адресат программы.

Программа рассчитана на обучающихся 11 классов.

Уровень программы - базовый.

Форма обучения: очная.

Формы организации образовательного процесса и виды занятий по программе.

Курс “Работа с текстами разных стилей” направлен не только на образовательное, но и духовное, эстетическое развитие учащихся. Поэтому предполагается использование таких форм занятий, когда создается творческая атмосфера совместной деятельности, учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Учитель отбирает для работы материал с учетом как его эстетической ценности, так и значимости для раскрытия темы и идеи художественного произведения. Весь материал используется в сочетании с такими формами работы, которые позволят ученику усвоить и осознать правильное написание изучаемой орфограммы, расширить их познания:

• лекции учителя с различными видами заданий;

• доклады, рефераты, сообщения и их защита учащимися;

• беседы; беседы с элементами практической работы;

• работа в больших и малых группах;

• самостоятельная работа учащихся – наблюдения над языковыми явлениями, их анализ и выводы об изменениях;

• упражнения с языковым материалом (в том числе проблемного характера, рассчитанные на проведение небольшого лингвистического эксперимента);

• самостоятельный отбор материала;

• поиск в произведениях художественной литературы нужной трудной орфограммы,

использование данной орфограммы в своей практике;

• фактическая работа по исправлению орфографических ошибок;

• чтение рекомендованной научно-популярной, лингвистической литературы;

• создание и публичная защита собственных проектов;

• проведение практикумов, семинаров.

Основные методы и приемы реализации данной программы

Для реализации программы применимы следующие педагогические технологии: объяснительно-иллюстративная технология технология проектного обучения, технология развития критического мышления, технология модульного обучения; активные методы обучения, которые требуют творческого подхода к материалу и создают оптимальные условия для самостоятельной работы учащихся: работа в малых группах по рассмотрению отдельного вида заданий; творческие работы, которые предполагают самостоятельный поиск решения задач с использованием соответствующей литературы; творческие работы, которые предполагают самостоятельное составление заданий по теме и их варианты решения; индивидуально выполняемые задания по теме; обсуждение вариантов решения заданий, предложенных в группе. Программой предусмотрены по каждой теме практические занятия, закрепляющие теоретические знания учащихся, среди них: работа с учебным пособием; работа дифференцирующего и индивидуального характера; работа по модулям и логико-смысловым моделям; работа со словарями; работа с мультимедийными обучающими программами и электронными учебниками.

Цель и задачи программы:

Цель программы: формирование   сознательного   отношения   к   языку   как   духовной   ценности,   средству   общения   и   получения   знаний   в   разных   сферах  человеческой деятельности; развитие   интеллектуальных   и   творческих   способностей   учащихся,   навыков   самостоятельной   деятельности,   использование   языка   для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

Задачи: 

  • ознакомить учащихся с разными подходами к анализу тексов разных стилей;
  • сформировать навыки анализа текстов разных стилей;
  • сформировать интерес к языкознанию, литературе, используя комплексный анализ текстов художественных, научных, публицистических произведений;
  • научить рассматривать художественные произведения в единстве форм и содержания;
  • организовать практическую деятельность учащихся, развивающую их творческие способности;
  • создать психологические речевые ситуации, способствующие овладению учащимися различными видами речевой деятельности;
  • сформировать навыки и умения анализа и комментирования текстов разных стилей;
  • воспитать грамотного читателя, способного по достоинству оценить художественно-эстетические ценности произведения;
  • развить творческое отношение к языку, умение владеть художественным словом.

   

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

 Личностные результаты:

- бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;

- потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах

- готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков

- эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей.

Метапредметные результаты  

Ученик  научится:                                                  

        Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Ученик получит возможность для формирования умений:

  •   работать с разными текстами;
  •  работать с планом;

              Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Ученик получит возможность для формирования умений:

  • строить рассуждение и аргументировать свою точку зрения;
  • работать с планом;

              Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы;

Ученик получит возможность для формирования умений:

  • быть толерантным.

Предметные результаты.

Требования направлены на реализацию компетентностного и личностноориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми при выполнении тестовых заданий и создании

собственных текстов.

Результаты изучения программы отражаются в знаниях о:

  • сущности, содержании, структуре и формах текста, объективных законах восприятия, понимания и создания текста;
  • роли текста в коммуникативных отношениях между людьми;
  • нормах русского литературного языка;
  • лингвистическом анализе языковых явлений;

в умениях:

  • воспринимать тексты как целостные высказывания, различать уровни и виды текстов, понимать смысл текста в контексте его создания;
  • создавать текст как ответ на «запрос», обеспечивая последовательность и связность изложения, отбирая языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи, аргументировать свою точку зрения ,делать письменный и устный анализ текста;
  • соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;
  • обладать навыками информационной переработки текста;
  • работать с материалами, представленными на мультимедийных учебных дисках и Интернет – ресурсах по данной теме;
  • оценивать тексты с точки зрения их соответствия функции и ситуации общения

  Контроль результатов обучения, формы и критерии оценки результатов.  

Тестирование, сочинения-рассуждения.

Учебный план.

Наименование раздела,  темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

все-го

теория

прак-тика

Введение. Текст и его строение.

3

1

2

Входная диагностика(Тест)

Типы текста.

2

1

1

тестовые упражнения

Функциональные стили речи.

6

5

1

анализ текстов.

Выразительные средства текста.

4

2

2

тест

Тема текста и проблема, поднятая в тексте

1

1

-

-

Опорные (ключевые) слова.

2

1

1

анализ текста

Комментарий проблемы

3

1

2

Редактирование текста

Авторская позиция.

2

1

1

-

Композиция текста

5

3

2

анализ текста

Синтаксис текста

1

1

-

-

Способы связи предложений в тексте.

2

1

1

тестовые упражнения

Лексические средства связи предложений в тексте.

1

0

1

тест

Итоговая работа

1

1

 Диагностика ( Эссе)

Всего часов по программе

33 ч.

18

15

Содержание учебного плана  (33 часов)

Введение. Знакомство с планом работы творческого объединения, правилами поведения, с инструкциями по охране труда.

Теория. 

Понятие о тексте. (1 ч.) Знакомство с понятием о тексте, с его основными признаками: цельность и связность. Виды связи предложений в тексте. Понятие об основной мысли текста.

Практика. 

Работа с текстами, составление опорных схем,  сравнительных таблиц. Тренировочные упражнения и тесты.

Теория. 

Типы текстов. (2 ч) Понятия типов повествование, описание, рассуждение. Отличительные особенности типов текста.

Практика. Составление собственных текстов на основе особенностей каждого типа. Анализ текстов. Тренировочные и тестовые упражнения.

Теория. 

Функциональные стили речи. (6ч.). Художественный, официально-деловой, научный, публицистический, разговорный стили, их особенности.

Практика.

Определение особенностей каждого стиля в соответствии с речевой ситуацией. Выполнение анализа текстов.

Теория. 

Средства выразительности в тексте. (4 ч.) Лексические средства, или тропы: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, ирония, гипербола, литота, оксюморон, перифраз.

Способы выражения сравнений. Синтаксические средства, или стилистические фигуры: инверсия, синтаксический параллелизм, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, эллипсис, умолчание, различные виды повторов, бессоюзие, многосоюзие, вопросно-ответная форма изложения, парцелляция.

Практика.

Тренировочные тесты и упражнения.

Теория. 

Тема текста и проблема, поднятая в тексте. (1 ч). Понятие о проблемеТипы проблемТема и идея текста. Основная мысль текста.

    Теория.

Опорные (ключевые) слова. (2 ч.)  Понятие об опорных(ключевых) словах. Роль ключевых слов при формулировании проблемы, поднятой в тексте. Использование ключевых слов для формулирования проблемы, поднятой в тексте.

Практическая работа: нахождение ключевых слов в текстах, формулирование проблемы.

Теория.

Комментарий проблемы.(3 ч.) Понятие комментария. Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Способы оформления комментария к проблеме. Цитирование при комментарии проблемы, поднятой в тексте.

Практическая работа: формулирование комментария по проблеме исходного текста.

Теория.

Авторская позиция. (2 ч.)  Понятие об авторской позиции в текстах разных типов (художественных, публицистических текстах). Автор и рассказчик. Способы выражения авторской позиции. 

Практика.

Работа с текстами разных типов, отработка умения формулирования авторской позиции

Теория.

Композиция текста. (5 ч)Понятие о композиции текста. Композиция текстов разных стилей. Виды вступлений и заключений. Особенности построение рассуждения. Композиция сочинения-рассуждения.

Практика.

Составление таблицы «Виды аргументов». Работа с текстами и упражнениями.

             Теория.

Синтаксис текста. (1 ч.)Предложения в составе текста. Количество предложений в тексте. Абзацное членение текста. Способы связи предложений в текстеЦепная и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи смысловых частей текста.

             Теория.

Лексические средства связи. (2 ч.) Однокоренные слова и их роль в связи предложений в тексте. Лексические и грамматические средства связи в тексте. Понятие о синонимах, антонимах, паронимах, многозначных и однозначных словах и их роль в связи предложений в тексте. Эмоционально-экспрессивная лексика.

Практика.

Работа с текстами.

Уроки развития речи. Итоговая работа. Практика. Составление текстов разных стилей и типов речи.

Календарный учебный график

№ п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Форма занятия

Формы контроля

Дата\ факт

Текст и его строение.

1.

Что такое текст?

Смысловые отношения между предложениями текста.

1.

Комбинированное занятие

(Конспектирование лекций учителя. Работа с текстами, составление опорных схем,  сравнительных таблиц. Тренировочные упражнения и тесты.)

Входная диагностика(Тест)

1.09

2.

Средства связи между предложениями текста: лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, интонационные, графические.

1.

8.09

3

Виды связи между предложениями в тексте: параллельная, цепная.

1.

15.09

Типы текста

4

Смысловые (функциональные) типы текстов: описание, повествование, рассуждение.

Сравнительная характеристика типов текстов.

1

Комбинированное занятие

(Составление опорного конспекта лекции учителя. Составление сравнительных таблиц. Анализ разных текстов как пример. Составление собственных текстов на основе особенностей каждого типа. Анализ текстов. Тренировочные и тестовые упражнения.)

тестовые упражнения

22.09

5

Практическое занятие. Создание собственного текста.

1

29.9

Функциональные стили речи.

6

Система функциональных стилей современного русского языка.

1

Составление конспекта рассказа учителя. Составление сравнительной таблицы «Стили языка». Определение особенностей каждого стиля в соответствии с речевой ситуацией. Выполнение анализа текстов.

анализ текстов.

6.10

13.10

20.10

27.10

7

Особенности научного стиля.  Особенности официально-делового стиля.

1.

8

Публицистический стиль.

1.

9.

Художественный стиль.

1.

10.

Особенности разговорного стиля

1.

10.11

17.11

11.

. Практическое занятие.

1.

Выразительные средства текста.

12

Лексические средства, или тропы: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, ирония, гипербола, литота, оксюморон, перифраз.

Способы выражения сравнений.

1

Занятие-практикум

(Составление словаря. Конспектирование лекций учителя. Тренировочные тесты и упражнения.

Составление тестов и тренировочных упражнений.)

Работа на тренажере

24.11

13

Эпитет или метафора?

Эпитет или олицетворение?

1.

1.12

14,

Синтаксические средства, или стилистические фигуры: инверсия, синтаксический параллелизм, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, эллипсис, умолчание, различные виды повторов, бессоюзие, многосоюзие, вопросно-ответная форма изложения и др.

1.

Выполнение тестов (задание 24 ЕГЭ) , анализ художественного текста с точки зрения использования в нем средств художественной выразительности.

Мини- проект : «Роль стилистических фигур в художественной и публицистической речи».

 

8.12

15

Вопросно-ответная форма изложения или риторический вопрос?

Что такое парцелляция?

1.

15.12

Тема текста и проблема, поднятая в тексте

16

Тема и идея текста. Основная мысль текста. Понятие о проблемеТипы проблем

1

Составление тезисного плана рассказа учителя. Работа с текстами разного стиля с целью определения у темы и идеи.

22.12

Опорные (ключевые) слова.

17

Понятие об опорных (ключевых) словах. Роль ключевых слов при формулировании проблемы., поднятой в тексте.

1

Конспектирование лекции учителя. Практическая работа: нахождение ключевых слов в текстах, формулирование проблемы.

анализ текста

12.1

18

Использование ключевых слов для формулирования проблемы, поднятой в тексте.

1

19.01

Комментарий проблемы

19

Понятие комментария. Комментарий к проблеме.

1

Работа с распечаткой по теме урока, составление опорного конспекта по теме урока. Практическая работа: формулирование комментария по проблеме исходного текста.

Редактирование текста

26.01

20

Типы информации в тексте. Способы оформления комментария к проблеме.

1

2.2

21

Цитирование при комментировании  проблемы, поднятой в тексте

1

9.02

Авторская позиция.

22,

 Понятие об авторской позиции в текстах разных типов (художественных, публицистических текстах). Автор и рассказчик.

1

Составление тезисного плана лекции учителя. Работа с текстами разных типов, отработка умения формулирования авторской позиции.

16.02

23,

Способы выражения авторской позиции.

Способы формулирования авторской позиции по поднятой в тексте проблеме.

1

2.3

Композиция текста

24

Понятие о композиции текста. Аргументация собственного мнения в сочинении-рассуждении.

1

Конспектирование лекции учителя. Составление таблицы

«Виды аргументов». Работа с текстами и упражнениями.

анализ текста

9.3

25

Особенности построение рассуждения. Композиция  сочинения.

1

Работа с текстами, которые требуют редактирования.

16.3

26

 Виды и формы вступления.

1

Составление опорной схемы на основе лекции учителя.

анализ текста

23.03

27

Виды заключений

1

6.04

28,

Практическая работа

1

Самостоятельная работа по редактированию текстов с точки зрения композиции.

Редактирование текста

13.04

Синтаксис текста

29-

Предложения в составе текста. Количество предложений в тексте. Абзацное членение текста.

1

Конспектирование лекции учителя.

20.04

Способы связи предложений в тексте.

30

Основные средства  связи между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связь предложений в тексте

1

Составление таблицы «Средства связи предложений в тексте». Работа с текстами.

тест

27.04

Лексические средства связи предложений в тексте

31

Смысловые средства связи частей в текстах различных стилей..

1

Отработка умений находить средства связи в текстах. Работа с текстами.

тест

11.05

32

Понятие о синонимах, антонимах, паронимах, однозначных и многозначных словах и их роль в связи предложений в тексте.

1

18.05

33

Итоговая работа

1

Эссе.

25.05

Литература для учителя и учащихся

  1. Русский язык в старших классах. Под ред. Розенталя.
  2. Вигилянская Е. Русский язык. Упражнения с ключами. Пишем сочинения грамотно.
  3. Михайлова Е. В. Тесты и тексты для комплексного анализа: 10-11 классы.- М.: 2007.                                                                          
  4. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы/  Пахнова Т. М. – М.: 2006.  
  5. Н.А.Сенина, Т.Н. Глянцева, Н.А.Гурдаева. Русский язык. “Заговори, чтобы я тебя увидел”. Нормы речи. Пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. Ростов-на-Дону.Легион. 2013.
  6. Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Ростов-на-Дону.Легион. 2013.
  7. “Пути анализа литературного произведения” М. Просвещение. 1985.
  8. Н.М. Шанский “Лингвистический анализ художественного текста” Л. 1990.
  9. Н.М. Шанский “Художественный текст под лингвинистическим микроскопом” Л. 1986.
  10. Э.А. Вартаньян “Путешествие в слово” М. Просвещение 1987.

Приложение 1

Опросник для школьников (11 класс)

«Сформированность универсальных учебных действий» (Тимонина Л.И.)

Инструкция: выскажи свое согласие или несогласие с утверждениями. Если ты с утверждением согласен, отвечаешь «да», то рядом с номером утверждения поставь «+»; если на не согласен, отвечаешь «нет», то поставить «-» .

Бланк ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Утверждения

  1. В школе у меня есть предметы, которые я изучаю с особым интересом
  2. У меня есть учебные предметы, которые мне даются легче, чем другим
  3. У меня есть увлечение вне школы
  4. Я считаю, что имею учебные достижения
  5. Я думал о том кем хочу стать в будущем
  6. Ради собственного маленького открытия я могу часами, неделями решать одну и ту же проблему
  7. Трудную задачу предпочитаю списать у соседа, а не решить сам
  8. Учебника мне вполне достаточно, чтобы подготовиться к занятию
  9. Не зная ответа на вопрос, часто надеюсь на подсказку
  10. Я люблю учиться
  11. Я прочитываю к занятиям не только основную, но и часть дополнительной литературы
  12. Мои интересы требуют терпения, усидчивости
  13. Я активно пользуюсь Интернетом для поиска учебной информации
  14. Занимаясь умственной работой, я могу жертвовать развлечениями, отдыхом
  15. Из источников информации я предпочитаю социальные сети
  16. Я знаю свои сильные и слабые стороны
  17. Мне часто не везет и я чувствую себя неудачником
  18. Я уверен в себе
  19. Я считаю себя неплохим человеком, хотя и не без недостатков
  20. Я        сомневаюсь,        что        могу        нравиться        кому-нибудь        из        представителей противоположного пола
  21. Мне важно помочь однокласснику, если он попал в беду
  22. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми
  23. Я считаю, что вежливость помогает хорошо себя чувствовать среди людей
  24. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес
  25. Если кого-то в школе обижают, я могу пройти мимо
  26. Я считаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы
  27. Я считаю, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки
  28. Я часто своими словами обижаю близких людей, не замечая этого
  29. Я расстраиваюсь, когда вижу плачущего человека
  30. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему
  31. Я умею четко поставить перед собой задачу в любой работе
  32. При решении задачи мне достаточно самого очевидного способа, я не ищу несколько способов решения задачи
  33. Я испытываю интерес к задаче после ее решения, то есть могу вернуться к ней для понимания способов, стратегии ее решения
  34. Я умею составлять план своей деятельности на день, неделю, месяц
  35. Мне часто не хватает времени для выполнения важных, в том числе учебных дел
  36. Я уже выбрал будущую профессию
  37. Я        знаю        в        каком        профессиональном        учебном        заведении        можно        получить интересную для меня профессию
  38. Я пока не занимаюсь развитием у себя необходимых для выбранной профессии личных качеств
  39. Я знаю о возможностях трудоустройства по выбранной профессии
  40. У меня есть запасные варианты, если не удастся с первого раза поступить в желаемое профессиональное учебное заведение
  41. Я с одинаковым старанием выполняю как интересную, так и неинтересную мне работу
  42. При возможности выбора я предпочитаю делать работу менее ответственную, но и менее интересную
  43. После того, как завершена какая-то работа, я привык обязательно проверять, правильно ли она выполнена
  44. Мне часто не хватает упорства для достижения поставленной цели
  45. Мне часто бывает трудно заставить себя сосредоточиться на какой-нибудь задаче или работе
  46. Я умею оценивать верность своего изложения материала, решения задачи
  47. Я умею найти разные способы проверки выполненной работы
  48. Я умею контролировать себя во время и после выполнения самостоятельной работы
  49. Я умею определить причины учебных затруднений и пути их устранения
  50. Иногда я затрудняюсь в оценке точности своих ответов
  51. Меня        останавливают        неудачные        попытки        решения        задачи,        выполнения упражнения
  52. Я способен без внешнего принуждения организовать свое время
  53. Я умею отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если я прав
  54. Я стремлюсь постоянно доводить начатое дело до конца
  55. Я проявлю терпение в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, шум, неудачи и т. п.)
  56. Я умею на уроке, во внеурочной деятельности, при выполнении проекта работать в паре, в группе
  57. Я умею договариваться с партнерами по группе, распределять работу
  58. Я умею оценивать свой вклад и общий результат деятельности
  59. Я умею создавать связные по стилю, типу речи композиции, высказывания на основе сравнения фактов, явлений
  60. Я умею доказать свою точку зрения в ходе спора
  61. Я умею найти нужную информацию в различных источниках
  62. Я        умею        находить,        передавать,        преобразовывать,        хранить        информацию        с использованием компьютера
  63. Я умею составлять план ответа, выступления
  64. Я умею готовить реферат, презентацию, доклад
  65. Я умею излагать текст 2-3 предложениями
  66. Я участвовал в реализации учебных проектов
  67. Проектная деятельность вызывает у меня интерес
  68. Есть интересная учебная проблема, которую я хотел бы разрешить с помощью проектной деятельности
  69. Я умею самостоятельно проводить научное исследование по определенной проблеме
  70. Я самостоятельно проводил учебный эксперимент
  71. У меня бывают конфликты с учителями
  72. Я        умею        держать        себя        в        руках        в        конфликтных        ситуациях        (при        спорах, незаслуженном обвинении и т. д.)
  73. Я умею тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. д.)
  74. Я стремлюсь проявить инициативу в учении, предлагая свой вариант решения задачи
  75. Я проявляю творчество, выдумку при решении различных (учебных, социальных) задач
  76. Я участвую в органах ученического самоуправления
  77. Я готов взять на себя организацию работы в группе по решению учебной или социальной проблемы
  78. Я часто предлагаю своим одноклассникам провести в классе что-то интересное
  79. Я успешен в общении с одноклассниками
  80. Все одноклассники ко мне хорошо относятся

Ключ

За каждое совпадение со шкалой ученик получает 1 балл

  1. Личностные универсальные учебные действия (вопросы 1-30) — 30 вопросов
  1. Готовность и способность к выбору направления профильного образования 1+; 2+; 3+; 4+; 5+;
  2. Учебно-познавательная мотивация и интерес к учению 6+; 7-; 8+; 9-; 10+;
  3. Готовность к самообразованию и самовоспитанию 11+; 12+; 13+; 14+; 15-;
  4. Адекватная позитивная самооценка и Я-концепция, способность к самопознанию 16+; 17-; 18+; 19+; 20-;
  5. Моральное        сознание на конвенциональном уровне, способность к решению моральных дилемм 21+; 22-; 23+; 24-; 25-;

6. Эмпатия 26+; 27+; 28-; 29+; 30-;

  1. Регулятивные универсальные учебные действия (вопросы 31-55) – 25 вопросов

  1. Самостоятельность в постановке новых учебных целей и задач 31+; 32-; 33+; 34+; 35-;
  2. Готовность к построению жизненных планов во временной перспективе 36+; 37+; 38-; 39+; 40+;

3. Саморегуляция 41+; 42-; 43+; 44-; 45-;

  1. Познавательная рефлексия 46+; 47+; 48+; 49+; 50-;
  2. Способность совершать волевые усилия 51+; 52+; 53+; 54+; 55+;
  3. Способность выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ 31 +, 32 -, 34 + , 44 -, 47 +
  1. Коммуникативные универсальные учебные действия (53, 56-60, 71-80) – 16 вопросов

  1. Умения осуществлять сотрудничество, диалог 56+; 57+; 58+; 59+; 60+;
  2. Умение продуктивно разрешать конфликты 53+, 57+, 71-; 72+; 73+;
  3. Коммуникативная рефлексия 53+, 57+, 61+, 79+, 80+ 4. Инициативность 74+; 75+; 76+; 77+; 78+;

  1. Познавательные универсальные учебные действия (46-50; 53, 57, 61-70, 79, 80) – 19 вопросов

  1. Познавательная рефлексия 46+; 47+; 48+; 49+; 50-;
  2. Навыки работы с информацией 61+; 62+; 63+; 64+; 65+;
  3. Участие в проектной, исследовательской деятельности, умения самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; 66+; 67+; 68+; 69+; 70+;

Отдельные универсальные действия могут считаться сформированными, если ученик из 5 предлагаемых в рамках данного действия утверждений получил 4 или 5 баллов. В противном случае действие не сформировано.

Для оценки сформированности группы универсальных действий необходимо, чтобы все включенные в группу действия считались сформированными.

Максимальные значения по каждой группе умений:

  1. Личностные универсальные учебные действия — 30 баллов
  2. Регулятивные универсальные учебные действия - 25 баллов
  3. Коммуникативные универсальные учебные действия – 16 баллов
  4. Познавательные универсальные учебные действия – 19 баллов

Затем сосчитать средний балл по каждой группе УУД, ученику и по классу в целом.

Для того, чтобы получить средний балл по группе УУД необходимо суммарное значение разделить на количество умений в каждой группе:

  1. Личностные универсальные учебные действия — разделить на 6
  2. Регулятивные универсальные учебные действия - разделить на 6
  3. Коммуникативные универсальные учебные действия – разделить на 4
  4. Познавательные универсальные учебные действия – разделить на 3

Для определения динамики можно сосчитать средние баллы по каждой  группе умений и по каждому школьнику.

По итогам опроса можно сделать вывод о сформированности отдельных умений и группы умений в целом.

Диагностика знаний и умений в области русского языка

РАЗДЕЛ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕЧИ

1. В какой строке суффиксы придают словам шутливую окраску?

  1. бумаженция, книженция, старушенция;
  2. солдатня, матросня, пацаньё
  3. спанье, суетня, кислятина
  4. скулеж, скукота, смехота

2.Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности является эпитет.

  1. Круглый шатер из оленьих шкур натянут на шесты.
  2. Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой.
  3. Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое.
  4. Пламя бушует и рвет, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр.

3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении.

Окончив обед и допив вторую чашку чая, он, словно лучший друг, похлопал меня по плечу и предложил папироску.

  1. эпитет        
  2. метафора        
  3. фразеологизм        
  4. сравнение

4.Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности является метафора.

  1. Из тумана выплыло девичье лицо, золотистое от полярного загара.
  2. Москва-река была до набережной покрыта шевелящимся одеялом тумана.
  3. Косматое нежаркое солнце садилось в леса.
  4. Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря.

5.Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении.

Ох, и злило это рабочих!

  1. инверсия
  2. метафора
  3. эпифора
  4. анафора

6. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении.

Не вспоминали они, как оберегал, ограждал, грудью защищал он их на собраниях…

  1. гипербола
  2. эпифора
  3. парцелляция
  4. градация

7.Укажите, какое синтаксическое средство используется в следующем отрывке:

Опять с вековой тоскою

Пригнулись к земле ковыли,

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали…

  1. градация
  2. эпифора
  3. анафора
  4. метафора

РАЗДЕЛ ТЕКСТ

1. Прочитайте текст и ответьте на вопрос задания.

У человека самая яркая пора - детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но увы, недоступная больше страна - остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. (В. Солоухин)

Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

  1. Какова роль детства в жизни человека?
  2. Почему всё, что связано с детством, представляется прекрасным?
  3. Почему воспоминания детства всегда волнуют нас?
  4. Какое влияние на формирование личности ребенка оказывают родители?

2. Прочитайте текст и ответьте на вопрос задания.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. 

Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности». 

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». (По Д. Лихачёву)

Укажите формулировку, в которой неоправданно сужается проблема текста.

  1. Проблема взаимосвязи речи человека и его интеллектуального и духовного развития.
  2. Как научиться хорошей речи?
  3. Употребление жаргонных слов.
  4. Проблема богатства и бедности речи человека.
  5. Как проявляется интеллигентность в речи человека?

3. Прочитайте текст и ответьте на вопрос задания.

Создание коллектива в школе или других учебных заведениях было неотъемлемой частью российской системы образования, тесно связанной с её целями и задачами, а также национальными особенностями. Безусловно, явление яркое и положительное, оно диктовало во многом и свои законы, влиявшие на систему в целом. Сейчас нередко приходится слышать о том, что среди российских студентов распространено такое явление, как списывание. Особенно негодуют сталкивающиеся с этим американские педагоги. В американских университетах плагиат является одним из самых страшных нарушений, за которое студент подлежит немедленному исключению. В России же на это смотрят сквозь пальцы, а на того, кто сообщит о подобном нарушении, ещё и посмотрят косо. Часто подобного рода явления ошибочно приписывают только советской системе и «тоталитарному» режиму. Однако корни его гораздо глубже. (А. Павловская)

В каком утверждении выражена позиция автора?

  1. Списывание всегда строго наказывается в российских учебных заведениях. 
  2. Опора на коллектив является недостатком российской системы образования. 
  3. В американских университетах списывание не рассматривается как серьёзное нарушение. 
  4. В российских учебных заведениях необходимо строже относиться к списыванию. 
  5. Автор считает, что списывание — это явление, возникшее в советское время как реакция на тоталитарное общество.

4. Рассмотрите фрагменты сочинений. В какой работе комментарий сформулирован верно?

  1. Автор поднимает проблему ненависти по отношению к другим народам. Ю. Лотман пишет: «Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови».
  2. Проблема, поднятая автором, очень актуальна. Да, это действительно так: ведь не каждый человек ценит то, что у него есть. Мир – это то, что нужно каждому из нас. Я говорю огромное спасибо людям, которые подарили мне жизнь в мирное время. Я знаю, что во время Великой Отечественной войны было много потерь, но, несмотря на это, люди готовы были отдать жизнь за свою родину. Я думаю, что наше поколение просто не понимает, что такое война.
  3. В тексте поднимается актуальная проблема – это проблема национальной розни. Позиция автора такова: каждая нация имеет право на существование.
  4. Юрий Лотман поднимает проблему межнациональных конфликтов. Автор по-настоящему встревожен тем, что всё чаще вынужден наблюдать «клиническое безумие ненависти» - проявления расовой вражды, разжигание национальной розни. Не случайно упоминание о том, что среди его друзей были представители самых разных национальностей. Люди должны поступать в отношении друг друга в духе равенства и братства, и нет оправдания тем, кто «разжигает кровавый туман» национальной розни, наживаясь на страданиях невинных людей.

Диагностическая  карта подготовки по русскому языку(Тема «Работа с текстом»)

  обучающегося 11 класса  _____________________________

 

Проверяемые знания (темы для повторения)

  1. 1

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

  1. 2

Средства связи предложений в тексте.

  1. 20

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

  1. 21

Функционально-смысловые типы речи

  1. 22

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические

обороты. Группы слов по происхождению и употреблению

  1. 23

Средства связи предложений в тексте.

  1. 24

Речь. Языковые средства выразительности.

Сочинение- рассуждение

  1. 1

Формулировка проблем исходного текста

  1. 2

Комментарий к сформулированной проблеме

  1. 3

Отражение позиции автора

  1. 4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

  1. 5

Смысловая цельность, речевая связность, последовательность излож.

  1. 6

Точность и выразительность речи

  1. 7

Соблюдение орфографических норм

  1. 8

Соблюдение пунктуационных норм

  1. 9

Соблюдение языковых норм

  1. 10

Соблюдение речевых норм

  1. 11

Соблюдение этических норм

  1. 12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Итоговый первичный балл:

                      Учитель русского языка           _______________ /________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Морское путешествие. Употребление наречий в текстах разных стилей

Урок, позволяющий повторить и обобщить знания и умения после изучения темы "Наречие" (7класс)....

Элективный курс по русскому языку : "Лингвостилистический анализ текстов разных стилей".

Элективный курс по русскому языку: " Лингвостилистический анализ текстов разных стилей"....

Урок русского языка для учащихся 8-х классов «Особенности употребления односоставных предложений в текстах разных стилей»

Цели урока: 1.     Повторить основные сведения об односоставных предложениях;2.     Обобщить и углубить знания по темам «Публицистический стиль речи» и «Ху...

Статья "Работа с текстами разных стилей при подготовке к ЕГЭ по русскому языку"

Статья для сборника "Жанрово-стилевой подход в преподавании русского языка и литературы  (XI Ушаковские чтения)"...

конспект урока- проекта Авторская позиция и способы ее выражения в текстах разных стилей

  Материал для подготовки к уроку по теме "Авторская позиция и способы ее выражения в текстах разных стилей".К данному конспекту есть несколько приложений, а именно: кластер к уроку, текст...

Авторская программа факультативного курса "Тексты разных стилей речи"

Данный курс помогает подготовить учащихся к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ, в которых одним из компонентов экзамена являются изложение, сочинение.  Изучая тексты, способы его восприятия, ученик накапли...

Рабочая программа элективного курса "Работа с текстами разного стиля"

Курс  рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов  в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ и намечает приоритет...