Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме "Сказуемое. Составное именное сказуемое»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

 Шакирова Финзира Галимзяновна
ТЕМА: СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ
Цели: отработать умения различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): 
актуализация знаний о составном именном сказуемом, его функции в речи, развитие умений сопоставлять разные виды сказуемых, углубление знаний о грамматическом и лексическом значении составных сказуемых; 
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной  
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
Тип урока: объяснение нового материала
Оборудование : карточки, учебник, доска, листы А4
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:11.12.2023

Предмет:русский язык

Класс: 8б

Учитель:Шакирова Финзира Галимзяновна

ТЕМА: СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ

Цели: отработать умения различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.

Планируемые образовательные результаты
Предметные
(объем освоения и уровень владения компетенциями): 
актуализация знаний о составном именном сказуемом, его функции в речи, развитие умений сопоставлять разные виды сказуемых, углубление знаний о грамматическом и лексическом значении составных сказуемых; 
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной  

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него.

Тип урока: объяснение нового материала
Оборудование : карточки, учебник, доска, листы А4

Ход урока

1.Орг.момент

Добрый день, ребята!

Сейчас мне хочется, чтобы вы  порадовали друг другу подарками. Как вы думаете, что  можно дарить без ограничений?

Действительно, улыбка - это один из самых простых, приятных   подарков, которые люди могут дарить друг другу без ограничений.

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт.

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска её боится! Что же это?(улыбка)
 

Какую роль в жизни играет улыбка?

 А знаете ли вы, что улыбка – лекарство от стресса. Вы не пробовали , когда у вас плохое настроение, улыбнуться самому себе? Нет? А, зря! Учёные уверяют, что лучшее лекарство от стресса – это наша с вами улыбка. Так как она запускает в нашем организме   такие процессы, при котором чувство тревоги уменьшается, уменьшается и частота дыхания и сердечных сокращений, повышенное артериальное давление нормализуется, улучшаются процессы пищеварения и даже нормализуются показатели сахара в крови. Так что, лучшее лекарство от стресса и от других болезней – это улыбка! Давайте ещё раз улыбнёмся!

Выдаются листы самооценки с изображением улыбки.

Притча

Спросил как- то учитель троих своих учеников:

-Почему бьется оконное стекло, когда в него бросают камень?

 -Потому, что камень тяжелый, – отвечал один из них.

-Потому, что стекло хрупкое, – изрек другой.

-Потому, что метнувшая камень рука была сильна и удар точный, – ответил третий. -Никто из вас троих не дал правильного ответа, братья мои! Потому что окно было закрыто!

Так и в жизни Друзья. В жизни каждого из нас есть шанс на успех, удачу, счастливую жизнь, но в большинстве случаев наше окно закрыто.

Как вы поняли  данную притчу?

А в каком значении употребляется слово окно?

Научитесь идти по Пути с открытыми сердцами

  1. Повторение изученного. 

1) Орфографическая пятиминутка. Выписать слова с пропущенными буквами. Раскрыть скобки.

Спр.сил как ( то) учитель троих своих учеников:

-Почему б.ется око(н,нн)ое стекло, когда (в) него бросают камень?

 -Потому, что камень т.желый, – отвечал один из них.

-Потому, что стекло хрупкое, – изрек другой.

-Потому, что метнувшая камень рука была сильна и удар точный, – ответил третий. -Никто из вас троих (не) дал правильного ответа, братья мои! Потому что окно было закрыто!

1.Выпишите действительное причастие прошедшего времени.

2.Словосочетание со связью согласования, управления, примыкания

2)Фронтальный опрос

- В первых двух строчках найдите сказуемые?

-Что такое сказуемое? (Сказуемое главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?)

-С какими видами сказуемых мы уже познакомились?

3) Работа в группе( составить кластер, рекламу)

Первая группа рекламирует -простое глагольное сказуемое

Вторая- составное глагольное сказуемое

(- Простым глагольным сказуемым называется сказуемое, выраженное одним глаголом в каком-либо наклонении.)

(- Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого (наклонение, время, лицо), и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.)

  1. Практическая разминка.

Работа в паре ( что объединяет данные предложения?)

Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.

а) Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть.)

б) Собрание начнется в назначенный срок. ( должно начаться)

в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. ( должен помочь)

д) Она водит машину. ( умеет водить)

3.Изучение новой темы

Работа в группе

Давайте  выпишем  из притчи следующие предложения:

Спросил как- то учитель троих своих учеников

Рука была сильна.

Окно было закрыто

 Найдите сказуемые и определите их тип. Подпишите части речи

С какими трудностями вы столкнулись?

 Ответьте на вопросы.

- Какая часть речи входит в состав сказуемого?

(имя прилагательное, существительное, т.е. именная часть)

- Как мы можем назвать сказуемое, в состав которого входит именная часть?

(именное)

- Если сказуемое состоит из нескольких слов, оно будет простым или составным?

(составным)

- Значит, мы изучаем сегодня на уроке какое сказуемое?

(составное именное сказуемое)

- Следовательно, тема урока

(составное именное сказуемое)

- Запишите тему урока. (Составное именное сказуемое)

(Сформулируйте цель урока. отработать умения различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.)

Физминутка.

Вращение головой, плечами.

Исследовательская работа. Представьте, что вы молодой учитель. Вам предстоит ребятам объяснить новую тему, подумайте: как это сделать, чтобы понял каждый ученик. Работа в группе.

Определите в какой из частей составного именного сказуемого выражается его грамматическое значение, а в какой лексическое

- Прочитайте правило в учебнике. стр.64

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/035b/0002aef2-03f92c9a/img2.jpg

О чём мы не говорили? ( глагол-связка чаще всего отсутствует)

Дом построен.

Стихотворение выучено.

 .

Тренировочные упражнения

Задание для работы  в паре: определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого

1.Он был весёлый.

3. Трижды девять – двадцать семь.

4. Туфли мне впору.

5. Правда светлее солнца.

6. Брови её были сдвинуты.

7. На таком заводе два инженера – капля в море

Фронтальная работа .

Найти составные  именные сказуемые, указать , чем выражены

1. Фонари не  зажжены

2.Работа не закончена.

3.Рассказы не интересны

4.Она была умна.

5.Я буду учителем.

Работа в паре

Перестроить предложения, заменяя простое глагольное сказуемое именным

( на доске)

1. Луна осветила окрестности.-Окрестности освещены луной.

2.Книгу иллюстрировал известный художник.- Книга

иллюстрирована известным художником.

3. Новый дом построил дед.- Новый дом построен дедом.

III. Работа с учебником

Упр 110 стр.65  ( самостоятельно)

IV.Работа по подготовке к ГИА.  Формулировка задания такова: Найдите грамматическую основу такого-то предложения. Написать СГС, СИС, ПГС

Тебя можно слушать вечно, Пушкин!      СГС

 Взрослых не было видно.                          СИС

 До сих по помнят в деревне Белогрудку.  ПГС

 Толику стало страшно.                               СИС

 Тебя никогда нельзя понять…                   СГС

 Только её слёзы были лёгкие.                    СИС

 И вот что из этого получилось.                  ПГС

  Галочка, пойдём  в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут.     ПГС

 

V. Рефлексия

Закончите фразу: сегодня я узнал много…, мне понравилось то,..,

теперь я смогу…, я понял, что сказуемые…

VI.Домашнее задание: выучить § 21, упр. 107,  или 108, или 109 стр 65;

Индивидуальное задание: составить предложение с составным  именным  сказуемым (СИС), характеризующим человека или предмет, используя в качестве именной части полные и краткие прилагательные.

https://myslide.ru/documents_7/79e042ef157562a2336c83a3d5e8c5eb/img10.jpg

Оценочный лист https://i.pinimg.com/originals/10/18/2a/10182ad57f45b50d1f78470aa26c4bf5.jpg

Вид деятельности

Результаты

1.Орфографическая пятиминутка

2.Работа в группе. Реклама.

3.Практическая разминка.

4.Исследовательская работа

5.Тренировочные упражнения

6.Самостоятеная работа

7.Проверь " Есть ли ошибки?"

итого

Тебя можно слушать вечно, Пушкин!      СГС

 Взрослых не было видно.                          СИС

 До сих по помнят в деревне Белогрудку.  ПГС

 Толику стало страшно.                               СИС

 Тебя никогда нельзя понять…                   СГС

 Только её слёзы были лёгкие.                    СИС

 И вот что из этого получилось.                  ПГС

  Галочка, пойдём  в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут.     ПГС

Тебя можно слушать вечно, Пушкин!      СГС

 Взрослых не было видно.                          СИС

 До сих по помнят в деревне Белогрудку.  ПГС

 Толику стало страшно.                               СИС

 Тебя никогда нельзя понять…                   СГС

 Только её слёзы были лёгкие.                    СИС

 И вот что из этого получилось.                  ПГС

  Галочка, пойдём  в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут.     ПГС

Тебя можно слушать вечно, Пушкин!      СГС

 Взрослых не было видно.                          СИС

 До сих по помнят в деревне Белогрудку.  ПГС

 Толику стало страшно.                               СИС

 Тебя никогда нельзя понять…                   СГС

 Только её слёзы были лёгкие.                    СИС

 И вот что из этого получилось.                  ПГС

  Галочка, пойдём  в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут.     ПГС

Тебя можно слушать вечно, Пушкин!      СГС

 Взрослых не было видно.                          СИС

 До сих по помнят в деревне Белогрудку.  ПГС

 Толику стало страшно.                               СИС

 Тебя никогда нельзя понять…                   СГС

 Только её слёзы были лёгкие.                    СИС

 И вот что из этого получилось.                  ПГС

  Галочка, пойдём  в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут.     ПГС

Выписать слова с пропущенными буквами. Раскрыть скобки.

Спр.сил как ( то) учитель троих своих учеников:

-Почему б.ется око(н,нн)ое стекло, когда (в) него бросают камень?

 -Потому, что камень т.желый, – отвечал один из них.

-Потому, что стекло хрупкое, – изрек другой.

-Потому, что метнувшая камень рука была сильна и удар точный, – ответил третий. -Никто из вас троих (не) дал правильного ответа, братья мои! Потому что окно было закрыто!

Выписать слова с пропущенными буквами. Раскрыть скобки.

Спр.сил как ( то) учитель троих своих учеников:

-Почему б.ется око(н,нн)ое стекло, когда (в) него бросают камень?

 -Потому, что камень т.желый, – отвечал один из них.

-Потому, что стекло хрупкое, – изрек другой.

-Потому, что метнувшая камень рука была сильна и удар точный, – ответил третий. -Никто из вас троих (не) дал правильного ответа, братья мои! Потому что окно было закрыто!

Выписать слова с пропущенными буквами. Раскрыть скобки.

Спр.сил как ( то) учитель троих своих учеников:

-Почему б.ется око(н,нн)ое стекло, когда (в) него бросают камень?

 -Потому, что камень т.желый, – отвечал один из них.

-Потому, что стекло хрупкое, – изрек другой.

-Потому, что метнувшая камень рука была сильна и удар точный, – ответил третий. -Никто из вас троих (не) дал правильного ответа, братья мои! Потому что окно было закрыто!

Выписать слова с пропущенными буквами. Раскрыть скобки.

Спр.сил как ( то) учитель троих своих учеников:

-Почему б.ется око(н,нн)ое стекло, когда (в) него бросают камень?

 -Потому, что камень т.желый, – отвечал один из них.

-Потому, что стекло хрупкое, – изрек другой.

-Потому, что метнувшая камень рука была сильна и удар точный, – ответил третий. -Никто из вас троих (не) дал правильного ответа, братья мои! Потому что окно было закрыто!

а) Деревья пожелтели.

б) Собрание начнется в назначенный срок.

в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач.

д) Она водит машину.

а) Деревья пожелтели.

б) Собрание начнется в назначенный срок.

в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач.

д) Она водит машину.

а) Деревья пожелтели.

б) Собрание начнется в назначенный срок.

в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач.

д) Она водит машину.

а) Деревья пожелтели.

б) Собрание начнется в назначенный срок.

в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач.

д) Она водит машину.

а) Деревья пожелтели.

б) Собрание начнется в назначенный срок.

в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач.

д) Она водит машину.

а) Деревья пожелтели.

б) Собрание начнется в назначенный срок.

в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач.

д) Она водит машину.

Задание для работы  в паре: определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого

1.Он был весёлый.

3. Трижды девять – двадцать семь.

4. Туфли мне впору.

5. Правда светлее солнца.

6. Брови её были сдвинуты.

7. На таком заводе два инженера – капля в море

Задание для работы  в паре: определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого

1.Он был весёлый.

3. Трижды девять – двадцать семь.

4. Туфли мне впору.

5. Правда светлее солнца.

6. Брови её были сдвинуты.

7. На таком заводе два инженера – капля в море

Задание для работы  в паре: определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого

1.Он был весёлый.

3. Трижды девять – двадцать семь.

4. Туфли мне впору.

5. Правда светлее солнца.

6. Брови её были сдвинуты.

7. На таком заводе два инженера – капля в море

Задание для работы  в паре: определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого

1.Он был весёлый.

3. Трижды девять – двадцать семь.

4. Туфли мне впору.

5. Правда светлее солнца.

6. Брови её были сдвинуты.

7. На таком заводе два инженера – капля в море


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".

Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....

Конспект урока по русскому языку по теме «Простые и составные числительные»

Конспект урока с использованием проблемного обучения, информационно-коммуникационных, игровых и здоровьесберегающих технологий...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Тире между подлежащим и сказуемым"

Данный урок предполагает повторение по теме «Тире в простом предложении». В начале урока предлагается провести проверочную работу  по теме «Простое предложение» для подгот...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Связь имени прилагательного с именем существительнымЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о смысловом значении имен прилагательных, ...